Некоторые особенности возбуждения уголовных дел по фактам незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Рост неконтролируемого оборота огнестрельного оружия (его основных частей), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств представляет все более серьезную угрозу системе охраны правопорядка и общественной безопасности. Увеличение числа преступлений , совершенных с использованием оружия, их незаконный оборот следует отнести к числу наиболее неблагоприятных тенденций, характеризующих преступность в последнее время.
Рассматривая особенности возбуждения уголовных дел данной категории, следует отметить, что, как правило, они возбуждаются только в случае обнаружения и изъятия у конкретного лица (лиц) оружия.

Файлы: 1 файл

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ФАКТАМ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ  УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО ФАКТАМ НЕЗАКОННОГО  ОБОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ

Рост неконтролируемого оборота  огнестрельного оружия (его основных частей), боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств представляет все более серьезную угрозу системе охраны правопорядка и общественной безопасности. Увеличение числа преступлений , совершенных с использованием оружия, их незаконный оборот следует отнести к числу наиболее неблагоприятных тенденций, характеризующих преступность в последнее время.

Рассматривая особенности возбуждения  уголовных дел данной категории, следует отметить, что, как правило, они возбуждаются только в случае обнаружения и изъятия у конкретного лица (лиц) оружия. Возбудить уголовное дело возможно на основании административных материалов и результатов оперативно-розыскной деятельности.

 

В соответствии с ч.1 ст 140 УПК РФ Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

 

1) заявление  о преступлении;

 

2) явка  с повинной;

 

3) сообщение  о совершенном или готовящемся  преступлении, полученное из иных  источников;

 

4) постановление  прокурора о направлении соответствующих  материалов в орган предварительного  расследования для решения вопроса  об уголовном преследовании.

 

В соответствии с ФЗ «О полиции» сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей вправе производить: осмотр жилых и иных помещений граждан, территории и помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, в случае преследования преступника или при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай или для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях или в случаях массовых беспорядков; досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях ; осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также объектов, где они обращаются и др.

В случае обнаружения у граждан предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящихся у них без специального разрешения, сотрудник полиции их изымает.

Владелец  оружия обязан иметь соответствующее  разрешение органов внутренних дел  на его хранение или хранение и ношение. В случае, если при производстве личного досмотра или досмотра транспорта обнаружено оружие, разрешительные документы на которое отсутствуют, оно подлежит изъятию. Обнаруженное оружие при отказе его выдать изымается принудительно. Попытки спрятать его, предпринимаемые на глазах у должностного лица, не препятствуют изъятию.

 

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает возможности проведения до возбуждения уголовного дела  осмотра жилища, транспортного средства, лица, его одежды без согласия собственника, так как закон говорит только об осмотре места происшествия, тем самым ограничивая круг объектов осмотра. Осмотр жилища в силу требований ст. 25 Конституции РФ возможен с согласия проживающих в нем лиц либо на основании судебного решения.

 

Нередко практикуемое проведение осмотра до возбуждения  уголовного дела и изъятие оружия фактически подменяет выемку, обыск, является незаконным и теряет доказательственное значение.

 

Тем не менее, применение мер принуждения при  обнаружении признаков преступления возможно в рамках административного законодательства. Оно предусматривает основания применения и виды мер принуждения, ограничивающих права и свободы граждан, с помощью которых пресекаются, выявляются преступления, лица их совершившие, формируются доказательства.

В вышеперечисленных  случаях изъятие оружия должно оформляться  административным протоколом изъятия, а не протоколом личного обыска задержанного по подозрению в совершении преступления.

Об изъятии оружия составляется протокол, в котором должны быть четко указаны следующие обстоятельства: кто, где, когда обнаружил оружие, в связи с чем и у кого оно изымается, подробное описание объекта, наименование, номер, серия оружия, внешний вид, индивидуальные признаки. Отразить, выдано ли оружие добровольно или получены с применением мер принуждения, указать на попытки избавиться от них или спрятать. Изъятие производится в присутствии понятых.Лицо задерживается за совершенное правонарушение. Составляется протокол об административном правонарушении по ст. и протокол личного досмотра задержанного за административное нарушение.

Кроме того, в случае поступления  административных материалов об обнаружении  и изъятии огнестрельного оружия следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, он должен внимательно изучить все обстоятельства правонарушения и обратить внимание на правильность оформления органом дознания и таких документов, как:

- рапорт сотрудника органов  внутренних дел, заявление или сообщение гражданина и другие документы, послужившие основанием для доставления лица в дежурную часть ;

- документы, имеющиеся у владельца  на изъятое оружие;

- справку  лицензионно-разрешительного отдела  ОВД о том, что лицензия не  выдавалась;

- объяснение лица, у которого изъято оружие;

- объяснения  очевидцев.

Следователю необходимо также проверить наличие  в представленных материалах обстоятельств, исключающих производство по делу (возраст  подозреваемого, факт добровольной сдачи оружия, и т. п.).

Зафиксированные в протоколе и удостоверенные понятыми сведения об обстоятельствах изъятия оружия приобретают статус доказательства по уголовному делу, а сами административные протоколы должны рассматриваться как средства доказывания – иные документы, нередко играющие решающую роль в изобличении виновных.

В соответствии с Законом “Об оперативно-розыскной деятельности” ее результаты могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или а суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства России, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Также при  наличии сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий .При их проведении разрешено изъятие предметов, материалов и сообщений для их сохранности исследования, исключения использования при совершении преступления.

Проверочная закупка (п. 4 ч.1 ст. 6 закона “Об ОРД”) преследует цель задержания с поличным лиц, совершающих преступления, для изъятия оружия. Она сопряжена с физическим задержанием подозреваемых, их досмотром, изъятием материальных объектов.

При контролируемой поставке (п. 13 ч. 1 ст. 6 закона “Об ОРД”, ст. 27 Таможенного кодекса РФ) производится задержание с поличным получателей  запрещенного к транспортировке груза, его изъятие.

Оперативный эксперимент (п. 14 ч. 1 ст. 6 закона “Об  ОРД”), проводится для выявления, пресечения, раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе связанных  с незаконным оборотом оружия и также  предполагает задержание лиц и изъятие у них запрещенных в гражданском обороте предметов.

Результаты  оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Таким образом, включение на этапе обнаружения  преступлений уголовно-процессуального механизма, отличающегося от административной и оперативно-розыскной деятельности более высоким уровнем правовой регламентации объективно не всегда возможно, поскольку значительная часть преступлений выявляется в ходе административной и оперативно-розыскной деятельности, многие из них обнаруживаются внезапно, требуют немедленного реагирования и документального оформления с помощью установленных законом средств.

390078   89132338679 Елена викторовна

 

 

 

балтийская 13,

 

стерилизатор - строителей 6-67,

стерилизатор Тефаль – косм 13, р-н космоса, кВ. 73, в вечернее время, 

 


Информация о работе Некоторые особенности возбуждения уголовных дел по фактам незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и