Первоначальные и последующие следственные действия при расследовании пожаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы провести детальное криминалистическое исследование расследования пожаров, а так же показать сложность и специфичность одного из наиболее значимых следственных действий при расследовании пожаров – осмотра места происшествия, провести его анализ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Дается криминалистическая характеристика пожаров;
Приводится общая характеристика первоначальных следственных действий при расследовании пожаров;
Характеризуется осмотр места происшествия при расследовании пожаров;
Приводятся последующие следственные действия при расследовании пожаров.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Криминалистическая характеристика пожаров
1.1 Характеристика пожаров
1.2 Типичные следственные ситуации, версии и планирования расследования
Глава 2. Характеристика осмотра места происшествия при расследовании пожаров
Глава 3. Первоначальные и последующие следственные действия при расследовании пожаров
3.1 Общая характеристика первоначальных следственных действий при расследовании пожаров
3.2 Последующие следственные действия при расследовании пожаров
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Осмотр места пожара ДИПЛОМ(2).docx

— 168.48 Кб (Скачать файл)

- гражданский истец (ответчик) и его представитель. Осмотр  помещения организации (ч. 6 ст. 177 УПК РФ) производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. При невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.

Понятые (ст. 60 УПК РФ)[40]

- лица, вызванные для производства  следственного действия, обязанные  удостоверить:

- факт;

- содержание;

- ход и результаты действий, при которых присутствовали.

Права понятых:

- знать свои права и  обязанности;

- пользоваться помощью  переводчика;

- делать заявления на  языке, которым владеет;

- присутствовать при всех  действиях, производимых при осмотре;

- делать замечания по  поводу произведенных действий, с занесением их в протокол;

- знакомиться с протоколом  осмотра, требовать дополнения, внесения  поправок;

- удостоверять правильность  содержания протокола;

- получать возмещение  расходов, понесенных в связи  с явкой для участия в осмотре.

Требования к понятым:

- отсутствие заинтересованности  в деле;

- гражданская дееспособность (достигший 18 лет, психически здоровый, не злоупотребляющий спиртными  напитками и наркотическими средствами);

- отсутствие физических  недостатков (слабое зрение, слух), болезней, препятствующих выполнению  обязанностей понятых.

Понятыми не могут быть участники уголовного судопроизводства и их родственники, а также лица, наделенные полномочиями по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности или предварительного расследования.

Нежелательно привлечение  в качестве понятых сотрудников  правоохранительного органа, в производстве которого находится дело, даже если они не наделены указанными полномочиями.

В соответствии с ч. 3 ст. 170 УПК РФ, осмотр может производиться без участия понятых в случаях его проведения:

1) в труднодоступных местностях, при отсутствии надлежащих средств  сообщения;

2) в условиях, опасных для  жизни и здоровья людей. В  протоколе при этом делается  запись о причинах невозможности  участия понятых.

Применение технических  средств фиксации хода и результатов  осмотра в данном случае обязательно. Если невозможно и применение технических  средств, об этом делается соответствующая  запись в протоколе с указанием  причины.[41]

Специалист (ст. 58 УПК РФ) - лицо, обладающее специальными познаниями, привлекаемое к осмотру для содействия в обнаружении, закреплении и  изъятии предметов и документов, применении технических средств.

Специалист обязан:

- явиться по вызову  для участия в осмотре;

- участвовать в осмотре,  применяя свои специальные знания  и навыки;

- оказывать лицу, производящему  осмотр, содействие в обнаружении,  закреплении, изъятии доказательств  (обращая при этом внимание  на обстоятельства, связанные с  данными действиями);

- давать пояснения по  поводу выполняемых действий;

- не разглашать данные  предварительного расследования,  ставшие ему известными в связи  с участием в производстве  по делу в качестве специалиста,  если он был об этом заранее  письменно предупрежден в порядке  ст. 161 УПК РФ.

Права специалиста:

- отказаться от участия  в производстве, если он не  обладает соответствующими специальными  познаниями;

- делать заявления, связанные  с обнаружением, закреплением и  изъятием доказательств, подлежащие  занесению в протокол;

- задавать вопросы участникам  следственного действия с разрешения  следователя, дознавателя;

- знакомиться с содержанием  протоколов следственных действий, произведенных с его участием  и требовать внесения в них  дополнений и уточнений;

- использовать для общения  язык, которым владеет, а также  пользоваться помощью переводчика;

- получать возмещение  расходов, понесенных в связи  с явкой по вызову.

Требования к специалисту:[42]

- обладание специальными  знаниями и навыками;

- не заинтересованность  в исходе дела;

- отсутствие оснований  для отвода, предусмотренных ст. 70, ч. 2 и ст. 71 УПК РФ.

При расследовании дел  о пожарах в качестве специалистов, как правило, привлекаются инженеры испытательных пожарных лабораторий. Целесообразно организовывать выезд  этих специалистов совместно с дознавателями, причём немедленно по получении сообщения  о пожаре.[43]

Важно отметить, что при  работе на месте пожара специалист не должен в одиночку ходить и изучать  обстановку, где-то что-то изымать, исследовать, вносить изменения в обстановку (проводить динамический осмотр и  т. п. действия) без участия лица, производящего осмотр, и понятых. Все свои действия, связанные с  исполнением процессуальных обязанностей, специалист должен согласовывать с  пригласившим его на место лицом (руководителем следственно-оперативной  группы, дознавателем).[44]

Кроме сотрудников ИПЛ, в  качестве специалистов могут привлекаться и другие лица. Так, при необходимости  выяснить особенности технологического или иного процесса, работы оборудования при возникновении пожара на производстве может привлекаться инженер или  другой специалист, способный разъяснить их. В целях уточнения схемы  подачи электропитания, подключения  и устройства электрооборудования  к проведению осмотра может привлекаться инженер-электрик.[45]

При этом нельзя забывать о  предъявляемых к специалисту  требованиях, в особенности о  его не заинтересованности в исходе дела.

Эксперт (ст. 57 УПК РФ) - лицо, обладающее специальными знаниями и  назначенное в порядке, установленном  УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.

В отношении участия эксперта в следственных действиях УПК  РФ (ст. 57) гласит следующее: «Эксперт вправе: участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертного исследования... Эксперт не вправе:...самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования,...проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств». Таким образом, правовой статус эксперта при его участии в осмотре места происшествия, связанного с пожаром, недостаточно определен. Основания, цели и порядок участия эксперта в следственных действиях законом не установлены, неясно (с точки зрения закона), какие функции он должен при этом выполнять. Указанные проблемы относятся к ситуации, когда уже назначена судебная экспертиза. До этого момента лицо, хотя бы и находящееся на штатной должности эксперта, может принимать участие в следственных действиях в качестве специалиста. УПК РФ не препятствует проведению в дальнейшем экспертизы по делу тем же лицом.

Организация осмотра места  пожара возлагается на руководителя следственно-оперативной группы (следователя). В отсутствие следователя руководство  осуществляет дознаватель или начальник  органа дознания. При выезде на место  пожара прокурора руководитель и  члены группы следуют его указаниям. [46]

При организации выезда крайне важно, чтобы группа выехала на место  как можно раньше и в полном составе. Порядок выезда и совместной работы на месте пожара сотрудников  ГПС и МВД регламентирован  совместным приказом МЧС России и  МВД России от 31.03.03 г. № 163/208.[47]

Подготовительные мероприятия, предшествующие осмотру:

- охрана места пожара, удаление посторонних;

- обеспечение безопасности  участников осмотра;

- ознакомление с объектом, его юридическим статусом, конструктивными  элементами и особенностями (изучение  необходимой документации);

- установление очевидцев  пожара, а также потенциальных  свидетелей;

- приглашение понятых,  специалистов, экспертов, должностных  лиц, хорошо знающих объект;

- обеспечение места пожара  освещением, необходимыми инструментами,  а также привлечение рабочей  силы для проведения раскопок, устранения завалов.[48]

Охрана места пожара производится в целях сохранности вещной обстановки, препятствия утери доказательств. Для осуществления охраны привлекаются сотрудники милиции, в необходимых  случаях запрос на охрану места пожара следует сделать в письменной форме.[49]

Безопасность участников осмотра включает в себя защиту от следующих неблагоприятных воздействий (в скобках указаны меры, обеспечивающие защиту):

- воздействия опасных  факторов пожара, огнетушащих средств  (специальная экипировка);

- обрушений строительных  конструкций, падений с высоты, падений в прогары, а также  получения травм в местах нахождения  обрушенных и поврежденных конструкций,  предметов (экипировка, соблюдение  мер предосторожности при перемещении  и выборе точек наблюдения);

- физического и психического  воздействия со стороны виновных  в происшедшем пожаре лиц (привлечение  сотрудников милиции).

Ознакомление с объектом позволяет быстро и качественно  произвести осмотр, создает предпосылки  для успешной работы на последующих  стадиях расследования. Данное мероприятие  включает в себя беглый предварительный  обзор объекта, истребование документов, подтверждающих ведомственную принадлежность, организационно-правовой статус объекта, поэтажных планов, технических паспортов, схем электроустановок, систем вентиляции и иных необходимых документов.

Предварительный устный опрос  очевидцев пожара, участников тушения  о месте, времени возникновения  и причине пожара (после самостоятельного предварительного обзора места пожара) помогает правильно планировать  осмотр, быстрее и качественнее его  произвести. Однако не нужно спешить  делать выводы на основе полученной информации. В дальнейшем данные осмотра следует  сопоставить с устными показаниями, а выявленные противоречия попытаться устранить письменным опросом. В  некоторых случаях для установления истины необходим дополнительный осмотр.

На стадии статического осмотра  все на месте пожара остается на своих местах. Не следует ничего трогать, разбирать, раскапывать. Дознаватель, следователь, специалист (эксперт) изучает  и описывает место пожара в  том виде, в котором он его застал на момент начала осмотра. [50]

Известны различные виды осмотра места происшествия и  места пожара, в частности, общий  обзор, осмотр по отдельным участкам, по узлам, по деталям.

Начинать следует с  общего обзора.

Необходимо спокойно пройти (может быть, не один раз) по месту  пожара, уяснить общий характер термических  поражений. Если пострадало несколько  помещений или зданий, следует  сориентироваться на месте и на плане, где и что горело.

Далее нужно выделить мысленно (и отметить на плане) зону горения, отделив ее от зоны задымления (где  конструкции закопчены, но собственно горения не было). А внутри зоны горения  нужно выделить для себя зону (зоны) наиболее существенных разрушений конструкций.[51]

На крупных пожарах  при проведении общего обзора полезно  посмотреть на зону горения сверху (с верхних этажей стоящих рядом  зданий, коленчатого подъемника и  т.п.). Это, во-первых, дает возможность  лучше сориентироваться на месте  пожара; во-вторых, если повезет, позволяет  примерно «очертить» зону наиболее интенсивного горения по величине явных разрушений и степени термических поражений  материалов и конструкций.

В завершение общего обзора надо разбить зону пожара на участки (если не одно помещение, а много, то комнату можно считать одним  участком). После этого можно приступать к осмотру по участкам и составлению  протокола осмотра.

Участок описывается в  любом порядке (слева направо, справа налево, от входа, от окна, от печки - все  равно, надо только в протоколе отметить это направление). [52]

При описании следует придерживаться определенной ориентации.

На неподвижных объектах следует ориентироваться по частям света (северная стена, восточная стена  и т.д.) или в привязке к какому-либо заметному элементу (справа от входной  двери, слева от окна и т.д.) Привязка должна быть несложной и легко  воспринимаемой людьми, которые читают протокол. Не должно возникать двусмысленных  ситуаций, когда в комнате, например, две двери и непонятно, относительно какой из них выполнено описание.

Описание в протоколе  желательно сверить затем с фото таблицей по пожару. При этом могут  выявиться ошибки и несоответствия.

На подвижных объектах (автомобили, морские и речные суда) следует ориентироваться относительно конструктивных общеизвестных частей объекта и применять соответствующую  терминологию:

Информация о работе Первоначальные и последующие следственные действия при расследовании пожаров