Виды следственно-оперативных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Задачами моего исследования являются:
- изучение российского законодательства с учетом последних изменений и дополнений, освящающего организационно-правовые основы деятельности следственно-оперативных групп
- характеристика и классификация следственно-оперативных групп по наиболее существенным критериям логического деления;
- рассмотрение наиболее существенных внутренних взаимосвязей и внешних факторов, оказывающих влияние на функционирование следственно-оперативных групп, пути их максимальной оптимизации.

Содержание работы

Введение (обоснование актуальности и значимости проблемы) ----------- 3
1. Следственно-оперативная группа. ------------------------------------------- 4-6
2. Виды и назначение следственно-оперативных групп. ------------------- 7-11
3. Порядок формирования следственно-оперативной группы. ----------- 12-18
4. Оформление решения о создании следственно-оперативной
группы. --------------------------------------------------------------------------------- 19
5. Деятельность следственно-оперативной группы на
месте происшествия. --------------------------------------------------------------- 20-26
6. Профессионально-этические аспекты деятельности следственно-
оперативных групп. --------------------------------------------------------------- 27-28
Заключение ---------------------------------------------------------------------------- 29
Список используемой литературы ---------------------------------------------- 30-31

Файлы: 1 файл

Виды СОГ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Коллектив авторов ВНИИ проблем укрепления законности и  правопорядка предлагает по объему и  сложности структуры выделить следующие  виды8:

- супербригады и бригады  большого состава; 

- бригады среднего состава;

- бригады малого состава.

По времени функционирования группы делятся на: единовременные и постоянно действующие. Единовременная группа создается для раскрытия  и расследования одного или серии взаимосвязанных преступлений. Постоянно действующая группа, по мнению В. Коновалова9, создается в конкретных подразделениях на длительный период совместной работы одних и тех же следователей для расследования не одного, а ряда преступлений, не находящихся по своему содержанию в логической связи. Как правило, такие формирования специализируются на расследовании преступлений определенной категории.

Кокурин Г.А. подразделяет следственно-оперативные группы на созданные для проведения тактических  операций на месте происшествия, для  раскрытия    определенной группы однородных преступлений, для раскрытия конкретных преступлений10.

Приказ МВД  России №334 1996 года11 выделяет следующие виды СОГ: дежурная, целевая, специализированная, совместная СОГ (бригада).

Дежурная (при дежурной части) следственно-оперативная группа. Она сложилась в повседневной практике суточных дежурств, как правило, районного или городского уровня. Создание такой группы не регламентировано какими-либо нормативными документами. Как единица она фактически и формально не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости от дежурных работников прокуратуры в МВД. В то же время эти группы осуществляют выезд на место всех преступлений и происшествий, совершенных в данном регионе (районе, городе), производят осмотр места происшествия, первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и раскрытие преступления «по горячим следам». В состав группы входят: следователь (прокуратуры или органов внутренних дел, в зависимости от подследственности происшествия), оперативные работники уголовного розыска, реже - службы борьбы с экономическими преступлениями, эксперт-криминалист, судебно-медицинский эксперт, участковые инспектора милиции. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. Вместе с, тем имеются и отрицательные аспекты в их работе. Например, по окончании дежурства происходит замена следователя; между членами группы в зависимости от нагрузки нет сложившегося «рабочего контакта» ввиду постоянной смены состава. Все это снижает эффективность деятельности группы.

Целевая (временная) следственно-оперативная  группа предназначена для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу. Она является единовременной, образуется совместным приказом прокурора района или города (реже вышестоящими структурами) и начальника органа внутренних дел для раскрытия и расследования конкретного (единичного или многоэпизодного) преступления из числа следователей прокуратуры, работников уголовно розыска и участковых инспекторов милиции. Экспертные работники ЭКО и СМЭ, как правило, в состав группы не включаются, поскольку фактически продолжают осуществлять свою повседневную служебную деятельность, а первоначальные следственно-оперативные мероприятия (осмотр места происшествия, трупа и т.д.) уже выполнены. Хотя при наличии большого объема работы для экспертных исследований (отобрание образцов, дактилоскопирование большого числа  лиц, проведении баллистических и др. выборок) в состав группы, исходя из целесообразности, может, быть включен и экспертный работник соответствующего профиля.

Такая СОГ создается, как правило, через несколько  дней после обнаружения факта  убийства, если к этому времени  преступление раскрыто не было, и прекращает свою деятельность после установления лица, совершившего преступление. Заканчивает дело уже с известным следствию обвиняемым чаще всего один или группа следователей, а оперативные работники милиции действуют в рамках разовых поручений.

Из этого следует, что  существует четкое разграничение указанной группы с дежурной СОГ. Однако имеется много схожего с постоянно действующей группой, которая, как сказано выше, уже создана к моменту получения сообщения об убийстве и должна действовать до его раскрытия в утвержденном составе. Имеющееся неясность состоит в том, нужно ли создавать по каждому нераскрытому убийству следственно-оперативную группу на уровне районного органа расследования, если, согласно инструкции, по всем убийствам, совершенным в условиях не очевидности, должен осуществляться выезд постоянно действующей СОГ и дальнейшее расследование дела производит следователь этой группы до раскрытия преступления. На практике дело обстоит так: постоянно действующая СОГ выезжает и расследует «особо резонансные» преступления в соответствии с вышеуказанным перечнем, а обычная следственно-оперативная группа создастся на уровне районного или городского звена по всем другим нераскрытым убийствам (например, бытовым, семейным и т.п.) через несколько дней после возбуждения уголовного дела, первоначальные следственно-оперативные мероприятия по которому были выполнены дежурной или постоянно действующей СОГ.

Специализированная (постоянно  действующая) следственно-оперативная  группа. Она создается совместным приказом прокурора области и начальника областного МВД. Персональный состав такой группы ежегодно обновляется. В нее входят следователи по особо важным делам или старшие следователи областной или городской прокуратуры, работники управления уголовного розыска области, экспертно-криминалистической и судебно-медицинской службы, специалист-кинолог, другие специалисты (химики, биологи, почвоведы и т.п.). Как правило, в области создаются две или три такие группы, дежурство которых осуществляется по недельно. Постоянно действующая СОГ, в отличие от дежурной, выезжает только на преступления, совершенные в условиях неочевидности.

Характерной особенностью такой группы является то, что следователь  прокуратуры при наличии признаков  преступления, после предпринятых мер  к раскрытию «по горячим следам», принимает дело к своему производству и осуществляет расследование до установления лица, совершившего преступление. После этого он передает дело по территориальности. Следователь территориальной прокуратуры с первых дней входит в состав группы и действует под руководством руководителя группы. Поэтому при передаче дела после раскрытия преступления он хорошо знаком с его материалами и проделанной работой и имеет все возможности закончить следствие мобильно, без особых сложностей. Однако в исключительных случаях, в зависимости от сложности преступления или большого объема работы, по указанию прокурора области или его заместителей, уголовное дело в полном объеме расследуется следователем постоянно действующей СОГ.

Существует перечень преступлений, по которым выезд постоянно действующих следственно-оперативных групп обязателен: все умышленные убийства, совершенные в условиях не очевидности; убийства двух или более лиц, малолетних и несовершеннолетних детей; убийства семей, совершенные «по заказу»; убийства с использованием взрывчатых веществ и огнестрельного оружия; убийства, сопряженные с изнасилованием, за владением государственным имуществом, автотранспортом, оружием, с нападением на квартиры граждан; диверсии, транспортные и производственные катастрофы, повлекшие гибель людей.

В принципе не исключается  возможность выезда на одно убийство и проведение работы в соответствии с вышеизложенными разграничениями  трех следственно-оперативных групп: после сообщения об обнаружении трупа выезжает дежурная группа СОГ, которая, установив факт убийства и при отсутствии данных о лице, его совершившем, приостанавливает осмотр места происшествия и вызывает постоянно действующую СОГ; постоянно действующая СОГ производит первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия в течение 1-2 суток, в ходе которых получает сведения о возможных причинах убийства, круге знакомых потерпевшего, информацию о вероятном массиве преступников и, ввиду высокой нагрузки, передает дело территориальным органам расследования до момента установления конкретного лица, совершившего преступление. После этого территориальный следователь принимает дело к своему производству. Одновременно решается вопрос о создании СОГ для раскрытия данного дела районными силами.

Деятельность совместных следственно-оперативных групп (бригад) никакими процессуальными и ведомственными актами не регламентирована. Однако в практической деятельности все чаще встречаются такие группы, что дает основание описать их как четвертую, самостоятельную группу. Такие группы должны создаваться для расследования конкретных определенных видов преступлений по направлениям: кредитно-финансовая и банковская сфера, должностные и хозяйственные преступления, другие резонансные преступления.

В принципе, подобная специальная  группа может быть и постоянно действующей с четкой специализацией (например, только экономические преступления), и вновь создаваемой по крупным многоэпизодным делам в одной сфере деятельности. Практически данные группы на места происшествий не выезжают, а создаются для расследования уже выявленных преступных нарушений. Как правило, это - группы республиканского (реже областного) уровня. В их состав входят следователи всех ведомств (МВД, прокуратуры, службы безопасности), но это необязательное условие. Кроме того, в них могут быть включены работники уголовного розыска, службы по борьбе с экономическими преступлениями, организованной преступностью, оперативные работники органов безопасности,  таможни и др.

В работе следственно-оперативные  группы руководствуются принципами взаимодействия органов следствия  и дознания, но здесь данные принципы конкретизируются, сужаются, приобретают специфические черты. «Это руководящая роль следователя, возглавляющего группу, разграничение функций и компетенций членов группы, совместное (согласованное) планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рациональный обмен информацией, осуществляемый в зависимости  от конкретных условий либо через руководителя следственно-оперативной группы, либо по иной схеме»12.

Таким образом, в структурном построении оптимальной модели следственно-оперативной группы наиболее перспективным на современном этапе является создание в системе правоохранительных органов специализированных отделов по раскрытию и расследованию убийств (в дальнейшем и других видов преступлений), т. е. углубление следственной и сыскной специализации и объединение их усилий в единое целое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок формирования  следственно-оперативной группы

 

Создание оптимальной  организационно-управленческой структуры следственно-оперативной группы - это не цель, а средство решения тех или иных задач на определенном этапе расследования преступления.

В первую очередь при  подготовке и принятии решения о  создании следственно-оперативной  группы должны быть решены такие организационные вопросы:

-    о выделении  помещения для работы СОГ;

- о необходимых транспортных  средствах, криминалистической и  оперативной технике, средствах  связи, сейфах;

- об освобождении членов  группы от исполнения других  служебных обязанностей;

-  о выделении необходимого  количества сотрудников для вспомогательной  работы.

Как показывает статистика практической работы, эти вопросы  рассматриваются не всегда и не сразу, а иногда их решение умышленно  затягивается, носит формальный характер. В связи с этим многие практические работники органов дознания и следователи считают работу в следственно-оперативных группах как дополнительную нагрузку к основной.

Совершенно очевидно, что эффективность работы следственно-оперативной  группы во многом зависит от своевременности ее создания. Оптимальное определение времени ее создания позволяет более полно использовать возможности этой организационно-управленческой структуры. Нередко на практике этот вопрос остается без внимания, что влечет за собой просчеты, ошибки на первоначальном этапе расследования преступления. Утрачиваются доказательства, следы преступления, время выступает как негативный фактор.

Создание следственно-оперативной  группы во многом зависит от своевременности  возбуждения уголовного дела. Одной из причин, по которым уголовные дела о тяжких телесных повреждениях оставались нераскрытыми, занимают несвоевременное их возбуждение и несвоевременное создание следственно-оперативных групп для расследования данных преступлении.

Количественный состав следственно-оперативных групп может быть различным, поэтому необходимо стремиться создать по-настоящему рабочую группу с учетом особенностей предстоящей работы. Количественное соотношение следователей и оперативных работников должно быть сбалансировано в зависимости от характера ситуации расследуемого дела, объема предстоящей процессуальной и негласной деятельности. Причем необходимо иметь в виду, что создание больших по составу групп нецелесообразно, ибо это сказывается на их тактической маневренности, затрудняет контроль и непосредственное руководство, приводит к возникновению промежуточных иерархических звеньев.

Оптимальная организационно-управленческая структура СОГ будет способствовать повышению ее активности, обеспечивать целеустремленность и оперативность работы.

Информация о работе Виды следственно-оперативных групп