Специфика проведения интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения интервьюера и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.
Например, можно говорить о двух разных способах общения — прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте интервьюера и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.
В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Файлы: 1 файл

Специфика проведения интервью..docx

— 34.84 Кб (Скачать файл)

Интервью (англ. interview – беседа с глазу на глаз) – особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации, предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится либо самим интервьюером, либо механически.

Интервью является самым распространенным методом получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира.

Основные достоинства  интервью:

1. Ситуация интервьюирования  по форме близкая к обыденному  разговору, способствует возникновению  непринужденной обстановки общения  и повышению искренности ответов.

2. Возможность наблюдать  человеческие реакции респондента  позволят по ходу беседы корректировать  его план, видоизменять форму  или последовательность вопросов.

3. Личностный характер  взаимодействия обеспечивает его  большую доверительность, а также  серьезное отношение информанта  к беседе.

4. Устный характер контакта  позволяет устранить незапланированное  восприятие вопросов посредством  их уточнения или разъяснения.

В интервью социология в полной мере проявляется как «искусство задавать вопросы», умение переводить исследовательские понятия и  категории на уровень понятий  меньшей общности, уровень индикаторов  и показателей, отраженных и используемых уже непосредственно в вопросах беседы.

Следует иметь в виду, что существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения интервьюера и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

Например, можно говорить о двух разных способах общения —  прямом, непосредственном контакте с  собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте интервьюера и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.

В зависимости от целей  можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью — наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Костяком типичного информационного  интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений.

К выезду на интервью по событийному  поводу обычно из-за недостатка времени  готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, интервьюер при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. В выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых  интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Рассмотрим еще один вид  интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в  процессе совместного творчества. Такое  креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ, НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ:

Диалог на газетной полосе

  1. Еще до интервью уясните, чего вы ждете от него.

Нужно иметь четкое представление  о ключевой информации, которую вы хотите получить от собеседника, прежде чем начать расспрашивать его. До того как задавать вопросы, представьте, как будет выглядеть законченный материал и, следовательно, какая информация вам нужна. Не забывайте о своей будущей статье и во время интервью, следя за тем, как меняет ее поступающая информация.

  1. Соберите как можно больше информации до интервью.

Прежде чем беседовать с человеком, узнайте как можно  больше о теме беседы и обо всем, что может ей сопутствовать. Помимо всего прочего, тогда вы не дадите себя заморочить или даже обмануть.

  1. Простые вопросы – самые лучшие.

Простые вопросы суть следующие:

Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?

Если вы получите удовлетворительные ответы на эти вопросы, ключевая информация будет у вас в кармане.

  1. Уточняйте имена и должности.

Попросите собеседника отчетливо  сказать свое имя, звание/должность, возраст и адрес, если он нужен. Столкнувшись с трудным либо иностранным именем, попросите написать его в вашей записной книжке.

  1. Лучше перебрать информации, чем недобрать.

В большинстве случаев  вам представится только одна хорошая  возможность взять интервью у  необходимого источника. Воспользуйтесь этой возможностью в полной мере, засыпьте его вопросами. Помните: сколь бы опытны вы ни были, вы не знаете, какой  получится статья, пока не сядете за стол.

  1. Задавайте вопросы, чтобы получить информацию, а не мнения или впечатления.
  2. Старайтесь не задавать вопросы-штампы.
  3. Прислушивайтесь к ответам.

Порой можно так увлечься обдумыванием следующего вопроса или  записыванием ответа, что вы практически  не расслышите того, что вам говорят. Через десять минут после интервью обычно поздно оценивать важность –  или абсурдность – того, что  было сказано.

  1. Никогда не давайте обещаний по поводу будущей публикации.

Только редактор вправе решать, в какой форме будет подан  материал, в каком виде и объеме он будет напечатан.

Газетное интервью, или, точнее, интервью в печатных и электронных  СМИ (газет, журналов, информационных сайтов) отличается субъективностью подачи материала. Здесь журналист в праве опустить вопросы и ответы, которые он считает менее важными для достижения намеченной цели, и более полно и ярко изложить другие. Он может поменять порядок вопросов, если это необходимо. И в этом случае интервью, вышедшее на страницах газеты – это вовсе не точная копия разговора, проходившего между интервьюером и интервьюируемым.

Особенности интервью на радио и  телевидении:

Радиоинтервью – коммуникативный  акт между интервьюируемым, журналистом  и слушателем. Его цель – получение  актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра – чередование  вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное  целое, объединяемое одной темой.

Специфика радиоинтервью  заключается в том, что корреспондент  записывает материал на пленку или  передает его сразу в эфир. Это  живой, звучащий разговор. Если для  газеты журналист заранее пишет  текст, литературно обрабатывает материал, может уплотнять, сжимать фразы, сказанные собеседником, выражать его  мысль более четко, может переписать, изменить форму своих вопросов, то радиоинтервью рождается во время  проведения разговора. Техническая  запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат. Позже, если беседа идет в  эфир не сразу, журналист может смонтировать ее, убрав второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс разговора, характер беседы он не может.

Интервью, передающее живые  голоса участников разговора, более  документально и более эмоционально. Журналист в нем – посредник  между носителем информации и аудиторией, а также посредник активный, творческий. Работа над интервью требует от него большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире.

Структурно радиоинтервью  состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в  тему, представляется собеседник, при  этом важно подчеркнуть, почему журналист  обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его

Важно овладеть вниманием  слушателей с первой минуты. Для  этого опытные журналисты ищут самый  интересный вопрос, используют необычный  зачин, интригующее начало.

В основной части интервью идет развитие темы, раскрывается суть беседы. Заключение подводит итог разговору.

Каковы здесь могут быть ошибки начинающего журналиста?

Нередко вступление бывает затянутым, интервью в таком случае перегружается  текстом корреспондента. Или, наоборот, – отсутствует концовка. В заключение обязательно нужно повторить  фамилию собеседника. Если интервью звучит более 10 минут, собеседника следует  еще раз представить в середине разговора. Если читатель газеты всегда знает, с кем проводится интервью, то на радио слушатель может подключиться к передаче не с самого ее начала и не знать, кто у микрофона. На телевидении эта проблема решается бегущей строкой.

Наиболее распространенный объем интервью – от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5–6 вопросов.

Проведение интервью в  любой его форме требует предварительной  работы, которая начинается с выбора собеседника. Это должен быть специалист своего дела: представитель творческой интеллигенции, руководитель предприятия, организации и т.д. Но журналист  не всегда выбирает героя сам. Иногда только определенное конкретное лицо может дать интересующие слушателей сведения, оно и становится собеседником.

Однако в любом случае журналист должен стараться как  можно больше узнать о своем будущем  собеседнике (от его товарищей, родственников, сослуживцев), иметь представление  об особенностях его характера, о  манере общаться, знать его сильные  и слабые стороны.

Интервью требует логики развития диалога, органичного движения мысли, насыщения интересным содержанием.

Интервью имеет композицию и сюжет. Их основу составляют вопросы  журналиста. Именно они определяют качество материала и его внутреннюю структурную организацию.

Вопросы – главный «инструмент» журналиста в интервью. Следует избегать такой постановки вопроса, в которой  уже заложен ответ или его  часть. В противном случае можно услышать лишь однозначные: «Да», «Нет», «Конечно», «Я с вами согласен».

Нередко, заранее узнав  нужную информацию у собеседника, корреспондент  включает ее в свой вопрос, уже тем  самым обедняя ответ. Такой тип  вопроса можно было бы назвать  «предвосхищающим» ответ или  его часть. К этому типу ошибок относится и слишком сухое, чисто  «информационное» представление собеседника, и отсутствие вопросов корреспондента. Вопросы должны способствовать всестороннему рассмотрению темы. Надо избегать примитивных вопросов.

Еще одна ошибка – нагромождение вопросов. Когда в одной фразе поставлено два, три вопроса и более, интервьюируемый не знает, на какой из них ему отвечать и отвечает обычно или на последний, или на тот, который лучше запомнил. Несомненно, собеседнику будет трудно ответить и на путанный, нечеткий вопрос.

Следует также помнить, что, готовясь к интервью, журналист должен иметь в запасе значительно больше вопросов, чем он может задать. Очень  важно следить за ходом разговора. Вопросы должны возникать и в  процессе общения у микрофона, тогда  беседа приобретет нужный масштаб, запланированный  заранее, глубину, которая создается  совместным творчеством у микрофона. Импровизация журналиста, возникновение  вопроса, вытекающего из самого разговора, только поддержат интервьюируемого.

Вопросы – композиционный и структурный стержень интервью. Но они могут и «рассыпать» материал, если будут допущены логические ошибки ведения беседы. Наиболее часто встречающиеся из них – длинные монологические ответы и «дробный» разговор. Разумное сочетание вопросов и ответов создает равновесие диалога, его соразмерность. Искусство интервьюера как раз и заключается в умении управлять разговором, «дирижировать» потоком информации.

Информация о работе Специфика проведения интервью