Современная школьная пресса: системные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77

Файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ Юнкоровская ПРЕССА.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Газета «Подросток»  Центра творческого развития и гуманитарного образования г. Истры выросла из молодежной странички «Большая перемена» в районной газете «Истринские вести». Начиная с 1996 года эту страничку готовили учащиеся Школы журналистов Истринского учебно-производственного комбината (прежнее название Центра ТРиГО) под руководством корреспондента газеты Елены Венчаковой. В начале 2000-х в связи с нехваткой статей от юных журналистов «Истринские вести» стали выпускать под логотипом «Большой перемены» свои материалы. Тогда директором Сергеем Куликовым совместно с ребятами было принято решение создать собственную газету – 21 февраля 2001 года вышел первый номер газеты «Подросток». Непосредственным руководителем издания был сам С.В. Куликов, ему помогали преподаватели Школы журналистов Галина Бакунина, Ольга Залалова, Татьяна Белова, редактором первых номеров была назначена ученица Анна Касабьян.

«Подросток» представлял  собой тип межшкольной газеты, заявляемой целью издания было отражение  проблем молодежи. В выпуске газеты принимали участие не только учащиеся Школы журналистов: была налажена связь со многими школами района, учащиеся которых также высказывали свое мнение на страницах газеты. «Подросток» информировал читателей о школьных буднях истринских подростков, об их жизни и увлечениях вне школы, а также о мероприятиях районных Центра детско-юношеского творчества, Центра детско-юношеского туризма и спортивной школы. Первое время у газеты не было четкой периодичности: в марте и апреле 2001 года вышло по два номера газеты, в мае и июне – по одному, затем были выпуски в ноябре 2001, в январе, феврале и марте 2002 года. «Подросток» представлял собой газету формата А4 объемом 4 полосы, верстали его в программе MS Word, а печатали в типографии в соседнем с Истрой Новом Иерусалиме. Газета распространялась по школам района через авторов, при тираже в 400 экземпляров в школу в среднем попадало порядка 20-30 экземпляров.

В сентябре 2002 года я пришла работать в Центр творческого  развития и гуманитарного образования  педагогом дополнительного образования, начала вести курс «Основы газетной журналистики», и в ноябре 2002 года вышел двенадцатый номер «Подросток», редактором которого я стала. На сегодняшний день вышло 43 номера газеты, за это время неоднократно менялся не только дизайн, объем, тираж, но и концепция издания в целом. В конце 2006 года мы решили отойти от издания межшкольной газеты и прийти к газете школьной, отражающей жизнь исключительно Центра ТРиГО, его педагогов и учащихся. Решение принималось на всех уровнях, начиная от детей и заканчивая директором. Оно было обусловлено тем, что редакция не справлялась с задачами межшкольной газеты: наладить связь каждый год удавалось с 5-7 школами из 25 находящихся в районе, соответственно, в газете появлялись материалы именно об этих учебных заведениях. В 2005-2006 учебном году была предпринята попытка перейти на уровень городской школьной газеты и «обслуживать» четыре истринских школы, но и она оказалась неудачной. Школы не были заинтересованы в создании такого издания, чтобы привозить или присылать свои материалы, а на курсе учились дети из двух, в лучшем случае трех городских школ, соответственно, снова некоторые учебные заведения оставались без должного внимания.

Наконец, с 2007 года «Подросток»  стал типовой школьной газетой, заодно сменив и дизайн – новый вид  получили логотип, рубрики, даже расположение материалов на странице. Первую причину такой радикальной смены концепции я уже объяснила. Еще одной причиной стало желание руководства и педагогов Центра ТРиГО объединить ребят, учащихся на разных курсах: как правило, они друг друга не знают, не заинтересованы в активной внеклассной деятельности. Цель нового «Подростка» - рассказать учащимся обо всех направлениях работы Центра ТРиГО, его педагогах и активных учениках, о том, где, кроме посещаемых курсов, они могут приложить свои силы и талант, на каких курсах смогут продолжить обучение (как правило, курс длится в течение учебного года, после чего многие навсегда покидают Центр ТРиГО, только в последние несколько лет ребята после окончания одного курса стали приходить и на другие), заинтересовать их в участии в проводимых Центром многочисленных конкурсах, викторинах, развлекательных и досуговых мероприятиях.

Используя основные вопросы, предложенные в анкетах школам района, я проанализировала и сам «Подросток», точнее два разительно отличающихся друг от друга издания: каким он был в начале своего пути в 2001 году и каким он является сейчас, весной 2007 года. Результаты выложила в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнение  газеты «Подросток» 2001 и 2007 года выпуска

«Подросток», 2001 год

Вопрос анкеты

«Подросток», 2007 год

Межшкольная газета

Тип издания

Школьная газета

От 2 раз в месяц  до 1 раза в 2 месяца

Периодич-ность

В среднем 1 раз в 2 месяца

400 экземпляров

Тираж

200 экземпляров

4 полосы формата А4

Формат и  объем

12 полос формата А4

Черно-белое

Цветность

Черно-белое

MS Word

Программа верстки

MS Publisher

Нет четкой рубрикации, периодически появляются материалы под рубриками: «В мире профессий», «Мысли вслух», «Есть  мнение», «Немного поэзии», «Тест» и  др.

Постоянные  рубрики

Четко выстроенная рубрикация, практически каждый материал идет под своей рубрикой: «Перво-наперво», «След Пегаса», «Педпортрет», «Культурная прививка», «Посмотреть. Почитать. Послушать», «Высший пилотаж», «Есть повод!», «Проект», «Парад побед», «Пункт назначения», «Дети подземелья», «Родные пенаты», «Профи» и др.

Малая Родина, отцы и дети, вредные привычки, подростковая психология, досуг, образование, патриотизм, спорт

Основные темы публикаций

Жизнь Центра ТРиГО, учебные  и внеклассные мероприятия, педагоги, достижения учащихся, досуг учащихся, хобби, выпускники, профессии, милосердие, патриотизм

Очерк, эссе, интервью, статья, стихотворение, заметка

Жанры публикаций

Заметка, репортаж, очерк, интервью, опрос, рецензия, фельетон, статья, эссе и др.

Авторские рисунки, заимствованные фотографии, заимствованные картинки из компьютерных коллекций

Иллюстрации

Только авторские фотографии и рисунки

Куликов Сергей Владимирович

Руководитель  издания

Калмина Татьяна Валерьевна

Силами учащихся Школы  журналистов

Чьими силами издается

Силами учащихся и  педагогов курсов «Основы газетной журналистики», «Художественная фотография»

Тиражируется в коммерческой типографии, методом офсетной печати. Распространяется по школам района.

Как тиражируется и распростра-няется

Тиражируется на собственном ксероксе формата А3. Распространяется в Центре ТРиГО

Учащиеся школ Истринского  района

Аудитория

Педагоги и учащиеся Центра ТРиГО, их родители и друзья

Освещение школьной жизни  района, проблем молодежи

Цель издания

Освещение деятельности Центра ТРиГО, сплочение детского и взрослого коллектива, побуждение к активной жизненной позиции


 

На первый взгляд может  показаться, что с годами газета утратила свои позиции, «обмельчала». Как руководитель школьного издания, могу заметить, что стали глубже и содержательнее тексты, интереснее фотографии, грамотнее и профессиональнее верстка и дизайн. Газета повернулась лицом к читателю и поставила себе цель писать о нем. Не имея возможности охватить все школы района и даже города, мы перешли на формат школьной газеты, освещающей жизнь одного учебного заведения – Центра ТРиГО. Теперь читатели и герои публикаций стали ближе друг другу – и те, и другие являются учащимися Центра ТРиГО. Причем, мы пишем не только о выдающихся ребятах (как было раньше), но и о рядовых учениках. Появилось больше опросов, в которых участвуют многие учащиеся и даже педагоги. К слову, газета стала больше и содержательнее писать об учителях, давая возможность читателям увидеть в них живых людей, увлеченных, интересных, имеющих собственное мнение и предпочтения. Впервые на страницах газеты появились родители – в роли героев рубрики «Профи», рассказывающей о профессии через личность мамы или папы ученика, впервые – выпускники, рассказывающие о своей учебе в вузах или работе, о том, что дала им учеба в Центре ТРиГО.

Впервые в газете появился четкий и продуманный рубрикатор, получивший одобрение читателей. Тема номера идет в рубрике «Перво-наперво», анонс номера – «Почитай!», тематическое интервью – «Есть повод!», репортажи  – «Пункт назначения», «Пассажиры», сообщения о достижениях и победах – «Парад побед», «Высший пилотаж», специальный проект Центра ТРиГО («дружеский десант» в Ново-Петровскую коррекционную школу-интернат) – «Проект», заметки о поездках в театры и музеи – «Культурная прививка», литературное творчество учащихся – «След Пегаса», материалы о самом Центре ТРиГО – «Родные пенаты», очерки и портретные интервью с педагогами – «Педпортрет», очерки и портретные интервью с выпускниками – «Дети подземелья» (Центр ТРиГО находится в цокольном этаже жилого дома), материалы о родителях с позиции их профессии – «Профи», советы учащихся и педагогов – «Почитать. Послушать. Посмотреть». Своеобразие рубрикатора состоит еще и в том, что в названиях рубрик обязательно есть слово, начинающееся на буку «п», которая графически оформляется так же, как «п» в логотипе газеты. Таким образом, все рубрики имеют единообразный вид. В редакционном портфеле газеты есть еще с десяток заранее придуманных рубрик, с нового учебного года планируется запустить несколько проектов, а в газете появятся новые, отражающих их, рубрики.

Комплекс первой полосы традиционно составляет логотип  издания (название с характерным  графическим выделением буквы «п», номер и дата выхода как комплекс рисунка, цифр и букв, учредитель, дата основания, номер в Реестре школьной прессы России), анонс номера, большая тематическая фотография и начало одного из центральных материалов номера. Газета имеет верхний и нижний колонтитулы (название, дата выхода, номер страницы, учредитель, сайт, номер в Реестре школьной прессы России), выходные данные, помещенные в специально придуманную рубрику «Паспорт» в «подвале» последней полосы. Материалы верстаются в программе MS Publisher, используется модульная система верстки, в три колонки.

Сегодня «Подросток» - это больше, чем одна газета, можно сказать, что газета переросла в полномасштабное школьное издательство. Во-первых, периодически выходят спецвыпуски газеты: «Твое свободное время» - сентябрь 2003 г., «Победа» - май 2005 г., «Подросток на V Всероссийском конкурсе школьных изданий» - май 2006 г. Во-вторых, редакция выпускает рекламные брошюры «Подростка» и самого Центра ТРиГО, весной 2006 г. к Конкурсу школьных изданий был издан «Словарь школьного издателя». Во-вторых, редакцией «Подростка» готовились итоговые альманахи районного конкурса «Знакомьтесь, наш музей!» и Районного форума школьной прессы «ЖУчОК-2007» - «Москва глазами немосквичей». В-третьих, редакция газеты «Подросток» стала инициатором выпуска и других изданий Центра ТРиГО. Весной 2006 года была предпринята попытка создать ежегодный альманах «Кленовая фантазия», в который бы входили творческие работы учащихся Центра ТРиГО – как итог работы за текущий учебный год. Был сделан черновой вариант альманаха, в него вошли сказки учащихся курса «Сочини сказку», рассказы и публицистика учащихся курса «Основы газетной журналистики», фотографии поделок учащихся курса «Оригами и бумагокручение», графические работы учащихся курса «Компьютерная графика», рефераты и исследования учащихся курса «Волшебный мир народного творчества», макеты web-сайтов учащихся курса «Интернет-конструирование». В этом году планируется сделать альманах, в который бы вошли сказки, написанные учащимися курсов «Сочини сказку», «Основы использования ПЭВМ в офисе», «ШЮнЖурка»

Редакция газеты организовывает различные мероприятия и запускает проекты. Один из последних – «дружеский десант» в Ново-Петрвоскую коррекционную школу-интернат. Раз в 2 месяца журналисты ездят в гости к учащимся-сиротам с развлекательной программой, а потом освещают эту деятельность в газете, стремясь привлечь к ней учеников других курсов. Традиционным стал Районный форум школьных изданий, на который собираются школьные издатели со всего района, планируется сделать ежегодным районный творческий конкурс «Знакомьтесь, наш музей!». Каждый год на празднике Центра ТРиГО (аналог Последнего звонка в школе) проходит презентация газеты «Подросток», организовываются конкурсы и викторины. Газета стала инициатором вступления Центра ТРиГО в молодежное движение «Хранители истоков», завязала тесные дружеские отношения с редакциями школьных газет «Контакт!» (школа № 1259, г. Москва), «Плёсково» (православная школа-пансион «Плёсково», Подольский район Московской области), «Вместе» (гимназия № 1, г. Никольское Ленинградской области). Педагоги-издатели газеты ежегодно организуют и проводят в Центре ТРиГО более 10 внеклассных мероприятий: викторин, смотров, конкурсов, поездок и т.п. Журналисты газеты «Подросток» участвуют в мероприятиях и акциях регионального и всероссийского масштаба, авторы газеты имеют публикации в других изданиях: творческий фестиваль «Один день в Третьяковской галерее», апрель 2006 г., одноименный альманах; акция «Журналистский десант», октябрь 2006 г., г. Козьмодемьянск, республика Марий-Эл, готовится издание спецвыпуска журнала «Лицейское и гимназическое образование»; акция «Протяни руку помощи», октябрь-ноябрь 2006 г., одноименный альманах; специальный проект журнала «Лицейское и гимназическое образование», декабрь 2006 – февраль 2007 гг., дайджест «Спецвыпуск по сети». Некоторые выпускники курса «Основы газетной журналистики» продолжают образование и работу в сфере журналистики: пятеро работают (в штате и внештатно) в районной газете «Истринские вести», городской газете «Молодая Истра»; двое учатся на факультете журналистики МГУ, еще пятеро – на аналогичных факультетах (журналистика, PR) других московских вузов. Две выпускников вернулись в Центр ТРиГО в новой роли – педагогами дополнительного образования на открывшемся в этом учебном году курсе «ШЮнЖурка» («школа юных журналистов») для учащихся средней школы (5-7 класс), которые в будущем смогут прийти на курс «Основы газетной журналистики» (с 9 класса) и стать авторами «Подростка».

Закончить данный параграф хотелось бы словами экспертов Всероссийского конкурса школьных изданий о газете «Подросток»:

««Подросток» - это серьезная  газета для детей «переходного возраста». Здесь нет традиционных нравоучений. Тем не менее, воспитательное воздействие  ощущается от первой до последней  страницы» (Толстиков Владимир Иванович).

«Редкий случай, когда газета придерживается позиции сопротивления «массовой молодежности», вернее, таким представлениям о ней. Это педагогическая позиция, достойная уважения в любом случае, поскольку редакция идет на заведомо невыигрышный расклад сил. Именно поэтому действенность газеты зависит от того, как она сможет организовать свою издательскую политику, чтобы быть конкурентоспособной» (Белецкий Валентин Эрастович, главный эксперт конкурса).

 

ВЫВОДЫ

 

Исходя из проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

    1. Школьная пресса Истринского района пока находится на начальных ступенях развития, но большинство исследованных изданий имеют реальные перспективы творческого роста.
    2. Школьным издателям не хватает профессиональных знаний в области журналистики и издательского дела. Поэтому в первую очередь необходима не столько популяризация школьной прессы, сколько обучение уже занимающихся школьным  издательским делом педагогов и учеников. Возможно, это было бы реально осуществить в рамках Форума школьных изданий.
    3. Содержание школьный изданий на порядок выше их оформления, большинству необходим переход на верстку в специальных программах, более активное использование ученического ресурса в иллюстрировании.
    4. В некоторых школах педагоги уделяют недостаточно внимания изданию газету, журнала или альманаха. Детская самостоятельность должна приветствоваться, но не в ущерб качеству, как получается в отдельных школьных изданиях.
    5. Газета «Подросток» как близкое и доступное в Истринском районе издание может стать примером и ориентиром для школьной прессы района. Центр ТРиГО, за годы выпуска газеты накопив определенный опыт и достигнув некоторых успехов, может стать методической площадкой для школьных издателей района.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Школьная пресса существует в России не первый год. У нее собственное лицо, стиль, характер, содержание, на которых влияют не внешние политические, социальные или иные факторы, а потребности школы, ее педагогов и учеников.

Информация о работе Современная школьная пресса: системные характеристики