Журналистские расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Для западной прессы инвестигейторы и “разгребатели грязи” практически одно и то же. Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно
скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. Понятно, что зачастую это просто невозможно сделать,будучи в лайковых перчатках. И тогда метод поиска материала становится не менее захватывающим, чем сама тема расследования.

Содержание работы

Введение.................................3

Глава 1. Инвестигейторы по-русски....................4

Глава 2. Западные коллеги делятся опытом................12
2.1. Как составить план работы.......................12
2.2 Как бороться с ошибками....................13
2.3 О плюрализме мнений......................14
2.4 Универсальные советы.....................15
2.5 Краткое руководство по проведению журналистского расследования...16

Глава 3. Как получать и излагать информацию...............19

3.1. Как составить вопросы.....................19
3.2. Как начать беседу........................21
3.3. Как себя вести........................21
3.4. Как определить, что вам лгут......................22
3.5. Как избежать ляпсусов.....................23
3.6. Язык мой — враг мой....................25
3.7. Можно ли то, что не запрещено?................26
3.8. Декларация «Судебных репортеров»...............27
Глава 4. Официальные и сомнительные источники информации.......29
4.1. Не дорог подарок, дорого внимание...............29
4.2. Специальные люди “для связей с общественностью.........31
4.3. Эксклюзивные источники...................33
4.4. Первые лица...........................33
4.5. “Группы давления”........................34
4.6. Специальная литература.....................35
4.7. Самотек............................35
4.8. Бандиты............................36
4.9. Анонимы.............................37
Заключение..................................40
Список литературы.............................42

Файлы: 1 файл

jur.docx

— 147.15 Кб (Скачать файл)

работают в жанрах судебного  очерка и репортажа, а также журналистского

расследования (если его материалы, содержащие в себе обвинения уголовно-

правового характера, публикуются  до вынесения судебного приговора).

Нас тревожит, в первую очередь, забота о престиже профессии журналиста. В

последнее время жанр “чернухи”  или поверхностного, низкопробного

криминального репортажа вытесняет  с газетных полос и из эфира

квалифицированные материалы, ориентированные  на идеи правосудия,

анализирующие социальные и иные причины  преступлений. Это положение не

отвечает интересам демократии, права, правосознания, а также перспективам

российских СМИ.

Объединение усилий журналистов, работающих в этом сегменте информационного

пространства, диктует необходимость  защиты наших общих цеховых интересов,

превалирующих над мотивами конкуренции. Наша репутация нуждается в защите, в

первую очередь, от дилетантских подходов, девальвирующих в глазах

общественного мнения профессию судебного  репортера. Отвечая друг за друга

своими авторскими именами, мы признаем следующие принципы честной работы в

жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования:

1. Мы исходим из презумпции  добропорядочности всех лиц, чьи  имена и поступки

мы делаем достоянием гласности. Для  любых обвинений, опровергающих  презумпцию

добропорядочности в отношении  того или иного лица или группы лиц, требуются

веские аргументы;

2. Мы в принципе стремимся  избегать обвинений в чей-либо  адрес, предпочитая

не утверждать, а задавать вопросы  по поводу известных нам фактов. Приговоры о

виновности либо невиновности или  решения в пользу тех или иных конкретных лиц

выносит только суд. Вместе с тем  презумпция невиновности в юридическом  смысле

слова не препятствует журналистскому расследованию. Мы не выносим приговоров,

но можем выдвигать обвинения, если располагаем для этого убедительными

основаниями;

3. Мы вправе работать с “утечками”  информации, которые получаем на  уровне

личных контактов от органов  дознания, следствия или со стороны  защиты. Но мы

не считаем возможным публиковать  такую информацию в одностороннем  порядке без

проведения журналистского расследования;

4. Объектами нашей критики в  случаях, когда обвинение им  со стороны

уполномоченных органов еще  не предъявлено, могут быть лица, которые  занимают

посты в государственных органах  или играют активную роль в коммерческих

структурах. Чем выше должностное  или имущественное положение  конкретного

лица, тем жестче термины, в которых  мы вправе оценивать его деятельность.

Вместе с тем мы отказываемся от критики в грубых и унижающих  достоинство

выражениях;

5. Любое лицо, которое становится  объектом нашей критики, имеет  право

изложить свою точку зрения, как  правило, до передачи материала в  печать или в

эфир. В случаях особой политической значимости, когда утечка информации о

предстоящей публикации может угрожать ее судьбе, мы считаем себя вправе

перепроверять известные нам сведения с помощью косвенных источников

информации;

6. Мы не уклоняемся от прямого  аргументированного спора с теми, кого мы

критикуем в наших публикациях, и признаем за ними право не только на судебную

защиту. Мы готовы пересмотреть свою точку зрения и принести извинения  в

случаях, когда допустили ошибку;

7. Следя за конкретным уголовным  делом, мы вправе указывать  на ошибки органов

следствия и дознания, но только аргументируя это ссылкой на закон. Мы вправе

говорить о негуманности тех  или иных следственных мероприятий, обосновывая

это общепринятыми этическими требованиями;

8. Суд и только суд является  органом правосудия и олицетворяет  собой его

идею. Мы вправе аргументировано критиковать  пороки судебной системы, ошибки

или поступки судей, но это не влияет на наше уважение к правосудию в  целом.

Вступившее в законную силу решение  суда подлежит безусловному исполнению,

хотя это не препятствует его  обсуждению, в том числе в средствах  массовой

информации.

9. “Давлением” на суд или  на органы следствия мы считаем  такое

комментирование хода следствия и  суда, которое ведется неграмотно, без веских

аргументов, без предоставления слова  обвинению или защите для изложения

позиций сторон. Недопустимо распространение  о судьях, лицах, ведущих

следствие или участвующих в  деле, порочащих сведений, если они  не имеют

отношения к предмету публикации;

10. Мы возражаем против придания  политического звучания нашим  публикациям на

правовые темы.

Изложенные принципы честной работы являются этическими и не могут применяться

наподобие юридических норм. Подписавшие  Декларацию журналисты не несут

ответственности за все публикации в названных жанрах, в том числе  и тех

авторов, кто не разделяет наших  принципов. Мы не стремимся к монополии  на

судебную или следственную информацию, но считаем, что высокий профессионализм

журналиста естественным образом  создает для него преимущества при  получении

информации и комментариев в  судах и правоохранительных органах.

Приглашая коллег подписаться под  Декларацией, ее составители оставляют  за

собой право в случае нарушения  изложенных принципов в практической работе

дезавуировать подпись того или  иного лица под Декларацией по решению Гильдии

судебных репортеров.

     Глава 4. Официальные и сомнительные источники информации

Какими каналами получать информацию при проведении собственного

расследования, каждый журналист определяет для себя сам. Кто-то предпочитает

пользоваться только открытыми, всем доступными сведениями, зато поражает

собственными неординарными выводами. Другие проявляют чудеса

изобретательности, находя ускользнувших  от общего внимания свидетелей и

очевидцев, а также оставшихся в  стороне официальных участников того или иного

процесса — эти материалы  отличаются свежестью и оригинальностью. Во всех

случаях ценен сам источник информации — компетентное лицо, на которое  можно

сослаться в статье. Вовсе необязательно, чтобы социальное положение этого

человека или его должность  были очень высокими. Главное —  информированность,

степень владения материалом. Нередко  случается, что руководитель той  или иной

структуры менее осведомлен в подробностях выполняемой работы, чем его

подчиненные. Для журналиста же важно  не мнение начальника как такового, а

правильно изложенная суть проблемы.

                 4.1.  Не дорог подарок, дорого внимание                

Источники информации надо холить, нежить и лелеять. Их нельзя оставлять своим

вниманием. К вам должны привыкнуть, о вас должны помнить, вам должны

доверять. Для этого общайтесь  с интересующими вас людьми не только по делу,

когда вам нужна консультация или  комментарий. Помните, что человеку приятно

ваше внимание и в качестве поздравления в канун праздника, и просто так,

когда вы звоните, чтобы справиться о здоровье или рассказать свежий анекдот.

В зависимости от степени близости ваших контактов проявляйте оригинальность.

Малознакомый политик запомнит вас, если вы пришлете ему открытку не только на

Рождество, но в день образования  его партии. А старый знакомый немало

удивится, если вы напомните ему  о круглой дате, стороной выяснив  сколько лет

работает он в своей фирме. Не скупитесь ни на добрые слова, ни на маленькие

знаки внимания. Копеечная открытка, канцелярский набор скрепок или  кнопок с

остроумной надписью — вот те крошечные мостки, с которых начинается

строительство прочных отношений. И зачастую только от вас зависит

интенсивность и качество этого  “строительства”. При этом, вовсе  необязательно

торчать по вечерам на корте только потому, что интересующий вас человек  любит

играть в теннис. Достаточно просто быть в курсе проходящих соревнований,

знать ведущих спортсменов, уметь  рассказать о них что-то интересное. Обратите

внимание на то, как оформлен рабочий  кабинет вашего источника. Нередко  какие-

то плакаты, фотографии, сувениры и  даже цветы могут немало рассказать о своем

хозяине, его интересах и пристрастиях.

Воспользуйтесь своими контактами в журналистской среде. Возможно, для вашего

коллеги — театрального критика  ничего не стоит получит автограф какого-то

известного режиссера или актера, заезжей знаменитости. Закажите или  выпросите

у него эту реликвию и подарите вашему источнику, который без ума  от театра.

Поверьте, человек будет навеки ваш.

Если в офисе много живых  цветов, его обитателям понравится, когда вы однажды

принесете им отросток какого-нибудь декоративного растения, которого еще  нет

в их коллекции. Но будьте внимательны, любителя пушистой герани или нежной

фиалки вид жестколистого фикуса может даже раздражать. Ненароком

поинтересуйтесь заранее, о каком  цветке мечтает ваш источник. Кстати,

универсальный подарок для любого человека, работающего на компьютере, даже не

какая-то хитроумная и дорогостоящая  программа или диск с суперсовременными

играми, а обыкновенный кактус, который, как известно, способен поглощать

некоторые малополезные для человека излучения.

Все эти мелкие сувениры ни к чему не обязывают и не имеют ничего общего со

взятками. Это лишь знаки внимания. Но и их следует преподносить с  особой

тщательностью, помня, например, о  том, что сотрудники правоохранительных

органов или системы правосудия чрезвычайно щепетильно относятся  к подаркам

вообще, и к вниманию со стороны  прессы, в частности. Однако стоит  помнить,

что многие люди чувствуют себя неловко, если им не удается также проявить

свою вежливость и поблагодарить  вас. Человек может смутиться  и расстроится,

если у него ничего не окажется под рукой для того, чтобы “отдариться”. Будьте

предупредительны, просчитайте такой  возможный вариант. На этот случай именно

у вас, а не у него должны быть домашние заготовки. Например, один репортер

придумал себе “хобби” — в  специальный блокнот он собирал  любимые высказывания

различных людей, ими самими собственноручно  записанные. Имея при себе этот

блокнот, он всегда мог вовремя  извлечь его и попросить сделать  ему приятное —

оставить автограф с чьим-то изречением. Этот пустяк позволял его знакомым,

как правило, известным и дельным  людям, почувствовать себя в расчете  за

только что полученный какой-то небольшой сувенир. Не менее оригинально

поступал другой журналист. Не будучи сам фоторепортером, он, тем не менее,

всегда носил с собой фотоаппарат-мыльницу, собирая портреты своих знакомых.

Со временем некоторые получили от него же в подарок целую “галерею”  своих

фотографий, сделанных на любительском уровне, но в разное время и в  разные

годы.

Хороший способ установить добрые отношения  с целой организацией — помочь ей

решить какие-то проблемы, причем, необязательно, профессиональные. Если после

серии ваших небольших материалов о необходимости срочного ремонта  в помещении

районного отдела милиции, муниципалитет  все-таки изыскивает средства для

того, чтобы привести здание в порядок, можете смело рассчитывать на то, что

работающие в нем сотрудники вам первому сообщат о каком-либо преступлении или

происшествии.

В январе 1992 года в газете “КоммерсантЪ”  была опубликована заметка

“Прокурорам нечем отстреливаться”, рассказывавшая о серии покушений  на

сотрудников петербургской прокуратуры. Только за полгода на следователей и

прокуроров одного лишь города было совершено четыре дерзких нападения.

Некоторых сотрудников злоумышленники избивали и отбирали документы, двоих

жестоко пытали и убили. Проблема заключалась  в том, что, несмотря на

предоставленное законом право  носить табельное оружие, ни у самих  сотрудников

прокуратуры, ни у всей организации  не было средств на его приобретение. В то

время государственная цена пистолета  “Макарова” была 367 рублей, при рыночной

до 9 тысяч, но ни та,ни другая сумма  для государственной структуры  была

неподъемной. Прокуратура Петербурга тогда обратилась к командованию

Ленинградского военного округа с  просьбой выдать оружие для прокуроров. Во

многом благодаря освещению  этой проблемы в федеральной прессе ее удалось

решить, и сотрудники прокуратуры  получили табельное оружие. А журналисты

“Коммерсанта” еще долго пользовались полученными “дивидендами” в  виде

интересных и вовремя полученных сообщений о делах, которые расследовала

прокуратура.

           4.2. Специальные люди “для связей с общественностью”          

Самые различные пресс-центры и  пресс-службы, специальные отделы для  связей с

общественностью — вот те основные источники информации, которые открыты

практически всем журналистам. Любая  организация, будь то банк, страховая

компания, общественный фонд или главное  управление внутренних дел,

заинтересованы в том, чтобы  поддержать имидж своей фирмы. Подчас в их задачу

Информация о работе Журналистские расследования