Следователь и его полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 00:28, доклад

Описание работы

Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по суще¬ству, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, либо реабилитации невиновного.

Файлы: 1 файл

вопрос №3.следователь и его полномочия.docx

— 20.93 Кб (Скачать файл)

Следователь — должностное  лицо, уполномоченное осуществлять предварительное  следствие по уголовному делу, а  также иные полномочия, предусмотренные  Уголовно-процессуальным ко¬дексом  РФ (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Полномочия следователя  представляют собой систему его  процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для  разрешения сообщений о преступлениях, установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию  по уголовному делу, и соответственно обеспечения надлежащих условий  для рассмотрения и разрешения судом  уголовного дела по суще¬ству, освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление небольшой  или средней тяжести, либо реабилитации невиновного.

Полномочия следователя  общим образом определяются в  ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в  уголовно-процессуальном законодательстве применительно к стадиям возбуждения  уголовного де¬ла и предварительного расследования, производству конкретных следственных и иных процессу¬альных  действий и принятию решений по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Отдельные процессуальные полномочия следователя установлены в иных федеральных законах, а организационные  полномочиях— в нормативных актах  Генеральной прокуратуры РФ, Мини¬стерства  внутренних дел РФ и Федеральной  службы безопасности РФ по вопросам организации  предварительного следствия, а также  в нормативных правовых актах, изданных Генеральной про¬куратурой РФ, Министерством  внутренних дел РФ и Федеральной  службой безопасности РФ со¬вместно с руководителями других министерств, комитетов и служб.

Анализ содержания уголовно-процессуальных норм, в которых закреплены процессуальные права и обязанности следователя, дает основание для следующей  классификации его процессуаль¬ных  полномочий: полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях; пол¬номочия по установлению обстоятельств, входящих в предмет доказывания  по уголовному делу; полномочия по осуществлению  уголовного преследования подозреваемых  и обвиняемых в совер¬шении преступления; полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в  произ¬водстве по уголовному делу; полномочия давать поручения органам  дознания.

1. Полномочия по рассмотрению  и разрешению сообщений о преступлениях.  Этот вид полно¬мочий установлен  в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК  РФ. Полномочия пп 9эпсм/эт^ужл-й-разреше-»»»  "-"^s-w-iwrfh KJ притупления, как  правило, могут быть реализованы  в пределах подследственности  уголовных дел, установленной  в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем  в случаях, когда немедленная  передача сообщения по подследственности  может повлечь негативные последствия  (например, заинтересован¬ные лица, воспользовавшись тем, что никто  не проводит проверку заявления  (сообщения) о преступ¬лении, предпринимают  меры к уничтожению следов  преступления или фальсификации  доказательств и т.п.), следователь  обязан проверить сообщение о  преступлении и при наличии  к тому оснований возбудить  уголовное дело, произвести неотложные  следственные действия, а затем  выполнить требо¬вание ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного  дела по подследственности. Подробнее  о порядке возбуждения уголовного  дела см. главу 2 настоящего руководства.

Следователи специализированных прокуратур реализуют полномочия по возбуждению уголов¬ных дел с  учетом положений, закрепленных в Приказе  Генеральной прокуратуры РФ от 9.09.2002 № 54 «О разграничении компетенции  прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».

В частности, следователи  военных прокуратур возбуждают уголовные  дела о преступлениях, совершенных  военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж¬данского персонала Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формиро¬ваний и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными пра¬вовыми актами, в связи с исполнением  ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

Следователи закрытых территориальных  образований г. Межгорье и комплекса  «Байконур» возбуждают уголовные дела о преступлениях, совершенных в  пределах этих административно-территориальных  образований, кроме уголовных дел  о преступлениях, совершенных военнослу¬жащими и гражданами, проходящими военные  сборы, лицами гражданского персонала  Вооружен¬ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов, созданных в со¬ответствии  с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами.

Полномочия следователей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел  на транспорте разграничены Указанием  Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и

" Министерства путей  сообщения РФ от 3.04.1995 г. № 19/23-1/1609-103 «О порядке реагирования на  тсязнаки преступления и рассмотрения  заявлений и сообщений о хищении  грузов». В названном Указании  установлен перечень документов, которые должны быть направлены  органам предвари¬тельного расследования  для решения вопроса о возбуждении  уголовного дела о хищении  грузов.

Аналогичным образом установлен перечень документов, которые подлежат направлению в ор¬ганы предварительного расследования для решения вопроса  о возбуждении уголовных дел  о нару¬шении санитарного законодательства и законодательства о промышленной безопасности (см.: Письмо Генеральной  прокуратуры в Комитет санэпиднадзора России «О надлежащем оформлении и  направлении в органы прокуратуры  материалов по фактам санитарных правонарушений»  от 23.07.1992 г. № 7-10д-92), об экологических  преступлениях (см.: Письмо Генеральной  прокуратуры ?Ф «О надлежащем оформлении и направлении материалов в органы прокуратуры по фактам уго¬ловно-наказуемых нарушений природоохранного законодательства»  от 23.07.1992 г. №7-10д-92 | направлено в Минэкологии  России) и др.

2. Полномочия по установлению  обстоятельств, входящих в предмет  доказывания по уго¬

ловному делу. Данный вид  полномочий реализуется путем доказывания, т.е. путем собирания, про¬

верки и оценки доказательств (ст. 85 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК РФ следователь осуществляет собирание доказательств путем  производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В реальной действительности основным способом собирания дока¬зательств является производство следственных действий, поскольку в действующем УПК  РФ не предусмотрено выполнение иных процессуальных действий, в ходе которых  могли бы быть полу¬чены сведения, отвечающие требованиям, закрепленным в ч. I ст. 74 УПК РФ. Исключением  мож¬но считать направление запроса  о правовой помощи зарубежным правоохранительным органам в порядке, предусмотренном  ст. 453 УПК РФ.

Одним из способов собирания  доказательств является получение  следователем письменных до¬кументов  и предметов, представляемых для  приобщения к уголовному делу в качестве доказа¬тельств подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским  ответчи¬ком и их представителями (ч. 2 ст. 86 УПК РФ). В УПК РФ не установлен порядок получения указанных  документов и предметов.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК  РФ следственные действия могут быть произведены по поруче¬нию следователя  органами дознания. Вели при этом были выполнены требования относительно формы поручения и компетенции  органов дознания на производство следственных действий, полу¬ченные сведения являются доказательствами при условии, что  они отвечают требованиям относи-мости, допустимости и достоверности.

3. Полномочия по осуществлению  уголовного преследования. Наличие  таких полномочий

обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени госу-

дарства уголовное преследование  по делам публичного и частно-публичного обвинения.

К полномочиям следователя  как субъекта уголовного преследования  относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного  лица (подробнее см. главу 2 настоящего руководства); задержание лица в качестве подозреваемого (подробнее см. §1 главы 4 настоящего руководства); привлечение  лица в качестве обвиняемого (подробнее  см. главу 5 настоящего руководства); розыск скрывшегося подозреваемого или  обвиняемого (подробнее см. §1 главы 6 настоящего руково¬дства); применение к обвиняемому меры пресечения (подробнее  см. §2 главы 4 настоящего руко¬водства); составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору  для передачи по подсудности (подробнее  см. §3 главы б настоящего руководства).

4. Полномочия по охране  прав и свобод лиц, привлекаемых  к участию в производстве по  уго¬

ловному делу. Наличие указанных  полномочий вытекает из положений, закрепленных в ст. 11 УПК

РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому,

потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также  другим участникам уголов¬

ного судопроизводства их права, обязанности и ответственность  и обеепечить возможность осуще¬

ствления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, сви¬

детеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также  их близких родственников,

родственников или близких  лиц при наличии достаточных  данных о том, что указанным лицам  уг¬

рожают убийством, применением  насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо

иными противоправными деяниями (ч. 3).

Указанные полномочия следователя  конкретизируются применительно к  отдельным процессу¬альным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ.

При этом следует иметь  в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению  подозреваемому и обвиняемому права  на защиту (ст. 16 УПК РФ).

5. Полномочия следователя  давать поручения органу дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК  РФ следователь уполномочен давать  органу дознания обязательные  для исполнения 1шсьм^яЙШеп8ру^нйяаоппровёд.ёнйи"опёратйвно-розыскных  мероприятий, производстве отдель¬ных  следственных действий, об исполнении  постановлений о задержании, приводе,  об аресте, о производстве иных  процессуальных действий, а также  получать содействие при их  осуществлении. Поручение — это  письменное предложение следователя  органу дознания выполнить определен¬ные  процессуальные действия или  оперативно-розыскные мероприятия.  В поручении указывается: орган  дознания, которому дается поручение;  краткое изложение сущности дела, по которому дается поручение;  уголовно-процессуальная норма,  дающая следователю основание  для дачи поручения; следственные  и розыскные действия, которые  необходимо выполнить; от кого  исходит поручение.

В поручении может содержаться  указание в виде разъяснении, как  выполнить поручение. Иначе говоря, указание — это сообщение следователем органу дознания тактических условий  выполнения поручения. Например, следователь  дает указание: сообщить свидетелю  перед допросом, что преступ¬ник  арестован и не следует опасаться  мести, или огласить свидетелю показания  потерпевшего и т.п.

Право следователя давать органам дознания поручения о  производстве следственных действий имеет  определенные границы. Следует иметь  в виду, что следователь вправе дать поручения лишь тогда, когда  в силу объективных причин он не может лично произвести требуемые  следственные действия. В любом случае следователь не вправе поручать органу дознания принятие решений, ко¬торые требуют  оценки совокупности доказательств, имеющихся  в уголовном деле, а также выпол¬нения  определенных действий. Иначе говоря, следователь не вправе поручить органу дознания вы¬полнение таких действий, как предъявление обвинения и  допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, признание лица потерпевшим, гражданским  истцом, привлечение в качестве граждан¬ского  ответчика, назначение экспертиз и  других действий.

Следователь также не вправе поручать органу дознания производство таких следственных дей¬ствий, которые  имеют наиболее важное значение по данному уголовному делу или требуют  особо умелого и квалифицированного исполнения (например, осмотр места  происшествия при убийстве, авиакатастрофах, предъявление для опознания, следственный эксперимент и др.).

Поручения следует направлять начальнику органа дознания, поскольку  он знает, кому из его подчиненных  можно поручить выполнение требуемых  действий с учетом его профессионального  мастерства и выполняемого в данный момент объема работ.

Поручения могут быть направлены конкретным сотрудникам органа дознания в тех случаях, ко¬гда, они включены в состав следственно-оперативной  группы. Копии поручений приобщаются  к уголовному делу вместе с протоколами  соответствующих следственных действий, произведенных сотрудниками органов  дознания по поручению следователя. В противном случае результаты произ¬веденных следственных действий могут быть признаны не имеющими юридической силы.

Следователь вправе поивлечь к участию и следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая  отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК  РФ),

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст, 38 УПК РФ следователь уполномочен  самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных дей¬ствий, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом требуется получение судебного  решения и (или) санкции прокурора.

Закон содержит исчерпывающий  перечень случаев, когда необходимо получение судебного ре¬шения и (или) санкции прокурора на принятие следователем решений или выполнение уголовно-процессуальных действий.

Информация о работе Следователь и его полномочия