Современная школьная пресса: системные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Детская и юношеская пресса давно уже выделилась в самостоятельный тип средств массовой информации. Ее специфика в первую очередь заключается в возрастной ориентированности на детскую и юношескую аудиторию, что влечет за собой особенную тематику и приемы отображения информации, жанровые и стилевые особенности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Типологические особенности школьной периодической печати 6
§1. История юнкоровской прессы. Становление современной школьной газеты 6
§2. Школьные издания как особый тип юнкоровской прессы 11
§3 Типы школьных изданий 15
§4. Функции школьной прессы 18
§5. Тематическая структура школьной прессы 21
§6. Жанровая структура школьной прессы 27
§7. Формы массовой работы, обратная связь 31
§8. Графическая модель школьных изданий 34
§9. Редакционная структура школьных изданий 40
§10. Экономика школьных изданий 44
Глава 2. Исследование школьной прессы Истринского района Московской области 47
Введение. Цели и задачи исследования 47
§1. Школьные издания Истринского района 49
§2. Школьная газета «Подросток» 60
Выводы 68
Заключение 69
Литература 71
Приложения 77

Файлы: 1 файл

СОВРЕМЕННАЯ Юнкоровская ПРЕССА.doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Наконец, еще две темы, которые встречаются практически  в каждом школьном издании, это –  юмор и поздравления. К сожалению, во многих изданиях под юмором понимают исключительно списанные где-либо анекдоты, хотя и читателями, и взрослыми руководителями более ценится «местный» юмор, шутки, забавные истории, фразы из устных ответов учеников и их сочинений, житейские анекдоты из жизни конкретной школы. Что же касается поздравлений, то им, как правило, не хватает искренности, душевности и что самое главное – оригинальности.

Если газета, журнал или  альманах – не просто престижный атрибут  школы, а необходимая часть ее жизни, на страницах издания находит себе место и неповторимый школьный фольклор: свои словечки, собственные рамки допустимой иронии, шутки и любимые герои. Такое ощущение большой школьной семьи есть в «Театре теней» (лицей «Ганзейская ладья», г. Калининград) и в «Ботаническом саду» (лицей № 31, г. Челябинск).

 

§ 6. ЖАНРОВАЯ СТРУКТУРА  ШКОЛЬНОЙ ПРЕССЫ

 

 

Очень часто авторы школьных изданий не отдают себе отчета в  том, в каком жанре готовят  материал для печати. В редких школах в качестве факультативного предмета преподается журналистика или газетное дело, а из обычного курса школьной программы о жанрах печатной журналистики не узнать. Поэтому в школьной газете редки материалы, в чистом виде представляющие тот или иной жанр, чаще всего встречаются тексты, которые лишь условно можно причислить к какому-то определенному жанру.

Начнем с информационных жанров. Без новостей не может быть газеты, иначе это уже будет  альманах. Однако школьные издания  не всегда понимают, какая информация должна скрываться под этим жанром. Исходя из того, что школьная газета пишет уже о тех событиях, которые известны читателям, исчезает самая суть и цель новости – сообщить новое, неизвестное. И сухое, исключительно фактологическое описание произошедшего сменяется личным впечатлением автора материала, в новостную заметку вносится авторский взгляд на происходящее, что недопустимо в классической новости. Приемлемый и достойный вариант новости для школьного издания – не пустые восторги или недовольство, через описание которых непосвященному человеку не понять, о чем вообще идет речь в материале, в то же время не чисто информационный текст, без доли личного восприятия, который чаще всего выглядит как отписка, а сообщение о фактах, событиях через призму детского взгляда на них. Еще одна проблема при подаче новостей состоит в том, что школьные газеты, как правило, выходят раз в месяц, а при такой периодичности новости быстро устаревают и становятся неактуальными. Обратная ситуация: школьные издатели не публикуют новости, оправдывая их отсутствие тем, что с момента выхода прошлого номера в школе не произошло никаких интересных событий. А дело в том, что, привыкнув писать только о внеклассных мероприятиях, поездках и конкурсах, школьники не видят в своей повседневной жизни никаких иных поводов для новостного сообщения. А их в школьной жизни предостаточно: генеральная уборка класса, «пятерка» у заядлого двоечника и хулигана, покупка новой мебели или техники, повышение квалификации учителя, открытый урок, новое блюдо в школьной столовой и т.д. Для «взрослой» прессы все это, конечно, не темы для новостей, но для школьной – вполне подходящие. Образцовые новости могут быть в изданиях с совершенно разной периодичностью. Пример тому – газета «Театр теней» (лицей «Ганзейская ладья», г. Калининград), выходящая еженедельно, и газета «Гимназист» (гимназия № 3, г. Красноярск), выходящая 1 раз в четверть (4 раза в год), в каждом номере представляющие интересную подборку школьных новостей. Часто жанр новостной заметки авторы путают с жанром репортажа, и из-под их пера выходят материалы, представляющие симбиоз этих двух видов журналистского текста. Так получаются новости в виде авторских впечатлений от произошедшего или предельно короткие репортажи, не раскрывающие истинной сути и содержания события.

Следующий после «новости-репортажа» по распространению в школьной прессе жанр – интервью. Оказывается, что это самый трудный для школьных изданий жанр. Даже если издатели нашли интересного человека, даже если придумали, о чем спрашивать, – часто все равно остается ощущение натянутости, надуманности, взаимной неловкости. Совсем грустно, когда разным людям предлагаются одни и те же вопросы, не предполагающие в ответе ничего индивидуального: у разных учителей спрашивают об опыте их работы, подходах к обучению, отношениях с учениками; у разных учеников – об их предпочтениях в школьной программе, внеклассных занятиях, хобби. Очень редко вопросы подбираются индивидуально для каждого собеседника, еще реже авторы заранее пытаются узнать о нем доступную информацию, на основе которой потом готовят вопросы. Большинство интервью начинаются и заканчиваются словами «Здравствуйте!» и «До свидания», во многих не прослеживается никакой логики в расстановке вопросов. Да и героями интервью чаще всего становятся и без того всеми известными люди: директор, самые популярные учителя, успешные ученики. Интервью, представляющие приятное исключение из этих правил, можно найти в газете «Контакт!» (школа № 1259, г. Москва): здесь публикуют интересные и содержательные интервью с техническими работниками школы, с детьми, носящие «говорящие» фамилии (например, мальчик по фамилии Кутузов), с одноклассником Юрия Лужкова, некогда закончившим эту школу, и просто с первыми встречными учениками и учителями (в жанре блиц-интервью представлена рубрика «Первый встречный»). Интервью на редкость разнообразны и глубоки по проблематике в журнале «Автограф» (гимназия № 7, г. Новосибирск), они построены как стройный разговор, в котором вопросы корреспондента логически вытекают из предыдущих ответов героя публикации.

Лучше всего удается  школьной прессе «крупный план». Портреты учителей, учащихся, автопортреты встречаются практически во всех изданиях, пишутся с особой любовью и тщательностью. Если пытаться подвести под них какой-либо журналистский жанр, то лучше всего подойдет очерк. Причем, очерк портретный. И задача автора – подать героя очерка именно как личность, показать его как живого человека, непохожего на тысячи таких же учителей или учеников. В удачном очерке характер героя дается в нетривиальной ситуации, и это способ сделать материал небанальным: например, написать об учителе не на уроке, а в домашней обстановке.

Проблемный очерк предстает  на страницах школьной прессы как  попытка найти ответы на волнующие  вопросы, иногда предметом отображения  выступает некая проблемная ситуация, а иногда – автор материала просто выражает свое мнение по тому или иному тревожащему его вопросу. Путевой очерк чаще всего имеет характер рассказа о путешествии в чужой город или страну. Рост подобных публикаций наблюдается в осенних номерах: после длинных летних каникул, когда в школе ничего существенного еще не произошло, первый в учебном году номер открывают материалы на тему «Как я провел лето». По уровню эти материалы совершенно разные: встречаются интересные находки, но, к сожалению, очень много банальностей и примитивных пересказов по принципу «был там-то – видел то-то».

У современных школьников хорошее чувство юмора, и они  не боятся демонстрировать его. Причем, юмор этот добрый, без оттенка сатиры или пародии. Фельетоны и юмористические зарисовки хорошо получаются у авторов газет «Фишка» (школа № 9, г. Ковров), «Вот так!» (Центр развития детей и юношества «Школьный пресс-центр», г. Астрахань), журнала «Гранки» (лицей «Грани» при школе № 107, г. Барнаул).

Нередко жанры публицистические перерастают в литературные –  эссе или даже рассказ, особенно это касается журналов и, естественно, альманахов. Для последних характерны такие литературные жанры, как стихотворение и сказка. Наверное, каждый подросток написал в своей жизни хоть одно стихотворение, а самые смелые и талантливые ребята не боятся делиться своим творчеством с читателями на страницах школьных альманахов. И публикуется самая разная лирика: любовная, пейзажная, гражданская, философская, ироническая, встречаются даже стихотворения-посвящения, эпиграммы и целые поэмы, отдельные авторы решаются попробовать себя в хокку, лимериках или «вредных советах». Удивительно, но зачастую стихотворения даются школьникам намного лучше, чем проза: хорошее эссе, рассказ куда большая редкость в школьном издании, нежели приличное стихотворение. Высокий литературно-художественный уровень публикаций демонстрируют альманах «Зазеркалье» (школа № 19, г. Ковров), журнал «Хрустальный родник» (школа № 9, с. Каменка, Пензенская обл.), альманах «Непослушная муза» (Пироговская школа, г. Москва).

На стыке литературного и художественного искусства стоит жанр комиксов, который все чаще и чаще встречается на страницах школьной прессы. Под комиксы рисуются картинки или подбираются фотографии, пишутся вымышленные истории или находятся ситуации из школьной жизни, придумываются персонажи или используются конкретные имена. Несколько лет на страницах газеты «Контакт!» (школа № 1259) в разделе  для начальной школы «Начальники» публиковались комиксы со сквозными персонажами, популярными в то время у учащихся 1 – 4 классов, похожими то на Масяню, то не «телепузиков», то на «смешариков».

 

§ 6. ФОРМЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

 

Школьная газета –  средство диалога, форма общения  учителей, учеников, родителей и  других людей, как-то связанных со школьным миром, поэтому очень важна внутренняя концептуальная установка издания на диалог. Не имея возможности быть идеальным «информатором» (почему – я писала в разделе «Тематическая структура школьной прессы») и отказываясь от диалога с читателем, школьная газета или журнал превращается в развернутый, но малоинтересный отчет о происходящих событиях. Таким образом, налаживание внутришкольного диалога – есть одна из главных задач школьного издания.

Каким образом этот диалог строят разные издания? Одни – лишь фактом своего существования. Школьное издание – это коллективный дневник, его автор – группа разных лиц, чьи интересы – общие, переживания – схожие, пристрастия – достаточно близкие. Более того, присоединиться к ним теоретически может любой ученик школы, часто так случается на практике, и газета (журнал) дорастает до общешкольного ученического дневника, площадки, где может высказаться каждый. Нацеленность на диалог – это готовность слушать и внимать, принимать критику и советы, допускать всех желающих учеников в редколлегию, а не замыкаться на самое себя.

Издатели газеты «Наш голос» вечерней школы при Мариинской воспитательной колонии (Кемеровская  область) считают, что в условиях замкнутого круга общения именно газета позволяет подросткам чувствовать  себя людьми, с мнением которых считаются, а воспитанное с помощью газеты чувство собственного достоинства будет тем стержнем, на котором смогут укрепиться позитивные изменения их личности. 

Если в «большой»  прессе автор и читатель стоят  по разные стороны баррикад и отделены друг от друга непреодолимой преградой (а сегодня рубрика типа «Письмо в редакцию» остается актуальной разве что в женских и молодежных журналах, куда читатели пишут в надежде получить ответ на личный вопрос), то в школьной прессе ученик – и читатель, и автор в одном лице, каждый школьник имеет возможность примерить на себя любую из этих ролей.

Показательна история  еженедельной газеты «Тусовка» (школа  № 17, г. Ульяновск): идея выпуска газета родилась в тот момент, когда жизнь  в классе стала невыносимой, коллектив оказался разбит на враждебные группировки. «Мы с подругами при поддержке моей мамы решили бороться за наш коллектив. Стали активнее участвовать в жизни школы и класса, освещая все происходящее в газете. Проводили опросы, интервью, беседы на волнующие темы, отвечали через газету на все претензии к нам учителей. В каждом номере подробно рассказывали об одном из одноклассников. К концу года мы стали другими: класс сплотился, жизнь закипела»20, - рассказывает об истории создания газеты школьница Олеся Федорович. Это еще раз подтверждает, что школьное издание – мощный социализирующий фактор.

В условиях школы газета должна быть не только «информатором» о событиях, но по мере сил и возможностей и творить их самостоятельно. Так  поступают многие школьные издатели, газета «Контакт!» (школа № 1259, г. Москва) – самый яркий пример издания, целенаправленно осваивающего внешнее пространство. Название новой школьной газеты, родившейся в 2001 году, придумывали долго, но в итоге утвердили «Контакт!», имея в виду готовность авторского коллектива идти на контакт с читателем, способствовать общению учеников школы. Газета действительно служит коллективному общению, единению учеников и учителей, связи времен. Даже рубрики говорят об этом: «Учитель – тоже человек!», «Полезные ископаемые» (очерки о выпускниках школы), «Хобби-клуб» (через увлечение рассказывается о человеке). Редакция газеты периодически проводит в школе «Дни «Контакта!», «Предновый год» и другие праздники, многочисленные акции, вручает премии «Золотой Чижик», выпускает литературные (например, роман «Это не я!») и музыкальные (диски «Голоса 1259», «Контакт-диск») приложения, снимает рекламу своего издания и транслирует ее по школе, в общем, вокруг редакции кружится вся школьная жизнь. Более того, на московскую школьную газету подписываются в Ленинградской области, Краснодарском крае и Республике Коми.

Какие бывают акции? «Перепись  гимназического населения», организованная газетой «Long live, Gimnasia!» (Вятская гуманитарная гимназия, г. Киров), «Конкурс на газетную «утку»», объявленный газетой «Горностай» (гимназия № 6, г. Новосибирск), всевозможные акции типа «Гимназист/лицеист месяца/года» и многие другие.

Как наладить связь с  читателем, который не хочет или  не может сам участвовать в  выпуске газеты? Часто мнения читателей о прочитанных материалах и анонимные творения собираются в виде записок в школьном почтовом ящике, который висит в популярном у школьников месте: около раздевалки, столовой, в фойе школы. Используя современные цифровые технологии, некоторые издания печатают в газете адрес электронной почты, на который можно посылать письма с предложениями и замечаниями, или даже номер редакционного сотового телефона, куда каждый школьник может послать смс, выражающее его мнение о газете или конкретном материале.

Наверное, можно утверждать, что сегодня школьная пресса является хранительницей старых добрых традиций советской печати, нацеленной на обратную связь и активно занимавшейся массовой работой. Многие школьные издания могут показать пример того, как нужно «работать» с читателем. Так, за время существования Всероссийского конкурса школьных изданий две газеты стали победителями в номинации «Дорогой читатель» (За внимание к читателю и установку на диалог с ним) – это газета «Диалог» (гимназия № 53, г. Нижний Новгород) и газета «Гимназистка» (православная женская гимназия Рождества Пресвятой Богородицы, г. Иркутск).

 

§ 7. ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ

 

 

Для того чтобы газета была интересной юному читателю, она  должна не только информировать, но и  привлекать, поэтому необходимость продуманной структуры, собственного стиля и хорошего дизайна актуальна и для школьной прессы.

Продуманная структура  – это понятная последовательность материалов, анонсы и оглавление, позволяющие  ориентироваться в содержании, четкая рубрикация, а в идеале еще и подзаголовки и преамбулы к основным материалам. Так, в газете «Know How» (гимназия № 23, г. Краснодар) практически каждый материал представляет собой целый графический комплекс: текст, броский заголовок, подзаголовок, фото автора, рисунок в тему и подчиняющаяся логике текста верстка. В газете «От 7 до 17» (детско-юношеская литературная студия, г. Томск) можно встретить почти профессиональные преамбулы к интервью, написанные так, чтобы читатель понял, с кем и по какому поводу будет беседа, чем данный человек интересен.

Стиль во многом закладывается  на стадии разработки содержательной концепции и выражается в пристрастии  к шрифтам одного вида, одинаковой постановке иллюстраций, сходной манере использовать линейки, выборе палитры  и форматов набора. Существует весьма спорное мнение, что молодежный стиль оформления печатных изданий – это практически полное пренебрежение какими-то правилами, нечто, не подлежащее регламентации. Но для любого издания, будь оно «взрослым» или школьным, читаемость шрифтов, упорядоченность зрительного восприятия иллюстраций – знак уважения к читателю и залог успеха.

Информация о работе Современная школьная пресса: системные характеристики