Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

В процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиску истины, с той или другой пристрастной интерпретацией преступного события. По этой причине процесс расследования протекает в борьбе за истину в противостоянии отдельных лиц и целых групп, интересы которых затрагиваются событием преступления и результатами его расследования.
Не каждый обвиняемый стремится скрыть истину, не каждый выступает как противник следователя. Но следователь должен быть готов к противодействию, должен допускать его возможность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. ……3
1. Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших………..… 6
2. Тактические и психологические приемы допроса свидетелей………….... 12
3. Тактические и психологические приемы допроса потерпевшего……..…. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….. 32
БИБЛИОГРАФИЯ……

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.10 Кб (Скачать файл)

Хорошие отношения между свидетелем и  обвиняемым (подозреваемым) дают основание  быть внимательным к тому, не являются ли его показания пристрастными  в пользу обвиняемого (подозреваемого). При хороших отношениях между  свидетелем и обвиняемым (подозреваемым) можно добиться от него получения  правдивых показаний, разъяснив  ему, какое с объективной точки  зрения значение для обвиняемого  имеет установление его действительной вины в целях исправления.

Контакт следователя с потерпевшим, как  правило, достигается легче, чем  со свидетелем, потому что для потерпевшего следователь является защитником его  интересов. Но иногда контакту может  угрожать чрезмерное упование потерпевшего на то, что следователь только защитник его интересов.

Следует помнить, что иногда и потерпевший  из-за боязни мести со стороны обвиняемого (подозреваемого), а также материальной или иной личной заинтересованности не желает давать правдивые показания, несмотря на разъяснение ему требований ст. 307-308 УК. В подобных случаях следователь должен проявить больше усилия, умение и терпение для формирования контакта с потерпевшим и склонения его к даче правдивых показаний5.

С точки  зрения психологических особенностей свидетеля и потерпевшего можно  ожидать, что при прочих равных условиях контакт быстрее будет установлен с человеком общительным, подвижным, оптимистично настроенным, чем с  человеком замкнутым, пессимистично  настроенным, недоверчивым, чрезмерно  углубленным в самого себя.

Важным  условием получения правдивых, достоверных  и полных показаний является их анализ в процессе допроса и правильная оценка, а также выяснение позиции  допрашиваемого.

 

 

2. Тактические и психологические приемы допроса свидетелей

 

В качестве свидетеля допрашивается  лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Не могут  быть допрошены в качестве свидетеля  защитник, адвокат, представитель профсоюза, других общественных организаций об обстоятельствах, которые стали  им известны в связи с исполнением  обязанностей защитника либо представителя. Лицо не обязано свидетельствовать  против самого себя, своего супруга  и близких родственников.

В начале допроса свидетеля основное внимание уделяется установлению с  ним надлежащего психологического контакта. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению со свидетелем. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве. Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему известно по делу, но разъяснение положений ст. 307 и 308 УК предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.

Предупреждение же лица, которое  может дать ложные показания или  попытается скрыть правду, должно быть сделано достаточно четко и ясно. Желательно разъяснить такому лицу, что  ложными считаются не только показания, в которых сознательно извращается  истина, но также и ссылка на то, что  «не видел», «не заметил», «не  помню», если в действительности видел, заметил, запомнил. При необходимости  ему можно сообщить, что у следствия есть много способов установить истину и изобличить лицо в сообщении ложных сведений.

При допросе недобросовестного  свидетеля, уклоняющегося от сообщения  каких-либо сведений, дающего ложные показания, важно выяснить и нейтрализовать мотивы его позиции. Большое значение может иметь обращение к положительным  качествам личности допрашиваемого, пробуждение в его сознании и  переживаниях чувства ответственности, гражданского долга. К тактическим  приемам допроса такого лица относятся  детализация показаний, особенно по второстепенным обстоятельствам и  деталям, по которым трудно заранее  договориться, а также выявление  проговорок, внутренних противоречий в сообщаемых сведениях и их несоответствия другим имеющимся доказательствам. В вопросно-ответной стадии после фиксации основных показаний допрашиваемому демонстрируются выявленные противоречия и предлагается объяснить, чем они вызваны. Ускорение темпа допроса при постановке дополнительных, контрольных, уличающих вопросов, создавая дефицит времени, ограничивает возможности допрашиваемого найти приемлемое объяснение различным имеющимся в его показаниях противоречиям. Кроме того, при допросе недобросовестного свидетеля могут быть использованы те же приемы, что и при допросе подозреваемых (обвиняемых)6.

При допросе свидетелей и потерпевших  важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств. Преодолеть заблуждение во многих случаях помогает выяснение условий наблюдения и субъективных возможностей допрашиваемого лица, причем причина искажений порой может быть элементарно простой. Так, выясняя по одному делу причины расхождений в показаниях очевидцев, следователь неожиданно для себя установил, что две свидетельницы ошибочно восприняли некоторые обстоятельства происшедшего, поскольку страдали близорукостью и в момент случившегося были без очков. Припоминанию способствуют благоприятная атмосфера допроса, спокойный, деловой тон его ведения следователем. Допрос должен проводиться без спешки, не рекомендуется без необходимости прерывать свободный рассказ.

Воспринятые события и предметы запечатлеваются в памяти и определенной связи между собой, а также  в связи с впечатлениями и  представлениями из прошлого и последующего опыта. Напоминание или воспоминание об одном из элементов этой связи  является тем первым узелком, который  способствует развертыванию в сознании всей цепочки ассоциаций. Большую  роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в  памяти детали или подробности определенного  события. Различают ассоциации по смежности  во времени, в пространстве, по сходству и контрасту.

Для действия ассоциации по времени  следует рекомендовать лицу, дающему  показания, вести рассказ в том  порядке, в каком развивались  события. В других ситуациях может  помочь напоминание о последствиях события, его связи с какими-либо обстоятельствами личной жизни допрашиваемого (день рождения, праздник, выезд за город  и т.п.). Активизировать ассоциативные  связи и оживить память помогают вопросы по смежным с исследуемым  событием обстоятельствам, выяснение  фактических данных, относящихся  к предшествующим или последующим  событиям, допрос о том же событии  или о тех же обстоятельствах, но в разных планах, в различной (логической или хронологической) последовательности.

Чтобы определить время, в течение  которого происходило то или иное событие, рекомендуется вспомнить, как оно развивалось в деталях, в какой последовательности, определить время каждого эпизода и суммировать  все эти отрезки.

Для использования ассоциации в  пространстве можно предъявить предмет, имеющий отношение к событию, или фотографию места происшествия. Восстановлению в памяти забытого будут  способствовать допрос на месте происшествия, использование при допросе различных  схем, рисунков, чертежей, а также  макетов, особенно по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Предложение допрашиваемому начертить схему, нарисовать тот  или иной объект уже само по себе обычно способствует мысленному возвращению  к деталям происшедшего и благоприятствует воспоминанию.

Ассоциации по сходству можно использовать для того, чтобы вспомнить забытую  фамилию, внешность человека и т.п. Для припоминания фамилии следует  предложить просмотреть, например, телефонную книгу с фамилиями абонентов. Рекомендуется использовать и такие  системы, как «фоторобот», рисованный портрет, альбомы образцов различных  тканей, фасонов одежды, цветных  репродукций грузовых и легковых автомашин и т.п. Использование  ассоциаций по контрасту основано на противопоставлении различных объектов и явлений (высокий – низкий, черный – белый, толстый – тонкий и т.п.)7.

В отдельных случаях преодолеть добросовестное заблуждение и оказать  допрашиваемому помощь в припоминании можно путем предъявления доказательств: оглашения показания, воспроизведения фонограмм допроса других лиц и проведения очных ставок. С этой целью могут быть предъявлены вещественные доказательства, различные документы, видеозапись или киноленты места происшествия и окружающей обстановки, а также проведено предъявление для опознания лиц, и предметов.

Информация, имеющая доказательственное значение, может быть использована на допросе лишь после свободного рассказа и в тех случаях, когда  следователю не удалось путем  постановки соответствующих вопросов и обращения к ассоциативным связям преодолеть забывание допрашиваемого или устранить его добросовестное заблуждение.

В вопросно-ответной стадии допроса  информация используется не только посредством  ее включения в содержание вопроса. Информация может находиться и за пределами вопроса, предшествовать или сопровождать его (например, при  предъявлении вещественных доказательств, оглашении показаний других лиц  и т.п.). В каждом случае такого использования  информации нужно правильно оценивать  информационное содержание задаваемых вопросов. Неправильно полагать, что  в задаваемом вопросе вообще не должно содержаться никакой исходной информации для ответа. Подобное требование явно невыполнимо, поскольку довольно часто  вопрос не может быть не привязан к  определенному месту, времени, людям, обстоятельствам и т.п. Например, в вопросе «где Вы были такого-то числа?» содержится ориентировка во времени, в вопросе «при каких  обстоятельствах Вы познакомились  с Н.?» – ориентировка по отношению  к определенному лицу и т.д8.

Отличие допустимого в процессуальном отношении вопроса от наводящего состоит не в том, что в наводящем вопросе подсказывающая информация имеется, а в правомерном вопросе ее нет, а в том, что содержащаяся в наводящем вопросе информация (как словесная, так и несловесная – мимика, жесты, эмоционально-интонационный подтекст) внушает, наводит, подсказывает определенный ответ. Наводящий вопрос не только содержанием, но еще и формулировкой может побуждать, ориентировать на подтверждение определенной информации. Наводящий вопрос – это такой вопрос, который при его постановке рассчитан на подтверждение содержащейся в нем либо подсказывающей информации, и ответ на него, по имеющимся в нем фактическим сведениям, полностью соответствует содержанию вопроса, не выходит за его рамки, не дает новой, дополнительной, ценной в доказательственном отношении информации, кроме как почерпнутой из заданного вопроса.

В каждом случае использования при  допросе информации необходимо не подтверждение  допрашиваемым тех или иных сообщенных ему сведений, а получение показаний, в которых бы он вышел за пределы  этого сообщения, проявил знание новых информационных элементов (обстоятельств, деталей определенного события) или указал на новые дополнительные связи между элементами сообщенной ему информации.

Определяя время явки свидетеля на допрос, необходимо учитывать следующие  соображения:

1) вызов  на допрос в удобное для  допрашиваемого время способствует  установлению с ним психологического  контакта;

2) время  явки свидетеля должно быть  выбрано так, чтобы он не  ожидал вызова на допрос и  не томился в коридоре;

3) вызывая  свидетелей по одному и тому  же уголовному делу, следователь  должен принять меры, чтобы они  не смогли общаться между собой9.

Выполнение  последнего правила обеспечивается вызовом свидетелей в разные часы, а иногда и дни. Первыми рекомендуется  допрашивать тех из них, которые  могут дать наиболее полные и точные показания, либо такие, которые необходимы для пресечения преступлений и задержания виновных лиц. Вместе с тем следует  учитывать возможную заинтересованность свидетелей в исходе дела, а также  вероятность их сговора или оказания на них воздействия со стороны  обвиняемого (подозреваемого), его друзей и сообщников.

Допрос  свидетеля включает три стадии: подготовительную, свободный рассказ и ответы на вопросы.

На подготовительной стадии следователь, удостоверившись  в личности свидетеля, составляет вводную  часть протокола, фиксирует в  ней его анкетные данные. Затем  следователь обязан разъяснить допрашиваемому положение ст. 51 Конституции РФ о  том, что "никто не обязан свидетельствовать  против себя самого, своего супруга  и близких родственников, круг которых  определяется федеральным законом". Однако следует заметить, что данное положение не запрещает давать показания  относительно причастности свидетеля  к преступлению, а также об участии  в его совершении супруга или  близких родственников. Заявление  свидетеля о согласии или несогласии давать показания по этим вопросам заносится в протокол.

На данной стадии следователю весьма целесообразно  получить дополнительные сведения о  психологических характеристиках  свидетеля. Выясняя его анкетные данные, рекомендуется уточнить сведения о личности свидетеля, завязать с  ним беседу на отвлеченные темы. С одной стороны, это поможет  следователю уточнить свое предварительное  мнение о допрашиваемом, составить более полное представление о психологических характеристиках его личности. С другой стороны, беседа способствует снятию у свидетеля внутреннего напряжения, неизбежно возникающего при контакте с представителем правоохранительных органов.

В ходе беседы следователь, не заостряя внимания допрашиваемого, исподволь должен выяснить характер взаимоотношений между ним и  свидетелем, подозреваемым (обвиняемым). Это важно как для выбора дальнейшей тактики допроса, так и для  правильной оценки полученных показаний.

Стадия  свободного рассказа начинается с предложения  допрашиваемому рассказать все, что  ему известно об обстоятельствах  расследуемого преступления. При  этом свидетеля необходимо вкратце  проинформировать о деле, по которому он вызван на допрос, чтобы ему было понятно, что именно интересует следователя. Иногда целесообразно разъяснить допрашиваемому порядок дачи показаний: сообщить известные ему обстоятельства в определенной последовательности, со ссылками на их источники.

Информация о работе Общие положения тактики допроса свидетелей и потерпевших