Виды следственно-оперативных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Задачами моего исследования являются:
- изучение российского законодательства с учетом последних изменений и дополнений, освящающего организационно-правовые основы деятельности следственно-оперативных групп
- характеристика и классификация следственно-оперативных групп по наиболее существенным критериям логического деления;
- рассмотрение наиболее существенных внутренних взаимосвязей и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование следственно-оперативных групп, пути их максимальной оптимизации.

Содержание работы

Введение (обоснование актуальности и значимости проблемы) ----------- 3
1. Следственно-оперативная группа. ------------------------------------------- 4-6
2. Виды и назначение следственно-оперативных групп. ------------------- 7-11
3. Порядок формирования следственно-оперативной группы. ----------- 12-18
4. Оформление решения о создании следственно-оперативной
группы. --------------------------------------------------------------------------------- 19
5. Деятельность следственно-оперативной группы на
месте происшествия. --------------------------------------------------------------- 20-26
6. Профессионально-этические аспекты деятельности следственно-
оперативных групп. --------------------------------------------------------------- 27-28
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 29
Список используемой литературы ---------------------------------------------- 30-31

Файлы: 1 файл

Виды СОГ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее перспективны и эффективны следственно-оперативные  группы, построенные по типу комбинированных,  и дополненные программно-целевыми структурами. Программно-целевой подход к деятельности таких групп предполагает не только разработку и реализацию целевой программы. Это, прежде всего, скоординированный процесс, состоящий из прогнозирования, планирования, организации, контроля, построенный на общей информационной базе.

Характерные свойства следственно-оперативной  группы, построенной по указанному типу, заключаются в следующем: обеспечивается комплексное управление, система становится динамичной, гибкой, мобильной, оперативно реагирует на изменение условий. Но главная их особенность состоит в тщательной организации горизонтальных связей, координировании деятельности на уровне исполнителей без подчинения друг другу.

Следственно-оперативная  группа, в рамках которой осуществляют свою деятельность субъекты (следователи, оперативные работники и т. д.), воздействует на объект (ситуацию) в  соответствии с выработанной программой и при строгом соблюдении функциональных обязанностей.

В основе построения программно-целевой  структуры следственно-оперативной  группы лежит комбинированный принцип. При этом между подгруппами и  членами группы существует четкое распределение функций. В результате может быть сформирована матричная схема информационных связей, которая сохранит все сложившиеся в группе информационные взаимодействия.

Комбинированный вариант  структуры с программно-целевым  управлением имеет некоторые особенности. Представляется, что при этом нет необходимости вводить в СОГ начальника органа дознания, так как в этом случае возникает вопрос о включении в группу прокурора, то есть, создается промежуточное звено по обмену информацией.

Постановка организационно-управленческих вопросов и их оптимальное разрешение - лишь средство, исходная база успешной деятельности следственно-оперативных групп по раскрытию преступлений. Поэтому количественный и качественный подбор, стабильность и сбалансированность их состава создают предпосылки для оптимизации организационной структуры СОГ и возможности возникновения управленческого эффекта в их деятельности.

Таким образом, наиболее оптимальной структурой следственно-оперативной группы является ее организация по типу комбинированной с программно-целевым управлением. В комбинированной структуре органически сочетаются положительные свойства, присущие многим организационным формам, что позволяет обеспечить принятие оптимальных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Оформление  решения о создании следственно-оперативной группы

 

Вопросы создания и функционирования следственно - оперативных групп  как специфической формы взаимодействия органов следствия и дознания в уголовно-процессуальном законе до сих пор не получили должного отражения. Лишь ч. 3 ст. 129 УПК РФ предусматривает возможность создания группы (бригады) следователей, если дело имеет достаточно сложный характер или по нему необходимо произвести большой объем работы.

На практике это приводит к тому, что к решению многих достаточно общих вопросов в отдельных подразделениях подходят по-разному, а это не способствует росту эффективности их деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, особенно тяжких.

Один из таких неурегулированных  вопросов - основания создания следственно-оперативных групп. По мнению Г.А. Кокурина17, основаниями, указывающими на необходимость создания следственно-оперативной группы, могут быть:

- повышенная общественная  опасность совершенного преступления, не очевидность его в целом  или отдельных эпизодов;

- совершение целого ряда однородных «серийных» преступлений одним способом;

- необходимость осуществления  в короткий срок (по расследуемому  уголовному делу) большого объема  организационных, следственных действий  и оперативно-розыскных мер;

- наличие большого  числа преступных эпизодов по уголовному делу, совершенных на различных территориях (областях, республиках );

- установление в ходе  расследования уголовного дела  наличия организованной и тщательно  законспирированной устойчивой  преступной группы.

Создание группы оформляется совместным приказом соответствующего прокурора и руководителя ОВД. В приказе перечисляются состав группы, ее руководитель, должностные лица, обеспечивающие контроль за работой группы. В необходимых случаях в обязанность отдельным должностным лицам вменяется выделение помещения, транспорта и других средств для обеспечения группы.

Таким образом, общим же во всех случаях  создания следственно - оперативной  группы основанием должна служить невозможность  или затруднительность раскрытия  преступления без постоянного оперативно-розыскного обеспечения деятельности следователя (следователей).

 

 

 

 

5. Деятельность  следственно-оперативной группы  на

месте происшествия

 

В следственно-оперативных группах  по раскрытию умышленных убийств  сложился следующий организационный порядок деятельности. При получении сигнала о совершении умышленного убийства дежурный органа внутренних дел сообщает о нем своему начальнику и прокурору, на территории обслуживания которых совершено убийство. Данные должностные лица организуют охрану места происшествия, осуществляют организационные меры по подготовке осмотра, розыску преступника по горячим следам и анализу исходной информации, принимается решение о вызове следственно-оперативной группы.

Только при наличии  неблагоприятных условий, угрожающих изменением обстановки места происшествия, возможностью утраты доказательств и следов, территориальный следователь приступает к осмотру места происшествия, не дожидаясь прибытия следственно-оперативной группы. Сбор и прибытие членов группы обеспечивается отработанной системой оповещения, графиком дежурств и т.д.

Следственно-оперативные  группы обязательно выезжают на убийства, связанные с расчленением трупа, сожжением, а также на убийства несовершеннолетних, двух и более лиц.

По прибытии следственно-оперативной группы на место происшествия прокурор и начальник органа внутренних дел информируют членов группы об известных обстоятельствах преступления, проведенных неотложных следственных действиях и результатах оперативно-розыскных мер. На месте происшествия члены группы выполняют свои функциональные обязанности в соответствии с законом и нормативными документами, определяющими их права и обязанности на данном этапе. О результатах осмотра и проведении неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий члены следственно-оперативной группы информируют руководство прокуратуры, МВД, УВД.

Следственно-оперативная  группа проводит расследование до момента  установления лица, совершившего преступление, а затем по указанию прокурора  республики (края, области) или его заместителей передает уголовное дело для дальнейшего расследования следователю по территориальности.

Обычно после осмотра  места происшествия и проведения неотложных следственных действий члены  следственно-оперативной группы с  участием прокурора, начальника органа внутренних дел, а иногда и других сотрудников, принимавших участие в раскрытии умышленного убийства по «горячим» следам, собираются на совещание для анализа всех имеющихся к этому моменту материалов дела. На основе анализа выдвигаются следственные версии, определяются направления по их проверке, планируются дальнейшие следственные действия и оперативно - розыскные меры.

Исходя из предстоящего объема следственных действий, оперативно-розыскных  мер, сложности дела, его особенностей и других обстоятельств дела, определяются количественный и качественный состав следственно-оперативной группы, целесообразность включения в нее эксперта-криминалиста, других специалистов, участковых инспекторов милиции.

Создание группы оформляется  совместным приказом соответствующего прокурора и руководителя ОВД. В приказе перечисляются состав группы, ее руководитель, должностные лица, обеспечивающие контроль за работой группы. В необходимых случаях в обязанность отдельным должностным лицам вменяется выделение помещения, транспорта и других средств для обеспечения группы.

Члены следственно-оперативной  группы выполняют свои функции в  пределах прав, предоставленных им законом. На первоначальном этапе расследования  руководитель следственно-оперативной  группы должен быть освобожден от проведения следственных действий, поскольку на него возлагается обязанность по руководству всей группой. Как правило, руководитель группы должен выносить постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы и присутствовать при вскрытии трупа потерпевшего.

Важным фактором процесса раскрытия преступления следственно-оперативной  группой является планирование. Руководитель группы совместно со старшим оперативной  подгруппы составляет общий план раскрытия и расследования преступления, где намечаются общие мероприятия, которые необходимо провести по делу, выдвигаются, согласовываются следственные и оперативно-розыскные версии. Далее по каждой версии намечаются следственные действия, розыскные мероприятия, оперативные меры. Средства и методы ОРД в плане не расшифровываются. В нем только ставится задача установления, проверки либо поиска фактов, лиц, предметов и т.д. оперативным путем.

В плане определяются исполнители намеченных мероприятий, сроки их проведения. Организуя деятельность группы, руководитель определяет режим ее работы, порядок отчета членов группы о выполненных заданиях, поручениях, ведет учет хода выполнения намеченных следственных действий и результатов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Как показывает практика, наилучшим способом контроля за выполнением поручений, заданий на каждый день или определенное время является журнал ежедневного планирования работы группы, а также специальные карточки и таблицы.

В журнале ежедневно  отражаются поручения и задания членам группы (следователям, оперативным работникам), информация, полученная ими, качество выполнения конкретного мероприятия, действия, которые еще необходимо осуществить для проверки полученной информации, конечные результаты проверки информации.

Если следственно-оперативная  группа достаточно велика, целесообразно, чтобы журнал с подробными записями на каждый день вел один из членов группы, который по указанию руководителя будет  осуществлять контроль за ходом получения  результатов, докладывать их руководителю и вести различные учеты.

Следователь - член следственно-оперативной  группы всегда составляет локальный  план своих действий. Наиболее часто  они проверяют отдельные версии, преступные эпизоды конкретных лиц. Их планы всегда согласуются с  общим планом следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Следователи - члены группы самостоятельно определяют тактику своих действий (следственных, розыскных), направленных на решение поставленной задачи. В отдельных случаях они работают вместе с оперативными работниками уголовного розыска, решая поставленные перед ними задачи, осуществляя постоянный обмен информацией между собой, информируя руководителя следственно-оперативной группы о результатах проведенных следственных действий и других мероприятий.

Следователи - члены группы не должны быть формальными исполнителями, они обязаны активно участвовать  в анализе и оценке всех материалов уголовного дела, вносить свои предложения  о направлении расследования.

Когда по делу появляется несколько подозреваемых либо лиц, причастных к совершенному преступлению, целесообразно на каждое лицо завести специальную карточку, в которой отображаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес лица, информация, указывающая на его причастность к преступлению, его связи, кем и как проверялся и результаты проверки, если задержан или арестован, то основания и необходимость дальнейшей его проверки. Часто составляются «таблицы - шахматки» на всех лиц, проверяемых на причастность к данному преступлению, которые содержат такой же перечень вопросов, что и карточка.

Руководитель группы по мере необходимости проводит с  членами группы совещания, на которых  анализируются все материалы  уголовного дела и полученная информация.

В небольших следственно-оперативных  группах обычно каждый день подводятся итоги работы, анализируются результаты, корректируются планы, обсуждаются новые мероприятия и пути их реализации. Коллективные же обсуждения с участием прокурора, начальника органа дознания целесообразно проводить по истечении 10-15 дней работы группы, то есть, после окончания первоначального этапа расследования.

На последующих этапах часто практикуется заслушивание группы о результатах расследования  уголовного дела у прокурора области (края, республики), руководителя ОВД.

Если в следственно-оперативную группу включен прокурор - криминалист, то на него возлагаются обязанности по обеспечению сохранности изъятых вещественных доказательств и оказанию помощи следователю при назначении всех необходимых экспертиз, что, на мой взгляд, справедливо. Прокурор - криминалист имеет возможности наиболее профессионально сформулировать вопросы эксперту, провести осмотр вещественных доказательств (орудий преступления, одежды и т.д.), изъять отдельные следы (по каждому делу об умышленном убийстве приходится назначать от 10 до 40 различных экспертиз).

Включение в следственно-оперативную  группу эксперта - криминалиста повышает не только эффективность осмотра  места происшествия, но и его результативность, качество изымаемых следов. Эксперт-криминалист на месте происшествия знакомится с установленными обстоятельствами преступления, изменениями, внесенными в первоначальную обстановку различными лицами. Совместно с руководителем следственно-оперативной группы он моделирует событие преступления, определяет конкретные научно-технические средства, которые необходимо использовать для обнаружения, фиксации и изъятия следов и других вещественных доказательств.

Информация о работе Виды следственно-оперативных групп