Следователь - криминалист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 00:31, доклад

Описание работы

Так, согласно его п. 1, деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры призвана обеспечить: осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

   Следователь - криминалист

   Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" внесены новые изменения: появился п. 40.1 в ст. 5 УПК РФ, которым введен новый участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения - следователь-криминалист.

   В п. 40.1 ст. 5 УПК РФ устанавливается: "Следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству"

   Как справедливо заметил В.П. Божьев, что законодатель "предпочел упрощенный (специфический) прием, введя эту фигуру в систему уголовно-процессуальных отношений с черного хода, ограничившись включением в текст ст. 5 УПК п. 40.1, представив в нем не только описание понятия нового участника процесса - следователя-криминалиста, но и определив там же (!) его правовой статус

   Законодателю даже не потребовалось для этого вносить изменения в главу шестую УПК, посвященную участникам уголовного процесса со стороны обвинения.

   Отсутствие  в главе 6 УПК РФ такой процессуальной фигуры, как следователь-криминалист, а также указаний в законе на его конкретные права и обязанности, порождает ряд процессуальных вопросов, связанных с его участием в предварительном следствии.

     Такие как:

-  назначения следователя-криминалиста

-  его  процессуальный статус

-  место  и роль следователя-криминалиста в уголовном процессе

   А также возникает главный вопрос:

   Так зачем же введен этот новый участник в уголовное судопроизводство России?

    Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратить внимание на такого субъекта, как прокурор-криминалист. В органах прокуратуры должность прокурора-криминалиста известна с 1954 г. За это время они многократно оказывали эффективную организационно-методическую помощь по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений различной направленности. Между тем уголовно-процессуальный статус прокурора-криминалиста в УПК не был определен. Назначение и роль прокурора-криминалиста заключалась в осуществлении процессуальной функции надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Фактически прокурор-криминалист участвовал в досудебном судопроизводстве не как надзирающий прокурор, а как методист и аналитик, оказывающий помощь в расследовании наиболее тяжких либо "резонансных" преступлений. Причем в отличие от надзирающего прокурора в подавляющем большинстве случаев при выезде на место происшествия он являлся активным участником собирания и исследования доказательственной информации.

    Функциональное  предназначение прокурора-криминалиста в ходе досудебного производства достаточно четко определялось Положением от 23 января 1997 г. "О прокурорах-криминалистах" в органах прокуратуры Российской Федерации.

    Так, согласно его п. 1, деятельность прокуроров-криминалистов в органах прокуратуры призвана обеспечить: осуществление совместно с другими подразделениями прокуратур, в которых работают прокуроры-криминалисты, целенаправленных организационных и практических мер по обеспечению всестороннего, полного и объективного расследования, а также предупреждения тяжких преступлений, дела о которых подследственны прокуратуре; внедрение в практику расследования и раскрытия преступлений, прокурорского надзора за предварительным следствием современных возможностей криминалистики и судебной экспертизы, научных рекомендаций, передового опыта; повышение профессионального уровня прокурорско-следственных кадров.

    Анализ  назначения прокурора-криминалиста и  его обязанностей приводит к следующему выводу: в условиях, действующих  до вступления в действие ФЗ от 5 июня 2007 г., прокурор-криминалист не был "классическим" надзирающим прокурором. По существу, он выступал в роли участника расследования со стороны обвинения, участвующего в расследовании конкретных уголовных дел.

    В связи с принятием Федерального закона N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" <5>, которым был создан Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации,

    Произошла передача функции процессуального руководства от прокуроров к руководителям следственных органов, которая закономерно потребовала и передачи института прокурора-криминалиста в следственные подразделения.

    Тем не менее думается, что образование  должности, именующейся "прокурор-криминалист", в структуре указанного следственного органа не вполне логично, поэтому предлагалось переименовать должность прокурора-криминалиста как сотрудника Следственного комитета при прокуратуре РФ в должность "следователь-криминалист" либо использовать иное наименование, отражающее его следственную принадлежность. Как видим, теперь это предложение оказалось воспринято законодателем.

    Изменение терминологии в данном случае имеет  не только "техническое значение", оно напрямую связано с процессуальным статусом этого участника уголовного судопроизводства.

    По  этому поводу А. Гурин также справедливо  заметил, что "анализ ст. 37 УПК позволяет сделать вывод о том, что прокурор-криминалист не подпадает под действие этой статьи, а его деятельность оказалась вне процессуального поля.

    Таким образом, прокурор-криминалист не вправе осуществлять уголовно-процессуальные полномочия. В связи с этим находим справедливым замечание о том, что появление в УПК РФ следователя-криминалиста было обусловлено необходимостью предусмотреть такого субъекта уголовного процесса, который при сохранении функций прокурора-криминалиста был бы уполномочен осуществлять и процессуальную деятельность. В подтверждение этому следует отметить, что из всех ведомств, в которых функционируют органы предварительного следствия, в настоящее время должность следователя-криминалиста предусмотрена лишь в Следственном комитете РФ.

    Новому участнику уголовного процесса - следователю-криминалисту законодателем "предоставлены необычные процессуальные права, которых нет даже у настоящего (законным способом регламентированного) следователя, ни у его руководителя. Имеется в виду наделение его правом производить следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. 

    Деятельность  следователя-криминалиста регламентируется п. 40.1 ст. 5 УПК РФ. Анализ указанной нормы позволяет констатировать, что данный субъект, безусловно, является должностным лицом, наделенным правом осуществлять уголовно-процессуальную деятельность. Так, следователь-криминалист уполномочен производить предварительное следствие. Приняв уголовное дело к своему производству, он наделяется полномочиями, предусмотренными ст. 38 УПК РФ <6>. В связи с этим следователь-криминалист, как и следователь, вправе осуществлять любые следственные, процессуальные действия, принимать решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, и несет ответственность за ход и результаты расследования. Вместе с тем, учитывая, что предварительное следствие осуществляется следователями, на наш взгляд, в рамках конкретного уголовного дела происходит трансформация следователя-криминалиста в следователя.

    Возникает вопрос об основаниях принятия руководителем  следственного органа решения о  передаче уголовного дела в производство следователю-криминалисту. Необходимо выделить формальные (юридические) и  фактические основания принятия такого процессуального решения. Принимая во внимание содержание п. 25 ст. 5, ч. 4 ст. 21, п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, формальным основанием будет выступать процессуальный документ в виде поручения или постановления руководителя следственного органа. В нем должно содержаться решение о передаче уголовного дела в производство следователю-криминалисту. Данный процессуальный акт необходимо приобщить к уголовному делу, поскольку его отсутствие повлечет признание полученных следователем-криминалистом доказательств недопустимыми, а принятых им процессуальных решений - незаконными, так как расследование произведено ненадлежащим субъектом.

    В качестве фактических оснований  могут выступать конкретные процессуальные обстоятельства. Например, если руководитель следственного органа, изучив уголовное дело, придет к выводу о том, что его расследование представляет особую сложность, то дальнейшее производство может быть поручено следователю-криминалисту.

    Таким образом, производство следователем-криминалистом  предварительного следствия оправданно в исключительных случаях и должно носить разовый характер.

    По  поручению руководителя следственного  органа следователь-криминалист уполномочен  осуществлять отдельные следственные и процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству, а также участвовать в них (п. 40.1 ст. 5 УПК РФ). Здесь в качестве формального основания будет выступать письменное поручение следователю-криминалисту, составленное руководителем следственного органа, которое надлежит приобщить к уголовному делу. В противном случае процессуальное действие будет произведено следователем-криминалистом незаконно, полученное им доказательство будет признано недопустимым, поскольку следственное действие осуществлено ненадлежащим субъектом, так как уголовное дело находится в производстве у следователя. В данном процессуальном документе, в частности, необходимо указать, какое следственное или процессуальное действие требуется произвести, а также основание его осуществления именно следователем-криминалистом.

    К фактическому основанию надлежит отнести  обстоятельство, указывающее на невозможность  выполнения конкретного следственного, процессуального действия следователем, в производстве которого находится уголовное дело. Например, необходимость одновременного проведения обысков в разных местах или внезапное заболевание следователя или отсутствие у следователя достаточного опыта в проведении следственного действия, порядок производства которого представляет определенную сложность (следственный эксперимент).

      В данной ситуации следователь-криминалист не приобретает статус следователя, а остается в своем процессуальном положении.

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в рамках одного уголовного дела такого рода поручения руководителя следственного органа также должны быть разовыми, а не постоянными. В противном случае следователю-криминалисту необходимо поручать производство предварительного следствия по уголовному делу в целом.

    Следователь-криминалист  по поручению руководителя следственного органа уполномочен участвовать в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий. На наш взгляд, с учетом назначения прокурора-криминалиста в рамках данного полномочия руководителем следственного органа реализуется криминалистическое обеспечение проведения следственных и процессуальных действий следователем. Например, следователь-криминалист может быть вовлечен с целью оказания помощи следователю в наиболее качественном проведении предъявления лица для опознания. В этой связи фактическими основаниями могут выступать следующие обстоятельства:

    - необходимость консультирования  следователя по наиболее эффективному  применению им технического средства, в частности когда на следственном  действии отсутствует специалист соответствующего профиля;

    - необходимость в даче следователю  рекомендации по выбору наиболее  целесообразного тактического приема  проведения определенного следственного  действия.

    Трудно  не согласиться с  мнением В.М. Быкова о том, что следователь должен знать криминалистику не хуже следователя-криминалиста <8>. Вместе с тем нельзя не учитывать и то, что в следственных подразделениях МВД России из-за постоянного значительного оттока сотрудников не успевает сформироваться костяк следователей с достаточным опытом расследования уголовных дел. Уровень подготовленности действующих следователей оставляет желать лучшего, что напрямую влияет на качество предварительного следствия <9>. В этой связи участие следователя-криминалиста в производстве отдельных следственных и процессуальных действий в определенной степени можно воспринимать как вынужденную меру, направленную на улучшение сложившейся ситуации.

    В данном контексте  такое участие  следователя-криминалиста можно рассмотреть  как средство осуществления  процессуального контроля. Следователь-криминалист по своей сущности является руководителем с ограниченной компетенцией, неким комиссаром руководителя соответствующего следственного органа.

    В подтверждение этого можно привести ряд аргументов. Во-первых, в законе не закреплено полномочие руководителя следственного органа на участие в следственных, процессуальных действиях. Во-вторых, при осуществлении служебно-административной функции, у руководителя следственного органа зачастую не остается времени, достаточного для своевременного и эффективного процессуального контроля за производством по уголовным делам. В этой связи на основании п. 40.1 ст. 5 УПК РФ руководитель следственного органа имеет возможность осуществлять процессуальный контроль и руководство расследованием уголовных дел через участие следователя-криминалиста в следственных и процессуальных действиях. Он получает возможность непосредственно оценивать получаемое следователем доказательство и в дальнейшем разрабатывать проекты указаний о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, оказывать следователю помощь в выдвижении версий, планировании расследования.

Информация о работе Следователь - криминалист