Понятие, предмет и система криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:17, доклад

Описание работы

Помимо преступности, предметом криминологии являются также причины преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает их взаимосвязь с другими социальными явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию причин преступности.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ.docx

— 26.28 Кб (Скачать файл)

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КРИМИНОЛОГИИ

 

Криминология (от латинского crimen - преступление и греческого logos - учение, слово) наука  о преступности, ее причинах, личности преступника, путях и средствах  предупреждения преступности.

 

Криминология исследует преступность как социальное явление, заключающееся  в общественно опасном поведении  людей, проти-воречащим требованиям нормам социального светского государства.

 

Изучение преступности включает установление и научное осмысление количественных и качественных показателей преступ-ности, характеризующих ее состояние, структуру, динамику, терри-ториальное распределение, особенности преступности в различных видах поселений, в различных социальных слоях и группах населения.

 

Криминология изучает данные о  преступности в целом, а также  по отдельным видам и группам  преступлений и по отдельным крими-нологическим проблемам. Например, преступность несовершен-нолетних, рецидивная преступность, групповая преступность.

 

Помимо преступности, предметом  криминологии являются также причины  преступности, т.е. те социальные факторы, явления и процессы, которые влияют на существование преступности в  целом и на совершение конкретных преступлений. Криминология раскрывает характер причин преступности, устанавливает  их взаимосвязь с другими социальными  явлениями и процессами. Криминология разрабатывает научную классификацию  причин преступности.

 

Криминология выявляет условия, способствующие совершению преступлений или затрудняющие, вскрывая механизм взаимодействия причин и условий преступности. Шаргородский М.Д. под причинами преступности в широком смысле считал все те обстоятельства, без которых преступность не могла бы возникнуть. Но не все  эти обстоятельства играют одинаковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а  другие превращают эту возможность  в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины. Причина  преступности - это активная сила, которая  порождает ее существование. Причины  конкретногопреступления - это те активные силы, которые вызывают у субъектов  интересы и мотивы для его совершения.

 

В предмет криминологии входит и  проблема жертвы преступления. В криминологии это ответвление называется виктимологией. Виктимность - это повышенная способность  в силу ряда субъективных и объективных  обстоятельств становиться мишенью для преступных посягательств. (Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972).

 

Исследования показали, что нередко  преступное поведение провоцируется  отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где наличествуют мотивы межличностного порядка, это  видно особенно отчетливо. По данным исследований, до 29% преступлений либо спровоцированы потерпевшими, либо совершены при их содействии.

 

Криминология изучает личность преступника как совокупность социальных и социально значимых свойств, черт, качеств, связей и отношений, характеризующих  лиц, совершающих различные преступления и так или иначе влияющих на их поведение. Без учета личности преступника невозможно понять причины  ни отдельного преступления, ни преступности в целом.

 

На ранних стадиях развития криминологии в условиях вакуума знаний полагали, что преступный тип личности выпадает из человеческого общества. Другие, отмечая жестокость преступников или  приверженность к кражам, стали искать причины в биологических особенностях людей. Теорию биологических причин преступности создал Ломброзо. Создавались  теории социальных типов преступников, отвергая биологический тип. Наконец, были такие, которые находили компромисс между социологическим и биологическим  подходом к личности преступника.

 

Теория прирожденности преступников лежит в основе расизма, порождая произвол и беззаконие.

 

Когда сегодня криминологи говорят  о личности преступника, то подразумевают  под этим понятием человека, совершающего преступление. Такой подход исключает  определенную заданность в понятии  “личность преступника”. Человек  существо социальное. Человек в то же время наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически  здоровой или с какими-то дефектами. Физиологическое состояние человека делает его способным к восприятию социальной программы, ибо, родившись  биологическим существом, личностью  он становится, воспринимая социальную программу.

 

Психически больной человек  к такому восприятию не способен. Он не может быть личностью преступника. Он совершает общественно опасный  акт, но не преступление.

 

Вывод: биологические особенности  влияют на тип поведения человека, не являясь причинами его поведения, в том числе преступного. Например, холерик в одинаковой ситуации поступит иначе, чем флегматик, но в целом  их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности.

 

Предметом криминологии является предупреждение преступлений. Криминология разрабатывает  общую концепцию предупреждения преступности как специфическую  форму социального управления и  контроля; исследует и обосновывает основные направления предупреждения преступлений, конкретные формы и  методы этой деятельности, систему  органов криминологической профилактики, разрабатывает ее правовые и организационные  основы, вопросы планирования и координации  усилий государственных и общественных организаций и объединений по профилактике преступности. Например, Федеральный закон ”Об основах  системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних”.

 

В предмет криминологии включают также  последствия преступности. Они всегда негативные, отрицательные. Таковыми являются: жизнь потерпевших, вред здоровью, ущерб, причиняемый собственнику имущества  и т.д.

 

Аналитическая задача криминологии состоит  в исследовании преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом  и по категориям наиболее распространенных видов преступлений (особо тяжкие, организованные, рецидивные).

 

Прогностическая задача заключается  в подготовке обоснованных предложений  о возможном развитии криминологических  явлений: динамики преступности несовершеннолетних, распространенности терроризма и т.д.

 

Третья задача - внедрение рекомендаций криминологии в законотворческую и  правоприме-нительную практику. Речь идет о принятии законов о предупреждении правонарушений, о борьбе с коррупцией и др. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о криминологической экспертизе всех законов и нормативных правовых актов в сфере уголовного, процессуального, исполнительного права. Нужно ответить на вопрос: сколько стоит реализация закона?

 

Четвертая задача связана с разработкой  и внедрением методов и средств  по интенсификации деятельности правоохранительныхорганов, по предупреждению преступности. Считают, что перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности.

 

Пятая задача связана с участием криминологов страны в международных  конгрессах, семинарах, съездах, посвященных  разработке скоординированных мер  противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ.

 

Современные специалисты осторожно  относятся к тезису о всесилии науки в целом, и, в частности, криминологии. Практика все же показывает, что использование корректно  полученного криминологического знания позволяет точнее и глубже понимать процессы, происходящие в обществе, избегать неверных решений, экономить ресурсы, эффективно осуществлять контроль за преступностью.

 

В криминологию принято включать Общую  и Особенную части. В Общую  часть входят науковедческие проблемы криминологии: понятие криминологии как науки, ее методы, методики, исследовательские  процедуры, место криминологии в  системе наук, история криминологии, сравнительная криминология, основные идеи зарубежной криминологии. В Общую  часть входят такие проблемы, как  преступность, ее причины, личность преступника, общая теория предупреждения преступности, последствия преступности.

 

В Особенную часть входят: характеристика видов преступности и преступников: преступность несовершеннолетних, молодежи, преступность женщин, рецидивная, организованная, профес-сиональная, групповая, насильственная, экономическая  преступность, неосторожные преступления, убийства, преступления против общественного порядка, кражи  имущества, а также конкретные меры предупреждения преступлений.

 

Криминология базируется на правовых понятиях преступного, преступности, личности преступника и др. и исследует  природу этих явлений и социальные средства воздействия на них (Сахаров  А.Б.) как комплексная научная  дисциплина, использующая данные других отраслей юридической науки, а также  положения социологии, философии, экономики, психологии, социальной психологии, педагогики и других наук.

 

Особенно значимыми для криминологии являются представления о природе  человеческого поведения, вечности преступности, роли частной собственности, механизмах функционирования экономики, возможностях использования социальной инженерии, клонировании человека.

 

 

В качестве методологической базы криминология использует законы, категории и понятия  философии. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической  психологии для познания причин и  условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального  преступного поведения, а также  для разработки мер профилактического  воздействия. Это же относится к  данным политологии, социологии, демографии, которые значимы при прогнозировании  и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений. С использованием положений и выводов педагогики изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятными условиями  формирования личности в семье, школе. Опираясь на достижения педагогики, криминологи  разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей. Криминология связана и с другими не юриди-ческими науками, например, с математикой, кибернетикой, генетикой, футурологией и т.д.

 

Криминология тесно связана  практически со всеми юридическими науками, особенно с уголовным, уголовно-исполнительным правом, уголовным процессом и  криминалистикой. Это вытекает из сути криминологии, возникшей и развивающейся  в интересах борьбы с преступностью.

 

Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую  характеристику преступлениям и  преступникам, которая обязательна  для криминологии. В свою очередь, криминология предоставляет науке  уголовного права, законодателю и правопримени-тельной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовать нормотворческую деятельность в плане признания деяний преступными.

 

Связь криминологии и уголовно-исполнительного  права осуществляется применительно  к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и  адаптации лиц, совершивших преступление по отбытии ими наказания. При  этом уголовно-исполнительное право  изучает сам порядок и процесс  отбывания наказания в аспекте  реализации его целей, а криминология - причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

 

Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными  нормами, нацелены на предупреждение готовящихся  преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений.

 

Криминалистика разрабатывает  технику, тактику и методику расследования  преступлений с учетом криминологических  учений о преступности и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о  следственных версиях, о планировании расследования и др. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины  и условия.

 

Криминология связана и с  иными отраслями юридической  науки: административным, гражданским, трудовым и другими отраслями  права. Эта связь обусловлена  тем, что многие нормы соответствующих  отраслей законодательства используются для правового обеспечения мер  криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

 

Основная статья: История криминологии

 

Историю развития криминологических  идей можно разделить на четыре основных этапа[2]:

Классический период — вторая половина XVIII века — последняя 1/3 XIX века

Позитивистский период — конец XIX — начало XX века

Плюралистический период — первые 2/3 XX века

Гуманитарный период — вторая половина XX века — по настоящее время.

 

В новейшей истории криминологии в  СССР и далее в возникших в  его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего  века, различаются четыре ниже охарактеризованных этапа. [Шестаков Д. А.. Постлиберальный статус криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2009, № 2(17). — С. 13-21].

 

Детерминистический этап (1960-е —  первая половина 1970-х гг.) характеризуется  формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой  стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения (В. Н. Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, У. С. Джекебаев, И. А. Исмаилов, Л. В. Кондратюк, П. П. Осипов и др.).

 

Плюралистический этап (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.) связан с отходом  от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих  подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что  было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации, сакральная криминология, военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа — Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем — Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев, П. А. Кабанов, Г. Л. Касторский; украинская школа «натуралистической» криминологии — А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа — Я. И. Гилинский и др.).

Информация о работе Понятие, предмет и система криминологии