Предмет криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:33, курс лекций

Описание работы

Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания в области криминологии необходимы не только сотрудникам органов внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции, другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Файлы: 1 файл

учебник криминологии.docx

— 198.14 Кб (Скачать файл)

 

4. Причины и условия  преступности можно различать  и по направленности, механизму  их действия. Одни из них детерминируют  неблагоприятное нравственное формирование  личности (недостатки семейного,  школьного, армейского воспитания, отрицательное влияние окружения  и др.), другие связаны с внешними  по отношению к индивиду условиями  и ситуациями.

 

Первая группа детерминант  больше связана с причинами преступности, вторая содержит по преимуществу условиями  совершения преступлений. Условия, в  свою очередь, классифицируют на формирующиеся (связаны с противоречиями в обществе) и способствующие (недостатки в системе  профилактики и отсутствие организации  и управления).

 

5. Причины и условия  преступности классифицируются  также с точки зрения их  временной и пространственной  распространенности. Здесь различают:

 

• причины и условия, действующие  относительно постоянно и временно (в связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

 

• причины и условия, действующие  на всей территории государства, в отдельных  его регионах и специфических  зонах (республиках, портовых городах, курортных зонах, прилегающих к  государственной границе, и др.), а также имеющие местный, локальный  характер.

Тема 7

Причины индивидуального  преступного поведения 

 

Анализ причин и условий  конкретного преступления, индивидуального  преступного поведения подчинен непосредственно практическим задачам  предупреждения и выявления преступности. Причины и условия конкретного  преступления, индивидуальные обстоятельства его совершения могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях  всегда проявляется нечто общее, поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

 

Социально-психологические  явления – взгляды, традиции, привычки – часто называют субъективными  детерминантами преступности, а все  то, что находится вне индивида и влияет на его психологию, –  объективными ее детерминантами. Это  криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет  и иную, философскую, интерпретацию.

 

С этой точки зрения субъективными  причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые  зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков  этой деятельности. Объективные детерминанты преступности связаны с внешними по отношению к индивиду условиями  и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление  алкоголем и пр.).

 

Мотивации преступного поведения. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению появившегося дефицита. Возникающая  потребность вызывает мотивационное  возбуждение соответствующих нервных  центров и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые  механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий, и  на основе этого формируется целенаправленное действие. Таким образом, актуализированная  потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние –  мотивацию.

 

Мотивация – это обусловленное  потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.[3]

 

От мотивационного состояния  зависит допуск в кору головного  мозга тех или иных сенсорных  возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула  обусловлена не только его объективными качествами, но и мотивационным состоянием организма (утолив голод, организм не станет реагировать даже на самую вкусную  пищу).

 

Обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются  тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и  схемы деятельности по овладению  требуемым объектом. Эти схемы, или  программы, поведения могут быть либо врожденными, инстинктивными, либо основанными на индивидуальном опыте, либо заново созданными из элементов  опыта.[4]

 

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения  достигнутых промежуточных и  итоговых результатов с тем, что  было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное  напряжение и, вызывая положительную  эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности, включая его в фонд полезных действий. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим поисковой  деятельности. Таким образом, мотивация  – это индивидуализированный  механизм соотнесения внешних и  внутренних факторов, определяющий способы  поведения данного индивида.

 

В человеческой жизнедеятельности  сама внешняя обстановка может актуализировать  различные потребности. Так, в преступно-опасной  ситуации один человек руководствуется  только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность  выполнения гражданского долга, у третьего – потребность проявить удаль  в схватке, отличиться и т. д. Все  формы и способы сознательного  поведения человека определяются его  отношениями к различным сторонам действительности.

 

Виды мотивационных состояний. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

 

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей  ситуации определенным образом, возникающая  на основе прошлого опыта. Установки  являются неосознанной основой поведенческих  актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой  оно совершается. Различаются следующие  виды установок.

 

1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность  шейного отдела позвоночника  к движению головы).

 

2. Сенсорно-перцептивная  установка (ожидание звонка, выделение  значимого сигнала из общего  звукового фона).

 

3. Социально-перцептивная  установка – стереотипы восприятия  социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется  как признак криминализованной  личности).

 

4. Когнитивно-познавательная  установка (например, предубеждение  следователя в отношении виновности  подозреваемого ведет к доминированию  в его сознании обвинительных  доказательств, оправдательные доказательства  отступают на второй план).[5]

 

Мотивационное состояние  человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности  человека как организма, индивида и  личности. Это отражение необходимых  условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

 

Интерес – избирательное  отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь  интересов с потребностями не является прямолинейной, а иногда она  и не осознается вовсе.

 

В соответствии с потребностями  интересы подразделяются по следующим  основаниям:

 

• по содержанию (материальные и духовные);

 

• по широте (ограниченные и  разносторонние);

 

• по устойчивости (кратковременные  и устойчивые).

 

Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом  является продажа товара).

 

Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С  интересами человека тесно связаны  его желания.

 

Желание – это мотивационное  состояние, при котором потребности  соотнесены с конкретным предметом  их удовлетворения. Если потребность  не может быть удовлетворена в  данной ситуации, но ситуация удовлетворения может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением. Стремление с  отчетливым представлением необходимых  средств и способов действия является намерением.

 

Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное  стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями  и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

 

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями, а при  навязчивом тяготении к определенной группе объектов – влечениями.[6]

 

Как таковых преступных мотивов  не бывает. Человек несет ответственность  за общественно опасное противоправное деяние, а не за смысл данного  действия для данной личности. Таким  образом, мотивация преступного  поведения в целом не отличается от мотивации поведения вообще. И  в том и в другом случае действуют  те же установки, интересы, желания, стремления и влечения. Единственное отличие  заключается в реализации мотивов.

 

С точки зрения нравственно-психологической  свобода воли преступника определяется степенью отклонения социальных установок  личности от положительных стереотипов. Чем более лицо заражено антиобщественными  взглядами и привычками, тем выше его способность избрать общественно  опасный вариант поведения и  тем выше свобода его «преступной» воли. Так, авторы одного из учебников  по уголовному праву рекомендуют  суду выяснять степень нравственной испорченности субъекта для установления того, явилось ли рассматриваемое  преступление логическим завершением  антиобщественной ориентации личности, либо оказалось случайным явлением на его жизненном пути.

 

Нравственный и психологический  моменты свободы воли характеризуют  единое свойство личности преступника, поэтому и оценка конкретной степени  свободы воли зависит от одновременного учета ее формальной и содержательной сторон. Так, наличие большого преступного  опыта у лица позволяет сделать  вывод не только о его нравственной испорченности, но и о возросшей  способности действовать со знанием  «преступного дела».

 

Сильная или слабая воля может относиться как к морально воспитанному, так и к аморальному  лицу. Поэтому субъект с «безнравственной», но сильной волей в случае совершения преступления действует при прочих равных условиях «свободнее», чем слабовольный субъект. Таким образом, степень  произвола, свободы воли преступника  в совершенном деянии тем выше, чем выше его способность действовать  со знанием «преступного дела», руководить своими действиями, и тем более  морально испорченным он является.

 

В заключение необходимо отметить, что лица, совершившие преступление, не обладают подлинной внутренней свободой (так называемой свободой воли).

Тема 8

Личность преступника 

 

Вопрос о личности преступника  является одной из наиболее сложных, спорных и наименее разработанных  криминологических проблем. Значимость этой проблемы выражается прежде всего  в том, что преступление как акт  человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей. Так, можно сказать, что преступление и преступник являются теми составляющими  организма преступности, изучение и  познание которых способно дать криминологический  материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

 

Выделение личности преступника  из всей массы людей осуществляется на основе двух критериев: юридического и социального (социально-психологического). Исходя только из юридического критерия, личность преступника можно определить как лицо, совершившее преступление. Однако в этом суждении можно усмотреть  элементы тавтологии. Кроме того, такое  понятие личности преступника имеет  формальный оттенок,[7] поэтому юридический  критерий должен быть по необходимости  дополнен критерием социальным (социально-психологическим), в соответствии с которым личности преступника присущи та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные  антисоциальные черты.

 

Данное положение относится  к лицам, совершившим не только злостное, но и так называемое случайное  преступление, а также к лицам, совершающим преступления в состоянии  аффекта и даже по неосторожности. Сюда же включаются и лица, которые  еще не нарушили уголовного закона, но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в виде совершения соответствующих  административных правонарушений, могут  встать на преступный путь.[8] Иначе  говоря, в предмет криминологии входит личность правонарушителя, понимаемая в указанном выше смысле и включающая не только собственно лиц, совершивших  преступление, но и другие категории  лиц, подвергающиеся целенаправленному  профилактическому воздействию.

 

В целом данные о личностных свойствах применительно и к  субъектам всех преступлений, и к  отдельным их видам содержат существенную информацию о причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер, направленных на предупреждение новых преступлений.

 

Объектом криминологического изучения личности преступника являются:

 

• отдельные лица, совершающие  преступления;

 

• различные контингенты  преступников (несовершеннолетние, рецидивисты);

 

• различные криминологические  типы преступников.

 

Задача криминологии при  изучении личности преступника –  вычленить круг тех характеристик, которые позволяют выявить ближайшие  к преступлению и преступности причинные  связи, причинные комплексы, цепочки.

Информация о работе Предмет криминологии