Особенности личности преступника на примере лица, занимающегося террористической деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Социальное насилие – неотъемлемый элемент социального бытия. Оно сопровождает человечество всю его историю, приобретая в ХХ веку системный характер, пронизывая все сферы человеческой жизнедеятельности: «культурное насилие», «экономическое насилие», «структурное насилие» (когда социальный строй подавляет человеческую личность), «семейное насилие» и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Определение понятия «терроризм» 4
История терроризма 8
Виды терроризма 12
Причины возникновения терроризма и структура личности террориста 18
Мировой опыт предупреждения терроризма 26
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Особенности личности преступника (на примере лица, занимающегося террористической деятельностью) .docx

— 99.26 Кб (Скачать файл)

 

Увеличение бюджетных  ассигнований на правоохранительную деятельность, укрепление органов полиции и  спецслужб, расширение их полномочий, ограничение парламентского и судебного  контроля (в США, Италии, Великобритании) за их деятельностью - одна из общих  черт новых правовых документов. Правда, законодатели Японии, Канады, ФРГ и  США считают эти меры временными и предполагают пересмотреть их через  два года, видимо, полагая, что за это время международному и внутреннему  терроризму будет нанесен сокрушительный удар.

 

Что касается расширения полномочий правоохранительных органов, то они  касаются в первую очередь:

контроля над финансовыми  потоками,

замораживания и ареста подозрительных счетов до осуществления предусмотренных законодательством процедур, обязанности банковских организаций сотрудничать с правоохранительными органами.

 

В Великобритании в целях  осуществления контроля за финансовыми потоками образовано специальное оперативное подразделение в структуре Службы криминальной разведки МВД.

В целом работа по борьбе с финансированием терроризма должна осуществляться в контакте с рабочей группой по борьбе с правонарушениями в финансовой сфере (ФАТФ).

 

В целом к ​​концу  октября 2002 г. странами антитеррористической коалиции были «заморожены» счета на сумму - 112 млн. долл. США, 66 из которых  по представлению правительства  США.

 

Ряд положений касаются оснований, мотивов, процедуры и сроков задержания и арестов подозреваемых лиц, контроля за въездом иностранцев, оснований для их высылки или экстрадиции, усиления таможенного, визового и миграционного контроля. Особенно жесткие меры в отношении миграционного и таможенного контроля предусматриваются законодательством Мексики и Канады, являющихся «въездными воротами» США.21

 

Также (в Великобритании, Пакистане, ФРГ) предусмотрено ужесточение  контроля над деятельностью общественных, в том числе религиозных организаций. Это касается также контроля за "электронной  почтой", правилами пользования  Интернетом. Например, право осуществления  контроля за "электронной почтой", подозреваемых в Англии увеличено  с 60 до 360 дней, а провайдеры сети Интернет обязаны сохранять информацию, представляющую интерес для правоохранительных органов.

 

В ряде государств были созданы  специальные координирующие органы по противодействию терроризму:

в Канаде - это Правительственная  комиссия по борьбе с терроризмом,

в Гондурасе - Национальный центр по борьбе с терроризмом,

в Гватемале - Президентская  комиссия по национальной безопасности, в задачу которых входит, в числе  прочих функций, и выработка антитеррористической политики соответствующих стран.

 

Помимо совершенствования  правовых основ борьбы с терроризмом  правоохранительные органы и спецслужбы многих стран провели непосредственные акции по ликвидации экстремистских и террористических групп и организаций на своей территории.

 

Основываясь на положениях Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма, США  во взаимодействии со 142 государствами  уже к январю 2002 г. провели аресты "подозрительных" счетов 153 радикальных  группировок на сумму 33 млн. долл. в  США и на такую ​​же сумму  за их пределами.

 

В Великобритании же аресты исламских фундаменталистов начались еще до серии террористических актов  на США. В 1999 г. здесь уже были задержаны  двое подозреваемых в подготовке взрывов на туристических объектах в Иордании, а также в аэропорту  Лос-Анджелеса.

 

В сентябре 2002 г. в Англии и ряде других европейских стран  были арестованы лица, подозреваемые  в подготовке взрывов в Париже.

 

Как заявил министр внутренних дел Великобритании в специальном  докладе МВД, представленном в Палату общин в обоснование принятия нового закона по борьбе с терроризмом ", деятельность в Соединенном  Королевстве лежала в основе подготовки всех этих сорванных атак".

 

Также исламисты оказались  под контролем в ФРГ (из 3,5 млн. Мусульман, проживающих в этой стране, по данным полиции и спецслужб  около 30 тысяч из них являются членами  различных экстремистских группировок).

 

В декабре 2001 г. МВД запретило  деятельность религиозной организации "Халифатское государство" и  ее фонда «Служители ислама", объединявших 19 организаций, в которых состояли 1100 членов. В процессе проведенных 212 обысков были получены доказательства противоправной деятельности, вследствие чего были "заморожены" 200 счетов.

 

В Италии были ликвидированы 10 экстремистских групп, которые осуществляли "тыловое обеспечение" Аль-Кайды ", в частности вели вербовку добровольцев в формирования этой организации. В январе 2001 г. Была обезврежена группа, готовившая взрыв в американском посольстве в Риме, а в апреле того же года - террористическую акцию в Стамбуле.22

 

В 1999-2001 гг. активные операции правоохранительных органов были проведены  против сепаратистской организации  ЭТА в Испании и Франции. (Ранее, в середине 1998 г, ЭТА объявила о "приостановлении  террористической борьбы", а в  декабре следующего года -. О выходе из "состояния перемирия"). С момента "прекращения перемирия», то есть 9 декабря 1999 г, в Испании были арестованы 235 боевиков, причем более ста из них -.. В 2001 г, а также были ликвидированы 18 террористических ячеек. Во Франции за тот же период были арестованы более 40 чел., В том числе 20 из них в 2001 г. были переданы испанским властям.

 

Определенный интерес  представляет тактика борьбы с исламским  экстремизмом в Пакистане, являющемся как мусульманской страной, так  и бывшим до сентября 2001 г. одним  из ближайших союзников талибских  властей в Афганистане.

 

Президент страны П.Мушараф еще летом 2001 г. запретил две религиозные группировки, предупредив другие о возможном запрете в будущем.

 

13 декабря 2001 г. в Дели  была предпринята попытка захвата  здания парламента Индии, в  ходе которой были убиты 5 нападавших  и 9 сотрудников сил безопасности. Индия обвинила в этой акции  две ранее предупрежденные об  угрозе запрета пакистанские  организации - "Лашкар-э-Тейба" (ЛТ) и "Джаишь-э-Моххамад" (ДМ) - и потребовала принять в отношении их решительные действия и выдачи 20 боевиков.

 

12 января 2002 г. в телеобращении  к нации президент П.Мушараф обнародовал свою программу наступления на религиозный экстремизм. Были запрещены еще пять радикальных исламских организаций, в том числе ЛТ и ДМ, несмотря на то, что они насчитывали около 1 млн. последователей, были проведены аресты и интернирование среди них наиболее активных членов.

 

Декретом Мушарафа было запрещено использование мечетей для пропаганды религиозной нетерпимости, сообщалось о реформировании медресе (исламских религиозных училищ) и новом порядке их регистрации, обязательной перерегистрации их до марта 2002 г., Установлении государственного контроля над финансированием религиозных организаций и образовательных религиозных учреждений, недопустимости открытия мечетей без разрешения властей.

 

На основании этого  декрета были арестованы 1500 радикальных  исламистов, закрыто более 500 представительств запрещенных организаций в различных  городах Пакистана.

 

Для рассмотрения уголовных  дел по терроризму было предусмотрено  создание специальных трибуналов.23      

 

Во всем мире с терроризмом  предпочитают бороться силовыми методами. И Россия не исключение. Официально анти-террористической деятельностью занимается только ФСБ РФ. В подчинение департамента ФСБ входят: группа  "А" ("Альфа"), группа "В" ("Вымпел"- специализируется на ядерном анти-терроре). Подразделения, готовые к схватке с террористами, созданы также при  армии и полиции (отряд "Вега") и при силовых министерствах.       

Главное российское подразделение анти-террора - спецгруппа "Альфа". Она была создана при 7-м Управлении КГБ СССР 29 июля 1974 года (причиной её создания послужил захват палестинскими боевиками из группы " Черный сентябрь" израильской команды на Олимпиаде в Мюнхене). Куратором советского подразделения был лично председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов.

"Альфе" часто удавалось  совершать практически невозможное. Вспомнить можно многое: штурм дворца Амина в Афганистане (сложнейшую задачу удалось выполнить без жертв среди советских тогда еще воинов), освобождение больницы в Буденовске, захваченной группой террористов во главе с Басаевым, когда спецназовцы несмотря ни на что (на плохую связь, нехватку времени для планировании операции, на лучшую оснащенность боевиков, на численный перевес с их стороны) спасли сотни человеческих жизней.       

 

Специальная авиадесантная  служба сухопутных войск Великобритании SAS ( Special Air Service) появилась в годы Второй мировой войны. Инициаторами её создания были братья Девид и Уильям Стерлинги. САС  организационно входит в состав сухопутных войск Великобритании и подчинена министру обороны. Её начальник генерал-майор является одним из членов комитета разведки и безопасности страны и имеет право прямого выхода на премьер-министра. Основными задачами САС  являются  добывание разведывательных данных о важнейших военных и экономических объектах, их уничтожение или вывод из строя, проведение диверсионных и террористических актов в тылу противника, дезинформация, борьба с терроризмом, освобождение заложников, охрана высокопоставленных лиц.

Борьба с терроризмом  стала первоочередной задачей САС  в 70-е годы, в связи с активизацией террористических организаций в  Европе.    В операциях против ирландских террористических организаций  спецназовцы накопили бесценный опыт, который сегодня изучают спецподразделения по борьбе с терроризмом многих стран мира. 

Главным "врагом" САС  является Ирландская Республиканская Армия. В Северной Ирландии подразделения службы САС (общей численностью до 200 человек), действуя группами по четыре-пять человек, выслеживают руководителей вооруженной оппозиции, осуществляют контртеррористические операции.

Заключение

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в  одну из самых опасных по своим  масштабам, непредсказуемости и  последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм  и экстремизм в любых их проявлениях  все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой  огромные политические, экономические  и моральные потери, оказывают  сильное психологическое давление на большие массы людей.  
Конфликтогенный потенциал терроризма особенно вырос с 60-х годов ХХ века, когда целые регионы мира были покрыты зонами и очагами активности различных по своей ориентации террористических организаций и групп. В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов.  
Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом. Глобализация и все более широкая интернационализация терроризма - это неоспоримый факт, перед которым сегодня оказалось человечество. Этот феномен обусловлен расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях. Наряду с большим числом террористических организаций и групп имеется не меньшее число поддерживающих их различных структур, вплоть до целых государств-спонсоров терроризма.  
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором, так и тем, что благодаря развитию новейших технологий, имеющих двойное назначение, деятельности средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей (Интернет), когда у все большего числа людей появляется возможность получить, а затем и использовать информацию о создании самых изощренных средств уничтожения и способах их применения. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством. 

Ориентированность данной темы именно на личность преступника я  считаю ключевым моментом изучения самого явления терроризма. Рано или поздно, по моему мнению, мировое сообщество главным вектором борьбы с терроризмом изберёт влияние не на последствия террористической деятельности, а на причины терроризма, которые, несомненно, кроются в большей мере в личности самого преступника и в том, что сделало его таковым, то есть как объективные, так и субъективные причины формирования террористического мышления.

При всем этом терроризм  неискореним, поскольку является разновидностью извечного и не умирающего спутника человечества – убийства. Невозможно представить себе, что когда-нибудь с лица Земли исчезнут неистовые  и слепые искатели правды и справедливости, готовые пожертвовать собой и  другими для всеобщего «счастья»  или гегемонии своей социальной или национальной группы. Невозможно представить себе, что на Земле  больше не будут рождаться люди, путем террора решающие свои корыстные  задачи, причем не только материальные, но и якобы ради торжества всеобщего  равенства.

Список использованной литературы

  1. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму"// Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
  3. Попович А. Определение понятия терроризм. URL: http://fmp-gugn.narod.ru/ pop3. html (дата обращения: 10.02.2011).
  4. Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы / отв. ред. В.В.Витюк, Э.А.Паин. М.: Ин-т социологии Рос. акад. наук, 2003. 358 с.
  5. Горбунов Ю.С. Уголовно-правовая квалификация терроризма: история, теория и практика// Журнал рос. права. 2006. № 12. С. 24.
  6. Бусыгина И.М., Захаров А. А. Общественно-политический лексикон / Институт международных исследований - М.: МГИМО - Университет, 2009. - 276 С. (Книги и брошюры ИМИ)
  7. Ю.М.Антонян. Терроризм. М., 1998, стр. 231-274
  8. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002. 560 с.
  9. Ващенко В.Ю. Опыт борьбы с терроризмом за рубежом // Преступность и правовое регулирование борьбы с ней. М., 1996. С. 381 – 382.
  10. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
  11. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

Информация о работе Особенности личности преступника на примере лица, занимающегося террористической деятельностью