Журнальные издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 03:35, реферат

Описание работы

Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды Формы и методы работы редактора над конкретным изданием зависят от типологических особенностей этого издания. Без знания и учета типологических признаков и особенностей издания немыслима его доброкачественная подготовка.
Каждое издание представляет собой систему со своими признаками: главные из них подлежат обязательному учету при редактировании. Это: предмет содержания (характер информации), целевое назначение, читательский адрес. Могут приниматься во внимание и другие системные признаки: характер оформления, структура издания, периодичность.

Файлы: 1 файл

Журнальные издания.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

Одним из старейших жанров оперативной  публицистики, особенно в газетах, является корреспонденция. Она строится на фактах, которые занимают в ней центральное, стержневое место. Корреспонденцию нельзя написать, не побывав на месте, не изучив положение дел, не узнав все, что относится к ее теме. Для написания, например, статьи не всегда требуется непосредственное ознакомление с местом, где совершается событие, и с тем, что с ним связано.

 

Построенная на фактах корреспонденция  раскрывает их сущность, внутренний смысл. В ней сообщаются подробности  с места действия, дается полная картина события, характеристика персонажей. Однако это не информационный отчет. Она включает четко выраженное отношение к фактическому материалу, его эмоциональные авторские оценки. Кроме того, в ней можно найти оценки значимости излагаемых фактов; объяснения событий, явлений; рекомендации и предложения, опирающиеся на анализ конкретной ситуации. Корреспонденция обычно освещает один вопрос, поэтому изложение требует сосредоточенности, последовательности движения к цели, которая заключается в том, чтобы добиться убедительного воздействия на читателя.

 

К числу аналитических жанров относятся и обзоры. В специальные, и прежде всего научные, периодические издания обзоры пришли из информатики, где они рассматриваются как один из основных видов информационных документов. Высокий авторитет этого жанра определяется тем, что он в значительной мере обеспечивает информативность, емкость изложения.

 

В периодических изданиях этот жанр представлен обзорной статьей, которая  представляет собой синтезированный  текст, где дается сводная характеристика какого-либо вопроса или ряда вопросов, основанная на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранной для этой цели первичных документов за определенное время. Как более сложная разновидность аналитического жанра обзорная статья представляет собой результат аналитико-синтетической переработки первичной информации.

 

Назначение обзорной статьи не только в том, чтобы свести и показать события, явления и т.п., но и том, чтобы проанализировать и сопоставить, выявить наиболее важные и перспективные  направления в развитии науки  и техники, их отдельных отраслей, групп, единичных предметов, явлений, событий.

 

Обзорная статья может ретроспективно освещать события, привлекать внимание к проблеме, объединять различные  точки зрения. Она, к примеру, может  быть посвящена рассмотрению сери каких-либо изданий, подведению итога развития соответствующий области. Наибольшую информационную ценность имеют содержащиеся в ней выводы и обобщения, сводные данные. В статье может быть проведена параллель между новыми и известными данными, отмечены стороны или признаки, которые положены в основу сравнения предметов анализа.

 

Обзорная статья может иметь  проблемный характер, освещая и сталкивая  противоречивые взгляды на развитие научных знаний. Эти противоречия возникают между сложившимися концепциями  и новыми подходами, между различными оценками одних и тех же фактов. Проблемное обзорное исследование способствует тому, что потребитель информации активно включается в научно-информационный процесс.

 

Весьма распространенным аналитическим  жанром для журнала любого профиля является рецензия. В работе над рецензиями редактору следует руководствоваться общими требованиями аналитичности, предъявляемыми ко всем жанрам этой группы. Рецензия должна содержать характеристику и оценку издания, а не только перечень его составляющих частей или изложение основных аспектов содержания. В тех случаях, когда отзыв о книге не содержит необходимых оценочных материалов, журнал должен отказаться от его публикации.

 

С целью информирования читателей  о вышедших книгах используют информационный жанр - краткие сообщения об изданиях с аннотацией, которые помещают обычно под рубрикой «Коротко о книгах».

 

Самым сложным являются художественно-публицистические жанры. В эту группу входят очерк, зарисовка, фельетон, памфлет.

 

Художественно-публицистические жанры представляют собой органическое слияние фактической точности, обстоятельности и образности, и это надо учитывать редактору.

 

Очерк содержит обычно элементы публицистики, вместе с тем он близок к малым формам художественной литературы - к рассказу или короткой повести, но отличается от них своей фактографичностью: он строится не на вымысле, а на конкретной информации. Назначение очерка - образно представить человека в жизни и деятельности, в различных ситуациях, где проявляются его высокие нравственные и моральные качества.

 

При построении очерка обращают внимание на логичность и последовательность освещения  событий, на выбор приемов и средств, позволяющих убедительно раскрыть смысл и значение явлений, дать характеристику людей. В очерке выявляют пять основных элементов: экспозицию, которая вводит читателя в тему и в курс событий; завязку, или начало, действия; развитие действия; его высший момент - кульминацию; развязку, или концовку.

 

Описываемые в очерке события воспроизводятся  документально, поэтому он информативен. Исследуя события в соответствии с целевой установкой, автор дает им полную оценку, выражает свое к ним отношение. И не только положительное - в очерке возможна критика негативных явлений. Показываемые в очерке события и люди должны быть «очерчены» четко, без ненужных подробностей и деталей, которые могут затмить главное. Важно найти основное и выделить самое яркое и типичное.

 

Фельетон  возник из литературно-критической  статьи и рецензии. Специфичными элементами в нем являются особые приемы изложения. Характерными для фельетона являются сатира и юмор, стиль обычно отличается живостью, легкостью и обзорностью. Использование в фельетоне иронии и насмешки, метких и выразительных сравнений служит цели обличения недостатков и пороков людей.

 

Необходимые качества фельетона - правдивость и  убедительность. Обычно его отличают особая актуальность темы, четкая целевая  направленность, в соответствии с  чем и определяется его построение и привлекаются соответствующие  языково-стилистические средства. Он должен основываться на достоверной информации, имеющей важное общественное значение. Нет смысла печатать фельетон, посвященный незначительным частным событиям или явлениям.

 

В фельетоне  допустим вымысел, однако он должен искусно  сочетаться с правдивостью фактов и не выходить за пределы фактической точности. Нацеленный на обличение зла, он не должен отвлекаться на забавные мелочи, сенсационность, языково-стилистическое щегольство, во что легко бывает впасть автору, особенно когда он не обладает необходимым опытом. Суждения и выводы, изложенные в фельетоне, не должны быть поверхностными, основная задача редактора - помочь автору добиться глубокой проработки материала и обоснования оценки и заключений.

 

Фельетон  сочетает в себе информативность, публицистичность и образность. Этим во многом диктуются требования к его языку. В нем используются точные и ясные языковые средства, исключающие двусмысленность и непонимание; широко применяются экспрессивные и эмоциональные элементы языка.

 

Изложенная  характеристика жанров отражает не все формы подачи информации, встречающиеся в периодических изданиях, но основные из них. В зависимости от профиля и программы периодическое издание имеет различный жанровый состав. Редактору достаточно овладеть схемой, которую предлагает теория печати. Каждый редактор, исходя из целей и задач, сферы деятельности представляемого им печатного органа, должен найти место редактируемого материала в общей классификационной схеме, правильно понять, где нарушение традиций и неправильное использование возможностей жанра, а где - появление новой плодотворной формы.

 

Строгий подход к жанру не лишает произведение своеобразия, не мешает раскрыть творческую индивидуальность автора, а, напротив, помогает (соблюдая диалектическое единство общего, повторяющегося и особенного) обрести свободу изложения материала для более доходчивого восприятия его читателем, т.е. для лучшего соблюдения условия о целевом назначении и читательском адресе каждого произведения.

 

 

8.3.Организация редакционно-издательского  процесса

На ход редакционно-издательской подготовки журнала большое влияние  оказывают его типологические признаки. Поэтому в разных журналах своя специфика  и порядок прохождения издания  в производстве. Структура журнальной редакции зависит от целевого назначения, читательского адреса и других особенностей издания. Она призвана обеспечивать высокий идейно-политический, теоретический, научный, художественный и профессиональный уровень публикуемых материалов; в соответствии с программой журнала и редакционными планами организовывать работу с авторами и читателями, рецензирование и редактирование авторских оригиналов и своевременную подготовку статей для печати.

 

Редакция журнала может эффективно решать стоящие перед ней задачи лишь при условии тесных контактов  с широким авторским активом, опираясь на специалистов соответствующей отрасли. Необходимо систематически информировать читателей о результатах рассмотрения поступивших в адрес редакции замечаний и предложений, о мерах, принимаемых в связи с критическими выступлениями.

 

Сотрудники журнала обязаны  четко работать на всех этапах редакционно-издательского  процесса, строго соблюдать графики  прохождения журнала в производстве. Оформление материалов для печати ведется  в соответствии с требованиями, определяемыми  государственными стандартами, техническими условиями, другими нормативными документами и договорами, заключенными между издателем и издательством, между издательством и полиграфическим предприятием, органами распространения произведений печати и другими организациями.

 

В каждом журнале есть Положение  о порядке прохождения материала, учитывающее условия деятельности и специфику конкретного журнала. Оно должно своевременно пересматриваться и вновь утверждаться при изменении  условий выпуска журнала.

 

Для более  четкой и оперативной работы редакции журнала иногда на основе перспективного тематического плана составляют планы на ближайшие два-три месяца. Такой план называется «Первоочередные темы журнала». В него включаются материалы, которые готовят ответственные работники отрасли, указываются сроки сдачи авторских оригиналов в редакцию. По такому плану редакции (редактору) легче следить за поступлением материала; иногда можно позвонить и напомнить автору, что до сдачи статьи (обзора, интервью и т.д.) осталось столько-то дней, т.е. это своего рода метод организации - работа редакции, управление ею.

 

В отраслевых журналах обычно за редакторами закрепляется тематика (раздел), и в этом направлении  они занимаются организацией материала. Однако процесс формирования редакционного  портфеля мог бы быть более действенным, если бы к нему активнее подключались члены редакционной коллегии. Они сами являются потенциальными авторами. Иногда принимается разумное решение: каждый член секции должен в течение года выступать на страницах журнала в качестве автора не менее одного раза. Думается, что такие решения целесообразно принять во всех отраслевых журналах.

 

Работа  редакционной коллегии. Состав редакционной коллегии подбирается обычно главным  редактором и утверждается организацией - издателем журнала. Состав редакционной коллегии пересматривается не реже одного раза в 5лет и может быть изменен по решению издателя.

 

Число членов редколлегии устанавливается в  зависимости от объема издания, разнообразия его тематики, но главным образом - исходя из необходимости обеспечить представительный состав для эффективной работы редакционного коллектива. Редакция заинтересована в том, чтобы иметь «своего» компетентного специалиста по каждому кругу освещаемых журналом вопросов. Однако чрезмерное расширение количественного состава редколлегии делает ее немобильной, негибкой в работе, создает организационные затруднения.

 

Редколлегия - это постоянно действующий рабочий  орган журнала. Для более широкого участия общественности в деятельности журнала при редколлегии может быть создан общественный консультативный орган - редакционный совет. Задача его - содействовать повышению идейно-политического и профессионального уровня журнала, более глубокой разработке его тематики, усилению актуальности и действенности публикуемых материалов. В состав редакционного совета, возглавляемого главным редактором журнала, привлекаются высококвалифицированные специалисты, ученые, общественные деятели. Совет заседает не реже одного раза в год, как правило, в тех случаях, когда обсуждаются текущие и перспективные планы, тематические номера, когда необходимо перестроить проблематику журнала в связи с важными событиями в жизни страны.

 

Организационно  работа редколлегии строится в соответствии с положением о конкретном журнале. Оно определяет периодичность заседаний, порядок их проведения, круг вопросов, которые должны быть вынесены на обсуждение. Однако обязательным требованием для всех журналов является участие в редколлегии не менее 2/3 ее членов.

 

Главные задачи редколлегии - обеспечение тематической направленности издания, забота о содержании каждого номера журнала, его соответствии целевому назначению издания, высоком качестве составляющих его материалов, их актуальности.

 

Обычно  на редколлегии обсуждается отдельно каждый материал, заслушивается мнение о нем каждого члена редколлегии. Выступающий должен дать общую принципиальную оценку статьи, мнение о возможности ее публикации, внести предложения по ее совершенствованию. Если член редколлегии не смог принять участие в ее заседании, он должен сообщить редакции свое мнение о материале.

 

В заседаниях редколлегии, где обсуждаются материалы, как правило, принимают участие  все заведующие отделами, а иногда весь творческий коллектив. Каждый имеет  право высказать свое мнение, внести предложения. Особенно это важно для сотрудника, которому предстоит редактировать, материал. Такая практика - один из эффективных видов производственной учебы. Но к сожалению, не везде редакторы присутствуют на заседаниях редколлегии при обсуждении авторских оригиналов.

Информация о работе Журнальные издания