Следователь и его полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 18:26, реферат

Описание работы

Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяетсятем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение.

Содержание работы

Введение. 2
Понятие, задачи и формыпредварительного расследования. 4
Процессуальная самостоятельностьследователя. 8
Взаимоотношения следователя спрокурором. Судебный контроль. 19
Заключение. 22
Список использованной литературы… 23

Файлы: 1 файл

Реферат ПО.docx

— 44.25 Кб (Скачать файл)

Реферат: Следователь и его полномочия

План

Введение. 2

Понятие, задачи и формыпредварительного  расследования. 4

Процессуальная самостоятельностьследователя. 8

Взаимоотношения следователя спрокурором. Судебный контроль. 19

Заключение. 22

Список использованной литературы… 23

 
Введение

Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяетсятем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и  справедливость судебного приговора. Какой бы процессуальной самостоятельностью и независимостью суд ни обладал, он выносит свою оценку, исходя из материалов уголовного дела, направляемого прокурором на его рассмотрение. Именно следователь в первую очередь определяет наличие состава и события преступления, доказывает виновность лица, привлечённого к уголовной ответственности, определяет юридическую оценку преступления, сумму причинённого материального ущерба и т.д.

Выше перечисленные задачи решаются в ходе предварительного следствия. Следует подчеркнуть, что именно следователь является органом государства, осуществляющим государственно-правовую функцию  расследования преступлений. Следователи учреждены специально для осуществления данной функции.

Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека, составляют сущность работы следователя. От его умения и энергии, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела.

Перечисленные выше задачи следователя в концентрированномвиде отражают его социально-политическую роль в обеспечении законности в жизни общества. Однако наиболее полно роль следователя и сущность его деятельности раскрываются в осуществляемых им функциях, правовых принципах и условиях его деятельности.

Раскрытие преступлений – дело творческое, сложное. Оно предполагает использование научных рекомендаций, научно-технических средств, специальных познаний, помощи общественности. Истина, которую должен установить следователь, часто совсем не очевидна. Следственная работа является особенно ответственной, ибо от качества следствия зависит судьба  человека. Следователь должен всё проверить: и показания свидетелей, и подлинность документов, и правильность выводов ревизоров, обоснованность заключений экспертов и т.д. Выявить изобличающие виновного улики. Однако нельзя впадать и в другую крайность: подозрительность может лишить следователя объективности, затруднить его общение с людьми, вызвать чувство неопределённости, неуверенности.

Определению функции, выяснению принадлежности тех или иных функций следователю, их видов, а также целесообразности прямого закрепления их в нормах закона, и тому какие мнения существуют на этот счёт -  посвящена данная работа.

 
Понятие, задачи и формы предварительного  расследования

Предварительное расследование представляет собой стадию уголовного процесса, которая следует за возбуждением уголовного дела и предшествует стадии назначения судебного заседания.[1]

Рассмотрение уголовного дела в суде, по общему правилу, невозможно без установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, на стадии предварительного расследования. В силу особенностей организации судебной власти суд не может активно и целенаправленно заниматься собиранием доказательств, изобличением лиц, совершивших преступление. Необходимые предпосылки создаются в процессе производства предварительного расследования. Само название этой стадии «предварительное расследование» говорит о том, что в дальнейшем предстоит еще и окончательное производство по делу в форме судебного разбирательства, для которого выводы предварительного расследования носят предварительный характер.

Одновременно предварительное расследование играет немаловажную роль в уголовном процессе. Именно на этой стадии происходит установление обстоятельств совершенных преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении и определяются пределы последующего судебного разбирательства по уголовным делам.

От предварительного расследования следует отличать оперативно-розыскную деятельность, которая осуществляется на основании Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ». В соответствии со ст.1 данного Закона оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то названными Законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах  их  компетенции,  путем проведения  оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни и здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Из ст.2 упомянутого Закона следует, что задачами оперативно-розыскной деятельности является: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также лиц, подготавливающих, совершающих или совершавших; 2) осуществление розыска лиц, скрывавшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.[4]

Согласно ст.10 Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий и проведения оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальной законодательством. Проверка полученных результатов оперативно-розыскной деятельности осуществляется в первую очередь в процессе предварительного расследования уголовных дел.[5]

Таким образом, предварительное расследование – это урегулированная уголовно — процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительно следствия по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок решения задач уголовного судопроизводства.

Из вышеуказанного определения следует, что сущность предварительного расследования составляют действия следователя по обнаружению и процессуальному закреплению доказательств, при помощи которых устанавливаются событие преступления во всех его подробностях. Путем проведения осмотра места происшествия, допросов потерпевших и свидетелей, производства очных ставок и других следственных действий следователь устанавливает лицо, совершившее преступление, и при наличии достаточных оснований привлекает его к уголовной ответственности.

Предварительное расследование имеет следующие задачи:

· быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

· всестороннее, полное, и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

· обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

· принятие мер по устранению  причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Предварительное расследование подразделяется на две формы –дознание и предварительное следствие (часть 1 ст. 150 УПК РФ). Дознание основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

В соответствии со ст. 151 ч.3 дознание производится:

· дознавателями органов внутренних дел РФ;

· дознавателями органов пограничной службы РФ;

· дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ;

· дознавателями таможенных органов РФ;

· дознавателями органов Государственной противопожарной службы;

· следователями прокуратуры.

Дознание производится по уголовным делам, указанным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Дознание производится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на срок 10 суток (ч. 2, 3 ст. 223 УПК РФ).

Предварительное следствие осуществляется следователя мипрокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ. Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, установлен в ч.2 ст. 150.

 
Процессуальная самостоятельность следователя

Процессуальная самостоятельность следователя — положение уголовно-процессуального законодательства, согласно которому следователь самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производстве следственных действий (за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции или согласия прокурора) и несет полную ответственность за ихзаконное и своевременное проведение. Правом вмешательства в процессуальнуюдеятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственногоотдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия. В то жевремя следователю предоставлено право отстаивать свое мнение об основныхрешениях, принимаемых по делу (ч.3 ст.38 УПК РФ), и при этом высказывать своивозражения [6].

Следователь осуществляет государственно-правовую функциюрасследования преступлений. Для ее понимания, осуществления и совершенствованияважно исследование сущности принципа процессуальной самостоятельностиследователя как субъекта расследования. Следователь является основным субъектомрасследования потому, что он самостоятельно производит основное количествоследственных и иных процессуальных действий [7].

Уголовно-процессуальное законодательство устанавливаетнеобходимые гарантии законности и обоснованности принимаемых следователемпроцессуальных решений. К таким гарантиям относятся закрепленные в действующихнормах принципы уголовного процесса: законности, всестороннего, полного иобъективного исследования обстоятельств дела, презумпция невиновности,обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту, язык, на которомведется предварительное расследование и другие.

В юридической литературе высказаны суждения об отнесении косновополагающим руководящим началам, имеющий нормативно-правовой характер вуголовном судопроизводстве принцип процессуальной самостоятельностиследователя, закрепленный в ст. 38 УПК РФ. Тем самым подчеркиваетсяопределенная значимость данного принципа для дальнейшего укрепления законностии улучшения всей следственной работы.

Принципы уголовного процесса — это вытекающие из природыРоссийского государства, теоретически обоснованные и законодательнозакрепленные основные правовые положения, которые выражают демократическую игуманистическую сущность уголовного процесса, определяют построение всех егопроцессуальных форм, стадий и институтов и направляют уголовно-процессуальнуюдеятельность на достижение задач и целей, поставленных государством передуголовным судопроизводством в целом и стадии предварительного расследования вчастности [8].

Все они составляют единую систему, ибо в своем осуществлениивзаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь проявляется в любомдействии, при вынесении любого процессуального решения следователя. Каждыйпринцип есть вместе с тем условие обеспечения эффективности других принципов ивсего процесса в целом.

Принцип процессуальной самостоятельности следователяпредставляет реальную гарантию законности и обоснованности процессуальныхрешений следователя, поскольку дает ему возможность в пределах установленнойзаконодательством компетенции вполне самостоятельно формулировать выводы исуждения на основе проверенных достоверных доказательств. Подразумевается приэтом, что никто лучше следователя, в чьем производстве находится дело и ктолично непосредственно вникает в сущность исследуемых обстоятельств, не можетоценить доказательства в их совокупности и принять наиболее оптимальные иверные и рациональные решения по каждому возникающему правовому вопросу.

Это — одна из важнейших сторон рассматриваемой проблемы.Необходимо, далее, учитывать, что положение о процессуальной самостоятельностиследователя относится к принципам так же, как применительно к судебнойдеятельности к ним относится независимость судей, присяжных заседателей иподчинение их только закону; оба они выражают одинаковую сущностьпроцессуальной деятельности ее участников — государственных органов.

Недостаточно четкой представляется в связи с этим трактовкапроцессуальной самостоятельности следователя не как принципа уголовногопроцесса, а лишь как условия осуществления независимости судей и их подчинениятолько Конституции и федеральному закону или как положения, ограждающеговнутреннее убеждение следователя[9]. Несомненна,конечно, связь между указанными принципами, так же как их самостоятельноезначение; термины «независимость» и «самостоятельность» могут в данном случаерассматриваться как синонимы при определении сущности процессуальнойдеятельности следователей и судей. Конечно, процессуальная самостоятельность инезависимость следователя и независимость судей — понятия отнюдь нетождественные. Если следственная деятельность осуществляется под постояннымконтролем начальника следственного отдела и надзором прокурора, которые вправедавать следователю обязательные письменные указания по расследуемому им делу,то судьям такого рода указания по расследуемому им делу никто давать не может.Сущность процессуальной деятельности, в основе которой лежат принципыпроцессуальной самостоятельности участников процесса — государственных органовнеизменна, но условия их осуществления различны.

Следователь в уголовном процессе, независимо от ведомства, вкотором он состоит — это наделенный широкими полномочиями деятель российскойюстиции, выполняющий важные государственные функции — уголовное преследование,изобличение лиц, совершивших преступление, защиту граждан от неосновательногопривлечения к ответственности, разрешение дела по существу. В соответствии сост. 38 УПК РФ, при производстве предварительного расследования следователь всерешения о направлении следствия и о производстве следственных действийпринимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законодательством предусмотреносогласование с прокурором, и несет полную ответственность за их законное исвоевременное проведение. Процессуальная самостоятельность следователяобеспечивается тем, что в случае несогласия с письменным указанием прокурораили начальника следственного отдела по любому возникающему в ходе расследованиявопросу следователь вправе представить в установленном порядке свои возражения.Иные должностные лица, включая руководителей отделов внутренних дел, не вправевообще вмешиваться в процессуальную деятельность следователя, давать указанияпо расследуемому им делу. Никто абсолютно, включая прокурора или начальникаследственного отдела, не может навязать следователю принятие решений, вопрекиего убеждению.

Информация о работе Следователь и его полномочия