Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:02, курсовая работа

Описание работы

Цель контрольной работы: проанализировать принципы взаимоотношений органов государственной власти со средствами массовой информации в РФ.
Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:
- изучить основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти;
- определить модели взаимодействия СМИ и власти;
- выявить нормативно-правовую базу данной проблемы;
- дать общую характеристику Управлению пресс-службы администрации Псковской области;
- произвести анализ принципов взаимодействия органов государственной сласти со СМИ в Псковской области;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования принципов взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………….5
1.1 Основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти………………………………………………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти ...7
1.3 Нормативно-правовая база, отражающая принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ………………………………………12
Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти со средствами массовой информации и общественностью (на примере Управления пресс-службы администрации Псковской области)………………………………….16
2.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области. Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области………………………………………………………………16
2.1.2 Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………21
2.2 Анализ принципов взаимодействия органов государственного управления со СМИ и общественностью в Псковской области……….........23
2.3 Проблемы во взаимодействии СМИ и органов государственной власти……………………………………………………………………………..26
Глава 3. Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)……………………...29
3.1 Особенности совершенствования взаимодействия органов власти и СМИ в Псковской области……………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………

Файлы: 1 файл

PR.docx

— 80.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  основы исследования принципов взаимоотношений органов государственной власти и СМИ………………….5

1.1 Основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти………………………………………………………….5

1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти ...7

1.3 Нормативно-правовая база, отражающая принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ………………………………………12

Глава 2. Анализ взаимодействия органов власти со средствами массовой информации и общественностью (на примере Управления пресс-службы администрации Псковской области)………………………………….16

2.1 Общая характеристика Управления пресс-службы администрации Псковской области. Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………16

2.1.1 Общая характеристика  Управления пресс-службы администрации  Псковской области………………………………………………………………16

            2.1.2 Особенности развития средств массовой информации Псковской области………………………………………………………………21

2.2 Анализ принципов взаимодействия органов государственного управления со СМИ и общественностью в Псковской области……….........23

2.3 Проблемы во взаимодействии СМИ и органов государственной власти……………………………………………………………………………..26

Глава 3. Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)……………………...29

3.1 Особенности совершенствования взаимодействия органов власти и СМИ в Псковской области……………………………………………………...29

Заключение………………………………………………………………..32

Список литературы……………………………………………………….35

Введение

Все большее значение приобретает в России средства массовой информации. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований.

Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - это вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается в том, что не выработаны действенные механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, а это в конечном итоге дестабилизирует общество, мешает созданию единого информационного пространства.

Особенно актуальна эта проблема для регионов: огромная территория страны, различные экономические и политические условия субъектов РФ приводят к тому, что место и роль средств массовой информации в различных регионах неодинаковы, требуют индивидуального анализа и учитывающих региональную специфику подходов в регулировании медиа-сферы.

Цель контрольной работы: проанализировать принципы взаимоотношений органов государственной власти со средствами массовой информации в РФ.

Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:

- изучить основные принципы взаимодействия СМИ и органов государственной власти;

- определить модели взаимодействия СМИ и власти;

- выявить нормативно-правовую базу данной проблемы;

- дать общую характеристику Управлению пресс-службы администрации Псковской области;

- произвести анализ принципов взаимодействия органов государственной сласти со СМИ в Псковской области;

- выявить основные проблемы взаимодействия;

- дать предложения по совершенствованию взаимодействия СМИ с органами государственной власти.

Объектом исследования является взаимодействие органов государственной власти и СМИ.

Предмет исследования - принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования взаимоотношений властных структур и массовой коммуникации

1.1 Основные принципы взаимодействия органов государственной власти и СМИ

Отношения со СМИ составляют один из важнейших  аспектов связей с общественностью. Установление плодотворных деловых  отношений с печатными и электронными средствами информации жизненно необходимо для любой государственной структуры. Завоевать уважение и доверие  представителей СМИ, этих очень важных звеньев общения с публикой, означает получить самое широкое освещение  деятельности государственной власти.

 Отношения  с прессой и другими средствами  массовой информации носят двусторонний  характер. Они взаимовыгодны и  постоянно возобновляются как  журналистами, так и представителями  государственной власти.

Взаимная  потребность в деловых контактах  редакций СМИ и государственных  институтов формирует общие принципы этих отношений:

- доверительность  отношений подразумевает предоставление  честной и откровенной информации;

- не  всегда сенсационность публикаций, относящихся к деятельности государственной власти позитивно влияет на общественное мнение. Сенсация необходима массовым, популярным изданиям (особенно бульварным); другие издания — газеты и журналы деловых кругов, бизнес-пресса, а также качественная пресса — предпочитают прежде всего точную и оперативную информацию. Эти издания постоянно нуждаются в свежих новостях, в информационных материалах, пресс-релизах, содержащих в обязательном порядке новость и выполненных как готовый информационный материал для печатного издания. В этой связи постоянно снабжать редакции СМИ новостями — стратегическая задача пресс-службы;

- принцип  объективности: тележурналист и  любой представитель СМИ должны  освещать факты точно такими, как они происходят на самом  деле — без каких-либо подтасовок, инсценировок. Не предавать огласке  сообщения о серьезных происшествиях  в органах государственной власти  до тех пор, пока не будет  дана тщательная и сдержанная  оценка серьезности ситуации;

- принцип  честности: наказуется добывание информации незаконным путем в форме шантажа, любых предложений и просьб, которые могут оказать влияние на участников событий;

- принцип  этики: СМИ должны отказаться  от выдачи в эфир предположений,  слухов, собственных догадок за  точные факты;

- принцип  плюрализма: аудитория имеет право  получения информации обо всем, что, так или иначе, влияет  на общественную жизнь. Необходимо  предоставлять право выступления  в конфликтных ситуациях представителям  с противоположными точками зрения. Причем собственная точка зрения  журналиста не должна оскорблять  присутствующих и быть по возможности  нейтральной. При этом журналист  не обязан отвечать за сведения, полученные из официальных государственных  или общественных источников. При  публикации фактов он должен  давать четкие ссылки на первоисточники.

 Что  касается организационных форм  отношений государственных органов  власти со СМИ, то они принимают  традиционное воплощение в виде  пресс-служб, пресс-центров и различных  их модификаций.

 Задача, которую ставит перед собой  связь с прессой, — достичь  максимального числа публикаций  с целью создания «нового знания  и правильного понимания». Следует  иметь в виду, что понятие «связи  с прессой» предполагает взаимодействие  не только с органами печати, но и с радио и телевидением.

 Весь  опубликованный материал обязательно  должен представлять интерес  и ценность для тех, кому  он предназначен. Именно этим  критерием должен всегда руководствоваться  специалист по связям с прессой.

1.2 Модели взаимодействия  средств массовой информации  и власти

Если сравнить итоги крупных политических реформ в России за последнее столетие, то можно заметить их общую тенденцию: возрастание роли и влияния различных средств массовой информации.

Эта тенденция прослеживается на примере реформ «60-х – 70-х годов XIX века, 1905-1907», период с 1985г.  по настоящее время. Сходным при этом является изначальное провозглашение гласности, как государственной политики и постепенная трансформация ее в свободу печати. Такой процесс становится, как правило, основой для противоречий, заложенных во взаимоотношениях власти и прессы.

Рассмотрим основные модели взаимоотношений средств массовой информации с властными структурами в России.

С начала двадцатого века модели взаимодействия власти и средств массовой информации в СССР и Российской Федерации изменились.

Дольше всех просуществовала модель полного контроля государства над средствами массовой информации.

В Советском Союзе средствам массовой информации отводилась роль инструмента политики КПСС. Система средств массовой информации формировалась партийно-государственными структурами и функционировала под их полным контролем.

Партийные комитеты обладали директивными, управленческими и контрольными функциями по отношению к средствам массовой информации.

В демократическом государстве средства массовой информации призваны выражать волю не собственно власти, а волю народа, гражданского общества.

Средства массовой информации должны выйти из-под административного контроля власти. Но свобода сама по себе не гарантирует объективности информации. Беспрерывность позиции журналиста, органа прессы, не предохраняет от использования средств массовой информации в качестве инструмента манипулирования общественным мнением.

Сегодня наблюдается финансовая зависимость средств массовой информации от учредителей и капитала. Основная масса средств массовой информации выдает ту информацию, которая согласовывается с государственными органами либо с учредителями.

Кроме того, сегодня происходит сокращение тиражей на все местные, региональные и центральные издания. Причина кроется не только в росте могущества электронных средств массовой информации, но и  в растущей конкуренции издательских корпораций, поглощении мелких издательских фирм крупными фирмами. Для «выживания» средствам массовой информации, а также совершенствовать формы взаимодействия с властными структурами. Кроме того, необходим поиск новых форм взаимодействия со своей аудиторией на фоне электронных конкурентов.

В поисках информации средства массовой информации преподносят своей аудитории зачастую недостоверную информацию. Это в свою очередь приводит к конфликтам с властными структурами, если эта информация затрагивает деятельность этих структур, да и не только с ними.

Недостоверность информации приводит к снижению доверия к средствам массовой информации, что влечет само собой к сокращению их аудитории.

Отсюда, средства массовой информации выступают не как защитники интересов общества, а действуют в угоду либо своих, либо других интересах.

Получив свободу, средства массовой информации плохо представляют, как распорядиться ею, а структуры власти лихорадочно ищут пути упорядочивания их деятельности. Поэтому часто даже сегодня встречаются конфликты между средствами массовой информации и властными структурами.

В основе классификации региональных медиа-моделей лежит семь параметров: информационная открытость власти (открытая, средняя, закрытая); уровень свободы производства информации; уровень свободы распространенности информации, медийная насыщенность региона; развитие регионального рекламного медиа-рынка; уровень медиа-конфликтности региона; характер конфликтов (правовой, внеправовой); уровень и характер самоорганизации медиа-сообщества.

Из первых трех параметров складывается типологическая характеристика информационной политики власти. Четвертый и пятый характеризуют потенциал и совокупную мощность, характер (рыночный или внерыночный) местных СМИ. Шестой параметр, уровень конфликтности, во многом является производным взаимодействия первых пяти. Седьмой - степень и направленность самоорганизации медиа-сообщества - тесно связан со всеми шестью предыдущими факторами, но имеет свою внутреннюю логику развития. На основе указанных критериев выделяются семь региональных моделей [17]. Рассмотрим характеристики каждой из них.

1. Авторитарный вариант советской модели. Эта модель характерна, прежде всего, для регионов со сравнительно низким уровнем медиа-запросов населения, общим невысоким уровнем экономического развития. Её образует сочетание жесткой авторитарной политики власти в отношении СМИ с низкой медиа-насыщенностью. Практически отсутствует рекламный рынок. Конфликтов в сфере СМИ немного, поскольку большинство местных масс-медиа контролируется властью. Органы власти информационно закрыты; журналистское сообщество несамоорганизованно и не играет какой-либо роли. В региональных законах и нормативных актах имеются положения, ущемляющие свободу СМИ; возможен вариант, когда информационная политика осуществляется без всяких законов. В информационных условиях, созданных этой моделью, проживает 4,4% населения России.

Информация о работе Совершенствование предложений по взаимодействию органов государственной власти и СМИ (региональный аспект)