Журнальные издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 03:35, реферат

Описание работы

Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды Формы и методы работы редактора над конкретным изданием зависят от типологических особенностей этого издания. Без знания и учета типологических признаков и особенностей издания немыслима его доброкачественная подготовка.
Каждое издание представляет собой систему со своими признаками: главные из них подлежат обязательному учету при редактировании. Это: предмет содержания (характер информации), целевое назначение, читательский адрес. Могут приниматься во внимание и другие системные признаки: характер оформления, структура издания, периодичность.

Файлы: 1 файл

Журнальные издания.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, диапазон видов периодических  изданий широк и разнообразен - от ежедневной массовой газеты до ежегодного массового календаря; от массового журнала до журнала специального, ориентированного на профессионалов.

 

 

8.2.Жанры публикаций журналов

Для журнала вопрос о форме публикаций, форме подачи информации непосредственно связан с вопросами информативности периодического издания. Знание теории жанров, конкретных возможностей каждого жанра позволяет редактору работать над материалом осмысленно, сознательно конструируя произведение, учитывая его жанрообразующие признаки.

 

Литературные жанры вообще и  специфика жанров периодических  изданий в частности представляет собой проблему, которая пока еще  не нашла полного решения. Иногда жанр отождествляется со стилем, чему можно видеть подтверждение, например, в таких имеющих употребление в специальной литературе выражениях: «Публицистический стиль» и «Публицистический жанр», «Научный стиль» и «Научный жанр». Считается, например, что любой стиль реально существует как совокупность определенных типов текстов, каждый из которых можно назвать жанром.

 

Безусловно, язык и стиль являются важнейшими качественными характеристиками жанра произведения, однако не единственными. Рассматривая жанр как категорию  литературы, можно выявить его  типологические признаки, определить жанрообразующие принципы, объем и содержание понятия «жанр». В самом широком значении жанр - это «исторически складывающийся тип литературного произведения». Каждый жанр - это типовая модель произведения, созданная на основе дальнейшей конкретизации типологических признаков вида литературы.

 

Формирование жанров публикаций зависит  прежде всего от того, какими творческими  методами и средствами выражено содержание, что, в свою очередь, обусловливается  целью проводимой работы, или целевым  назначением произведения. Таким  образом, о жанре можно говорить, имея в виду не только форму произведения, но и предпосылки его формирования, рассматривая жанр с позиций того, к какому направлению он относится - аналитическому, информационному, публицистическому, художественному или какому-либо смешанному.

 

Жанр сохраняет определенную устойчивость и преемственность; он обладает динамичностью, что должно учитываться при его  оценках. Жанр не являет собой нечто  застывшее и неизменное. Он складывается в процессе длительного развития и может трансформироваться в зависимости от конкретных условий применения: характера средств коммуникации, вида издания, целевого назначения, читательского адреса публикации и т.д. Существуют универсальные жанры, используемые во всех периодических изданиях, и жанры, которые используются только в газете или только в журнале.

 

В целом в журнальных изданиях применяются  почти все жанры, используемые в  журналистике, научном и литературно-художественном творчестве. При этом нужно иметь  в виду две отличительные особенности  таких жанров: первая касается литературно-художественных журналов, в которых произведения больших объемов (например, повести, романы) нередко специально приспосабливают под журнальный вариант; вторая заключается в том, что материалы, напечатанные в журналах, обычно не имеют распространения как самостоятельные монографические издания, исключая упомянутые художественные произведения и, возможно, отдельные материалы из научных журналов (к примеру, препринты научных статей).

 

Наиболее плодотворным представляется следующий подход к классификации жанров периодических изданий, учитывающей теоретическую неразработанность их типологии и потребности практики. За основу классификации следует взять принятую в теории печати типологию жанров, скорректировав ее видовое наполнение применительно к задачам журнальных периодических изданий. Главное - придерживаться того основного деления, на котором строится эта типология. Им являются место, роль и интерпретация фактов. Книговеды отмечают по этому поводу, что «деление жанров по месту и роли в них фактического материала представляется наиболее продуктивным».

 

Классификация жанров в теории печати предусматривает их деление на три  группы:

 

информационные;

 

аналитические;

 

художественно-публицистические.

 

Информационные жанры представлены такими видами, как информация (хроника, заметка), отчет, интервью, репортаж. Редактору важно знать, что информационные материалы обеспечивают общую цель - сообщить о факте, событии, явлении. Информационные жанры оперируют, как правило, простой первичной информацией, не вдаваясь в ее глубокий анализ. Общими требованиями к информационным жанрам считают оперативность, злободневность, наличие события, которое является поводом для выступления. Однако факт, взятый за основу информационного сообщения, не может быть произвольным. Только при сочетании значимости факта для программы данного журнала и новизны образуется фундамент, на котором можно строить информацию.

 

В журнале информационные жанры  обеспечивают реализацию требования лаконичности профессиональной информации. Они позволяют выйти за рамки узкой специализации и представить читателям широкую картину «состояния дел» в отрасли, области науки, промышленности. Специалисты узнают о важнейших профессиональных мероприятиях - конференциях, симпозиумах, семинарах, тематика которых отражает актуальные направления развития отрасли.

 

Самый лаконичный информационный жанр - информация. Она, как правило, представлена под рубриками «Хроника», «Информация». Главная отличительная черта  этого жанра состоит в том, что целевое назначение его ограничено тремя вопросами: что, где, когда. Содержание информации необычайно разнообразно: мероприятия общегосударственного и регионального значения, ввод в строй какого-либо объекта, проведение смотров, создание общественных комиссий и т.д. Анализ информационных заметок в журналах показывает, что в основном они сохраняют все черты жанра: используют единичный факт, имеют оттенок официальности, обезличенности сообщения, основаны на общеупотребительной лексике. Традиционна и их структура: начало заметки диктуется самим фактом, послужившим поводом для ее написания, информация дается по «убывающей», т.е. используется композиционный принцип «перевернутой пирамиды».

 

Отчет - информационный жанр, представляющий собой сообщение о каком-либо мероприятии, рассматривающий события в строгой последовательности. Отчет предполагает освещение всех этапов мероприятия, принятых решений. Этому жанру свойственны черты информации, что дает редакциям повод пользоваться терминами «специальный» отчет, «научный» отчет. Редактору важно уяснить, что границы жанров подвижны, каждый жанр достаточно редко существует в чистом виде. Форма выступлений зависит от фактов, содержания, целей публикации. Знание специфики и задач жанра не означает, что специфика эта должна рассматриваться как фетиш. Ее надо оберегать до тех пор, пока она помогает автору наилучшим образом разрабатывать тему. Редакторы должны помнить о возможностях жанра и не выступать ревнителями жанрового пуризма. Недочеты любого из них нельзя классифицировать как возникновение нового вида, промежуточной формы. В теории печати требования к отчету определены совершенно однозначно: отчет не должен представлять собой протокольное отражение события, но он должен содержать оценку значимости мероприятия, его выступлений и итогов. Если мероприятие не заслужило такой оценки, возможно, достаточно избрать жанр информации: состоялось мероприятие (что?), где и когда. Утомительный перечень фамилий и названий докладов не способствует повышению информативности публикации.

 

Интервью - беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по актуальным вопросам, имеющим научный, практический, профессиональный интерес.

 

Изложение материала ведется в  форме ответов на вопросы. Ответы могут быть краткими и расширенными, что зависит от характера вопроса, информационной подготовленности собеседника, его отношения к обсуждаемым событиям, явлениям. Так, например, наряду с изложением фактов (интервью-сообщение) высказывания собеседника могут содержать их оценки, критические замечания, предложения, возможны также рассуждения и обобщения (интервью-мнение). На этом основании нельзя отнести интервью к аналитическим жанрам; это лишний раз свидетельствует о том, что границы между жанрами не закрыты для их взаимопроникновения.

 

Достичь цели интервью, т.е. получить и представить читателю необходимую информацию, можно лишь при соблюдении обязательных условий: тщательной подготовки вопросов и знания темы, ситуации. «…Требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, тем более относительно философских предметов, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годится». Это суждение принадлежит Гегелю.

 

Первое требование к вопросу: он должен быть понятен для собеседника, четко и однозначно сформулирован. Второе - вопрос должен содержать в себе одну мысль. В противном случае собеседник отвечает или на последнюю часть вопроса, или на ту, которую легче запомнить. Третье - вопрос не должен содержать в себе ответа, когда интервьюируемому ничего не остается, как односложно согласиться. Работа над жанром интервью требует от редактора знания логических основ редактирования. Именно нарушение законов формальной логики приводит к классическим ошибкам в этом жанре: подмене тезиса, «порочному кругу».

 

Важным информационным жанром является репортаж. В нем описывается реально происшедшее событие, подтвержденное документами, фактами, свидетельством очевидцев. Хотя в отличие от других информационных жанров репортаж наиболее синтетичен и многообразен, по существу он требует общего для этой группы подхода: тщательности в отборе фактов, скрупулезности, правдивости. В любом случае это сложный жанр уже потому, что требует обоснованной авторской позиции, присутствия «образа автора» в изложении, тем самым сближая его с художественно-публицистическими жанрами.

 

Репортаж бывает иллюстрирован  не только авторскими зарисовками и  красочными отступлениями, но и фотоснимками, иногда приобретая свою самостоятельность  как особый жанр - фоторепортаж. Репортажи  занимают видное место в различных  периодических изданиях.

 

Информационная ситуация в науке  и технике, специфика программ журналов привели к появлению таких  информационных жанров, как краткие  сообщения, письма читателей (разделы  «Нам пишут», в которых публикуется  как бы краткая информация о конкретном опыте), информация о НИР, представляющая собой заметки о тематике и направлениях научных исследований. Несмотря на специфику этих жанров, они все же сохраняют статус информационных. Это соответствует целевому назначению подобных материалов даже в тех случаях, когда в центре их внимания научная проблема.

 

Краткие сообщения - это информация о научной проблеме или практическом опыте, но без анализа, разбора и  оценки факта, который послужил поводом  для написания. Этот жанр может быть назван как самостоятельный. Учитывая это, журналы не должны публиковать под рубрикой «Краткие сообщения» хроникальные заметки и отчеты о различных мероприятиях.

 

Аналитические жанры представлены следующими видами: статья, корреспонденция, комментарий, рецензия, обзор. Аналитические жанры значительно масштабнее и основательнее и по праву занимают ведущее положение в журналах. Их целевая направленность - дать глубокое исследование, всесторонний анализ суммы фактов, относящихся к однотипным явлениям. В аналитических материалах обязательны комментарии, сопоставление, взаимосвязь и взаимозависимость фактов, наличие логических выводов, теоретических обобщений, практических рекомендаций. Именно с точки зрения этих критериев должен оценивать редактор самостоятельность аналитических жанров. В каждом аналитическом жанре факты выполняют определенную роль; наполнение фактами и временные рамки во всех жанрах этой группы шире, чем в информационных.

 

Основным аналитическим жанром, безусловно, является статья. Методика работы редактора над статьями, различающимися по целевому назначению и читательскому адресу, будет рассмотрена ниже. Следует оговорить еще одно важное положение, касающееся функций специальной периодики и прямо влияющее на понимание особенностей всех аналитических жанров.

 

Все средства массовой информации и пропаганды должны добиваться тесного сотрудничества, и при этом каждый орган печати должен выполнять индивидуальную программу. Иначе говоря, каждое издание имеет свою проблематику, в пределах которой компетентно и убедительно воздействует на читателя. Уровень специализации характеризуется удельным весом соответствующих ей публикаций в общем объеме журнала. Тенденция к изменению соотношения специализации и универсализации в специальных журналах - закономерный процесс. Однако каждое издание должно устанавливать свою монополию на определенное проблемно-тематическое направление и основательно, последовательно разрабатывать его, удовлетворяя тем самым запросы специфической читательской аудитории. На практике это означает, что все публикуемые материалы должны соответствовать тематике издания. Другое дело, что в зависимости от жанра форма подачи информации тем или иным образом помогает решить задачи универсализации. «Общезначимая» и «деловая» информация должны дополнять друг друга. Общезначимая информация обязательно носит комментирующий характер с позиций интересов отрасли. Этот подход является единственно верным. Публикация непрофильных материалов, погоня за массовым читателем любой ценой (иногда выходом за рамки установленной программы) только вредит журналу - он теряет свое «лицо».

 

В периодических изданиях, прежде всего в газетах, можно встретить  материалы, комментирующие какие-либо события, явления общественной жизни. Комментарии нередко касаются официальных  решений органов государственного управления и поэтому им может отводиться место передовой статьи. Их построение имеет различные варианты. Во всех случаях общим является то, что основу составляет фактический материал, который комментируется автором, причем обычно с использованием данных общественного мнения. Авторскому комментарию может предшествовать постановка вопроса. Основанием для этого может послужить редакционная инициатива, письмо или устное обращение в редакцию читателей и т.п. Традиционно комментарий призван популяризировать факты, однако в материалах, которые своим содержанием связаны с официальными материалами, этого нет. Здесь главное - разъяснить ситуацию и показать, что выигрывает или теряет общество или отдельные группы людей в результате действий руководства страны. Не лишенные критического содержания такие комментарии выполняют роль средства обратной связи правящих органов с народом.

Информация о работе Журнальные издания