Современная школьная пресса: системные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77

Файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ Юнкоровская ПРЕССА.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

В самом общем виде «приметами стиля школьных изданий  являются экспрессивность, динамичность верстки, нестандартность, в известной  степени экспериментальность композиционных решений, яркое и многообразное иллюстрирование»21. Это и контрастные, броские заголовки, и нессиметричная верстка, и множество интересных ярких фотографий, и наличие всевозможных выделений в тексте. Подобный стиль демонстрируют газеты «Первый блин» (школа № 1159, г. Москва) и «Know How» (гимназия № 23, г. Краснодар). В газете «Know How» удачно выполнены заголовки: используются разные, но похожие, гармонирующие друг с другом по стилю гарнитуры. Есть здесь традиционные обтекания, наложения текста на снимки, повороты текстовых блоков под углом, авторские рисунки, но нет ощущения хаотичности, загроможденности, беспорядка. При этом на полосах данных изданий нет перегруженности элементами или случайности дизайнерских решений.

Что касается школьных журналов и альманахов, большое влияние на их внешний облик оказывает жанрово-тематическая направленность. Исторический журнал «Времена» (гимназия №248, г. Санкт-Петербург) отличает перетекание текстов с одной страницы на другие, единая гарнитура шрифта для заголовков и авторских подписей (во всех материалах шрифт одинаковый по кеглю), широкая колонка, небольшие иллюстрации и крупный шрифт набора. В журнале «Лицей на Пушкинской» (лицей №1, г. Тула) продуманы и строго реализуются все элементы представления публикаций: рубрика, заголовок, подпись автора, фотография с подписью; выдержан в одном стиле и цвет издания: темно-коричневая гамма по всему номеру, начиная с обложки. 

В целом графическая  модель издания основывается на ранее  определенном стиле и отражает особенности дизайна — внешнего лица издания, его графические отличия от других. Своеобразие лица издания достигается в поиске своих, особых приемов композиции и оригинального стиля главных элементов оформления: типа верстки, шрифтов, композиции заголовков, средств выделения, иллюстраций, комплекса первой полосы (обложки).

Первая полоса — это  единый оформительский комплекс: здесь  больше всего постоянных элементов  и устоявшихся композиционных решений. Традиционно размещаемый на первой полосе издания логотип включает в себя название, календарные сведения, порядковый и валовый номера, год издания, сведения о периодичности, информацию об учредителе, месте выхода, аудиторную заявку. Полный, «взрослый» логотип характеризует такие издания, как «Штудия» (детско-юношеский центр «Сатурн», г. Томск) или «Откровение» (Центр детского творчества № 1, г. Братск-19, Иркутская область). Школьная пресса предлагает интересные с точки зрения графического дизайна варианты логотипов: с зеркальным отражением слова («Встречное движение», гимназия №10 им. Н.Д. Лицмана, г. Тобольск), с исправлениями или зачеркиваниями («При(ш)кольная газета», школа № 20, г. Ухта; «Детс(ц)кая газета», гимназия № 709, г. Москва), с рукописными буквами («Переменка», лицей №10 г. Красноярск; «Детвора», гимназия № 23, г. Краснодар). Часто в логотипе используется герб школы или города («На улице Свободы», Вятская гуманитарная гимназия, г. Киров), авторский рисунок или символ издания («Ботанический сад», лицей № 31, г. Челябинск).

Набор элементов первой полосы школьной газеты бывает двух видов. Первый – полоса-обложка: логотип, крупная иллюстрация, текстовой блок, отнесенный к фотографии или рисунку («Большая перемена», Северская гимназия, г. Северск; «Молодежка.ru», детско-юношеский центр «ЦИТО», г. Тольятти; «Вот так!», центр развития творчества детей и юношества «Школьный пресс-центр», г. Астрахань). Второй – полоса-страница: логотип, блок текстов, иногда с некрупными иллюстрациями («Колесо», детский информационно-издательский центр «Перекресток», г. Томск; «Ломоносовец», Ломоносовская школа, г. Москва). Многие издания уже пришли к практике размещения на первой полосе анонса вошедших в номер материалов («На трех этажах», гимназия № 19, г. Омск; «Вертикаль развития», Московская экономическая школа, г. Москва).

Обложка журнала, как  правило, включает в себя логотип, иллюстрацию, относящуюся к основной теме номера, и заголовок-шапку («Берег», Иркутская  Вальдорфская школа, г. Иркутск; «Времена», гимназия № 248, г. Санкт-Петербург). Обложка  альманаха по сравнению с журнальной более лаконична, она может или меняться с каждым номером («Шанс», школа № 1108, г. Москва), или оставаться прежней («Непослушная муза», Пироговская школа, г. Москва), однако редкие школьные журналы следуют той же практике («Созвездие Сервантеса», гимназия № 148 им. М. Де Сервантеса, г. Санкт-Петербург).

Начинающие школьные издатели редко используют на страницах  своих газет рубрики и колонтитулы, отчего страницы выглядят «слепыми». Зато опытные представляют читателям  маленькие шедевры из таких, казалось бы, обыденных графических элементов. Оригинальные колонтитулы, по которым школьное издание узнается с ходу, принадлежат газетам «Молодежка.ru» (детско-юношеский центр «ЦИТО», г. Тольятти), «Переменка» (лицей №10, г. Красноярск), «Ботанический сад» (лицей №31, г. Челябинск). В едином стиле свои рубрики представляют «Контакт!» (школа № 1259, г. Москва), «Толстая газета» (детский информационно-издательский центр «Перекресток», г. Томск), журнал «Времена» (гимназия №248, г. Санкт-Петербург). По рубрикам «В фокусе Бобра», «Бобер-хроникер», «Бобр-арт» легко узнается журнал «Бобер» (гимназия № 56, г. Санкт-Петербург) а по «Гвоздем засело!» и «Загвоздочка» - газету «Гвоздь» (лицей № 84, г. Новокузнецк). «Француженка» (школа № 162, г. Новосибирск) в названиях рубрик не только обыгрывает слова («Мучительская», «Зёв предков», «Пришкольная жизнь», «Объезжаем Пегаса», «Обожаем Пегаса», «Обижаем Пегаса»), но подбирает к каждой соответствующие рисунки-символы.

Издание школьной газеты и уж тем более журнала или альманаха не бывает без иллюстраций. Школьные издания используют иллюстрации трех типов: фотографии (как правило, авторские), авторские рисунки и заимствованные рисунки (из многочисленных электронных банков изображений или сети Интернет). «Легкость размещения в издании снимков, рисунков ставит подножку. Кажется, что снимок самоценен независимо от каких-либо критериев, и чем больше всякого изобразительного материала в газете или журнале, тем лучше»22. Вот и появляются в школьных изданиях мелкие неразборчивые фотографии, кочующие из одной газету в другую изображения из коллекции картинок MS Office. Но с каждым годом ситуация меняется к лучшему: появляются броские «говорящие» фотографии, яркие оригинальные рисунки. Так, каждый сборник творческих работ учеников Гимназии художественно-эстетического профиля г. Волгограда оформлен прекрасными, хоть и черно-белыми, детскими рисунками. Авторская графика украшает журнал «Класс!» (гимназия № 177, г. Екатеринбург), альманах «Непослушная муза» (Пироговская школа, г. Москва), журнал «Автограф» (гимназия №7, г. Новосибирск), альманах «Кастальский ключ» (школа № 28, г. Киров), журнал «Феерия» (гимназия № 1, г. Кемерово), газету «Штудия» (детско-юношеский центр «Сатурн», г. Томск). Оригинальными фотохрониками отличаются газеты «Ломоносовец» (Ломоносовская школа, г. Москва), «Большая перемена» (Северская гимназия, г. Северск), «100пудOFF» (школа № 75, г. Черноголовка, Московская обл.).

Уровень дизайнерского  воплощения идей юных издателей колеблется от нулевого до профессионального. Как правило, начинают с самого примитивного: используют шрифт Times New Roman, для заголовков – объекты из WordArt, да и верстают в программе MS Word, вовсе для того не предназначенной. «К счастью, если издание не умирает после первых выпусков, и Word вовремя уступает место PagrMaker’у, начинается эпоха великих открытий: в коллектив шрифтов допускаются Arial, Futura и даже Pragmatica, аморфная полоса «от края до края» превращается в бодрый двухколонник, и, будто экзотические птицы, на страницах поселяются невиданные звери: рубрики, буквицы, заставки, виньетки, колонтитулы и колонцифры»23.

Школьные редакции активно  осваивают новые издательские технологии, но все же большинство продолжают верстать газеты и журналы в MS Word. Как показывает статистика, многие со временем переходят на PageMaker, чуть менее популярны Publisher и QuarkXPress24. К сожалению, иногда создается впечатление, что технические тонкости верстки осваиваются юными издателями куда быстрее и лучшее, чем художественные основы дизайна. Графический дизайн большинства школьных изданий отстает по всем позициям, но все же удачи случаются. Есть издания, в которых и сама форма становится содержательной, а содержание находит адекватную форму: «Феерия» (гимназия № 1, г. Кемерово), «Гвоздь» (лицей № 84, г. Новокузнецк), «Театр теней» (лицей «Ганзейская ладья», г. Калининград), «Контакт!» (школа № 1259, г. Москва), «Большая перемена» (школа № 2, пос. Заречный, Свердловская обл.) умеют и полосу грамотно скомпоновать, и графический образ для рубрики придумать, и шрифт толковый подобрать, и гармонии не нарушить.

 

 

§ 8. РЕДАКЦИОННАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

 

 

Школьные газеты и журналы издаются детьми и подростками, но в абсолютном большинстве случаев при активной помощи и руководстве со стороны  взрослых. Создание школьной редакции может инициироваться как «сверху», руководством школы, так и «снизу», самими учениками.

Существует несколько  вариантов появления в школе  своего печатного органа: вынужденный, стихийный и фундаментальный25. Вынужденный: администрация решает создать газету из имиджевых соображений, приказом назначает куратором ответственного и серьезного учителя (которому зачастую и дела нет до какой-то там газеты), «назначенец» отбирает в инициативную группу ребят, при этом основными критериями становятся хорошие оценки по гуманитарным предметам, послушание и прилежание. Нечасто такая затея перерастает в хорошую и интересную школьную газету, а обычно остается официозным «вестником» учебного заведения. При стихийном варианте идея зарождается внутри детского коллектива, подростки хотят действовать, говорить и спорить не в подворотне, а со страниц собственной газеты. Газетное дело кажется легким, а труд корреспондента – привлекательным и романтичным. Ребята толком не знают, что и как надо делать, но у них есть жгучее желание. Фундаментальный вариант предполагает симбиоз двух предыдущих, когда уже на начальном этапе обе стороны могут услышать и понять друг друга, - это удачный и перспективный дуэт подросткового максимализма и мудрого педагогического руководства, наверное, самый желательный вариант.

С команды наиболее инициативных и заинтересованных мальчишек и  девчонок начинается выпуск школьной газеты. Поначалу все отвечают за все, нет четкого разделения обязанностей. Одни и те же ребята пишут, фотографируют, проводят опросы, в меру своих сил корректируют и редактируют, пытаются верстать. Со временем приходит разделение основных редакционных должностей.

В школьных редакциях, которые  уже прошли начальный этап и переросли  в солидное школьное «предприятие», часто используют упрощенную схему штатного расписания «взрослой» редакции, где есть главный редактор – взрослый руководитель, отвечающий за выбор концепции издания и принимающий на себя ответственность за него; выпускающий или дежурный редактор, работающий с конкретным номером, - из числа самых активных и талантливых учеников; корректор, исправляющий ошибки и вносящий техническую правку, - чаще всего взрослый или очень смышленый ученик с идеальным знанием русского языка; главный художник или дизайнер, отвечающий за внешний вид издания, - если находится таковой, то ученик; верстальщик, располагающий тексты и иллюстрации на полосе, - в большинстве изданий взрослый, но встречаются и технически подкованные школьники; рядовые корреспонденты и фотографы – ученики, как правило, старших классов (если издание не рассчитано на начальную школу). Однако, очень важно, чтобы каждый ученик имел возможность написать для газеты. Чем больше авторов будет у издания, тем шире будет круг читателей.

Как советует Жак Гонне, «с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции (редактирование, иллюстрирование, верстка, внешние связи и др.). Каждую функцию выполняют как минимум два человека, чтобы исключить риск возможных неполадок. Однако даже группа из 5-6 человек может вполне осуществить все операции – вплоть до продажи газеты»26.

Как показывает всероссийская  статистика, среди руководителей  школьных изданий более 80 % женщин27, это, как правило, школьные учителя. Причем немногие имеют соответствующий статус в учебном заведении, совмещая издательскую деятельность с учительской или администраторской и получая за это зарплату. Преобладающее большинство – учителя русского языка и литературы (более 50%28), информатики, но встречаются и преподаватели естественно-научных дисциплин, иностранных языков, учителя начальной школы. Значительное число среди руководителей изданий представителей школьной администрации: директоров и завучей (как правило, по учебно-воспитательной работе). Большая редкость – специально нанятый на отдельную ставку педагог дополнительного образования, который ведет факультатив по журналистике, издательскому или газетному делу, а заодно и занимается школьной газетой. Среди тех, кто работает в школьной прессе, есть и профессиональные журналисты, например, Светлана Лебедева (журнал «Класс!», гимназия № 177, г. Екатеринбург). Кстати, некоторые из них полагают, что в школьных СМИ работать труднее, тем не менее на этом поприще многие находят возможность для реализации своего творческого потенциала29.

Педагог-издатель – специальность  сложная, многогранная, требующая совмещения самых разных умений и знаний. Школьные издатели на ощупь, методом проб и  ошибок находят правильные пути, соединяя в единое целое педагогику и журналистику. К сожалению, в большинстве учебных заведений для этой специальности нет места в штатном расписании, не предусмотрена оплата этого титанического труда. Взрослый координатор издательского проекта осуществляет связь редакции с администрацией школы, обеспечивая возможность верстать номер на компьютере, тиражировать на школьном ксероксе или находить другие возможности для размножения, он же снабжает редколлегию официальной информацией о планах проведения школьных мероприятий. «По сути дела он берет на себя административно-хозяйственную часть работы главного редактора обычной газеты»30.

Взрослому руководителю необходимо соблюдать меру собственного участия в работе детей: не писать за них тексты и при этом уметь подсказывать и направлять так, чтобы результат детского труда стал интересен не только автору, но и читателю; не навязывать своей точки зрения ученикам-соавторам и одновременно не идти на поводу у подросткового максимализма и непримиримости; быть для детей авторитетом, но не диктатором. Опытные издатели знают это и принимают детскую самостоятельность за незыблемый принцип работы, распространяя его на все стороны издательской деятельности – от работы с текстом до руководства изданием. Владимир Головнер (газета «Контакт!», школа № 1259, Москва) не правит детские тексты, а объясняет авторам, как их нужно переделать, и возвращает – два, три, пять раз, сколько понадобится. Владислав Прибыльский (газета «Встречное движение», гимназия №10 им. Н.Д. Лицмана, г. Тобольск, Тюменская обл.) передает командование каждым номером очередному дежурному редактору. В свое время победителями в номинации «Наставник» Всероссийского конкурса школьных изданий становились, помимо уже упомянутой Светланы Лебедевой, Елена Иличкина (альманах «Слово», Ближнеосиновская школа, хутор Ближнеосиновский, Волгоградская обл.) и Татьяна Баева (газета «Откровение», Дворец творчества детей и молодежи, Братск – 19, Иркутская обл.).

Некоторые руководители, исходя из педагогических соображений, стараются усилить статус детей во всех сторонах издательской деятельности и никак не афишируют свою роль, фигурируя в данных изданиях в качестве «консультантов», «помощников». В других изданиях помимо основного взрослого руководителя есть ряд «общественных редакторов» - учителя, администрация школы, родители. Иногда именно они осуществляют цензуру школьной прессы. Опрос московских школьных издателей показал, что за цензуру в издании отвечают: в 50 % случаев – главный  редактор, в 20 % - сами участники издательского проекта, в 15 % - администрация школы, в 15 % - никто31.

Информация о работе Современная школьная пресса: системные характеристики