Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия - всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП 7
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП 20
а) Возбуждение уголовного дела 20
б) Типичные следственные ситуации 23
Глава 3. Тактика следственных действий 28
а) Первоначальные следственные действия 28
б) Последующие следственные действия.
Судебные экспертизы по делу ДТП 39
в) Предъявления обвинения 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57

Файлы: 1 файл

криминалистическая характеристика дтп.docx

— 114.13 Кб (Скачать файл)

Осмотр места ДТП имеет большое значение для объективного исследования сложившейся обстановки, установления причин происшествия, позволяет получить информацию для успешного решения как первоочередных, так и последующих задач расследования, установления истины по делу административного производства или по уголовному делу.

Задачами, которые должны быть решены в ходе проведения осмотра места ДТП, являются:

  1. Выявления обстановки на месте ДТП, в том числе: где и когда оно произошло, его сущность, механизм возникновения, действия водителей в это время, место расположения поврежденных автотранспортных средств, их частей и средств эксплуатационных жидкостей на проезжей части дороги, обочине, в кювете или на придорожных участках.
  2. Обнаружение, фиксация, изъятие следов и иных важных для расследования предметов и объектов на месте происшествия.
  3. Установление типа, модели и других данных ТС, участвующих в ДТП, определение имеющихся на них повреждений, а также их локализация.
  4. Определение технического состояния ТС для установления технических причин и условий, повлекших ДТП.
  5. Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о ТС, скрывшихся с места ДТП, определение направления их движения после происшествия.
  6. Установление причин происшествия и условий, способствовавших совершению ДТП.
  7. Построение и проверка версий о ДТП в целом и его обстоятельствах.

Выезд на место ДТП начинается с создания следственно-оперативной группы, в которую кроме следователя входят работники ГИБДД, оперуполномоченный уголовного розыска (инспектор ГИБДД по розыску), специалист-криминалист, а также судебно-медицинский эксперт, если ДТП привело к гибели людей или причинило тяжких легких повреждений.

Осмотр места ДТП состоит из двух этапов – общего и детального. Общий осмотр места происшествия целесообразно начать с изучения обстановки на месте ДТП. Изучение обстановки позволяет установить, какой вид происшествия имел место. На стадии общего осмотра следователь (дознаватель) или по его поручению специалист-криминалист проводит ориентирующую, обзорную, узловую и детальную фото- либо видеосъемку. Важными объектами осмотра на этой стадии являются такие элементы дороги, как: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходные дорожки, а вне населенного пункта так называемый подрез (та часть дорожного полотна, которая расположена за кюветом при отсутствии пешеходной дорожки.

Детальный осмотр целесообразно осуществлять в следующем порядке:

  1. Выявить, зафиксировать и изъять следы, характеризующие транспортные средства, участвующие в ДТП, в том числе скрывшихся (осколки рассеивателей, фар и ветровых стекол, частицы лакокрасочных покрытий, следы горюче-смазочных материалов и другие);
  2. Определить и зафиксировать данные о дорожках условиях и обстановке;
  3. Осмотреть транспортные средства, участвующие в ДТП;
  4. Осмотреть следы транспортных средств и признаки направления их движения;
  5. Осмотреть трупы потерпевших  (если таковые имеются).

Если водитель скрылся с места происшествия, необходимо выявить и зафиксировать оставленные в результате ДТП следы, позволяющие установить тип, марку, модель транспортного средства. К ним относятся:

  1. Следы протекторов шин;
  2. Ширина беговой дорожки шины, ширина колеи, вмятины (царапины, следы скольжения), оставленные на неподвижных предметах в месте ДТП.
  3. Отдельные части ТС, частицы лакокрасочного покрытия и грязь, отделившаяся от ТС, упавший или рассыпанный груз, следы смазочных материалов;
  4. Характерные следы контакта выступающих частей движущегося ТС с телом пострадавшего (выявляются и фиксируются при участии судебно- медицинского эксперта).

Если с места происшествия скрылся только водитель, то необходимо выявить, зафиксировать и изъять:

  1. Следы загрязнений на полу кабины ТС;
  2. Следы рук на руле, рычаге переключения передач, дверце ящика для перчаток, ключе зажигания, переключателях, ручке стояночного тормоза, зеркале заднего вида;
  3. Микроволокна и волосы с сиденья, спинки и подголовника водительского кресла.

Следует учитывать определенную специфику осмотра места происшествия по делам данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее освободить проезжую часть дороги для обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно отметить места нахождения трупа, транспортного средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.

Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и рисунок тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств по отношению к элементам проезжей части и к определенной границе проезжей части (тротуару, обочине и т.д.).

Поскольку установление скорости движения транспортного средства нередко имеет исключительно важное значение для расследования, необходимо очень внимательно отнестись к изучению длины и характера тормозного пути (сплошной или прерывистый). Эта величина с учетом характера дорожного покрытия, рельефа дороги, вероятного веса автомашины, степени изношенности ее покрышек, состояния тормозной системы, а иногда и силы ветра может помочь в установлении скорости движения в момент, предшествующий торможению. Наиболее применимы следующие способы установления скорости автомашины:

1) по специальным таблицам;

2) по формуле, разработанной специалистами-автотехниками;

3) путем производства следственного  эксперимента.

Определенную специфику имеет осмотр трупа потерпевшего. Если обстановка ДТП позволяет, труп следует осматривать на месте его обнаружения. Однако нередко ввиду интенсивности дорожного движения и необходимости освобождения трассы для проезда транспорта труп приходится осматривать в морге. При осмотре трупа и одежды устанавливается:

  1. Личность погибшего и время наступления смерти;
  2. Поза трупа, положения головы, конечностей;
  3. Вид, характер, размер повреждений на трупе и их локализация по отношению к ступням и голове;
  4. Локализация размера и форма следов крови на теле и одежде трупа;
  5. Состояние одежды, наличие повреждений на ней, их характер;
  6. Наличие на подошвах обуви следов скольжения;
  7. Наличие на трупе и одежде следов протектора, их расположение, а также наличие грязи или иных веществ и отдельных предметов (осколков стекла, частиц лакокрасочного покрытия, отслоившихся от кузова ТС в момент ДТП).

При осмотре трупа необходимо обращать внимание на отсутствие следов, которые должны быть исходя их характера происшествия, но их не оказалось (отсутствие пятен крови возле трупа или под ним при наличии значительных повреждений, отсутствие на одежде и теле трупа следов шин при переломах костей, разрывах внутренних органов и т.д.).

Значительные особенности имеет осмотр транспортного средства. Автомобиль осматривают на месте происшествия или там, где он обнаружен после ДТП. Задачами осмотра являются:

  1. Обнаружение на нем следов, возникших в результате ДТП, имеющих значение для дела;
  2. Установление их технического состояния.

Осмотр ТС состоит из двух этапов: наружного и технического. Наружный осмотр целесообразно начинать с передней части ТС. При этом обращается внимание на целостность фар, подфарников, бампера, переднего стекла, наличие вмятин, царапин, волос, частиц кожи и мышц человека, крови, обрывков тканей одежды на выступающих частях автомобиля. Необходимо зафиксировать форму и месторасположение обнаруженных следов, указать их размеры и высоту над уровнем земли.

В процессе технического осмотра осуществляется проверка состояния тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных приборов.

При обнаружении транспортного средства, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется обратить особое внимание на наличие следов недавнего ремонта (выпрямленных вмятин, свежей покраски и т.д.).

О производстве осмотра составляется протокол с соблюдение требований ст. 166, 167 и 180 УПК РФ.

В протоколе описывается:

  1. Вид ДТП;
  2. Места расположения ДТП и характер окружающей обстановки;
  3. Характер дорожного покрытия и дороги в целом;
  4. Атмосферные условия и состояние видимости в момент осмотра;
  5. Характеристика ТС, совершивших ДТП, их расположение на месте происшествия, их состояние и полученные повреждения;
  6. Тип, марка автомобиля, год выпуска, государственный номер, цвет кузова и кабины, показания спидометра.
  7. Техническое состояние тормозной системы, рулевого управления.
  8. Месторасположения трупов;
  9. Повреждения, нанесенные ТС окружающим предметам в результате ДТП, их вид и месторасположения;
  10. Наличие инородных следов-наложений и их характеристика;
  11. Наличие, характер и положение груза;
  12. Все следы шин всех ТС – участников ДТП;
  13. Вид и локализация всех частей и деталей ТС, отделившихся от них в момент ДТП;
  14. Все сведения, которые были получены относительно транспортного средства, скрывшегося с места ДТП;
  15. Места хранения ТС после осмотра (с указание лица, ответственного за его хранение).

Схема описания следов транспорта:

  1. Вид дорожного покрытия, на котором обнаружены следы;
  2. Состояние дорожного покрытия;
  3. Повороты и закругленности дороги (в ситуации опрокидывания автомобиля);
  4. Рельеф дороги (поперечный и продольный уклоны и способ их определения, наличие выбоин и ям, состояние обочин, кюветов и т.п.);
  5. Участки места происшествия и объекты, на которых обнаружены следы ТС, с точным описанием их местонахождения и особенностей;
  6. Признаки, свидетельствующие о направлении движения ТС;
  7. Вид обнаруженных следов, их размеры, расположение дорожек относительно дороги и автомобиля;
  8. Длина тормозного пути;
  9. Признаки ТС;
  10. Ширина колеи передних и задних колес;
  11. Ширина каждой беговой дорожки протектора;
  12. Рисунок протектора, отобразившийся на дороге, его особенности, наличие дефектов
  13. Расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности (длина оборота одного колеса);
  14. Приемы фиксации и упаковки следов ТС.

Одним из важнейших способов фиксации всей обстановки места ДТП в целом и каждого вещественного доказательства в отдельности, как уже отмечалось выше, является использование возможностей фотовидеосъемки.

Для фиксации обстановки места происшествия может быть использован универсальный однокамерный фотограмметрический комплекс «ФОМП-К». Комплекс обеспечивает быструю и точную фиксацию обстановки места ДТП за счет использования цифровой фотовидеосъемки, фотограмметрической компьютерной обработки снимков и объектно-ориентированного способа построения схемы места происшествия. При этом никаких измерений на месте происшествия можно не производить все измерения выполняются по цифровым снимкам.

В протоколе обязательно указываются, какие следы и другие объекты изъяты и каким способом, как фиксировалась обстановка места происшествия, условия, порядок использования технических средств, объекты их применения и полученные результаты.

Обычно очевидцы ДТП устанавливаются во время прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы. Ими могут быть пешеходы, водители и пассажиры транспортных средств, проезжавших по трассе в момент ДТП, лица, проживающие в домах в районе места происшествия, лица, по роду своей работы находящиеся на улицах. Очевидцы ДТП могут быть установлены и с помощью средств массовой информации: в местной печати, по радио и телевидению сообщают о факте ДТП и просят очевидцев сообщить в следственные органы все им известное о происшествии46.

При допросе очевидцев должны быть выяснены вопросы об условиях восприятия наблюдавшего происшествие, о сложившейся аварийной ситуации и механизме ДТП. Перечень и характер вопросов определяется наличной следственной ситуацией.

Очевидцы ДТП  люди, чьи показания обычно объективны. Однако скоротечность и неожиданность события ДТП ухудшают его восприятие. Субъективные качества очевидца (водитель, пешеход и т.д.) также могут отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания и последующего воспроизведения на допросе сведений о ДТП. Люди не всегда могут разглядеть обстановку, не среагировать на обстоятельства, способствовавшие происшествию. Поэтому важно принять меры к максимально возможному установлению круга очевидцев. Их можно выявить с помощью допрошенных свидетелей, силами работников ГИБДД. При допросе необходимо предъявить очевидцу схему места ДТП. Иногда целесообразен допрос на месте47.

Если очевидцы, установленные на месте происшествия, как правило, дают правдивые показания, то практика последних лет показала, что очевидцы, явившиеся к следователю по своей инициативе, особенно при отсутствии обращения к населению с помощью средств массовой информации, нередко лгут. Они могут действовать по просьбе кого-либо из участников ДТП и давать выгодные этим участникам ложные показания. В ходе допросов таких очевидцев надо особенно тщательно выяснять все известные им обстоятельства ДТП, причину их запоздалого обращения к следователю, их отношения с участниками происшествия48.

Информация о работе Криминалистическая характеристика ДТП