Специфика проведения интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения интервьюера и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.
Например, можно говорить о двух разных способах общения — прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте интервьюера и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.
В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Файлы: 1 файл

Специфика проведения интервью..docx

— 34.84 Кб (Скачать файл)

Журналист должен учитывать  и то, как говорит его собеседник: быстро или медленно. Для записи интервью лучше всего средний  темп речи собеседника – 80–90 слов в  минуту. Сам характер вопросов требует  определенной атмосферы размышления.

Анализируя особенности  общения по радио и телевидению, необходимо выделить два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной  аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность  или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.

Рассматривая характерные  особенности радио- и телевизионной  аудитории, отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд  психологических трудностей, с которыми не встречаются выступающий в  «живой» аудитории, но которые возникают  у человека во время выступления  по радио или телевидению.

Во-первых, коммуникатор не видит  своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно  регулировать средства воздействия  на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория  может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное  сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.

Во-вторых, радио- и телевизионная  публика не просто рассредоточена в  пространстве – она рассредоточена «психологически». Люди становятся радио- или теле аудиторией случайно, без  объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей/зрителей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.

В-третьих, аудитория телевизионного и радиовыступления практически  не поддается «заражению», поэтому  манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной  публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, очень  зависит от малой группы, в составе  которой человек слушает или  смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение об ее достоинствах и недостатках  складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей все совместно. Поэтому вступление должно не только привлекать внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек слушает  и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может  не влиять на требования, как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио  и телевидению ожидается, с одной  стороны, сохранение некоторой отстраненности, а с другой – доверительность, неофициальность.

В-пятых, аудитория радио  и телевидения гораздо более  разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий  должен ориентироваться на очень  разный уровень слушателей / зрителей.

Таким образом, аудитория, с  которой, имеет дело выступающий по радио или телевидению, определяет особые требования к его речевому поведению.

Не менее важным социально-психологическим  моментом является то, как воспринимают самого выступающего зрители и слушатели, какой образ формируется в  их представлении. Аудитория, на которую  хочет воздействовать оратор, оценивает  то, что он говорит, как он говорит  и каков сам выступающий. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообщения, повлияет ли переданное на действия слушателей / зрителей.

Важно учитывать, что при  формировании образа коммуникатора  в равной степени имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение, во-первых, между коммуникатором и  сообщением, во-вторых, между коммуникатором и аудиторией.

Каждый ряд содержит свою систему характеристик.

Наиболее значимы для  первого ряда отношений следующие  характеристики коммуникатора:

  • Знание того, о чем он говорит;
  • Его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;
  • Умение донести свои знания, мысли до аудитории.

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда отношений, можно назвать следующие качества коммуникатора:

  • Знание своей аудитории;
  • Искреннее уважение к аудитории;
  • Умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует  отношение к себе. На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной  стадии эффект привлекательности может  возникнуть лишь благодаря внешности  выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируется на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать аудитории, так и к тому, о чем он говорит.

Обращаясь к собственно речевому поведению на радио и телевидении  и принципам его организации, важно помнить следующее:

1. Нельзя повторять дважды  только что сказанное в эфире,  следовательно, необходимо ориентироваться на первоначальное восприятие текста аудиторией, так как «вторичного» восприятия из эфира быть не может;

2. Зрителями или слушателями  вашего выступления будут люди: разных возрастов, профессий,  разного культурного уровня и  интересов;

3. Встреча с вами на  экране или по радио для  многих из них явится, скорее  всего, случайной. Учет этих  ключевых моментов предполагает, что теле- или радио речь должна  быть конкретной и доходчивой  по содержанию, непринужденной по  тону, т.е. организованна по типу  неофициальной беседы (разумеется, за исключением случаев официального  заявления).

Таким образом, выступление  будет максимально эффективным, если оно оптимальным образом  сочетает элементы социальной и личностной ориентированности общения.

На телевидении существует стереотип неречевого поведения, который  ограничивает мимическую деятельность и жестикуляцию выступающего. Все  эти характеристики обусловлены  социальной ориентированностью радиовещания и телевидение. Они же требуют  соединения в речевом поведении  непринужденной разговорной речи при  сохранении целенаправленности, информативности, ясности сообщения. Чтобы этого  достичь, необходимо строить выступление, используя принципы разговорности, диалогизации, интимизации речи.

Экономное использование лексики. Восприятие устной речи затрудняется при лексической перегруженности. Если письменная речь подразумевает развернутость словесного выражения мысли, приведения логически строгой системы аргументов, то устная речь не требует этой развернутости. Удачное сравнение, метафора или намек могут сделать больше, чем точное и строгое, но длинное доказательство.

Четкая структурная организация  выступления. Передачи разговорного жанра не терпят композиционной расплывчатости. Они должны развиваться последовательно и динамично, включать элемент новизны (существует три типа новостей: новое о неизвестном, новое об известном, формирование нового отношения к фактам – в выступлении рекомендуется совмещать их и комбинировать).

Актуальность принципа диалогизации речи по радио или телевидению определяется тем, что выступающий воспринимается публикой, прежде всего как партнер по взаимодействию. Если это ожидание не подтверждается, то существенно снижается эффективность воздействия его выступления и возможность поддержания внимания и интереса.

Принцип интимизации. Камерность обстановки, в которой воспринимается выступление на телевидении или радио, предполагает поиск особых форм выражения, рассчитанных на каждого слушателя в отдельности. Интимизация снижает официальность общения, делает его более непринужденным. Этой цели служат разговорная экспрессивная лексика, разговорная фразеология: для достижения большего контакта со слушателем вполне допустимы использование неправильного порядка слов в предложении (инверсия), риторические вопросы, высказывания с вводными словами и предложениями и другие конструкции разговорной речи.

Принцип удобства звукового  воспроизведения и слухового  восприятия. Одно из требований культуры звучащей речи – благозвучие. Для  выступающих по телевидению и  радио важно избегать навязчивого  повторения одинаковых и сходных  звуков, употребления неблагозвучных словоформ, трудно произносимых сочетаний  звуков при соединении слов.

Во время проведения беседы интервьюер должен быть вежливым, уметь располагать к себе, выражать теплоту и симпатию, показать свою способность понимать, что именно хочет сказать опрашиваемый. Хороший интервьюер должен вызвать интерес у респондента, успокоить его, если тот тревожится по поводу интервью и его последствий


Информация о работе Специфика проведения интервью