Социально-психологическая проблематика стрит-арта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению такого направления как стрит-арт, анализу его социально психологической проблематики, описанию его особенностей и его влияния на общественное мнение. Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение и является актуальным и интересным как для СМИ, так и для изучения психологии поведения социума.
Целью данной работы является исследования стрит-арта как отдельного вида коммуникации, анализ его как одного из способов выражения социальной позиции и его влияние на мнение общественности.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: определить понятие стрит-арта не только как форму уличного искусства, но и как универсальный способ общения, высказывания своей позиции, установить взаимосвязь между распространением этого направления и деятельностью СМИ.

Содержание работы

Введение.
Глава 1 - Определение понятия стрит-арт, история возникновения.
1) История стрит-арта
2) Традиции стрит-арта:
3) Стрит-арт как искусствоведческая проблема.
Глава 2 – Представители стрит-арт культуры мирового Масштаба.
Глава 3 – Проблематика стрит-арта: анализ социально психологических особенностей.
1) Психологически особенности стрит-арта.
2) Социальная проблематика страит-арта.
3) Стрит-арт на Украине и в Крыму.
4) Стрит-арт и журналистика.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социально психологическая проблематика стрит-арта.docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

Например, одна из последних и довольно масштабная работа Бэнкси, которую он нарисовал на здании в самом центре Лондона. Рисунок размещен на боковой стене дома, выходящего на охраняемую территорию  почтового ведомства на Newman Street.

 

Этим рисунком Бэнкси высказывает свое отношение к засилью камер скрытого наблюдения (CCTV-камер) в британских городах. По мнению художника, страна рискует превратиться в описанное Джорджем Оруэллом в романе "1984" "общество Большого Брата". (рис.1)

Маленький мальчик, изображенный на стене, пишет белой краской «Нация под прицелом CCTV". Стена, на которой нарисован рисунок, между делом, также находится под прицелом CCTV камер, однако это не помешало Бэнкси. Рисунок был сделан ночью, для его создания команде поддержки художника пришлось соорудить трехэтажные леса, но к утру от лесов уже не осталось и следа.

Еще одна любопытная работа Бэнкси. Она носит название "Обнаженный" и расположена на фасаде здания бристольской клиники на Парк-стрит.(рис.2) В этой клинике пациентов лечат от сексуальных расстройств. Рисунок изображает непутевого любовника скрывающегося от мужа своей любовницы. Он висит обнаженный на улице, держась за подоконник. Рисунок крайне символичен и несет в себе яркий сатирический окрас. Сначала городской совет Бристоля хотел закрасить этот рисунок, но по многочисленным просьбам населения рисунок оставили, как своеобразный предмет искусства.

Еще одна сильная с точки  зрения социальной психологии картина Бэнкси, это рисунок на одной из серых стен Лондона.  Она называется «за стеной».

Этот проект знаменателен тем, что в нем художник создает  некую виртуальную реальность, которая  находится там, за стеной. На переднем плане мы видим детей, которые  отрезаны от живописного пейзажа  серой бетонной стенкой. Тем самым  художник подчеркивает отрицание существования  человечества в некой утопии. Дети на картинке вынуждены играть на куче камней, в то время как за стеной существует некий утопический мир, в который они попасть не могут. (рис.3)

Все рисунки Бэнкси по-своему социальны. Все его творчество, по сути – ирония над существующими  проблемами, сатира «на злобу дня». Наверное, именно поэтому его рисунки  никого не оставляют равнодушным. 

Если говорить о представителях Европейской традиции стрит-арта то тут, пожалуй, будет уместным вспомнить  такого художника как Blek Le Rat ( его настоящие имя известно -Xavier Prou). Этот художник родился в Париже в 1951 году и на данный момент многие признают его мастером стрит-арта. По одно из версий он является родоначальником трафаретного граффити. Его творчество как и творчество Бэнкси оказало в свое время и продолжает оказывать сильнее влияние на стрит-арт Он является признанным мастером стрит-арта и, по мнению многих, родоначальником трафаретного граффити. Его творчество оказало огромное влияние на сегодняшнее граффити и стрит-арт движение в целом. Свой псевдоним он взял из названия своих любимых комиксов, которые читал в детстве.

Некоторые работы Blek Le Rat’а, как и работы Бэнкси, содержат социальный, религиозный и политический подтекст. Не смотря на то, что Blek Le Rat является последователем Европейской традиции стрит-арта, его работы в равной степени являются как искусством, так и агитацией. Примером работы на религиозную тематику является его рисунок на одной из городских стен Парижа. Он изображает Адама и Еву, которые вместо яблока предпочли банан.(рис 4)

Рисунок несет в себе очевидную  насмешку над христианской религией, однако, не злую. Скорее эта работа является своеобразной данью современным реалиям.

В работах этого художника  также прослеживается политический символизм. Например, довольно популярная его работа, изображающая собой армию  марширующих солдат. Однако, вместо винтовок они держат в руках кисти.

В этой работе прослеживается воинствующий пацифизм автора. Его  протест современному военному положению. Он считает, что воевать следует кистями, т.е. протестуя творчеством, а не насилием. Вступать в поединки не с оружием, а с кистью. Впереди солдат ангел-миротворец – яркий символ и очередной отсыл автора к религиозной тематике. (рис.5)

Помимо этих двух представителей разных традиций есть еще множество  талантливых художников. Путь к стрит-арту у всех разный. Некоторые приходят к нему из художественных учебных  заведений, желая своеобразного  признания своего творчества. Работы таких райтеров, зачастую, отличаются живописностью и несут не сколько смысловую нагрузку сколько эстетическую.  Другие же являются так называемыми «самоучками». Такие начинают с тегов и «бомбинга» - создание быстрого схематического рисунка, основная цель которого – заполнить собой как можно больше пространства, то есть с чистого вандализма. И только по истечению времени такие райтеры приходят к граффити и непосредственно к стрит-арту, несущему в себе смысловую нагрузку.

 

Манипулятивные функции  стрит-арта.

 

С точки зрения обывателей более зрелого возраста стрит-арт  – это ни что иное, как вандализм. То-есть взрослые люди либо не обращают на него внимание, а если и обращают – то зачастую на нецензурные высказывания или безликие «теги» портящие внешний вид города. В данном контексте стрит-арт выполняет функцию агрессора и в итоге зритель стереотипизирует его и ассоциирует с «плохими» компаниями и подростковым хулиганством. Однако и тут существуют исключения.

Ярким примером являются работы украинского творческого объединения  «Інтересні казки», которое состоит из двух художников – один с высшим образованием, а второй, по сути, самоучка.

Их работы несут смысл, однако он далек от социальных политических и религиозных агитаций Бэнкси и  Blek Le Rat. Их картины несут скорее философский смысл и повторяют традиции Европейского стрит-арта. Творческое объединение «Інтересні казки» работают абсолютно легально. Их целью является в первую очередь облагородить вид города. В тоже время в свои работы они вкладывают не только эстетический подтекст. Их образы намного глубже и трактовать их можно по-разному. Больше всего поражают масштабы их работ.(рис. 6,7,8)

Не смотря на то, что «Інтересні казки» начинали с граффити (однако легального, на специально отведённых местах), на данный момент их масштабные работы известны уже далеко за пределы  Украины. Выработав собственный  стиль эти художники дали отечественному стрит- арту новую ветвь развития. Они показали, что для того, чтобы нести смысловую нагрузку своим творчеством не обязательно делать это вне закона.

Молодое поколение зачастую относится к стрит-арту очень позитивно. Люди возрастом от 15ти до 25ти лет находят в этом направлении свободу слова, свободу мыслей и самовыражение. Ну и в современных реалиях стрит-арт становится модным, а уличные художники – своеобразными иконами.  Немаловажную роль тут конечно сыграл образ вышеупомянутого Бэнкси. Загадочный человек, о котором никто ничего не знает, при этом по-своему ломающий систему и идущий вразрез с законом со своими кричащими рисунками.  Конечно-же для подрастающего сознания этот образ крайне привлекателен. Быть творческим – это уже интересно и здорово, и особенно здорово если твое творчество у всех на виду. Особенно легко эта схема действует на просторах маленьких провинциальных городов, так как центральных улиц не много и для признания достаточно оставить свой авторский знак на ключевых местах дислокации людей. Но не смотря на это, большинство современных райтеров, которые занимаются не просто бомбингом а трафаретными рисунками, и еще, желательно, со своеобразной смысловой нагрузкой, утверждают, что делают это ни ради признания.  Например, довольно известный в узких кругах Симферопольский райтер, творящий свои трафаретные и не только рисунки под псевдонимом «Шарик» высказывается о своем творчестве так:

«Нет, я не считаю свои графитюльки агитацией, тем более искусством, так как это просто настенные рисунки, содержание которых является временной позицией автора. Назвать "стрит-арт" искусством в целом можно, но отдельно чье-либо творчество едва ли.

Отныне и доселе я не затрагиваю и не затрагивал никаких  проблем. Я просто изобразил на нескольких рисунках свое отношение к обще популярным социальным явлениям, которые некогда  вызывали во мне лютое неприятие. Для меня рисование граффити это просто самовыражение, реализация способностей, не более.

У меня нет зрителей, и  я ничего не ожидаю, большинству  сограждан вообще плевать с высокой  горки на то, что там нарисовано на стенах. Граффити интересно только тем, кто этим занимается, ну и еще небольшой группе лиц, просто интересующихся "стрит-артом". Хотя крайне приятно, когда незнакомые люди положительно отзываются о моем творчестве. В то же время многие упрекают в том, что это все плагиат и закос под Бэнкси, но это все от скудоумия, так как эти знатоки просто не ведают о тех источниках, в которых купаются музы тех же Бэнкси, Блу и прочих. Вот например некоторые образы для своих анимации, я почти уверен в этом, Блу позаимствовал из мультиков Ивана Максимова. И так повсеместно, все актуальные современные художники лишь заимствуют и интерпретируют ранее существовавшие идеи.»

 

Стрит-арт в Крыму

 

В Крыму стрит-арт зародился  как направление не так давно. По большей части он концентрируется в Симферополе. Есть несколько талантливых, по меркам полуострова, райтеров родом из Севастополя, но для своего творчества они равно выбирают стены «столицы».  Это, скорее всего, обусловлено тем, что в Симферополе может быть больше потенциальных зрителей, в частности приезжих.

Населения Симферополя по большей части сходится на мнении что в этом городе стрит-арт –  это больше вандализм. Не так много  людей способных создать что-то большее, чем бомбинг, готовых потратить  достаточно денег на краску и времени  на трафареты и рисунок.

Самым известным является вышеупомянутый «Шарик». Как и личность Бенкси личность Шарика известна не многим. На его официальной странице в  социальной сети нет ни фото, ни настоящего имени и фамилии этого человека. Предположительно его зовут Андрей, и стрит-артом он занимается уже  несколько лет. Первые его работы в Симферополе конечно произвели всеобщий фурор. Его называли как последователем Беэнкси и современным художником, так и банальным хулиганом. Сам Шарик о стрит-арте в Симферополе отзывается следующим образом:

«Тут следует уточнить, что, по большому счету, стрит-арта как такового в нашем городе и не существует. В славном граде Симферополе присутствует лишь граффити, то есть рисунки и надписи в общественных и не очень общественных местах. И хотя стрит-арт и граффити это суть одно, но, на мой взгляд, эти пагубные социальные явления не совсем тождественны. К стрит-арту я отношу лишь те публичные работы (рисунки, инсталляции, постеры и прочее), которые более или менее удачно вписаны в пространство среды, взаимодействуют с расположенными вблизи какими-либо конструкциями, объектами, предметами, элементами стен и зданий.

Испещренные "тегами" стены и здания выглядят просто убого и уродливо. Хотя не мне осуждать кого-либо, так как я некоторыми своими рисунками тоже увеличиваю количество вселенского мусора и зла. И общественность должна понимать, что истоки всего этого прыщавого девиантного поведения юношей кроются не только в их стадных позывах, что граффити это не бесструктурное стихийное явление, тут выстроены целые управленческие механизмы воздействия на молодые разжиженные мозги отрока. К тому же, для некоторых заболевших молодых людей, "тегинг" стал одним из видов досуга, модной развлекательной забавой. И хворь эту можно излечить лишь регулярными побоями пациента и наложением на него непомерно огромных штрафов. Либо просто подождать, так как с возрастом сей недуг сам сходит на нет. А вообще в нашем обществе существуют и более серьезные заболевания, чем безобидный "теггинг".

Выплескивать свои эмоции лучше вообще в местах безлюдных  и необитаемых, а выставлению  творчества на всеобщее обозрение, я  думаю, все-таки должна предшествовать некоторая художественная подготовка. И на административных зданиях я  бы не стал рисовать вообще, так как  серьезные учреждения стараются  держать в чистоте свои стены  и быстро закрашивают бестолковые  загогулины. А для "уличного художника" нет ничего скорбнее и горестнее, чем скоропостижная смерть его произведений от рук работников ЖКХ.

Мне конечно неведомы истинные причины возникновения стрит-арта, но я целиком и полностью согласен с Бэнкси, который некогда заявил, что граффити это один из самых  доступных способов самовыражения. Общеизвестно, что любое изображение  это носитель определенной информации. Отсюда следует, что адепты стрит-арта видимо пытаются донести некоторые  сведения о процессах, протекающих  в их организмах, об окружающей действительности, о негативных социальных тенденциях, проблемах и настроениях масс, в общем заявляют о своем существовании. То есть стрит-арт, как и любой другой вид искусства, повествует о жизни современного общества, как и некогда наскальные рисунки глубокой древности отображали быт того времени. А это натолкнуло меня на мысль, что мы все те же пещерные люди, просто с тех пор у нас появились Интернет и аэрозольная краска.»

Из данного монолога следует что даже непосредственно сами художники осознают что у любого самовыражения должны быть границы. Другое дело, что для каждого они разные. Шарик как своеобразный последователь Бэнкси в своих работах придерживается того-же стиля и примерно той-же социальной позиции (рис.9).

Все его работы в первую очень пронизаны своеобразной символикой и часто являются ироничной шуткой над современными реалиями, полными  зависимости от модных брендов, вредных  привычек и потребительского отношения. (рис.10,11,12,13)

Информация о работе Социально-психологическая проблематика стрит-арта