Предмет криминологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 09:33, курс лекций

Описание работы

Понимание социальной природы преступности, знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения важны не только для успешной профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания. Знания в области криминологии необходимы не только сотрудникам органов внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов юстиции, другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с проблемами правонарушений, их причин и условий.

Файлы: 1 файл

учебник криминологии.docx

— 198.14 Кб (Скачать файл)

 

Связь криминологии с экономической  наукой определяется прежде всего тем, что часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находится  в сфере экономики. Имеют свои экономические характеристики и  сама преступность, и ее последствия. Наконец, можно выделить экономические  меры в комплексе средств воздействия  на преступность и ее детерминанты.

 

Тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной, которая является одним из основных источников сведений о преступности, мерах и результатах борьбы с  нею, а также о личности преступника. Наряду с этим криминология широко использует данные и приемы демографической, экономической, социально-культурной и других отраслей статистики.

 

Криминология тесно связана  с психологией, различными ее отраслями (общей, социальной, юридической, военной  и др.). Материал психологической  науки имеет особое значение для  исследования субъективных причин и  условий преступности, личности правонарушителя, мотивации и механизма индивидуального  преступного поведения, а также  для разработки важных аспектов криминологической  профилактики.

 

С использованием положений  и выводов педагогической науки  изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания и обучения, неблагоприятные условия  нравственного формирования личности в семье, школе, воинском коллективе, других видах социальной среды. Одной  из существенных характеристик личности преступника является ее нравственно-педагогическая запущенность. Опираясь на достижения педагогической теории и практики, криминологи разрабатывают воспитательные меры воздействия на правонарушителей и лиц, которые могут встать на преступный путь.

 

Наличие определенного влияния  демографических процессов на преступность обусловливает связь криминологии с демографией. Тенденции математизации  науки в целом потребовали  расширения и упрочения связей криминологии с математикой. Связана криминология и с другими неюридическими науками, например генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

 

Тесные связи существуют между криминологией и юридическими науками, в особенности теми из них, которые относятся к так называемому  криминальному циклу. Наряду с различиями, о которых говорилось выше, во многом совпадают предмет и задачи криминологии, с одной стороны, и науки уголовного права – с другой. Такие уголовно-правовые понятия, как преступление и его  виды, преступники и их категории  и другие, являются исходными для  криминологии, они во многом определяют круг проблем, изучаемых этой наукой. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о соотношении  двух основных подходов к борьбе с  преступностью – криминологического и уголовно-правового. Многие нормы  уголовного права непосредственно  используются для юридического обоснования  конкретных мер криминологической  профилактики. Следует особо подчеркнуть  тесную связь криминологии с социологией  уголовного права.

 

Связь криминологии с наукой уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права прослеживается наиболее выпукло  применительно к общей для  них проблеме предупреждения рецидива преступлений. Изучая рецидивную преступность, криминология способствует рациональному  решению различных вопросов исполнения наказаний, совершенствования деятельности исправительных учреждений. Широкий  социально-правовой подход к проблеме рецидива преступлений и борьбы с  ним, характерный для криминологии, предполагает необходимость учета  и всесторонней оценки мер исправительного  воздействия на осужденных, их роли и эффективности.

 

Необходимо заметить, что  криминология, уголовное право и  исправительно-трудовое право составляют одну научную специальность в  соответствии с установленной их номенклатурой.

 

Криминология связана  также с наукой уголовного процесса. Как известно, уголовно-процессуальный закон включает обстоятельства, детерминирующие  совершение преступлений, в предмет  доказывания по уголовному делу, формулирует  соответствующую юридическую обязанность  органов дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда, устанавливает  определенные формы процессуального  реагирования на выявленные криминогенные  факторы. Все это означает, что  для уголовно-процессуальной науки, практики расследования и судебного  разбирательства уголовных дел  имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника  и др. Уголовно-процессуальные действия являются одним из эффективных средств  получения информации о конкретных преступлениях, их детерминантах, личности преступника. Не случайно в криминологических  исследованиях, как теоретических, так и прикладных, находит широкое  применение изучение материалов уголовных  дел.

 

Имеются у криминологии точки  соприкосновения и с криминалистикой, которая разрабатывает технику, тактику и методику расследования  преступлений с учетом криминологических  учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника) и ее предупреждении. Положения криминологии используются в криминалистических теориях о  следственных версиях, о планировании расследования и пр. Криминалистические средства предупреждения преступлений входят в общий комплекс мер предупредительного воздействия на преступность, ее причины  и условия.

 

Криминология тесно связана  с теорией и практикой оперативно-розыскной  деятельности. Для того чтобы оперативно-розыскные  меры были «прицельными», а следовательно, эффективными, они должны опираться  на полные, достоверные и точные знания. Иначе говоря, оперативные  работники должны исходить из правильных представлений о закономерностях  современной преступности, ее характерных  тенденциях, конкретных формах преступных проявлений, особенностях личности, механизме  индивидуального противоправного  поведения, «преступном почерке» различных  категорий правонарушителей и т. д.

 

Есть основание говорить о криминологическом аспекте  социальных предпосылок оперативно-розыскной  работы. Например, существуют оперативно-розыскные  меры, целиком и полностью подчиненные  интересам предупреждения преступности. Оперативно-розыскная деятельность существенно расширяет информационную базу и арсенал средств предупредительного воздействия на преступность, ее детерминанты и связанные с нею негативные явления. Необходимо отметить, что применительно  к ранним стадиям развития некоторых  криминогенных факторов оперативная  работа иногда является наиболее оптимальным, а в ряде случаев практически  единственно возможным вариантом  целенаправленного упреждающего воздействия.

 

Связь криминологии с наукой государственного права определяется прежде всего тем, что многие положения  Конституции Российской Федерации  имеют самое непосредственное отношение  к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, законов и правил общежития.

 

Связь криминологии с административным правом обусловлена, во-первых, значением  административно-правовых средств  борьбы с правонарушениями (административного  взыскания, предупреждения и пресечения); во-вторых, ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности субъектов криминологической профилактики (в определении их задач, функций, компетенций и т. д.). Оба эти  аспекта регулирования общественных отношений нормами административного  права особенно важны для предупредительной  работы пограничных органов. Этим прежде всего и определяется значимость изучения криминологии в тесной связи  с курсом административно-служебной  деятельности.

 

Связана криминология и с  иными юридическими науками гражданского, трудового и других отраслей права. Эта связь обусловлена главным  образом тем, что многие нормы  соответствующих отраслей законодательства используются для правового обеспечения  мер криминологической профилактики, включаются в ее правовые основы.

Тема 3

История криминологии и ее современное состояние 

 

Термин «криминология» впервые  появился на страницах печати в конце  ХIХ в., и сначала под ним  понимали проблемы этиологии (т. е. исследования причин) преступности. Примерно в то же время специалистами-правоведами  был сформулирован ряд представлений  о сущности и предмете криминологии, которые явились основой для  создания классических криминологических  школ, существующих и в настоящее  время. В общем виде их можно свести к пяти основным направлениям.

 

Представители первого направления  не выделяют криминологию в качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного права, если его рассматривать в широком  смысле слова. В настоящее время  такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

 

Представители второго направления  включают в сферу криминологии изучение причин преступности, методов борьбы с нею, проблемы уголовной политики, пенологии и уголовного права. Эта  концепция возникла в начале ХХ в. Ее основоположником стал австрийский  юрист Ганс Гросс (1847–1915), который  считал, что криминологическая наука  включает в себя уголовную антропологию, уголовную социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную  политику, пенологию, уголовное право  и ряд других отраслей науки.

 

Идея Гросса об объединении  всех «вспомогательных по отношению  к уголовному праву наук с включением науки о следствии и пенологии» в единую систему криминологии нашла  отражение во взглядах ученых второй половины ХХ в.

 

Третье направление, создателем которого был известнейший представитель  социологической школы уголовного права, австрийский юрист Франц  фон Лист (1851–1919), рассматривает  криминологию наряду с криминалистикой, уголовным правом и уголовной  политикой как науку о преступности и ее причинах.

 

Следует заметить, что два  последних из перечисленных выше направления объединяет одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что объясняется  единой средой их возникновения. Обе  они возникли в силу необходимости  обеспечения потребностей практики познать причины такого опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные методы борьбы с нею. Причем в период своего возникновения они не имели определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на последующий подход к проблеме связи между криминологией  и криминалистикой.

 

Четвертое направление отражает современные тенденции развития криминологических исследований. Оно  рассматривает криминологические  проблемы в связи с проблемами пенитенциарными, т. е. в рамках данного  направления большое внимание уделяется  изучению личности преступника, в том  числе лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением, и применяемых к ним  мер. Этот подход наиболее широко используется в США.

 

Последнее, пятое направление  рассматривает криминологию как  науку о преступности и ее причинах. Это направление характерно для  европейской правовой школы.

 

Первым криминалистом, призвавшим своих коллег включить в науку  уголовного права исследование причин преступности, был профессор Московского  университета М.В. Духовской. В 1872 г., будучи 23-летним доцентом Демидовского юридического лицея, он прочел лекцию «Задачи науки  уголовного права», в которой указал, что эта наука должна изучать  преступление как явление общественной жизни и его причины.[1]

 

Главной причиной преступлений, по Духовскому, считается общественный строй или, как он выразился, «дурное  экономическое устройство общества, дурное воспитание и целая масса  других условий». Безусловно, заслугой Духовского было активное использование  материалов уголовной статистики для  изучения причин преступности.

 

Характерной чертой социологической  школы уголовного права было рассмотрение преступления не только как юридического понятия, но и как социального  явления. Представители этого направления (М.Н. Гернет, П.И. Люблинский, М.П. Чубинский, И.Я. Фойницкий, Х.М. Чарыхов и др.) ставили перед собой задачу всестороннего  изучения взаимосвязи, существующей между  социальной средой и преступностью. В своих научных трудах они  сосредоточили внимание на отыскании  факторов преступности и определении  вероятности, с которой тот или  иной фактор способен вызывать нарушения  уголовно-правовых запретов. Сводя  причины преступности к действию многочисленных и влияющих с разной силой факторов, социологическая  школа в качестве мер воздействия  на преступность предлагала отдельные, подчас незначительные реформы. Провозгласив преступность явлением социальным, теоретики  социологической школы тем не менее не дали полного, развернутого определения основного предмета своего исследования.

 

Антропологическое направление  уголовного права не нашло в России такого распространения, как на Западе. Из известных юристов, тяготеющих к  антропологам – последователям Ч. Ломброзо, можно назвать Д.А. Дриля (1846–1910). В учении антропологов его привлекала главным образом неудовлетворенность  догматическими построениями классической школы уголовного права, «забывавшей» в своих чисто юридических  схемах живого человека, вставшего  на путь преступлений. Дриль поставил целью своей жизни помочь этим несчастным. Отсюда его особое внимание к индивидуальным факторам преступности, которые в противоположность  западноевропейским антропологам он полностью подчинял факторам социальным. Источниками преступности, по мнению Дриля, всегда являются два основных фактора – личное и социальное, причем второе определяет первое. Эта мысль проходит через все его основные работы, такие как «Преступный человек» (1882), «Малолетние преступники» (1884–1888), «Психофизические типы в их соотношении с преступностью» (1890), «Преступность и преступники» (1899), «Учение о преступности и мерах борьбы с ней» (1912).

 

Выдающихся юристов своего времени – профессоров уголовного права, какого бы направления они  ни придерживались (классического, социологического, антропологического), объединяет общность взглядов на основные причины преступления и задачи наказания, стремление выработать радикальные, с их точки зрения, меры, обеспечивающие более или менее  эффективную борьбу с преступностью.

Информация о работе Предмет криминологии