Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Их повышенная общественная опасность обусловлена, однако, не только широкой распространенностью, но и тяжестью последствий: высоким уровнем травматизма, наличием жертв, значительными размерами имущественного вреда. Сложность расследования преступных нарушений правил безопасности дорожного движения обусловлена необходимостью выяснения причин происшествия, протекающего в условиях крайне быстрого изменения дорожной обстановки. Разобраться в ситуации, восстановить механизм происшествия - всегда сложная техническая и юридическая задача следователя.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Криминалистическая характеристика ДТП 7
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела по факту ДТП 20
а) Возбуждение уголовного дела 20
б) Типичные следственные ситуации 23
Глава 3. Тактика следственных действий 28
а) Первоначальные следственные действия 28
б) Последующие следственные действия.
Судебные экспертизы по делу ДТП 39
в) Предъявления обвинения 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57

Файлы: 1 файл

криминалистическая характеристика дтп.docx

— 114.13 Кб (Скачать файл)

Перед допросом водителя следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

В ходе допроса водителя надлежит выяснить состояние его здоровья: принимал ли он алкоголь перед поездкой и в каком количестве; было ли исправно транспортное средство, а если нет, то в чем конкретно выражались неисправности; на каком часу работы водителя произошло ДТП; какими были скорость движения автомобиля, состояние погоды и видимость, состояние проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других транспортных средств, их расположение относительно друг друга и автомашины допрашиваемого; были ли с ним пассажиры и кто они; детально устанавливается механизм ДТП, когда водитель заметил препятствие, какие меры принял для предотвращения столкновения или наезда, разглядел ли сам этот момент наезда или столкновения, если да, то какой частью автомобиля был сбит потерпевший или произошло столкновение; кто может подтвердить его показания49.

Если водитель с места происшествия скрылся и был установлен позже, то при его допросе помимо приведенных вопросов следует выяснить, почему он не оказал помощь потерпевшему и скрылся, принимал ли меры к уничтожению следов происшествия и если да, то в чем именно это выразилось50.

Поскольку ДТП, как правило, совершаются неумышленно, то водители обычно склонны к даче правдивых показаний, однако стремятся преуменьшить степень вреда своих действий. Поэтому они ссылаются на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность потерпевшего, плохое дорожное покрытие, внезапную неисправность автомобиля, резкое ухудшение самочувствия и т.д.

Так как виновный водитель, возможно, не имеет стойких уголовных наклонностей, в ходе его допроса следует максимально использовать метод убеждения. Нужно иметь в виду и то обстоятельство, что ДТП для такого водителя это трагедия, большое нравственное потрясение. Поэтому допрос должен быть, с одной стороны, активным и целенаправленным, а с другой  предельно тактичным.

Допрос потерпевшего обычно осуществляется после его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей аварийной обстановке. Далее следует уточнить, где он находился в момент происшествия и кто был с ним рядом; как он действовал, видел ли приближающийся автомобиль, каковы его характеристики (последнее детализируется, если он скрылся с места ДТП). При допросе потерпевших из числа пассажиров, кроме указанных выше обстоятельств, надо выяснить, какой была скорость движения, как вел себя водитель, не отвлекался ли, не жаловался ли на усталость, недомогание, неисправности транспортного средства, как он действовал после ДТП51.

Как и водитель, потерпевший является лицом, заинтересованным в исходе дела, вследствие чего его показания могут быть необъективными. Кроме того, состояние страха, стресса, а также физические страдания могут повлиять на его оценку случившегося, поэтому к его показаниям следует относиться осторожно.

 

 

б) Последующие следственные действия. Судебные экспертизы по делу ДТП.

Характер последующих следственных действий зависит от ситуации, складывающейся после проведения первоначального этапа расследования. Все зависит от объема собранных доказательств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе следователь допрашивает новых свидетелей, назначает различные экспертизы, а при необходимости проводит следственные эксперименты и предъявления для опознания52.

По завершении первоначального этапа следователь обычно конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны такие версии:

1) вина водителя в нарушении  правил дорожного движения: нахождение  за рулем в нетрезвом состоянии, неправильный обгон, превышение  допустимой скорости и т.д.;

2) неисправность дороги, отсутствие разметки, дорожной сигнализации;

3) техническая неисправность  автомобиля (например, отказ тормозов, рулевого управления, других агрегатов);

4) грубая неосторожность  потерпевшего;

5) случайное стечение  обстоятельств;

6) инсценировка ДТП для  сокрытия другого преступления53.

Поскольку важно установить фактические обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента является проверка:

  • угла обзора видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги;
  • скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах;
  • наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.

При необходимости на данном этапе могут быть проведены предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия.

Следственный эксперимент по рассматриваемой категории дел обычно проводится трех видов:

1) выясняется возможность  совершения определенных действий;

2) устанавливается возможность  восприятия какого-либо явления;

3) определяется механизм  ДТП.

В первом случае посредством экспериментов определяют скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков. Во втором случае следственный эксперимент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся препятствие (человека, автомашину и т.д.) в конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя транспортного средства и т.д. В третьем случае следственный эксперимент предполагает воспроизведение обстановки расследуемого ДТП и выяснение по следам на автомобиле, дорожном покрытии и других объектах механизма столкновения, опрокидывания или наезда54.

Условия проведения следственного эксперимента должны быть максимально приближены к действительным обстоятельствам случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить такие эксперименты, которые могут привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (повреждение автомобиля, шлагбаума, светофора, дорожного покрытия и др.).

На последующем этапе расследования допрашивают всех свидетелей, могущих охарактеризовать участников ДТП: медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, его и водителя коллег по работе, сотрудников полиции и др. В ходе допросов выясняются подробности и обстоятельства расследуемого происшествия, личности его участников.

Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их родственников и близких, важно выяснить, не страдал ли потерпевший (подозреваемый) какими-либо психическими или физическими недостатками, каким было его состояние здоровья перед происшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлялся, как был одет, что имел при себе и т.д.

Медицинских работников обычно допрашивают, если потерпевший умер при его транспортировке или в лечебном учреждении. Они могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о ДТП. У сослуживцев водителя-профессионала обычно выясняют его деловые и личные качества, уровень профессиональной подготовки, отношение к работе, качество последнего ремонта автомобиля, порядок выпуска машин на линию и др. Работники полиции, первыми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первоначальной обстановке на этом месте. С их помощью реконструируют обстановку на месте для выяснения всех обстоятельств произошедшего55.

При необходимости на данном этапе могут быть проведены предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные ставки, иные следственные действия.

На последующем этапе расследования, как правило, назначают следующие судебные экспертизы: автотехниечскую; транспортно-трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытия; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя и иные экспертизы.

Автотехническая экспертиза назначается для определения технического состояния транспортного средства, исправности его отдельных частей, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, исследования технической возможности предотвращения происшествия56.

Перед экспертом-автотехником обычно ставятся следующие вопросы:

1) какие повреждения имеются  на транспортном средстве;

2) когда они могли образоваться  до происшествия или после  него;

3) с какой скоростью двигалось  транспортное средство перед  происшествием;

4) возможно ли при данной скорости  движения, наличном состоянии проезжей  части дороги и при заданном  расстоянии до препятствия остановить  транспортное средство путем  торможения;

5) какое значение в данных  условиях могла иметь для ДТП  неисправность тормозов и рулевого  управления;

6) какие обстоятельства, связанные  с техническим состоянием автомобиля  и дорожной обстановкой, способствовали  происшествию.

На практике нередко ставится вопрос о том, какие пункты ПДД были нарушены участниками происшествия. Такой вопрос неправомерен, ибо он имеет юридический характер и не требует применения специальных автотехнических познаний.

Эксперту-автотехнику должны быть направлены постановление следователя о назначении экспертизы, протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства. Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента (если он проводился), другими материалами: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров, а также протоколами допросов осведомленных лиц57.

В большинстве случаев процесс экспертного анализа включает следующие этапы:

1) ознакомление с постановлением, изучение материалов дела, уяснение  задачи предстоящей экспертизы  и оценка исходных данных;

2) построение информационной модели  исследуемого ДТП;

3) проведение при необходимости  экспертного осмотра места происшествия;

4) производство расчетов, составление  графиков, схем;

5) оценка проведенных исследований, уточнение первоначальной модели  ДТП;

6) формулирование выводов;

7) составление и оформление экспертного  заключения.

Отметим, что неплохо зарекомендовала себя автоматизированная система Автоэкс-2, предназначенная для производства автотехнических экспертиз по наездам транспортных средств на пешеходов. Система включает в себя компьютер, оснащенный программой для выполнения исследований и печатания заключений. Это позволяет получать результаты экспертизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных. Разработана памятка для следователей по назначению автотехнической экспертизы с использованием ЭВМ, где определены условия, необходимые для ее проведения. Производство автотехнической экспертизы осуществляется экспертами судебно-автотехнической лаборатории РФЦСЭ Минюста России, а также экспертами областных (краевых), республиканских лабораторий58.

Предметом криминалистической экспертизы материалов, веществ (КЭМВИ), являются фактические данные, устанавливаемые путем экспертных исследований вещественных доказательств в виде всевозможных материалов; веществ, изделий и их частей, а также предметов-носителей микрообъектов определенной природы, с использованием специальных технологических и естественно-технических знаний59.

Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы идентифицировать транспортное средство по следам протектора шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определить последовательность возникновения следов, направленность приложения силы при их образовании; уточнить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения; определить направление их движения; идентифицировать человека по следам рук, оставленным на рычагах управления и других поверхностях транспортного средства; отождествить целое по частям (по осколкам фарного или лобового стекла, частицам лакокрасочного покрытия).

При расследовании ДТП судебная металловедческая экспертиза проводится довольно редко, а если и проводится, то в основном в виде комплексной экспертизы: трасологической и металловедческой либо автотехнической. Однако особенности некоторых ДТП обуславливают необходимость назначения именно металловедческой экспертизы, без которой невозможно принять правильные решения о виновности или невиновности водителя так, металловедческие экспертизы при расследовании ДТП проводятся в целях исследования качественного и количественного состава металлов и сплавов и изделий из них (запасных частей, отдельных агрегатов; узлов и деталей ТС), установления соблюдения нормативной технологии и времени изготовления металла и сплавов, условий их эксплуатации, видоизменений, связанных с обстоятельствами ДТП, а также для установления причины и времени разрушения деталей ТС: до начала ДТП; в момент ДТП; после ДТП60.

Информация о работе Криминалистическая характеристика ДТП