Звёздное интервью: специфика бытования в СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

В современном обществе большую роль играет шоу-бизнес. А значит, на первое место в журналистике выходит жанр интервью. Он разнообразен в своих проявлениях и в зависимости от тех или иных признаков имеет определённые классификации.

Файлы: 1 файл

научная статья Брюханова.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

М.В. Брюханова 

Звёздное  интервью: специфика  бытования в СМИ

     В современном обществе большую роль играет шоу-бизнес. А значит,  на первое место в журналистике выходит  жанр интервью. Он разнообразен в своих проявлениях и в зависимости от тех или иных признаков имеет определённые классификации.

     Так, в теории журналистики интервьюируемых принято делить на три категории:

  • политические и государственные деятели, специалисты и другие компетентные лица, обладающие оперативной, актуальной, информацией (получение информации);
  • обыкновенные люди, представители разных слоев населения (выяснение общественного мнения о том или ином событии)
  • знаменитости (подробности их жизни и деятельности).

     Последняя категория интервьюируемых представляет для нас наибольший интерес. «Звездное интервью» – это целостный акт коммуникации, предполагающий диалогическое общение журналиста с интервьюируемым, в  качестве которого выступает человек, проявивший себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекающий интерес широкой публики. Данный тип содержит большой объем личностной информации и является менее информативным с точки зрения его общественно-политической значимости. «Звёздное интервью» имеет специфические особенности.

     Любое интервью начинается с установления контакта с интервьюируемым. Важна первая фраза и первый вопрос интервьюера. Иногда журналисту необходимо прибегать к особым методам.

     В работе «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте» Е.В. Швец выделяет следующие  специфические приемы установления контакта со звездой:

  1. Первая реплика интервьюера, представленная  закрытым вопросом.
  2. Авторское вступление, за которым следует монолог интервьюируемого.
  3. Повествовательное высказывание интервьюера, прерываемое интервьюируемым, с последующей меной ролей по такому же принципу.

     4. Отсутствие средств, выполняющих контактоустанавливающую функцию, комбинирование интервью-монолога и интервью-диалога.

     «Звездное»  интервью следует отнести к разряду  низко структурированных. Его текст отличается тем, что не имеет четкой композиционной структуры. Подведение итогов (концовка) присутствует далеко не во всех «звездных» интервью. Главная особенность - импровизированный характер беседы: 

     Из интервью с  Брайаном Молко:

     И -  За вами все еще тянется имидж готических меланхоликов. Какая песня на альбоме наименее мрачная?

     Б.М. -  Думаю, «Follow The Cops Back Home». Герой этой композиции надирается до умопомрачения, и в его мозгу рождается худшая из идей: сесть на хвост едущим с работы копам и попытаться ограбить их дома.

     И -  Из этого мог бы получиться шикарный фильм?

     Б.М. - … к сожалению, до сих пор не нашли  подходящего фильма.

     (http://www.maximonline.ru/maximarticles/maximtalks/171316/article.html)

     В «звездном» интервью для создания яркого портрета и раскрытия характера героя важен образ автора (интервьюера). Жанрово-стилистические особенности «звёздного» интервью также значимы. Важно, чтобы интервьюер выявлял в процессе общения со знаменитостью мелочи, детали биографического и творческого пути «звезды». Массовому читателю они интересны.

          Из интервью с Иваном Ургантом:

          РГ: Каким образом тогда вам удается всегда, в кадре и за кадром, выглядеть позитивно?

          У: Вы забываете  о том, что мне  19 лет. А пока кудри мои еще черны - мысли мои светлы. (Самое интересное, что в этот момент, глядя в честные глаза Ивана, я на долю секунды поверила в правдивость его слов, несмотря на то что настоящая дата его рождения: 16 апреля 1978 года.)

     ("Российская  газета" – Неделя №4322 от 23 марта 2007 г.)

           Новым и нетипичным для жанра является наличие в «звездном» интервью микротекста.

     Из  интервью с Андреем Соколовым:

     Ж. – Андрей, откуда все эти столь разнообразные знакомства?

     А.С. – Жизнь-то длинная (улыбается). Все эти связи главным образом издалека, из моего, скажем так, активного, еще доактерского периода. По большому счету, в актерской-то профессии я всего ничего: только 15 лет, с тех пор как в 1990 году окончил Щукинское училище.

     Текст от лица интервьюера:

     Сниматься Соколов начал, правда, уже на первом курсе. Его дебют –  фильм-сказка «Она с  метлой, он – в  черной шляпе». Между  первым и вторым курсом была легендарная  «Маленькая Вера», а  затем до окончания  «Щуки» участие еще  в 17 картинах. Сегодня без его участия не обходится, кажется, не один телевизионный сериал.

     («7  Дней», № 16, 2005, с. 73-78).

         Чтобы сделать «звездное» интервью «зрелищным», журналист использует «нетрадиционную коммуникацию типа слухов и скандалов» (Почепцов, 2002: 340).

     Из  интервью с Андреем Соколовым:

     Ж. – Но что, Андрей, меня действительно поразило, так это ваши … бензоколонки. Слух это, или вы на самом деле занимаетесь нефтяным бизнесом?

     А.С. – Занимался. Я был  членом совета директоров одной компании. Курировал несколько бензоколонок и автомоек в Москве.

     («7  Дней», № 16, 2005, с. 73-78).

     Иногда  интервьюер задает вопрос о третьем  лице, с помощью которого надеется получить информацию на уровне субъективного  мнения интервьюируемого.

     Из  интервью с шоуменом Гариком Мартиросяном:

     И. — Вот, допустим, приходит Шойгу... Гламурный подонок сказал что-нибудь про Шойгу?

     Г.М. — Да. По-моему, про  красный пуховик, в котором Шойгу  всюду появляется. Шойгу смеялся.

(http://www.vokrug.tv/article/show/Intervyu_s_Garikom_Martirosyanom/)

     Для «звездного» интервью характерно нарушение  общепринятых этикетных норм и рекомендаций. Журналисты часто задают некорректные вопросы своим респондентам. Для  звезды очень важен имидж. Поэтому знаменитость чётко следит за ответами.

     «Звездное»  интервью очень разговорно по стилю, напоминает дружескую беседу. Типичным здесь будет употребление просторечий,  фразеологических оборотов.

     Из  интервью с Ольгой Дроздовой и  Дмитрием Певцовым:

     Ж. – Есть хорошая пословица: муж и жена – одна сатана. По-моему, эти слова вполне подходят вашему союзу.

     Д.П. и О.Д. (в один голос) – Скорее мы – два сапога пара!

     («7  Дней», № 20, 2005, с. 69-78).

Со временем ценность «звёздного» интервью утрачена. Если раньше подобный материал нёс определённую смысловую, идеологическую, ценностную нагрузку, то сейчас скорее имеет развлекательный, любознательно-информационный характер с напылением гламура.

Литература

1) Ворошилов В. В. Журналистика. – Учебник. – СПб.: Изд-во  Михайлова  В. А., 1999. – 304с.

2) Горюнова, Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. Учебное пособие / Н.Л. Горюнова. — В 3-х т. — М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2000. — Т. 1. Пластическая выразительность кадра. — 41 с., Т. 2. Динамика экрана. — 39 с., Т. 3. Изобразительно-звуковой образ. — 47 с.

3) Журналистика: учебник / под ред. В.В. Ворошилова – СПб.: Изд-во Михайлова В. А.,  1999.  –  С.65

4) Ильченко, С.Н. Интервью в журналистском творчестве. Учебное пособие / С.Н. Ильченко. — СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003. — 93 с.

5) Лукина, М.М. Технология интервью. Учебное пособие / М.М. Лукина. — М.: Аспект пресс, 2003. — 192 с.6)

7) Муратов, С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С.А. Муратов. — М.: Аспект пресс, 2007. — 202 с.

8) Швец Е.В. «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Е.В. Швец // Текст – дискурс – картина мира. Межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 3. – Воронеж: Изд-во «Истоки», 2007. – С. 212-217.

9) Швец Е.В. Интервью как один из типов устного публичного диалога / Е.В. Швец // Язык и национальное сознание. – Вып. 8.– Воронеж: Изд-во «Истоки», 2006. – С. 237-240.

10) Швец Е.В. Интервью как одна из форм «публичной коммуникации» / Е.В. Швец // Коммуникация в современном мире: Материалы научно-практической конференции. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2006. – С. 240-241.


Информация о работе Звёздное интервью: специфика бытования в СМИ