Первоначальные и последующие следственные действия при расследовании пожаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы провести детальное криминалистическое исследование расследования пожаров, а так же показать сложность и специфичность одного из наиболее значимых следственных действий при расследовании пожаров – осмотра места происшествия, провести его анализ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Дается криминалистическая характеристика пожаров;
Приводится общая характеристика первоначальных следственных действий при расследовании пожаров;
Характеризуется осмотр места происшествия при расследовании пожаров;
Приводятся последующие следственные действия при расследовании пожаров.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Криминалистическая характеристика пожаров
1.1 Характеристика пожаров
1.2 Типичные следственные ситуации, версии и планирования расследования
Глава 2. Характеристика осмотра места происшествия при расследовании пожаров
Глава 3. Первоначальные и последующие следственные действия при расследовании пожаров
3.1 Общая характеристика первоначальных следственных действий при расследовании пожаров
3.2 Последующие следственные действия при расследовании пожаров
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Осмотр места пожара ДИПЛОМ(2).docx

— 168.48 Кб (Скачать файл)

Осмотр места пожара производится на следующих этапах расследования  перечисленными ниже лицами:

1) при выезде на место  пожара следственно-оперативной  группы - следователем, в отсутствие  следователя - дознавателем, государственным  инспектором по пожарному надзору;

2) в ходе проверки сообщения  о преступлении, связанном с пожаром,  в порядке ст. 144 УПК РФ - дознавателем  ГПС, государственным инспектором  по пожарному надзору;

3) при производстве дознания  или неотложных следственных  действий по преступлениям, предусмотренным  ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 168, ст. 219, ст. 261 УК РФ - дознавателем, государственным инспектором по пожарному надзору;

4) при производстве предварительного  следствия по указанным уголовным  делам - следователем или по  поручению следователя дознавателем, государственным инспектором по  пожарному надзору.[32]

Цели осмотра любого места  происшествия и места пожара, в  частности, определены ст. 176 УПК РФ:

- обнаружение следов преступления  и других вещественных доказательств;

- выяснение обстановки  происшествия, а равно иных обстоятельств,  имеющих значение для дела.

По общим правилам, установленным  УПК РФ, осмотр, как любое следственное действие, производится после возбуждения  уголовного дела.

Однако в случаях, не терпящих отлагательства (к которым относятся  и пожары), осмотр места происшествия может быть произведён до возбуждения  уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). В этих случаях, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно после проведения осмотра.

Закон не ограничивает количество проведения осмотров. Осмотр можно  проводить неоднократно, фиксируя его  каждый раз новым протоколом, однако следует помнить, что осмотр - незаменимое  следственное действие. Упущения на стадии осмотра, могут оказаться невосполнимыми в дальнейшем, ни при каких обстоятельствах.

Исходя из целей следственного  осмотра, установленных ст. 176 УПК  РФ, и специфики расследования  преступлений, связанных с пожарами, могут быть определены следующие  задачи осмотра места пожара:

1) изучение и фиксация  обстановки места пожара;

2) обнаружение признаков,  указывающих на место первоначального  возникновения горения (очаг) и  причину возникновения пожара;

3) обнаружение и изъятие  предметов, веществ и материалов, могущих послужить вещественными  доказательствами;

4) воссоздание и фиксация  обстановки до пожара;

5) выявление причин и  условий, способствовавших возникновению  и развитию пожара, в том числе  нарушений требований правил  пожарной безопасности, а также  виновных лиц.

Существующие правовые требования и практический опыт работы позволяют  сформулировать следующие основные принципы осмотра места пожара.[33]

1. Законность

Осмотр должен производиться  на основании и в точном соответствии с требованиями УПК РФ.

2. Своевременность

Участники осмотра должны безотлагательно выезжать на место  пожара, а прибыв, незамедлительно  начинать осмотр.

3. Единоначалие, четкая организация

Данные о ходе осмотра, данные опросов, иная информация о работе на месте пожара, а также вся  полученная документация должна сосредоточиваться  у руководителя следственно-оперативной  группы.

Все действия должны производиться  без спешки и суеты.

Каждый сотрудник должен четко выполнять поставленную ему  задачу, результаты работы и иную полученную информацию докладывать руководителю группы.

4. Полнота

Вещественная обстановка исследуется и фиксируется тщательным образом, как можно более полно, с использованием современных технических  средств и методов.

5. Планомерность

Осмотр проводится планомерно и основан на методе дедукции (при  переходе от общего обзора к деталям) и методе сравнения (при описании степени повреждения огнем и  других значимых для дела признаков  предметов).

6. Объективность

Исследование и фиксация обстановки производится независимо от того, подтверждают ли данные осмотра  сведения, полученные ранее, или нет. Недопустимо делать поспешные выводы (об очаге пожара, причине и других обстоятельствах) на основе предварительных  данных.

Принятие процессуальных и иных решений (в частности, о  возбуждении уголовного дела, квалификации по статье УК РФ) должно происходить  в спокойной обстановке, на основе анализа всех имеющихся материалов.[34]

Любой следственный осмотр, в том числе и осмотр места  пожара, подразделяется на следующие  виды:

- основной и дополнительный;

- первоначальный и повторный.

Дополнительный осмотр проводится, когда в ходе дальнейшего расследования  устанавливается, что отдельные  объекты на месте происшествия не осмотрены или осмотрены недостаточно внимательно. В ходе дополнительного  осмотра исследуются только те объекты, для обнаружения и фиксации которых  он был предусмотрен, в полном объёме осмотр не проводится.

При расследовании пожаров  дополнительный осмотр может использоваться в следующих случаях:

- для осмотра объектов, находящихся вне зоны горения  и не осмотренных при первоначальном  осмотре, но могущих иметь отношение  к причине пожара;

- если некоторые объекты  были осмотрены не настолько  тщательно, как потребовалось  в дальнейшем;

- в целях изъятия отдельных  предметов, проб веществ, материалов, когда необходимость в этом  возникает уже после проведения  первоначального осмотра;

- в других подобных  ситуациях.

Повторный осмотр проводится, когда первоначальный осмотр:

- осуществлялся в неблагоприятных  условиях (погодных, недостаточном  освещении и т. п.), затрудняющих  обнаружение и фиксацию признаков,  позволяющих установить необходимые  обстоятельства происшествия;

- проведен некачественно, поверхностно, без привлечения специалистов (если это было необходимо);

- проводился, когда не  были выяснены обстоятельства, связанные  с необходимостью расширить границы  осмотра, поиска каких-либо предметов,  веществ, материалов.

При повторном осмотре  место происшествия подвергается полному  исследованию. [35]

Дополнительный и повторный  осмотры фиксируются самостоятельными протоколами.

В зависимости от исследуемого объекта осмотр, в соответствии со ст. 176 УПК РФ, разделяется на следующие  виды:

- осмотр места происшествия;

- местности;

- жилища или иного помещения;

- предметов;

- документов.

Отдельными видами следственного  осмотра являются осмотр трупа (ст. 178 УПК РФ) и осмотр тела человека (освидетельствование, ст. 179 УПК РФ).

Осмотр места пожара является, как правило, комбинацией осмотра  места происшествия с другими  видами осмотра, например:

- осмотра места происшествия, местности, предметов и документов;

- осмотра места происшествия  и предметов и т. д.

Процессуальные требования к этим видам осмотра одинаковы, за исключением осмотра жилища.

Основание, цели и порядок  производства любого вида осмотра регламентируется статьями 176, 177 УПК РФ.

Юридическим основанием проведения осмотра места пожара являются:

- рассмотрение сообщения  о преступлении, связанном с пожаром  (проведение проверки в соответствии  со ст. 144 УПК РФ);

- наличие в связи с  пожаром возбужденного уголовного  дела.

Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость  выяснить и процессуально закрепить  обстановку места происшествия (пожара).

Таким образом, проведение осмотра  места пожара будет законным только после получения в установленной  УПК РФ процессуальной форме сообщения  о преступлении (заявления о преступлении, явки с повинной, рапорта об обнаружении  признаков преступления) или возбуждения  уголовного дела.

УПК РФ, введённый в действие с 01.07.2002 г., в целях защиты конституционных  прав граждан предусматривает определенные ограничения на проведение осмотра.[36]

Так, ч. 4 ст. 164 УПК РФ устанавливает, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья, участвующих в нём лиц.

Статья 165 УПК РФ определяет случаи и порядок получения судебного  разрешения на производство следственного  действия (до 1 января 2004 г. данный вопрос разрешал надзирающий прокурор[37]).

В частности, если лица, проживающие  в жилище, возражают против его  осмотра, необходимо возбудить перед  судом с согласия прокурора соответствующее  ходатайство, о чем выносится  постановление.

Возражение против проведения осмотра жилища должно быть документально  зафиксировано. Форма отказа от осмотра  законом не регламентирована, поэтому  наиболее предпочтителен вариант, когда  проживающие лица самостоятельно, в  письменном виде, заявляют об отсутствии своего согласия на осуществление осмотра.

В случае если указанные лица возражают против осмотра и при  этом отказываются как-либо это оформлять  документально, следует пригласить понятых и составить акт об отсутствии согласия на осмотр жилища проживающих в нём лиц. Акт  составляется в произвольной форме, но должен иметь необходимые реквизиты: [38]

- время, место, должность,  фамилия, инициалы сотрудника  ГПС;

- Ф.И.О. понятых, а также  проживающих в жилище (если данные  их установлены);

- подписи должностного  лица ГПС и понятых.

В акте указываются юридические  и фактические основания проведения осмотра и отражается факт отказа от проведения осмотра.

Не позднее чем через 24 ч с момента поступления в  суд ходатайства оно рассматривается  с вынесением постановления о  разрешении производства или об отказе в производстве осмотра с указанием  мотивов отказа.

В исключительных случаях  осмотр может быть произведён и без  получения судебного решения  на основании постановления о  производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства.

Судья в 24-часовой срок проверяет  законность произведённого осмотра  и выносит постановление о  его законности или незаконности. В случае признания осмотра незаконным все полученные в ходе осмотра доказательства (протокол осмотра, изъятые предметы, информация, зафиксированная с помощью технических средств и т.п.) признаются недопустимыми (незаконными), не имеющими юридической силы.

Подчеркнём, что указанный  выше порядок принудительного осмотра  жилища применим не только в случае, когда уже возбуждено уголовное  дело, но и на стадии предварительной  проверки.

В ситуации, когда проживающие  в жилище лица не возражают против проведения его осмотра, следует  сделать об этом запись в протоколе  осмотра, например, в графе, где указываются  участвующие лица.

В других случаях (т.е. осмотре  любого иного объекта, кроме жилища) принуждение недопустимо. Например, если руководитель предприятия, учреждения, организации возражает против проведения осмотра и не пускает на место  пожара сотрудников ГПС, производство осмотра будет незаконным. В случае необходимости осмотра выходом  из создавшегося положения может  быть (при наличии соответствующих  оснований) производство обыска в порядке  ст. 182 УПК РФ. Основанием производства обыска, в соответствии со ст. 182 УПК  РФ, является «наличие достаточных  данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут  находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые  могут иметь значение для уголовного дела». На месте преступления, связанного с пожаром, могут быть орудия преступления и иные предметы, имеющие значение для дела. Однако нельзя забывать, что  производство обыска возможно только при наличии возбужденного уголовного дела.[39] В этом случае проведение обыска позволит изучить и закрепить обстановку, осуществить поиск и изъятие предметов, веществ, материалов, необходимых для установления истины, т. е. фактически достичь целей осмотра.

В осмотре, кроме лица, его  проводящего, обязательно участвуют  понятые (не менее двух). Могут привлекаться к осмотру также:

- специалист;

- свидетель;

- потерпевший;

- подозреваемый (обвиняемый) и его законные представители;

- эксперт (после назначения  экспертизы, в ином случае - в качестве  специалиста);

- переводчик;

Информация о работе Первоначальные и последующие следственные действия при расследовании пожаров