Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольной работы: проанализировать принципы взаимоотношений органов государственной власти со средствами массовой информации в РФ.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- изучить основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти;
- определить модели взаимодействия СМИ и власти;
- выявить нормативно-правовую базу данной проблемы;
- дать общую характеристику Управлению пресс-службы администрации Псковской области;
- произвести анализ принципов взаимодействия органов государственной сласти со СМИ в Псковской области;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования принципов взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………….5
1.1 Основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти………………………………………………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти ...7
1.3 Нормативно-правовая база, отражающая принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ………………………………………12
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти со средствами массовой информации и общественностью (на примере Управления пресс-службы администрации Псковской области)………………………………….16
2.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области. Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.2 Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………21
2.2 Анализ принципов взаимодействия органов государственного управления со СМИ и общественностью в Псковской области……….........23
2.3 Проблемы во взаимодействии СМИ и органов государственной власти……………………………………………………………………………..26
Глава 3. Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)……………………...29
3.1 Особенности совершенствования взаимодействия органов власти и СМИ в Псковской области……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………

Файлы: 1 файл

PR.docx

— 80.83 Кб (Скачать файл)

2. Патерналистский вариант советской модели. Это сохранившаяся в нетронутом виде советская модель СМИ в варианте 30-х - 50-х годов. Характерной чертой данной модели является высокая медиа-насыщенность региона. Вместе с тем рекламный рынок развит слабо, существует большой объём государственных дотаций на лояльные СМИ. Региональная власть сохраняет практически полный контроль над массовой информацией, опираясь на высокую долю зависимых государственных СМИ, механизм дотаций, фактическую цензуру. Власть остается информационно закрытой. Число живущих в подобных информационных условиях россиян составляет 9,5% населения.

3. Модернизированный вариант советской модели. Данная модель складывается при взаимодействии следующих характеристик региона: высокой медиа-насыщенности, наличия большого сектора негосударственных СМИ, большого регионального бюджета СМИ. Местная администрация стремится поставить под контроль основные потоки массовой информации, при этом она действует не методами прямой цензуры, а с помощью экономических рычагов и создания сильной собственной информационно-имджевой политики. Эта модель возникает при власти харизматически сильного лидера в регионе с большими бюджетными возможностями и хорошим потенциалом рынка СМИ. Наличие реального или потенциального рынка рекламы создает определенный противовес мощному государственному воздействию. Главное отличие от модели перехода к рынку в практически полном контроле власти над основными информационными потоками. Число живущих в подобных информационных условиях россиян составляет 10,9% населения.

4. Модель, переходная к рыночной. Её основной признак - разделение медиа-пространства на равные или сопоставимые по масштабу части: государственную и негосударственную. Государственные власти, поддерживая государственные СМИ, отношения к негосударственным строят в диапазоне от умеренной дискриминации до сдержанной настороженности. Главное отличие переходной модели от всех вариантов советской медийной модели в том, что власть уже не может или не хочет создавать целостную систему командования СМИ. В условиях переходной модели в России живет свыше трети населения в 33 регионах.

5. Рыночная модель. Основные характеристики данной модели: высокая медиа-насыщенность, богатый рекламный бюджет СМИ, при этом независимые от государства СМИ доминируют на медиа-рынке. Власти приходится считаться со СМИ как с существенным и частично самостоятельным фактором в политике и экономике региона. Как правило,

для данной модели характерен высокий уровень конфликтности в медиа-сфере, а уровень криминального насилия против журналистов выше среднего. При рыночной модели СМИ приобретают иную природу - они превращаются в бизнес. В условиях рыночной модели живет 23,5 % россиян.

6. Конфронтационная модель. Данная модель возникает при «лобовом» столкновении авторитарной политики региональной власти с мощными, экономически независимыми СМИ, опирающимися на развитый рекламный рынок и сильные журналистские традиции. Основные характеристики этой «конфронтационной» модели: высокая медиа-насыщенность, большая доля независимых от власти СМИ, закрытая информационная политика власти, попытки проводить в регионе авторитарную политику в отношении СМИ.

В отличие от советской модели, при которой власти иногда также ведут войну с независимыми СМИ, в случае конфронтационной модели у власти нет сколько-нибудь серьезного прикрытия в виде общественных ценностей, ради которых ведется война. При конфронтационной модели лидер или элитная группа борется за воспроизводство во власти себя лично, а не какой-то системы власти с сопутствующими базовыми ценностями. Конфронтационная модель может возникнуть как на базе рыночной, так и на базе советской модели. В условиях конфронтационной медиа-модели проживает 15,5% российских граждан.

7. Депрессивная модель. Крайне низкая медиа-насыщенность, низкое качество СМИ, отсутствие признаков рекламного медиа-рынка - это информационные условия, в которых живут 1,6% россиян в 11 субъектах РФ.

Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство существующих медиа с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть.

Иную картину представляет собой региональный уровень. В субъектах РФ, существенно различающихся своей экономической и политической ситуацией, функционируют различные медиа-модели, своеобразными полюсами которых являются советская модель (авторитарная), и рыночная (коммерческая). В настоящее время в регионах идет процесс движения от авторитарной к коммерческой медиа-модели.

1.3 Нормативно-правовая база, отражающая взаимодействия органов государственно власти со СМИ

Газеты, журналы, радио и телевидение, печатные и электронные издания, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя.

Первоосновой свободы печати, как это вытекает из ч.4 ст.29 Конституции РФ [1], является право каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство в лице любых его органов, а также и общественные организации обязаны предоставлять интересующие сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной. [18]

Сегодня основополагающим актом, регулирующим отношения государства со средствами массовой информации в современном российском правовом пространстве, является Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года №2124-1 (далее Закон о СМИ). [5]

Статья 1 этого Закона [5] закрепляет важные концептуальные положения, раскрывающие конкретное юридическое содержание категории "свобода массовой информации на территории Российской Федерации". Исходя из смысла статьи, свобода массовой информации в её российской законодательной интерпретации включает в себя следующие основные правомочия, не подлежащие ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации:

- поиска, получения, производства и распространения массовой информации;

- учреждения средств массовой информации;

- владения, пользования и распоряжения СМИ;

- изготовления, приобретения, хранения и эксплуатации технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Понятие "массовая информация" определяется в статье 2 Закона о СМИ следующим образом: "под массовой информацией" понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы".

Само понятие средств массовой информации Закон [5] определяет так: "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации".

Правовое положение средств массовой информации в современной России предопределяется изменениями, произошедшими в политическом строе в нашей стране после 1991 г. В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без неё невозможен диалог между индивидом, обществом и властью. По-новому выстраиваются и отношения СМИ с государством, а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Ряд положений Закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашёл отражение в Конституции Российской Федерации. [1]

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, включила свободу массовой информации в число основных прав и свобод человека и гражданина, применив для этого достаточно ёмкую формулу: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается" (ч. 5 ст. 29).

Таким образом, деятельность СМИ основывается на свободах, гарантированных в Конституции.

Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 – недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41); свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123) и др. Сюда же относится правомочие иметь свободный доступ к информации о конечных результатах законодательного процесса (согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ "законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются"). [1]

Конституционные нормы, регулирующие отношения, связанные с правом на свободу совести (ст.28 Конституции РФ), а также с правом на доступ к культурным ценностям и свободе творчества во всех его проявлениях (ст.44 Конституции РФ), включают в себя правомочия свободы массовой информации в качестве гарантирующей реализацию указанных основных прав и свобод информационной подсистемы.

Также регламентирует взаимоотношения СМИ и органов гос. власти Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ. Закон разъясняет нам понятие социальной рекламы, в качестве заказчиков которой, как правило, выступает государственная власть.

Особо следует выделить Федеральный Закон Российской Федерации «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13 января 1995 года. Этот закон определяет критерий «государственности» СМИ; дает предписание по обязательной тематике ежедневного, еженедельного и ежемесячного освещения деятельности органов государственной власти; регулирует условия выступлений депутатов в региональном телерадиоэфире.

Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти со средствами массовой информации (на примере Управления пресс-службы администрации Псковской области)

2.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области. Особенности развития средств массовой информации Псковской области

2.1.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области

В Псковской области за взаимосвязь со СМИ отвечает Управление пресс-службы в администрации области.

Управление состоит из трех структурных подразделений: отдела подготовки оперативной информации, отдела взаимодействия со СМИ и отдела производства фото и аудиовизуальной продукции.

Управление пресс-службы


- Начальник  Управления - Ширана Оксана Валерьевна

- Заместитель  начальника Управления - Иванова  Виктория Анатольевна


 

 


 

Отдел производства фото и аудиовизуальной  продукции


- Заместитель 

 начальника отдела - Герасимов  Сергей Валерьевич

Отдел взаимодействия со СМИ


- Начальник отдела - Новикова Виктория  Владимировна

- Заместитель

 начальника отдела - Злобина  Анна Геннадьевна

- Консультант (приемная) - Снигур Елена Сергеевна

Отдел подготовки оперативной информации


- Начальник отдела подготовки  оперативной информации - Иванова  Виктория Анатольевна

- Заместитель 

 начальника отдела - Потапова 

 Ирина Сергеевна

- Консультант - Иванова Алена Владимировна


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Структура  Управления пресс-службы администрации  Псковской области

 

Как видно  из рисунка 1 в Управление входит 8 кадровых работников, из них 7 женщин и всего один мужчина.

Основными целями деятельности Управления являются:

  1. Информационное сопровождение деятельности Губернатора области, заместителей Губернатора области, Администрации области;
  2. Оперативное взаимодействие со средствами массовой информации (далее — СМИ) по освещению деятельности Губернатора области, заместителей Губернатора области, Администрации области.

Основными задачами Управления являются:

  1. Обеспечение конституционного права граждан на информацию путем размещения в СМИ сообщений и материалов, содержащих объективную и достоверную информацию о деятельности Губернатора области, заместителей Губернатора области, Администрации области;
  2. Оказание содействия СМИ в освещении деятельности Губернатора области, заместителей Губернатора области, Администрации области.

Информация о работе Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)