Предупреждение преступности несовершенолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа

Описание работы

Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.28 Кб (Скачать файл)

Бесцельное времяпрепровождение  отрицательно сказывается на нравственном и физическом развитии несовершеннолетних. Так называемый «фактор улицы» нередко  играет вспомогательную роль при  вовлечении их в распитие спиртных напитков, в совершение антиобщественных поступков. В связи с этим отметим, что роли развлечений в жизни  несовершеннолетних не всегда еще отводится  должное место. Именно безделье, отсутствие интересных дел толкают несовершеннолетних в объятия сомнительных знакомых. Иные подростки в поисках «приключений»  незаметно попадают под влияние  взрослых, ведущих антиобщественный образ жизни. Следовательно, причины  антиобщественного поведения подростков в сфере досуга чаще всего связаны  с неудовлетворительной организацией свободного времени и ненадлежащими способами его проведения. Кроме того, в последние годы фактически отсутствует организационная работа по борьбе с бесцельным времяпровождением несовершеннолетних со стороны школ, не привлекаются к работе с трудными подростками в инспекциях по делам несовершеннолетних шефы-наставники, общественные воспитатели из трудовых коллективов, высших учебных заведений и т. д.

5 Недостатки и упущения в воспитательной, трудовой работе учебных заведений и правоохранительных органов

Несовершеннолетних воспитывают  семья, школа, и особенно следует  обратить внимание на такую категорию, как труд, имеющую первостепенное значение в процессе становления  личности. Труд несовершеннолетних фактически начинается в семье; значительно  усложняясь при включении в учебный  процесс, и приобретает в определенной мере стабильные формы и стабильное содержание (пусть и на разных уровнях) при вхождении в трудовой коллектив. Любые недостатки и промахи в  трудовом воспитании детей и подростков в семье, школе, на производстве - это  и есть условие, способствующее правонарушениям  несовершеннолетних.

Это, в частности, подтверждается тем  фактом, что состояние, структура  и динамика преступности несовершеннолетних в значительной степени зависимы от местных условий или от состояния  самой организации трудового  воспитания непосредственно на производстве. Например, преступность несовершеннолетних в сельской местности заметно  ниже по сравнению с городами, что  объяснимо не только общим меньшим  вредным влиянием взрослых, но и  тем, что в сельской местности  дети и подростки раньше и активнее включаются в труд (домашний, сельскохозяйственный).

Значительный ущерб трудовому  воспитанию несовершеннолетних наносят  необоснованные увольнения с работы или их самих, или их родителей, поскольку  такого рода происшествия всегда болезненно воспринимаются всеми членами семьи, особенно подростками. Следовательно, с вступлением несовершеннолетних в самостоятельную трудовую жизнь, с одной стороны, резко возрастает роль трудовых коллективов по их трудовому и нравственному воспитанию, с другой - трудовые коллективы имеют широкие возможности ограждать несовершеннолетних работников не только от «сослуживцев» с аморальным поведением, но и от таких же лиц, не работающих или работающих в других коллективах; в то же время острие профилактической работы трудовой коллектив может и обязан непосредственно направлять против взрослых «вовлекателей». Активное воздействие трудовых коллективов на воспитание несовершеннолетних и обеспечение изоляции их от вредных влияний - основной путь в профилактике, устранении способствующих правонарушениям условий.

Общепризнано, что одно из главных  мест в воспитании детей и подростков занимает школа, являющаяся центром  воспитательной работы. Несовершеннолетние значительную часть своего времени  проводят в стенах школ, колледжей  и вузов. Поэтому важное значение в положительной ориентации подростка  принадлежит установлению нормальных отношений с коллективом, к которому он принадлежит (класс, группа и т. д.). В случаях, когда есть какие-либо затруднения для таких контактов, подросток тянется к новому коллективу вне учебного заведения, в ряде случаев  попадая под негативное влияние  взрослых лиц с аморальным поведением. Следовательно, роль учебного коллектива в формировании положительных качеств  личности несовершеннолетнего трудно переоценить. Однако социально-экономические  трудности в республике сказались  и на деятельности школ. По данным на 1 января 1998 года Министерством образования, культуры и здравоохранения РК отмечено25:

- с 1991 по 1997 г. число интернатских  учреждений сократилось на 1042 единицы,  внешкольных (музыкальные, художественные  школы, станции юных натуралистов, техников, спортивные школы, стадионы  и пр.) - на 937;

- количество школ в 1998 г., по  сравнению с 1995 г. уменьшилось  на 476;

- закрыто 6838 детских садов и  яслей;

- уволено педагогов: 1991 г. - 3500, 1995 г. - 9222, 1997 г. -13000.

В настоящее время благодаря  программе всеобуча, по указу Президента, решаются проблемы детей, которые повсеместно  привлекаются к учебе. Открываются  новые школы: общеобразовательные, творческие, спортивные - с целью  образования, заполнения досуга.

Вместе с тем такие факторы, как неуспеваемость, второгодничество, низкий уровень общей культуры, приводят к тому, что подростки теряют интерес  к учебе, бездельничают, а впоследствии могут стать на путь различного рода правонарушений.

Практика показывает, что только в тесном контакте школы с семьей подростка возможно достижение положительных  результатов в воспитательной работе с несовершеннолетними, отстающими в учебе и нарушающими дисциплину. Результаты проведенных исследований показывают, что более 2/3 (71%) несовершеннолетних правонарушителей плохо учились, многие были второгодниками (39,8%), исключенными из школы, колледжа, вуза или сами оставили учебу. Несовершеннолетние, по тем или  иным причинам оставившие учебное заведение, чаще всего попадают в неблагоприятную  среду. В связи с этим важная роль в формировании у школьников и  учащихся правильных нравственно-правовых представлений принадлежит педагогам, которым важно целенаправленно  спланировать индивидуальную работу с  «трудными» подростками, склонными  к правонарушениям или замеченными  в отрицательных связях со взрослыми. При этом учителям необходимо поддерживать систематическую связь с родительскими  комитетами, играющими активную роль и проводящими систематическую  работу по воспитанию подростков.

В деле предупреждения правонарушений несовершеннолетних одно из главных  мест должно занимать воспитание правового  сознания. В настоящее время во всех общеобразовательных школах введен курс «Основы государства и права», который способствует формированию у школьников знаний о соблюдении моральных и правовых норм. Практика подтверждает, что несовершеннолетние не всегда могут дать верную оценку отрицательным воздействиям взрослых лиц, нередко попадая под их негативное влияние. В связи с этим важное значение приобретает доведение  до сведения учащихся учебных заведений  основных норм уголовного законодательства, особенно предусматривающих охрану их нравственного и физического  развития (гл. 2 Особенной части УК РК «Преступления против семьи и  несовершеннолетних»).

Таким образом, учебные заведения  как коллективы образования, трудового  воспитания, самовоспитания и самоутверждения  личности несовершеннолетнего должны играть одну из главных ролей в  процессе воспитания, выступать заслоном в тех случаях, когда несовершеннолетний попадет в неблагоприятную среду.

Проведенные исследования показывают, что встречаются случаи, когда  отдельные сотрудники органов внутренних дел не осуществляют должного надзора  за лицами, вернувшимися из мест лишения  свободы, ведущими паразитический образ  жизни, не принимают эффективных  мер по выявлению преступных групп  взрослых и несовершеннолетних.

Важно также подчеркнуть значение изучения сотрудниками ИДН личности подростка, ознакомления с условиями  семейного воспитания, с положением дел в учебном заведении. Однако на практике обязательные требования при решении вопроса о постановке несовершеннолетнего на учет не всегда соблюдаются. Это приводит к различного рода упущениям в работе с подростками. Поэтому нередки случаи, когда  сотрудники ИДН ограничивают число  подопечных, опасаясь количественного  роста лиц данной категории. Между тем практика подтверждает, что чем более широкий круг «трудных» подростков, которые могут оказаться под негативным воздействием отрицательной среды и разлагающим влиянием взрослых правонарушителей, взят на учет, тем значительнее прослеживается снижение правонарушений среди несовершеннолетних в том или ином регионе.

Известно, что зачастую контакты с  рецидивистами и лицами, ранее  судимыми, оказывают решающее влияние  на формирование антиобщественной ориентации личности несовершеннолетних. Правоохранительным органам совместно с общественностью  необходимо вести постоянный контроль за образом жизни, поведением, контактами, связями рецидивистов и лиц, ранее  судимых, не вставших на путь исправления, в целях предупреждения их негативного  влияния на несовершеннолетних.

Острой остается и проблема высокой  текучести кадров в правоохранительных органах, которая объясняется различными факторами: резким увеличением нагрузки, недостаточно высокой оплатой труда, возросшей требовательностью, уходом отдельных сотрудников в частные  фирмы. За два последних года по этим и другим причинам уволились сотни  работников МВД, прокуратуры, суда. Вместе с тем имеют место случаи направления  в правоохранительные органы приспособленцев, случайных людей, не имеющих профессиональной подготовки, что в свою очередь  приводит к многочисленным нарушениям законности с их стороны

1.3 Криминологическая характеристика  преступности несовершеннолетних  с психическими аномалиями

 

преступность несовершеннолетних с 

психическими аномалиями отдельно в официальной статистике не

учитывается. Имеются некоторые  данные о количестве преступлений,

совершенными несовершеннолетними, состоящими на учете в 

психоневрологическом диспансере, и в отношении которых проводилась 

судебно-психиатрическая  экспертиза. В связи с этим представился сложным 

сам эмпирический процесс  получения достоверной информации о данном

явлении. Немаловажное значение имеет скрытый характер психических 

аномалий, учет которых вообще невозможен. Поэтому исследование

состояния, структуры и  тенденций преступности несовершеннолетних с 

психическими аномалиями проведено в комплексе с общей  преступностью 

несовершеннолетних.

Изучение статистических данных показало, что в настоящее  время на

территории России отмечается устойчивая тенденция к сокращению уровня

преступности в среде  несовершеннолетних16. В 2011 году, по сравнению  с 

2005 годом, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними 

снизилось на 49,24 % (с 154 734 до 78 548), при этом удельный вес тяжких и 

особо тяжких преступлений снизился лишь 16,7 % (с 35,9 в 2005 году до

29,9 в 2011 году).

В структуре преступлений, совершаемых несовершеннолетними  по

итогам 2011 года более половины или 53 % - это кражи чужого имущества,

что объяснимо спецификой данного вида преступления и личностью 

несовершеннолетнего, 17 % - корыстно-насильственные хищения (грабежи и 

разбойные нападения), менее  распространены насильственные преступления

(убийства, нанесения тяжких  телесных повреждений, изнасилование)  и 

незаконный оборот наркотических  средств, количество которых в указанной 

структуре составило по 3 %.

Результаты изучения правоприменительной  практики позволили 

констатировать, что лица с психическими аномалиями совершают 

примитивные преступления, связанные с хищением продуктов  питания и 

потребительских товаров  повышенного спроса (кражи составляют 75 % всей

корыстной преступности олигофренов  и свыше 80 % корыстной 

16 См.: Преступность и правонарушения (2005-2009). Статистический сборник. - М., 2010; Преступность и 

правонарушения (2006-2011). Статистический сборник. - М., 2011.18

преступности лиц, имеющих  органические поражения центральной  нервной 

системы).

Среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, чаще

всего встречаются такие  аномалии: психопатии и психопатические  состояния 

– у 34 %; органические поражения  центральной нервной системы  – 21 %;

ушибы головного мозга  – 17 %; хронический алкоголизм - у 16 %. Среди 

убийц лица с психическими аномалиями составляют более 71 %. Из общего

количества несовершеннолетних с психическими аномалиями,

привлекавшихся за 2011 г. по ст. 105 УК РФ, психопаты составляли 56 %; по

ст. 162 – 62,3 %; по ст. ст. 213 – 48 %.

Самым распространенным преступлением  среди несовершеннолетних с 

психическими аномалиями (в большинстве, среди олигофренов, психопатов)

является кража. Причем, в  основном они совершают кражи  самостоятельно

(среди олигофренов в  59,4 %, среди психопатов – 49,9 %). Среди 

олигофренов, совершивших  кражи, в состоянии опьянения  находилось 18,1

%, среди психопатов –  39,6 %.

Для структуры преступности несовершеннолетних лиц с психическими

аномалиями характерно совершение 12–15 видов преступлений, которые 

образуют три группы преступлений:

а) преступления против личности;

б) преступления против собственности;

в) преступления против общественной безопасности и здоровья

населения.

Особенно отягощают психическую  аномалию несовершеннолетних

присоединяющийся алкоголизм и наркомания.

Информация о работе Предупреждение преступности несовершенолетних