Социально-психологическая проблематика стрит-арта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению такого направления как стрит-арт, анализу его социально психологической проблематики, описанию его особенностей и его влияния на общественное мнение. Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение и является актуальным и интересным как для СМИ, так и для изучения психологии поведения социума.
Целью данной работы является исследования стрит-арта как отдельного вида коммуникации, анализ его как одного из способов выражения социальной позиции и его влияние на мнение общественности.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: определить понятие стрит-арта не только как форму уличного искусства, но и как универсальный способ общения, высказывания своей позиции, установить взаимосвязь между распространением этого направления и деятельностью СМИ.

Содержание работы

Введение.
Глава 1 - Определение понятия стрит-арт, история возникновения.
1) История стрит-арта
2) Традиции стрит-арта:
3) Стрит-арт как искусствоведческая проблема.
Глава 2 – Представители стрит-арт культуры мирового Масштаба.
Глава 3 – Проблематика стрит-арта: анализ социально психологических особенностей.
1) Психологически особенности стрит-арта.
2) Социальная проблематика страит-арта.
3) Стрит-арт на Украине и в Крыму.
4) Стрит-арт и журналистика.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социально психологическая проблематика стрит-арта.docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

Таврический Национальный университет им. В.И. Вернадского

 

Факультет славянской филологии и журналистики

Кафедра межъязыковых коммуникаций и журналистики

 

 

 

Курсовая работа

«Социально-психологическая  проблематика стрит-арта»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка II курса

Группы 2-ж-б

Валерия Войтух

 

Руководитель

Кандидат филологических наук

Ю.А. Вербицкая

 

 

 

 

 

г. Симферополь

2012г.

План

Введение.

Глава 1 - Определение понятия  стрит-арт, история возникновения.

1) История стрит-арта

2) Традиции стрит-арта:

3) Стрит-арт как искусствоведческая проблема.

Глава 2 – Представители  стрит-арт культуры мирового Масштаба.

Глава 3 – Проблематика стрит-арта: анализ социально психологических  особенностей.

1) Психологически особенности стрит-арта.

2) Социальная проблематика  страит-арта.

3) Стрит-арт на Украине  и в Крыму.

4) Стрит-арт и журналистика.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение.

 

Данная работа посвящена  рассмотрению такого направления как стрит-арт, анализу его социально психологической проблематики, описанию его особенностей и его влияния на общественное мнение. Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение и является актуальным и интересным как для СМИ, так и для изучения психологии поведения социума.

Целью данной работы является исследования стрит-арта как отдельного вида коммуникации, анализ его как одного из способов выражения социальной позиции и его влияние на мнение общественности.

Нами была предпринята  попытка решить следующие задачи: определить понятие стрит-арта не только как форму уличного искусства, но и как универсальный способ общения, высказывания своей позиции, установить взаимосвязь между распространением этого направления и деятельностью СМИ.

Стрит-арт - (англ. Street art — уличное искусство)  — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль, т.е. исскуства это не выходит за рамки города: улиц, вокзалов, станций метро. Основная и преобладающая часть стрит-арта - это хорошо знакомое нам граффити (иначе спрей-арт, т.е. рисование баллончиками). Но нельзя считать, что стрит-арт состоит только из граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т.д. Стрит-арт, в отличие от граффити, несет в себе больше подтекстов и скрытых смыслов, то есть он более интеллектуален и сложен для восприятия. На данный момент стрит-арт мирового масштаба от таких мастеров как Banksy или, на пример, Эдгар Мюллер воспринимается не как антикультурное и хулиганское действие, а как особый вид искусства. Каждый художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» который может являться как основным мотивом творчества, так и просто инициалами. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать различную сюжетную линнию. При помощи стрит-арта любой человек, даже не обладающий художественным талантом и опытом, может выразить свою гражданскую позицию, высказать свое мнение. Особую популярность стрит-арт приобрел в последние годы. Один из самых ярких и знаменитый представителей стрит-арт культуры – вышеупомянутый Бэнкси (Banksy) в своих работах затрагивает социальные, политические, экономические темы, то есть, актуальные темы на сегодня.

Почему вообще существует такое направление как стрит-арт? Некоторые полагают, что: «когда газеты замолкают народное мнение выливается на стены». Зачастую стрит-артщики - это представители молодежи, и, в связи с присущим молодым людям максимализмом их рисунки являются отображением их внутренних переживаний.  Кто-то считает своим долгом украсить стены родного города, кто-то – высказать свою гражданскую позицию.

Так как стрит-арт в общем и граффити в частности зачастую попадают под категорию «вандализм», он приобретает своеобразный бунтарский дух. То есть человек высказывает свой протест не только самим изображением, но также тем, что нарушает правила, выходит за рамки государственных законов.

 При помощи своих рисунков художник может также влиять, или даже формировать общественное мнение по тому или иному вопросу. Поднимая социально важные, актуальные на сегодня темы экологии, вымирания редких видов животных, загрязнения окружающей среды, «нечистоплотности» современной экономической и политической системы, монополизации рынка и отсутствия свободы выбора и слова художники стирт-артщики, тем самым, заполняют ту информационную нишу, за которую не всегда имеют храбрость взяться СМИ. Большинство рисунков несут подстрекательный характер, через иронию и гиперболизацию художник показывает что именно, по его мнению, не правильно в современной картине мира.

Отношение общества к феномену уличного искусства далеко неоднозначное. Для одних стрит-арт — это акт вандализма, связанный с порчей имущества и эстетического вида города, для других — это возможность открыто высказываться на любую тему в пространстве, принадлежащем всем, то есть на городских стенах.

Мотивация у уличных художников и цели их творчества различны, как различны и сами художники. Одни таким образом продвигают свои политические убеждения, другие размещают на своих рисунках различные рекламные сообщения. Есть такие, благодаря которым улицы превращаются из обиталищ рекламных бигбордов в галереи авангардного творчества. То есть в этом случае уличные стены превращаются в мощную платформу для самовыражения. 

Уличное творчество пробуждает в людях любознательность, не сколько навязывает им что-то, сколько позволяет самому понять направление мысли автора, оставляя за зрителем свободу трактовки любых приходящих в голову смыслов. 

Стрит-арт – явление исключительно постмодернистское. И как постмодернистское явление, оно  активно впитывает все тенденции, противоречия и актуальные темя повседневности и интерпретирует их при помощи всех соответствующих задачам артистов средства. Порою используются даже самые неожиданные и технологичные – такие, как лазерные проекции и светодиодные инсталляции.

Интернет в этом деле также  сыграл не последнюю роль. Благодаря  глобальной сети, райтерам стало намного  проще обмениваться творческим опытом и поддерживать контакт друг с другом, по-своему поддерживать идейных товарищей.

Стрит-арт — самое значительное культурное явление после панка. Несмотря на то, что большинство современных стритрайтеров очень молоды, это явление насчитывает уже почти тридцать лет и тысячи километров изрисованной городской площади. Стритрайтеры по большей части концентрируются в больших городах где есть множество новостроек, т.е. потенциальных «холстов». И самое главное, в больших городах снует многотысячная толпа потенциальных зрителей.

Искусство выходит из музеев и галерей на улицу. Несмотря на все социальные, политические, экспериментальные и художественные различия, у творчества уличных художников есть несколько незыблемых правил: безвозмездность творчества, городские стены в качестве объекта для выражения своих мыслей и никакого сотрудничества с органами правопорядка / властями.

Весь стрит-арт можно условно разделить на две категории: социальное и декоративное. Первое является своего рода политическим протестом - яркими и будоражащими сознание арт объекты, или же агитацией к чему либо. Во втором случае – это чистой воды «творчество ради творчества» без социального подтекста. Хотя даже в таких вот безобидных рисунках зачастую видна принадлежность художника к той или иной группе или сообществу или подражание тому или иному стилю.

Так как уличное искусство началось именно с граффити, которое развивалось как параллельная хип-хопу субкультура, оно носило контркультурный характер. Однако сегодня граффити почти не имеет отношения ни к хип-хопу, ни к протесту. Субкультура стала индустрией, смешавшись со множеством других субкультур и потеряла часть своей индивидуальности, а от свободного и некогда радикального искусства сейчас осталась только дурная привычка писать свое имя аэрозольной краской, на которой паразитируют компании, производящие баллончики и насадки на них для граффити .

Протест против коммерции, лежащий  в основе философии граффити и являющийся отчасти центральной темой этого движения, стал очень привлекателен для рекламщиков, что привело к появлению множества различных форм взаимодействия стрит-арта и коммерции: выставки, продающие искусство таких художников; граффити фестивали, спонсируемые государством или различными корпорациями (в том числе производителями баллончиков); рекламные кампании, которые нанимают по сей день графитчиков для продвижения своей продукции; поп индустрия — для оформления декораций клипов и т.д. То есть рисование граффити превратилось в конвейер в большой машине индустрии.

В общем граффити культура активно и довольно успешно становится частью мировой коммерческой системы, очередной маркетинговой « фишкой». Например, европейцы довольно быстро интерпретировали и упростили американский райтинг выдвинув на первый план образ вместо шрифта, сделав тем самым граффити куда более понятным для масс и связали граффити с дизайном и рекламой. И если в 90-х индустриализация граффити была еле заметна то сегодня мы почти всегда связываем граффити с образами из знакомых клипов модных реперов или хип-хоперов. В общем, можно сказать, что субкультура медленно но верно превращается в мейнстрим, модный и выразительный визуальный тренд. Сегодня граффити культура зависла где-то между свободным искусством, жаждой признания другими райтерами и арт-рынком, в соперничестве за внимание корпораций и галеристов. Между тем со стороны арт-общественности неоднократно предпринимались попытки сделать стрит-арт общественно полезным, выдвинуть его как предмет музейного экспонирования. Например уже неоднократно было зафиксировано проведение граффити-выставок как с собранием работ именитых райтеров, так и с работами отдельных мастеров. Например приватизированная стена с работой Кейта Харринга, работы BANKSY, помещенные под анти-вандальное стекло и т.д.

То есть сейчас существует некий парадокс: уличное искусство, изначально создававшееся как протест, приобретает коммерческий характер. Плохо это или хорошо – сложно судить. Основная проблема всех уличных  художником – это то, что их «творения» недолговечны. Они довольно быстро закрашиваются, стираются, сдираются со стен очередными социальными работниками посему, кто успел – тот и оценил. Наверное именно поэтому и встал вопрос о том, чтобы сделать стрит-арт более коммерческим, следовательно, доступным большему количеству людей. Во многом, конечно, способствовал этому интернет, т.к. выставляя фотографии своих работ в соц. сетях, например, художник как-бы рекламирует  свое творчество. Во многом посодействовало на руку стрит-артщикам то, что уличное искусство сейчас приобретает вид нового модного брэнда. Появляется все больше статей и даже фильмов, посвященных этому роду деятельности. Сложно сказать, что случится со стрит-артом лет через десять: станет ли он окончательно пропагандистско-рекламно-коммерческой сферой или же все же останется формой некого протеста, выражения своих взглядов и эмоций?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 - Определение  понятия стрит-арт, история возникновения.

 

1)История стрит-арта

 

Точную дату зарождения стрит-арта определить невозможно. По одной из версий, история граффити начинается в 1942 году, во время Второй мировой войны, когда рабочий Килрой принимается писать довольно примитивную фразу 'Kilroy was here' на каждом ящике с бомбами, производящимися на фабрике в Детройте. По какой-то странной причине европейские солдаты начали воспроизводить эту фразу на стенах, которые устояли во время бомбардировок. Позже традицию Килроя продолжил человек по имени Конбердр, правда уже в Филадельфии в 1950х-1960х годах. Эти замысловатые надписи на зданиях, получившие название «tags». Но если Килрой просто писал незамысловатую фразу на ящиках, то Кондбердд был уже своего рода художником. Вместе с еще двумя художниками «Cool Erl» и «Top Cat» они создают граффити в подлинном смысле давая начало этому течению. В конце 1960-х «тэги» перебрались на улицы Нью-Йорка, где начали распространяться со скоростью эпидемии. Там всё начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тэг» распространяется повсюду и даже перебирается в вагоны метро ( как изнутри так и снаружи). Julio 204 — первый кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом, однако зачастую дальше своего квартала такие художники были неизвестны. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала стал Taki 183, который взял непосредственно количеством. Он оставлял следы своего присутствия в очень многих городских местах, и стал своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний. Секрет успеха Taki состоял в том, что он работал курьером, и ежедневно ему приходилось объезжать все пять районов Нью-Йорка. Основным видом транспорта для Taki было метро. Поэтому именно там впервые за всю историю граффити начали появляться первые непонятные надписи в виде TAKI 183. По словам очевидцев через какое-то время в Нью-Йорке нельзя было пройтись по любому району города и не наткнуться на надпись TAKI 183. В скором времени у TAKI 183 появились подражатели. Брали, правда, в основном количеством: кто заполнит надписями своего псевдонима больше всего улиц.

В середине 70-х между «райтерами» из разных районов даже начинают вспыхивать стычки. Несмотря на то, что на первоначальном этапе «тэги» уж никак не украшали город и не являлись предметом искусства, а по большей степени портили общий вид предмета, на котором располагались - это был тот этап, на котором зародился стрит-арт в целом. Так как конкуренция возросла, и стало появляться все больше и больше райтеров, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

В 1973 году, безликие теги приобретают вид уже довольно полноценного направления – графити. Тут уже рейтерам стало представляться куда больше возможностей для самовыражения, чем во времена тэгов, что и привело к бурному росту ветви. Каждый райтер разрабатывал свой собственный стиль, который как можно сильнее выделялся бы на фоне стилей других райтеров.

К 80-м годам движение стрит-арта приобретает все большие масштабы. Места «тэгов» на улицах заняли граффити, которые уже не ограничивали себя написанием псевдонима райтера. На стенах города стали появляться разного рода лозунги и художественные зарисовки. Однако в это же время, граффити ставятся вне закона. Деятельность райтеров приравнивается к вандализму. В короткие сроки стрит-арт покидает улицы и становится на грань исчезновения. Спасение пришло совершенно неожиданно.

Новое интересное и неожиданное  движение привлекает внимание ценителей  искусства и в начале 1980-х журнал Арт Форум посвящает одну из своих статей графити. В этот же период молодые райтеры начинают получать признание как художники, а не как нарушители общественного порядка. Они начинают принимать участие в разнообразынх выставках. В их числе были такие творцы как  Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. С таким же успехом первые райтеры начинают выставлять свои работы в музеях Европы и Нью-Йорка. Тоесть стрит-арт переходит с улиц в выставочные залы.

С 1989 года стрит-арт получает, так называемое, второе дыхание. На сцене мирового стрит арта появляется некий Шепард Фэйри. Он не портит вид города рисованием тэгов или граффити. Не продает свое творчество на выставках. Все что он делает - расклеивает постеры с изображением культового борца 70-х - Великана Андре, с подписью «Повинуйся». Чуть больше чем за 10 лет Шепард расклеил более 1 000 000 портретов Андре по всему миру, к 2000  г. стал самым активным уличным художником в Мире.

К 90-м годам стрит-арт, можно сказать, вернулся на улицы. Вторая волна уличного исскуства была куда болем массовая чем первая, в первую очередь благодаря развитию фото и видеотехники, появления интернета. Все эти «эдвайзы» позволили привлечь внимание куда большего количества людей к этому направлению.

Информация о работе Социально-психологическая проблематика стрит-арта