Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия - всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП 7
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП 20
а) Возбуждение уголовного дела 20
б) Типичные следственные ситуации 23
Глава 3. Тактика следственных действий 28
а) Первоначальные следственные действия 28
б) Последующие следственные действия.
Судебные экспертизы по делу ДТП 39
в) Предъявления обвинения 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57

Файлы: 1 файл

криминалистическая характеристика дтп.docx

— 114.13 Кб (Скачать файл)

Экспертиза нефтепродуктов (НП) и горюче-смазочных материалов (ГСМ) проводится в целях обнаружения на объектах нефтепродуктов; установлению вида, сорта и марки НП или ГСМ их следов (например, обнаружение на одежде данного лица следов смазочных материалов и относительности их к конкретному ДТП). На практике следы ГСМ и НП остаются на месте ДТП редко, но их можно эффективно использовать при расследовании уголовных дел данной категории61.

Основными задачи биологической экспертизы является установление природы вещественных доказательств, являющихся объектами растительного и животного происхождения. При расследовании ДТП хоть и редко, но все же имеют место случаи, когда на месте происшествия, в том числе и на самом ТС и на одежде потерпевшего, остаются следы листьев, травы, растений, овощей, дикорастущих ягод и других объектов биологического происхождения. Указанные следы требуют их выявления, фиксации и изъятия в целях:

  • установления механизма травмирования потерпевшего животного; реконструкции механизма ДТП;
  • установление причастности водителя и ТС к событию ДТП;
  • установление других причин, имеющих существенное значение для разрешения уголовного дела.

Зоологическая экспертиза по делам о ДТП проводится крайне редко в целях обнаружения микрообъектов зоологического происхождения, например, волос или шерсти животных, сбитых ТС.

При расследовании дел о ДТП почвоведческая экспертиза проводится как правило в целях установления факта нахождения конкретных ТС на данном участке местности, факта контактов взаимодействия и в других случаях, когда возникает необходимость в установлении общности почвы в месте ДТП с наслоением почвы, обнаруженном на ТС или общности наслоений почвы на ТС и одежде потерпевшего. В отдельных случаях с помощью почвоведческой экспертизы устанавливаются причины и условия, способствующие возникновению ДТП.

Объектами почвоведческой экспертизы являются почвенные наслоения на предметах-носителях, предметы с загрязнениями похожими на почву: на одежде, обуви, транспортных средствах, орудиях и инструментах.

В почвоведческой экспертизе образцы делятся на сравнительные и контрольные. Сравнительные образцы отбираются с проверяемого участка. Контрольные образцы с окружающих участков местности.

Современная дорожно-техническая экспертиза (ДТЭ) как вид автотехнической или дорожно-транспортной – это экспертное исследование участка дороги на месте происшествия, непосредственно приникающих участков с дорогой.

ДТЭ назначается в случае необходимости установить по делу о ДТП признаков, указывающих на возможное несоответствие технического состояния дороги на участке ДТП требованиям нормативно-технической документации (НТД). Статистика ДТП показывает, что наиболее частым результатом негативного проявления дорожно-технического фактора является ДТП, связанные с заносом ТС62.

Предметом исследования ДТЭ являются связанные с ДТП фактические данные о строительных и эксплуатационных качествах автомобильной дороги и ее элементов, дорожных условий и окружающей среде, а также параметров дороги с элементами автомобиля. Перечень вопросов следователя к эксперту зависит от конкретных обстоятельств ДТП.

Основанием для назначения психофизиологической экспертизы водителя ТС по уголовным делам о ДТП являются сомнения следователя в соответствии индивидуальных психофизиологических особенностей водителя условиям, в которых произошло ДТП. Эти данные могут относиться к особенностям конкретной ситуации и условиям деятельности водителя перед и в момент ДТП, к индивидуальным особенностям зрительного восприятия и реакции водителя63.

Судебная психологическая экспертиза водителя, совершившего ДТП обычно назначается после автотехнической экспертизы и только в том случае если эксперт – автотехник пришел к выводу о наличии у водителя данного автотранспортного средства технической возможности предотвратить ДТП. Отмечается, что «при проведении судебно-психологической, психиатрической, наркологической экспертиз подозреваемого, обвиняемого, подсудимого он становится объектом исследования его поведения, состояния, личности. Беседа обвиняемого с экспертом об обстоятельствах деяния, в котором он изобличается, проводится в независимости от желания подэкспертного»64.

Основной задачей судебной психофизической экспертизы водителя автотранспортного средства, совершившего ДТП, является установление с использованием специальных знаний в области данного вида экспертиз соответствия индивидуальных особенностей водителя требованиям дорожно-транспортной ситуации, предшествующей ДТП.

Особенностью расследования дел о ДТП нередко является необходимость в назначении таких комплексных судебных экспертиз как: автотехническая и трасологическая; трасологическая и судебно-медицинская, автотехническая и судебно-медицинская; дорожно-транспортная и психофизиологическая; трасологическая и металловедческая; биологическая и почвоведческая и др.

При различных ДТП, сопряженных со взрывами, пожарами, падениями ТС в овраги, пропасти, воду, и т.д., от следователя требуется назначение судебных экспертиз, не типичных для расследования данной категории уголовных дел. Такими экспертизами являются: пожарно-техническая, электротехническая, взрывотехническая.

Из-за многообразия, разноплановости объектов эти экспертизы часто выполняются в комплексе с другими экспертизами.

Анализ следственной практики приводит к выводу, что в ходе расследования ДТП нередко складываются процессуальные ситуации, когда решение вопроса о виновности или невиновности водителя ТС определяется по заключению автотехнической экспертизы. Автотехническая экспертиза охватывает широкий круг вопросов, для разрешения которых используются специальные знания в целях получить доказательства для формирования следователем заключения об обстоятельствах расследуемого ДТП65.

Многие автотранспортные происшествия проходят при повышенных скоростях движения автомобиля, за относительно короткое время и нередко при отсутствии свидетелей. Перед судебно-медицинской экспертизой ставится задачи, которые не могут быть ограничены только установлением причины смерти и характера повреждений. Воссоздание обстоятельств происшествия требует от судебно-медицинского эксперта решения широкого комплекса вопросов, связанных с механизмом причинения как травмы в целом, так и отдельных ее этапов (фаз оценки их с учетом данных осмотра места происшествия и ТС, особенностью данных происшествия).

На разрешение судебно-медицинской экспертизы ставятся традиционные вопросы:

  1. каковы причины смерти потерпевшего;
  2. какой характер телесных повреждений, их локализация (очаг), степень тяжести;
  3. когда (между какими часами) наступила смерть потерпевшего;
  4. наступила ли смерть пострадавшего в результате ДТП или она последовала до автопроисшествия (инсценировка гибели в ДТП).

Судебно-медицинская экспертиза может также установить:

  1. имел ли место факт переезда человека или повреждения получены им в результате удара;
  2. в каком положении находится потерпевшим в момент ДТП;
  3. в каком физическом состоянии он находился в момент автоаварии (в трезвом или в состоянии опьянении и т.п.);
  4. имеются ли на теле потерпевшего повреждения, характерные для тех технических повреждений, которые обычно (при сравнимых обстоятельствах) причиняется в соответствующих случаях водителям, пассажирам, пешеходам во время ДТП;
  5. имеются ли следы волочения потерпевшего, причем прижизненные или посмертные;
  6. возможен ли факт того, чтобы труп был «отброшен» от места столкновения ТС с участниками дорожного движения на «такое-то» расстояние;
  7. как быстро наступила смерть пострадавшего.

Причиненные при ДТП телесные повреждения «можно разделить на специфические, характерные и нехарактерные.

Специфические повреждения передают некоторые свойства деталей транспортного доступа (размер, форму), например, отпечатки протектора-шины, бампера, ободка фары на теле или одежде потерпевшего.

Характерные – возникают только в условиях характерных обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (наезд на человека, столкновение транспортных средств, выпадение из транспортного средства).

Могут возникнуть и нехарактерные повреждения, не имеющие присущих двум первым группам признаков. Они возникают от воздействия на тело человека любого тупого или постороннего предмета»66.

По делу о ДТП признание лица потерпевшим должно состояться сразу, как только будет установлен факт причины тяжкого или средней тяжести вреда здоровью данного гражданина либо причинения ему крупного ущерба.

Комплексные и комисионные экспертизы. По данной категории дел для разрешения ряда вопросов на высоком научном уровне проводятся комиссионные и комплексные экспертные исследования. Необходимость производства таких исследований вполне закономерна, ибо она обусловливается сложностью и специфичностью объектов самого исследования, условиями процесса и механизма образования следов на них. Лишь при одновременном изучении и исследовании этих объектов путем применения данных медицины, трасологии, автомобильной техники имеется возможность безошибочно восстановить картину ДТП, причины, обстоятельства и факторы, способствовавшие его возникновению67.

 

 

 

 

в) Предъявления обвинения.

Решение следователя о привлечении конкретного лица в качестве обвиняемого по делу о ДТП является результатом оценки собранных доказательств. Это значит, что имеющихся в деле доказательств следователь оценивает с точки зрения их достоверности, относимости и допустимости, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела (ст. 88 УПК РФ). Проверяя достоверность доказательств анализирует их содержание с точки зрения отсутствию в них внутренних противоречий.

Оценивая относимость доказательств следователь убеждается в их способности устанавливать обстоятельства, входящего в предмет доказывания по уголовному делу. Доказательства признаются допустимыми, если получены уполномоченным лицом.

По уголовным делам о ДТП достаточной и необходимой для привлечения лица в качестве обвиняемого является такая совокупность доказательств, которая дает следователю сформулировать выводы о времени, месте и других обстоятельствах ДТП; о том, кто управлял ТС в момент ДТП; о нарушении водителем ТС конкретных правил дорожного движения или эксплуатации ТС; о наступлении преступных последствий (наступление смерти, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо крупного ущерба); о наличии причинной связи между нарушением водителем ПДД или эксплуатации ТС и наступивших преступных последствий; об отсутствии обстоятельств, исключающих противоправность деяния (крайняя необходимость), уголовно-правовое преследование лица (возраст, невменяемость) и применение уголовного закона (давность, наличие сита амнистий).

Выводы следователь формирует в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, содержание которого должно отвечать требованиям, закрепленным в ст. 171 УПК РФ. После ознакомления обвиняемого с текстом постановления о привлечении в качестве обвиняемого, следователь поясняет юридическую терминологию, применявшуюся при составлении постановления о привлечении в качестве обвиняемого, разъясняют обвиняемому текст закона, по которому предъявлено обвинение и т.п. По делам о ДТП особенностью является особое значение ознакомление обвиняемого с нормативными актами, инструкциями и иными документами, регламентирующими порядок дорожного движения, эксплуатации ТС, а также разъяснение ему сущности допущенных нарушений и причинно-следственных связей между допущенными нарушениями и наступившими преступными последствиями.

Обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле (ст. 172 УПК РФ).

Допрос обвиняемого по делу о ДТП проводится по общим правилам, установленным в ст. 173 УПК РФ, с учетом особенностей содержания показаний обвиняемого, обусловленных механизмом совершения преступления.

В механизме ДТП, то есть в его динамике, можно выделить три стадии: начальная – опасная ситуация, предшествующая моменту происшествия на участке пути, до непосредственного места наезда, столкновения, опрокидывания и т.п.; кульминационная стадия – аварийная обстановка, когда происшествие становится неизбежным и происходит наезд, опрокидывание и т.д.; конечная стадия, то есть обстановка, которая была обнаружена следователем при осмотре места ДТП.

В ходе допроса обвиняемого необходимо получить информацию о том, как развивались события, как действовал обвиняемый на каждой из стадий ДТП, как обвиняемый понимает причины ДТП и т.п.

Показания обвиняемого заносятся в протокол допроса, который должен отвечать требованиям статьям 166, 175 УПК РФ.

Производство предварительного следствия по делу о ДТП заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела.

Рассмотрим наиболее сложную форму окончания предварительного следствия – составления обвинительного заключения и направления дела в суд для разрешения по существу.

Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения, когда обстоятельства ДТП выяснены всесторонне, полно и объективно, собранные по делу доказательства изобличают обвиняемого в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекших наступление преступных последствий, и в соответствии с законом он должен понести уголовную ответственность по приговору суда.

Информация о работе Криминалистическая характеристика ДТП