Особенности экономической преступности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Предметом рассмотрения данной работы является феномен современной организованной экономической преступности. Дается общая характеристика основных экономических преступлений, излагаются юридические и экономические аспекты контроля над организованной экономической преступностью и обеспечения безопасности экономической деятельности.
Актуальность проблем, освещенных в работе, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов .

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Особенности экономической преступности в России 4
1.1 Понятие, признаки и особенности организованной экономической преступности в РФ 4
1.2 Основные виды преступных организаций, принципы их организации и механизмы жизнестойкости и приоритетные направления противоправной деятельности в области экономики 7
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсач готовый.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

Перед допросом свидетеля или потерпевшего следователь  удостоверяется в их личности, разъясняет их права и обязанности и предупреждает  об ответственности за отказ или  уклонение от дачи показаний и  за дачу заведомо ложных показаний, о  чем отбирается соответствующая  подписка.

В начале допроса  следователь устанавливает отношение  свидетеля и потерпевшего к обвиняемому  и выясняет необходимые сведения о личности допрашиваемых (ст. 158 УПК).

Допрос по существу дела начинается с предложения свидетелю  и потерпевшему рассказать все известное  об обстоятельствах, в связи с  которыми проводится допрос, после  чего им могут быть заданы вопросы.

Показания свидетелей и потерпевших заносятся в  протокол, в котором указываются  место и дата.

фамилия лица, его  составившего, фамилия, имя и отчество каждого из лиц, принимавших участие  в допросе, а в необходимых  случаях и их адреса. В протоколе  отмечается также, что свидетелю  и потерпевшему разъяснены их обязанности  и ответственность за отказ или  уклонение от дачи показаний и  за дачу заведомо ложных показаний, а  в протоколе допроса потерпевшего указывается, кроме того, разъяснение  предоставленных ему процессуальных прав.

Если в допросе  участвует переводчик, в протоколе  отмечается, что ему были разъяснены его обязанности и он был предупрежден об ответственности за заведомо неправильный перевод, что удостоверяется подписью самого переводчика.

Показания свидетеля  и потерпевшего записывают в первом лице и по возможности дословно (ст. 151, 160 УПК). В случае необходимости  записываются заданные вопросы и  ответы на них.

По окончании  допроса протокол предъявляется  свидетелю и потерпевшему для  прочтения или по их просьбе прочитывается  им следователем. Свидетель и потерпевший  имеют право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок. Эти дополнения и поправки подлежат обязательному занесению в протокол.

После дачи свидетелем и потерпевшим показаний в  случае их о том просьбы им должна быть предоставлена возможность  написать свои показания собственноручно, о чем также делается отметка  в протоколе.

Правильность  составленного протокола удостоверяется подписью допрашиваемого и следователя. Если протокол составлен на нескольких страницах, подписывается каждая страница протокола (ст. 151,160 УПК).

В тех случаях, когда в допросе принимали  участие другие лица (переводчик, специалист, прокурор), они также обязаны подписать  протокол.

Протокол может  быть написан от руки или отпечатан  на машинке. Для обеспечения полноты  протокола может быть применено  стенографирование. Стенографическая запись к делу не приобщается (ст. 102 УПК). Если производилась звукозапись  показаний свидетеля и потерпевшего, это также должно получить отражение  в протоколе.

Факт отказа от подписания протокола или невозможность  его подписания удостоверяется в  порядке, установленном ст. 142 УПК.

  1. Обыск

Обыск представляет собой следственное действие, направленное на отыскание  и изъятие орудий преступления, предметов  и ценностей, добытых преступным путем, а также других предметов  и документов, которые могут иметь  значение для дела. Обыск может  производиться для обнаружения  разыскиваемых лиц, а также трупов.

В соответствии с законом обыск  проводится в тех случаях, когда  имеются достаточные данные полагать, что названные предметы и документы  находятся в каком-либо помещении, ином месте или у какого-либо лица (ст. 168 УПК). Конституция РФ устанавливает, что никто не вправе проникать  в жилище против воли проживающих  в нем лиц иначе как в  случаях, установленных федеральным  законом или на основании судебного  решения (ст. 25 Конституции РФ).

Для получения судебного решения  на обыск прокурор или следователь  по согласованию с прокурором должен обратиться в суд, представив при  этом материалы, обосновывающие необходимость  производства этого действия. Судья  обязан рассмотреть поступившие  материалы незамедлительно. По результатам  рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о разрешении производства обыска или об отказе в этом. Решение  об отказе может быть обжаловано в  вышестоящий суд. По ныне действующему уголовно-процессуальному законодательству обыск может быть произведен по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора.

Санкционирование обыска осуществляется прокурором или его заместителем. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без  санкции прокурора, но с последующим  сообщением ему в суточный срок о  произведенном обыске (ст. 168 УПК).

Закон предусматривает обыск в  помещении, на местности и личный обыск. При производстве обыска присутствуют понятые. Следователь должен обеспечить присутствие лица, у которого производится обыск, либо совершеннолетних членов его  семьи. Если обеспечить присутствие  этих лиц не представляется возможным, приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации. К участию в обыске в необходимых случаях привлекается соответствующий специалист.

По общему правилу, кроме случаев, не терпящих отлагательства, обыск  производится в дневное время. Следователь  вправе запретить лицам, находящимся  в обыскиваемом помещении, покидать его, а также сноситься друг с  другом до окончания обыска. Закон  устанавливает следующий порядок  производства обыска. Следователь, предъявив  постановление о производстве обыска, предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, или иные предметы и документы, которые могут иметь значение для дела. Если они выданы добровольно  и нет оснований для опасений сокрытия разыскиваемых предметов  и документов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и  не производить дальнейших поисков. При производстве обыска следователь  вправе вскрывать закрытые помещения, хранилища в тех случаях, когда  владелец отказывается открыть их добровольно: при этом необходимо избегать излишнего  повреждения имущества. Изымаются  только те предметы и документы, которые  могут иметь значение для дела или запрещены к обращению. Следователь  обязан при этом обеспечить неразглашение  обнаруженных при обыске документов, касающихся интимной жизни граждан. Изымаемые предметы и документы  предъявляются понятым и другим присутствующим лицам. В случае необходимости  эти предметы и документы упаковываются  и опечатываются (ст. 168-171 УПК).

Личный обыск может быть произведен без вынесения постановления  и санкций прокурора при задержании или заключении под стражу, а также  при наличии достаточных оснований  полагать, что лицо, находящееся  в обыскиваемом помещении или  ином месте, скрывает при себе могущие  иметь значение для дела предметы или документы (ст. 172 УПК).

Личный обыск производится лицом  одного пола с обыскиваемым и в  присутствии понятых того же пола.

Обыск в помещениях дипломатических  представительств может производиться  лишь по просьбе или с согласия дипломатического представителя. При  обыске обязательно присутствуют прокурор и представитель Министерства иностранных  дел (ст. 173 УПК).

О производстве обыска составляется протокол, в котором наряду с другими  сведениями содержатся указания на разъяснение  присутствующим лицам их прав и сделанные  ими заявления и замечания  по поводу тех или иных действий следователя. При изъятии или  передаче на особое хранение предметов  и документов составляется особая опись. В отношении этих предметов и  документов делается отметка: выданы ли они добровольно или изъяты принудительно, в каком именно месте и при  каких обстоятельствах обнаружены. В протоколе обыска или описи  перечисляются все эти предметы и документы с точным указанием  их количества, меры, веса или индивидуальных признаков и по возможности их стоимости. Если во время обыска имели  место попытки уничтожить или  спрятать предметы или документы  либо факты нарушения порядка  со стороны обыскиваемых или других лиц, протокол должен содержать указание на это и на меры, принятые следователем (ст. 176 УПК). Копия протокола вручается  под расписку лицу, у которого производился обыск, или совершеннолетним членам его семьи, а при их отсутствии - представителю жилищно-эксплуатационной организации. Если обыск проводился в помещении учреждения, предприятия  или организации, копия протокола  вручается под расписку соответствующему должностному лицу (ст. 177 УПК).

  1. Выемка

Выемка производится в тех случаях, когда следователь располагает  точными данными, что предметы и  документы, имеющие значение для  дела, находятся у определенного  лица или в определенном месте.

При выемке в отличие от обыска следователю заранее известен объект, подлежащий изъятию. Следователь этот объект не разыскивает, так как уже  знает, где и у кого он находится. Выемка представляет собой истребование и изъятие определенных предметов и документов и осуществляется тогда, когда имеются достоверные сведения об их наличии в определенных местах. При расследовании налоговых преступлений искомые документы, как правило, изымаются в бухгалтериях, архивах, секретариатах, у руководителей, на складах, непосредственно у предпринимателей. Документы учета операций по расчетным, валютным, ссудным счетам – в соответствующих банках или иных кредитно-финансовых учреждениях. Некоторые виды документов, например, договоры, акты сверок, могут быть изъяты у контрагентов налогоплательщика, в головной организации, транспортных агентствах, аудиторских фирмах.

Изъятие в полном объеме всех необходимых  для следствия документов – действие достаточно сложное и не всегда выполнимое. Поэтому ему всегда должна предшествовать тщательная подготовка следователя, в ходе которой ему надлежит определить: когда, где и у кого должна производиться выемка; кто будет участвовать и присутствовать при ее проведении; что конкретно следует изъять. Решение этих вопросов зависит от тех материалов, которыми располагает следователь, от конкретной следственной ситуации, сложившейся к моменту принятия решения, а также от особенностей документов, подлежащих изъятию. Вместе с тем, полагаем, что в любом случае при подготовке к выемке следователь должен:

изучить способ, порядок и особенности  ведения бухгалтерской документации и делопроизводства на предприятии, в учреждения, организации, где планируется  производство выемки, обратив особое внимание на наличие документов, хранящихся не только на бумажных, но и на компьютерных носителях в виде файлов;

изучить особенности, характерные  для всех видов деятельности, осуществляемых данным субъектом экономической  деятельности;

ознакомиться с продукцией, выпускаемой  или реализуемой;

определить степень секретности  предполагаемых к изъятию документов;

получить предварительные консультации специалистов (бухгалтеров, экономистов  и других) в зависимости от вида деятельности;

обеспечить участие соответствующих  специалистов в производстве выемки.

На последних двух элементах  подготовки следует остановиться более  детально. Специфика экономических  преступлений такова, что при расследовании  практически каждого из них помощь специалиста, по нашему мнению, является необходимой. Бесспорно, следователи  обладают определенными познаниями в сфере бухгалтерского учета. Тем  не менее, они все-таки не имеют возможности  досконально разобраться в тонкостях  этих специальных вопросов. Но, даже обладая отдельными специальными познаниями, следователи, во-первых, ограничены процессуальными  сроками, что не позволяет им уделить  достаточно времени изучению какого-либо специального вопроса. Во-вторых, профессионализм  специалистов по тем или иным вопросам вырабатывается годами при осуществлении  ими деятельности определенного  узкого профиля. Аналогичной точки  зрения относительно привлечения специалистов к участию в следственных действиях  придерживается и К.-Ю.А. Стунгис: «Привлечение специалиста к участию в производстве следственных действий целесообразно и полезно не только в случаях, когда следователь не обладает определенным уровнем знаний, но и для выполнения работы, которую мог бы проделать следователь, если применение технических средств или выполнение действий требует длительного отвлечения следователя».

  1. Назначение и производство судебной экспертизы.

Экспертиза – самостоятельная  процессуальная форма получения  новых и уточнения (проверки) имеющихся  вещественных доказательств. Как самостоятельное  процессуальное действие ее характеризует своеобразие формы назначения, производства и процессуального оформления. Ее особенность состоит также в том, что фактические данные при проведении экспертизы получает не сам следователь, а, в соответствии с его постановлением, эксперт – специалист в области науки, техники, искусства или ремесла. Даже в тех случаях, когда следователь обладает специальными познаниями на уровне эксперта (например, следователь налоговой полиции на профессиональном уровне владеет знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения), он не вправе заменять последнего и совмещать в одном лице функции органа следователя и эксперта. Это объясняется тем, что подобное совмещение не позволило бы должным образом проверить собранные фактические данные, что, в свою очередь, повлекло бы сомнения в беспристрастности выводов исследования.

 

2.3 Судебная экспертиза  при расследовании экономических  преступлений 

Информация о работе Особенности экономической преступности в России