Криминалистические методы и средства установления личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования. Основная цель исследования заключается в помощи сотрудникам правоохранительных органов в изучении возможностей использования криминалистически значимой информации о личности преступника.
Объект исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе расследования преступлений, при использовании криминалистической информации о личности преступника.
Предмет исследования. Предметом исследования являются закономерные связи между характеристиками личности преступника и следовой картиной преступления.

Содержание работы

Введение
с.3
Глава 1. Основы использования данных о личности в судопроизводстве

с.7
§1. Понятие и значение установления личности
с.7
§2. Общие положение о методах и средствах установления данных о личности

с.15
Глава 2. Методы и средства собирания данных о личности

с.26
§1. Личность преступника как объект криминалис-тического изучения

с.26
§2. Личность свидетеля и потерпевшего как объект криминалистического изучения

с.37
§3. Экспертные методы и средства установления личности

с.51
Заключение
с.75
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА крим.docx

— 143.12 Кб (Скачать файл)

Наибольшим распространением среди методов, активизирующих память свидетелей и потерпевших, пользуется ассоциативный метод. Отдельное  внимание поэтому в криминалистике уделено последним разработкам  психологов в области задействования ассоциативных связей, когнитивный  допрос (В.Д. Хабалев), тактика которого состоит в создании у допрашиваемого ощущения максимального перенесения  в интересующие события и состоит  из следующих этапов: 

-   точное определение временных параметров событий; 

-  описание состояния окружающей среды; 

- подробная характеристика  своего местоположения относительно  окружающих предметов, их взаиморасположение;

-  максимальная активизация воспоминаний о всех сенсорных ощущениях в тот момент;

-   припоминание специфических особенностей присутствовавших людей, их поведения, одежды, речи и т. д.;

-  если допрашиваемый разговаривал - подробная передача его речи и мыслей;  

-  точная передача мыслей, которые были у допрашиваемого в момент происшествия.

С участием специалиста с  целью активизации воспоминания может также применяться способ воспроизведения эмоционального состояния, что способствует многоуровнему  возбуждению ассоциативных связей от эмоциональных до логических.  При этом активизируется работа подсознания.

Действенным способом является технология «смены позиций», возникшая  в США. Под «сменой позиции» имеется  в виду любое изменение точки  зрения на происшествие пространственное, хронологическое (временное), личностное. Например, допрашиваемого просят построить  рассказ в любой хронологической  последовательности в обратной последовательности, те начиная с конца, с самого главного или центрального эпизода, с того момента, который больше всего представляется, «стоит перед глазами» отдельно в  разном порядке каждый эпизод и т.д.

Методом, активизирующим воспоминание является допрос на месте происшествия и рекогносцировка. В то же время  с этой точки зрения критике подвергается очная ставка. Одновременный допрос двух ранее допрошенных лиц, каждый из которых обладает индивидуальной психологической типологией, может  привести к осознанному или неосознанному  внушающему влиянию одного допрашиваемого на другого.

Все более активно в  криминалистике изучается вопрос о  применении гипноза с целью активизации  памяти свидетелей и потерпевших  при раскрытии и расследовании  преступлений. Описываются расстройства памяти, присущие потерпевшим, наступающие  в результате различного рода физических и психических травм, причиненных  преступлением: ретроградная, антероградная  и функциональная амнезия. Возникающие  при этом «пробелы памяти» не восстанавливаются  тактико-психологическими приемами активизации  памяти. Помимо этого, в криминалистике существует проблема латентного запечатления криминалистически значимой информации, наличие которой в памяти не осознается. В то же время память имеет свойство сохранять запечатленную когда-либо информацию всю жизнь. Вследствие преступного  воздействия, а также естественных механизмов забывания определенные участки мозга, содержащие нужную информацию, блокируются и у человека не остается ресурсов к их доступу. Эффективным  в таком случае является применение гипнорепродукции событий с целью  активизации процесса воспоминания.

С криминалистической точки  зрения, применение гипноза для более  полного воспоминаний основано на отсечении  побочных ассоциативных связей, всегда присутствующих в сознательном состоянии  человека и выступающих в роли «помех» при воспоминании. Особенно активное действие таких помех прояаля  ется в атмосфере предварительного расследования.

Необходимо учитывать  особые условия применения гипнорепродукции и область использования ее результатов: гипнорепродукция используется только в том случае, когда исчерпаны  все остальные возможности для  получения информации из других источников; полученные данные носят ориентирующий  характер и должны подвергаться тщательной проверке в ходе дальнейшего следствия; проведение гипнорепродукции в настоящее  время возможно только в отношении  психически здоровых свидетелей и потерпевших, изъявляющих добровольное желание.

Ряд требований предъявляется  к гипнологу и условиям проведения гипнорепродукции: специалист должен иметь медицинское образование  в области психотерапии и владеть  гипнозом; внушение, проводимое им, должно распространяться только в пределах восстановления памяти, следовательно, любой оттенок внушения в вопросах гипнолога недопустим. Сеанс гипнорепродукции должен фиксироваться на видеопленку.

В настоящее время имеется  определенная практика применения гипнорепродукции отделом по разработке проблем психолого-криминалистического  обеспечения раскрытия тяжких преступлений ВНИИ МВД России. При этом отмечается, что гипнорепродукция оказывается  наиболее действенным способом при  припоминании номеров телефонов, автомашин, местности, внешних данных людей. При  действие гипнорепродукции в случае, когда ее проведение связано с  «вскрытием психотравмирующего очага» отмечается, что квалифицированное  проведение гипнорепродукции выполняет  одновременно две функции - розыскную  и гуманитарную. Последняя заключается  в психотерапевтическом лечении  потерпевшего после проведения гипнорепредукционного  опроса.

Особое внимание уделяется  профессиональным действиям гипнолога  перед началом опроса, направленным на диагностику психического состояния  опрашиваемого, а также на выяснение  уровня потенциальной осведомленности  о свидетельствуемых событиях путем  выяснения объективных особенностей восприятия, субъективно-физиологических  особенностей свидетеля или потерпевшего и субъективно-психологических особенностей личности, в частности, проявляющихся  как действие установок вызывающих иллюзии при воспоминании.

Данные, полученные в гипнозе, проведенном опытным квалифицированным  гипнологом и подтвержденные в ходе расследования могут являться не только ориентирующей, но и доказательной  информацией. В то же время гипнорепродукция может проводиться только в рамках Федерального закона «О милиции» (ст. 1-5) и Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности в РФ» (ст.1-6). Представляется верным участие гипнолога в качестве специалиста при проведении гипнорепродукционного  допроса.    

 

§3. Экспертные методы и средства установления личности  

 

В аспекте изучения экспертных возможностей по установлению личности можно выделить направления (в том  числе и достаточно нетрадиционные), тесно связанные с психологией  и морфологией человека.

Прежде всего следует  обратить внимание на возможности исследования почерка в установлении личности, причем не только на традиционно криминалистические методы, но на методы, связанные с  развитием графологии. В истории  развития почерковедения как науки  можно выделить несколько этапов. Начальным являлся этап сбора  фактов и интуитивной их интерпретации, опирающийся на эмпирический опыт. На этом этапе на интуитивном уровне уже вычленялись признаки, свидетельствующие  о взаимосвязи почерка с отдельными психологическими свойствами человека и его характера в целом. Однако уже на этом этапе развития графологии как науки четко проявлялась  необходимость в описании и обосновании  ее проблематики, определении круга  исследовательских задач,    появлении    соответствующей    терминологии,    создании методологических основ изучения фактов.

Постепенно исследователями  были выявлены пути формирования и  развития общих научных понятий, обоснована необходимость применения таких методов познания, как наблюдение и эксперимент. Уяснение объекта  познания было источником получения  сведений о личности. Предмет графологии выражается во взаимозависимости признаков  почерка и психологических свойств  личности человека. Теоретический базис  графологии как науки первоначально  состоял лишь из тех общих знаний, которые чаще всего являются исходными  для дедуктивного построения любых  научных теорий. При этом формировались  общие понятия, принципы и гипотезы о взаимосвязи почерка с личностными  характеристиками человека.

Почерк, как и любое  другое явление материального мира, претерпевает со временем или в зависимости  от состояния пишущего в момент исполнения рукописи изменения, которые в почерке  и отражаются. Актуальной является задача выяснения, какие изменения  происходят в почерке под влиянием эмоциональных воздействий на личность писавшего, а также какие признаки формируются в почерке человека, обладающего теми или иными психологическими свойствами. Кроме того, необходимо также выяснить, есть ли схожие признаки в почерках людей, принадлежащих  к сходным психологическим типам.

Из анализа  работ Н.А.Бернштейна, Г.Геффдинга, Ч.Дарвина, А.Ф.Лазурского, И.П.Павлова, И.М.Сеченов следует, что если рассматривать почерк как один из видов движения, то ощущение, эмоция, переживание человеком каких-либо чувств в тот или иной момент является исходным материалом для построения движения, для  выполнения человеком определенных двигательных актов, из которых слагаются составляющие почерк и исследуемые автором признаки.

Некоторые авторы считают, что  эмоции определяют степень активности мышления и двигательную активность, влияют на функции органов и тканей организма. Кора больших полушарий  мозга в нормальных условиях оказывает  тормозящее влияние на подкорковые  центры, и, таким образом, сдерживаются внешние выражения эмоций. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного  возбуждения при воздействии  раздражителей большой силы, то в  результате перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность, а  это немедленно сказывается на почерке. В этой связи вводится такое понятие, как эмоциональный стереотип личности, под которым понимается процесс автоматизации выполнения определенного рода движений в ситуациях, когда человек испытывает определенного рода эмоции, причем при различных эмоциях в его почерке будут проявляться различные признаки, как общие, так и частные. Если исходить из того, что эмоции врожденны, и именно на их основе развивается отношение к почерку, то можно предположить, что именно эмоции придают индивидуальные особенности почерку. Они отражают определенное состояние человека (например, волнение, страх), которое закрепляется на подсознательном уровне. В случае, если человек находится в одном из эмоциональных состояний, в его почерке происходят соответствующие изменения координации движений, их темпа и других частных признаков. Утверждается, что каждый конкретный психический процесс личности человека связан с конкретным   физиологическим процессом, с конкретной деятельностью или состоянием мозга   человека.   Осуществление   любого   действия   посредством соответствующих движений (так называемых произвольных движений) предполагает образование связей между потоком чувственных сигналов, поступающих по ходу движения в мозг от двигающегося органа, и потоком чувственных сигналов, идущих от воздействия внешних условий, в которых совершается действие от предметов, на которые оно направлено. В силу этих связей и их обратимости, чувственные сигналы от предметов и условий, в которых они находятся, начинают регулировать действия самой личности.

Каковы возможности использования  графологии в практике раскрытия  и расследования преступлений. В  настоящее время намечаются два  основных направления. Первый - это  создание методики диагностики свойств  личности, данные о которой имеют  значение для расследования того или иного преступления. Это установление социально-биографических, психологических     и физиологических характеристик исполнителя рукописи. Знание этих особенностей позволило бы прогнозировать взаимоотношения в преступных группах, выделять их вероятных лидеров, оценивать контактность объекта и т.д. И второй путь - это изучение свойств личности в целях оценки пределов возможностей изменения письменно-двигательного навыка при исполнении рукописи в экстремальных, необычных условиях.

С криминалистической точки  зрения наиболее интересна сфера  применения знаний о личности, установленных  по ее почерку, в процессе поиска преступника  и организации оперативно-розыскных  мероприятий. Статья 2 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»  от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ гласит, что  задачами ОРД являются выявление  и установление лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших  преступление, а также осуществление  розыска лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и лиц, без  вести пропавших. Согласно ст. 6 данного  Закона, должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, могут при этом использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. Далее, там же отмечается, при осуществлении  ОРД наряду с другими оперативно-розыскными мероприятиями могут проводиться  исследования предметов и документов и сбор образцов для сравнительного исследования. Таким образом, в случаях, когда сведений о разыскиваемой  личности недостаточно, а в распоряжении лица, производящего розыск, имеется  рукопись или отдельные ее части, возможна дача вероятной психологической  характеристики разыскиваемого по вышеописанным  признакам почерка.

В процессе раскрытия и  расследования преступлений нередки  случаи получения потерпевшими анонимных  писем с угрозами, оставления на местах происшествий записок или  просто записей с вымышленными адресами преступников (например, в случае совершения мошеннических действий). В этой связи возникает вопрос об установлении исполнителя рукописи, а в случае отсутствия такового - получения максимума  дополнительной розыскной информации, характеризующей личность преступника.

Графологические исследования могли бы иметь также большое  значение при проведении различных  следственных действий, в связи с  необходимостью проверки тех или  иных версий преступления, показаний  свидетелей, обвиняемых, потерпевших. Так, перед проведением допроса  эксперт может предоставить информацию о личности допрашиваемого, что обеспечит  возможность полноценной подготовки к допросу в плане выявления  психологических свойств личности, не настораживая ее, а также позволит следователю подобрать необходимые  методы воздействия на допрашиваемого.

Статья 196 УПК РФ, предусматривая случаи обязательного назначения и  производства судебной экспертизы, в  частности, отмечает такое обстоятельство, «если необходимо установить психическое  или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его  способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для  уголовного дела». В этих случаях  графологическая экспертиза могла  бы проводиться наряду с психической  оценкой состояния личности данного  субъекта.

Информация о работе Криминалистические методы и средства установления личности