Журналистские расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Для западной прессы инвестигейторы и “разгребатели грязи” практически одно и то же. Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно
скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. Понятно, что зачастую это просто невозможно сделать,будучи в лайковых перчатках. И тогда метод поиска материала становится не менее захватывающим, чем сама тема расследования.

Содержание работы

Введение.................................3

Глава 1. Инвестигейторы по-русски....................4

Глава 2. Западные коллеги делятся опытом................12
2.1. Как составить план работы.......................12
2.2 Как бороться с ошибками....................13
2.3 О плюрализме мнений......................14
2.4 Универсальные советы.....................15
2.5 Краткое руководство по проведению журналистского расследования...16

Глава 3. Как получать и излагать информацию...............19

3.1. Как составить вопросы.....................19
3.2. Как начать беседу........................21
3.3. Как себя вести........................21
3.4. Как определить, что вам лгут......................22
3.5. Как избежать ляпсусов.....................23
3.6. Язык мой — враг мой....................25
3.7. Можно ли то, что не запрещено?................26
3.8. Декларация «Судебных репортеров»...............27
Глава 4. Официальные и сомнительные источники информации.......29
4.1. Не дорог подарок, дорого внимание...............29
4.2. Специальные люди “для связей с общественностью.........31
4.3. Эксклюзивные источники...................33
4.4. Первые лица...........................33
4.5. “Группы давления”........................34
4.6. Специальная литература.....................35
4.7. Самотек............................35
4.8. Бандиты............................36
4.9. Анонимы.............................37
Заключение..................................40
Список литературы.............................42

Файлы: 1 файл

jur.docx

— 147.15 Кб (Скачать файл)

бесплатно, но у нас люди получают зарплату. Каждый раз приходится объяснять:

да, вы пришли с интересным случаем, мы готовы им заняться, но давайте теперь

обсудим денежную сторону вопроса. Почему такая иллюзия, что журналист  должен

работать бесплатно? Никому же не приходит в голову прийти в булочную и

заявить, что вот у нас такая  сложная ситуация, дайте нам бесплатно  двадцать

пять батонов. Почему-то считается, что к журналисту можно прийти, как в

общественную приемную, и сказать: это же ваша обязанность — разобраться  в

ситуации. Безусловно, это наша работа. Но в слове “работа” и “заработок”

корень один.

В обычных же случаях происходит так. Выслушав заказчика и поняв, что именно

он хочет получить, мы договариваемся о сумме и забираем одну треть  — аванс.

Эти деньги мы отрабатываем следующим  образом. Мы делаем не журналистский

материал, а подробную справку  по данному делу. Она очень скучная  и сухая, в

ней просто разложена вся фактура  — имена, фамилии, как дело было и  прочее.

Допустим, эта работа идет месяц. Печатать полученные материалы нельзя, их

читать никто не будет — не интересно. Народ рехнется на установочных данных,

на номерах машин, килограммах, баранах и еще чем-то. Но на основе этой

справки, в которой уже есть какие-то выводы, легко сделать читабельный

материал, историю.

И очень часто бывает, что такая  справка — результат нашей  работы — абсолютно

не устраивают тех людей, которые  ее заказали. То есть, не устраивают выводы,

к которым мы пришли. Ну и до свидания. Вот вам справка, можете идти и  делайте

с ней что хотите. Но и мы сами можем ее у себя в дальнейшем использовать,

если захотим. Поэтому, когда люди говорят о заказных расследованиях, они в

подавляющем большинстве случаев  просто не понимают, о чем идет речь.

Заказными, в нашем понимании, могут  быть статьи в различных средствах

массовой информации, но не сами расследования.

— По каким признакам определить, что статья заказная?

— Всестороннее изучение вопроса  предполагает совокупное исследование проблемы

из различных источников. В материале  непременно должны быть представлены и

факты, и комментарии, и аргументы,и  контраргументы различных точек  зрения.

Причем, желательно,в равном объеме. Авторская позиция не декларируется  в виде

эмоций,она выстраивается самой  структурой материала. И всегда видно, когда

тема полностью осваивалась. Если же налицо скакание по верхушкам, то налицо и

ее тенденциозная подача. Это  не расследование, это версия. В наше время

вообще о заказном, или, скорее,незаказном характере материала говорить

сложно. Взять журналиста, работающего  в газете. Вот он проводит независимое

расследование по теме, которую ему... заказал его редактор, работодатель. Он

же ему просто сказал: займись  этим вопросом. И человек будет  заниматься,

прекрасно понимая, что тоже принял заказ, но не от человека с улицы, а  от

своего начальника. Который, кстати, тоже, может быть, не сам эту тему

придумал, а заинтересованные люди подсказали. И даже оплатили. Ну, не

деньгами, а услугами, еще там  чем-то. Всякое же бывает.

Что касается нашей работы, то если имеет место какой-то вопиющий случай, мы

можем и просто так сделать свое дело. Но мы не можем себе позволить  делать

это постоянно, потому что должны сами себя окупать и кормить. И у  нас, к

сожалению, нет никакой поддержки  со стороны государства, которое  выделяло бы

что-то для нашего существования. А  раз так, то мы должны крутиться в  условиях

этого рынка.

— Журналистские расследования  — не единственный источник вашего существования?

— Агентство живет за счет того, что у нас очень много заказчиков. И формы

работы самые разные. Продажа  ежедневной сводки преступлений и происшествий,

например. Многие иностранцы — журналисты и бизнесмены — становятся нашими

клиентами. Есть также небольшие  секреты, которые, на самом деле, секретами  и

не являются. В очень серьезных  СМИ, например, выходит много нашей  информации,

но без нашей подписи. Они  просят разрешения опубликовать материалы  от своего

имени, и мы не возражаем. Для них  это просто дороже стоит. Мы не претендуем

на то, чтобы стояла наша марка, но когда работа не приносит славы, она должна

приносить деньги.

У нас очень большой и хороший  архивно-аналитический отдел. Он занимается

исторической работой. Но можно  заказать и досье на какие-то фигуры или целые

направления.

Также мы издаем газету “Ваш тайный советник”. Потребность в таком издании

возникла потому, что мы нарабатываем много интересных материалов, которые

далеко не все могут купить по устраивающей нас цене. Проблему реализации

собственной продукции и решает новая газета.

Еще одна форма работы — консультации. Хотя здесь нередко возникают  казусы.

Обращаются, например, иностранные  журналисты и просят дать интервью. Я

соглашаюсь, а потом оказывается, что вопросы, которые они начинают задавать,

касаются организованной преступности или криминальной ситуации в городе. Но,

позвольте, вас интересую не я  как руководитель Агентства, не я  как личность,

не мои творческие планы, не мои  пристрастия. Вас интересуют мои  знания. И

если я даю вам консультацию, выступаю в качестве эксперта, почему я должен

делать это бесплатно? Просто потому что мы — коллеги по цеху?

— И как реагируют обычно журналисты на такой поворот с вашей стороны?

— Абсолютно нормально реагируют. Сначала они ныть начинают, пытаться еще о

чем-то поговорить, но я веду себя очень  жестко. Объясняю, да, вопрос, который

вы задаете, нам известен, мы можем  дать по нему исчерпывающую информацию.

Более того, она у нас уже написана, сброшюрована и так далее, но, извините,

это наш товар, которым мы не можем  разбрасываться. Почему мы должны вам

отдать его бесплатно, тогда  как вы сами, вставив его в свой собственный

материал, получите в конечном итоге  за него деньги. Это же бред.

Другое дело, что бывают иногда случаи, когда мы идем на какие-то сделки.

Приезжает, допустим, НТВ, просит дать оценку какой-то ситуации и обещает, что

за это наше Агентство прозвучит  в “Итогах”. И какая-нибудь подпечатка под

комментарием: “Андрей Константинов, Агентство журналистских расследований,

Санкт-Петербург” тоже имеет свою цену, потому что это раскрутка, это  имидж,

реклама. Это трудно измерить деньгами, но кто-то увидит, обратится к нам,

сделает заказ, и так далее. На такие  вещи мы можем пойти.

А “подарки” для нас уже пройденный этап. Коллеги берут твой материал

совершенно беспардонно, упомянут тебя в одной строчке: “по мнению такого-то,

дело обстоит так-то и так-то”, и дальше всю свою статью делают на базе того,

что ты им наговорил. Только ты сам  к этому никакого отношения как  бы и не

имеешь, а все мысли, выводы и  их поиск произведены, якобы, самим  этим

журналистом. Ну, это же скотство, с  моей точки зрения. Я против такой

практики, это неправильно.

— Ваша осведомленность о происходящих в городе событиях на порядок выше

ведомственных пресс-служб и на несколько порядков выше, чем в  средствах

массовой информации. Нередко информация, которую вы реализуете, для основной

массы журналистов труднодобываема. Сотрудники правоохранительных органов,

чиновники или избегают говорить о  ней, или ссылаются на секретность. Для вас

же, как будто, такой преграды не существует. Как вы этого добиваетесь?

— Мы прекрасно понимаем, что к  нам достаточно пристальное внимание, и

работаем самыми обычными методами. Платить за информацию нам приходится

редко. Это миф о том, что везде  нужно платить, и только таким  образом

приобретается какой-то эксклюзив. Люди, как правило, просто ленятся или  не

умеют приложить свои силы к тому, чтобы получить то, что их интересует. Хотя,

конечно, и у нас в каждом отделе есть и оперативные расходы, и  еще какие-то

средства на нетрадиционные затраты, но это не является основой работы. Вообще

же так называемый “платник”  — человек, который берет деньги за регулярно

предоставляемые сведения — это, по опыту, источник так себе. У нас, в

основном, деньги получают разовые  источники. А уж мотивов, как склонить

человека к тому, чтобы он поделился  информацией, миллион. Все они изложены,

например, в книгах Дейла Карнеги, дающего ценные советы: как приобретать

друзей и знакомых, как добиться успехов в бизнесе...

Военными и государственными тайнами  мы не интересуемся, а все остальные  — это

тайны чиновников, они прозрачны, да и сами чиновники не умеют их хранить. При

них же существуют и секретарши, и  помощники — огромный аппарат  людей, имеющих

доступ к тем или иным сведениям. И они не остаются без нашего внимания.

Но главное заключается в  том, что мы имеем возможность  тщательнее

использовать те академические  навыки, которые известны всем. Мы просто

“окучиваем” наши источники информации так, как это положено нормальным

огородникам. Двум-трем журналистам, которые обычно работают в криминальном

отделе газеты, просто не охватить всего объема ежедневной информации, не

отследить все те сферы, где она  может появиться. Им просто не разорваться. У

нас же в Агентстве, где трудится 41 человек, есть возможность работать со

всеми источниками, отсюда и информированность, и глубина проработки той или

иной темы. Одним и тем же делом  у нас могут заниматься одновременно несколько

человек. Кроме того, в штате  есть специальные люди, которые материалов не

пишут, но занимаются выяснением, выявлением, уточнением и развертыванием

каких-то фактов и подробностей. Подчас они имеют принципиальное значение.

Один журналист, например, напишет: “Этот человек имеет “мерседес”, поэтому он

богатый”. Наш сотрудник сначала  выяснит, что упомянутый “мерседес” белого

цвета, 1978 года выпуска и стоит  на рынке в три раза дешевле, чем  “жигули”.

Соответственно, вывод он сделает, что человек, о котором шла  речь, совсем и

не богатый. Улавливаете разницу  в подходах?

Кроме того, у нас, повторю, отличные архивы, нормально устроенная и

работающая база. Поэтому конкурировать  с нами смешно. Какой-то частный факт

мы, может быть, и можем упустить. Нас обгонят, к примеру, с сообщением о

каком-то происшествии, если наш сотрудник, курирующий тот или иной сектор,

направление, в данный момент заболел  или занят чем-то другим, более  срочным и

важным. Но это случай. А соревноваться  с нами в плане системы бессмысленно,

потому что система всегда переиграет индивидуала.

— Ваши отношения с правоохранительными  органами, в силу специфики работы

Агентства, априори должны быть хорошими, доброжелательными, взаимовыгодными.

Но вот вам становится известной  какая-то информация, реализация которой  может

повредить ходу следствия, и вас  просят не публиковать ее. Как вы поступите?

— По-разному. В зависимости от того, кто об этом просит и как  он мотивирует

эту просьбу. Все это — вопросы  человеческих отношений и собственной  нашей

позиции по тому или иному делу. Иногда, действительно, просят, но ты видишь

за этим ложь и какие-то совсем другие мотивы, которые стоят за этой просьбой

— обычную трусость, традиционное “как бы чего не вышло” или что-то еще. В

каждом конкретном случае мы принимаем  свое решение, базируясь на каких-то нам

известных данных. Бывает, удовлетворяем  такую просьбу, если человек нам  много

раз помогал, а теперь просто ему  лично нужно, чтобы что-то не было предано

огласке. Конечно, никакая информация не стоит того, чтобы раз и навсегда

испортить отношения с хорошим  источником. Это всегда вопрос очень  тонких

компромиссов. И потом, если мы будем  такими упертыми “отморозками”, то очень

скоро останемся без базы источников.

— А если все-таки происходит так, что вольно или невольно, но вы переходите

дорогу следствию, забежав на каком-то этапе “впереди паровоза”. Например,

спугнули злоумышленника, который  был на примете у оперативников, но они до

него еще не добрались. Совесть  после этого не мучает?

— Нет, не мучает, потому что правоохранительные органы тоже работают

небезупречно, тоже совершают ошибки. Сыщики точно также могут спугнуть

преступника. И потом, то, что мы пишем, это еще далеко не все из того, что мы

знаем. В какой-то мере мы даже щадим  самолюбие правоохранительных органов. А

почему, собственно, нас должна мучить совесть? Когда мы искали одного

человека, который сбежал от разыскивающей  его милиции, уверенности в том, что

он находится именно по тому адресу, куда мы направились, было на пять

процентов. Но оказалось, что попали в цвет. Вариант был почти дохлый, и

правоохранительные органы им вообще и не занимались. Мы же подобрали  огрызок

с барского стола, а он в результате оказался золотым. Ну, и что теперь? Не мы

же его со стола сбросили. Кто  мешал им самим заняться этим направлением? Так

что, у правоохранительных органов  никаких претензий к нам не было. Досада

была, это точно. Но зато потом мы переговорили и нашли взаимопонимание. Потом

у нас еще один адрес появился, где мог появиться разыскиваемый  гражданин, и

мы предложили уголовному розыску  поехать туда вместе. Мы им сказали: “Братцы,

Информация о работе Журналистские расследования