Социально-психологическая проблематика стрит-арта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению такого направления как стрит-арт, анализу его социально психологической проблематики, описанию его особенностей и его влияния на общественное мнение. Решение данной проблемы имеет теоретическое и практическое значение и является актуальным и интересным как для СМИ, так и для изучения психологии поведения социума.
Целью данной работы является исследования стрит-арта как отдельного вида коммуникации, анализ его как одного из способов выражения социальной позиции и его влияние на мнение общественности.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: определить понятие стрит-арта не только как форму уличного искусства, но и как универсальный способ общения, высказывания своей позиции, установить взаимосвязь между распространением этого направления и деятельностью СМИ.

Содержание работы

Введение.
Глава 1 - Определение понятия стрит-арт, история возникновения.
1) История стрит-арта
2) Традиции стрит-арта:
3) Стрит-арт как искусствоведческая проблема.
Глава 2 – Представители стрит-арт культуры мирового Масштаба.
Глава 3 – Проблематика стрит-арта: анализ социально психологических особенностей.
1) Психологически особенности стрит-арта.
2) Социальная проблематика страит-арта.
3) Стрит-арт на Украине и в Крыму.
4) Стрит-арт и журналистика.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

социально психологическая проблематика стрит-арта.docx

— 62.52 Кб (Скачать файл)

Причиной возниконовения графити культуры часто называют социальный протест со стороны нищих  и робочих районов. Но это ошибочное  мнение так как нищета существовала всегда, нон и в средневековье  ни в XIX веке стены никак не привлекали людей для самовыражения. Разве что похожий всплеск рисовнаия на стенах наблюдался в мировой истории в поздний период Римской империи. Но все эти надписи на стенах городов древнего Рима носили скорее характер политической агитации или были философскими, сатирическими обращениями. То есть по сути имели форму современных форумов.

Можно выделить три фактора, которые сыграли роль в повлении стрит-арта как направления именно в ХХ веке.

1.Первый и главный – это чувство отчуждения. Чем сильне человек чувствует свое отчуждение в большом городе, тем сильне он чувствует желание это отчуждение преодолеть, вплоть до попыток выражения своих мыслей на стенах. Таким образом человек как бы вовлекал в диалог случайного прохожего что устанавливало между рейтером и зрите лем некую связь. Отчуждение складывается из типовой архитектуры, эксплуатации трудящихся, отчуждение через активное воздействие массмедиа, особенно рекламы. Рост индивидуализма на фоне господства массовой культуры. Человек чувствовал что его эксплуатируют, и если на первых етапах это касалось только рабочего класса, то в ХХ веке это почувствовали и, так называемые «белые воротнички» воротничков (журналисты, дизайнеры, креаторы, инженеры-разработчики и т.д.), что привело к отчуждению текстов и образов от самих творцов.

Кроме того эксплуатацию сопровождало активное навязываение бизнесс-модели мира и даже создание своеобразной идеологии на этом фоне.

2. Второй элемент – это стремление человека к индивидуальному самовыражению. Стремление к самовыражению создает своеобразный стимул для приодоления отчуждения как в жизни так и в творчестве. Усиление данной ценности (жажды самовыражения) во многом возникло в святи с ростом потребительства современного общества. Так как почувствовав себя гайкой в замкнутой системе большого города человек начинает задумываться о том, на что стоит тратить свое свободное время. Рост индивидуализма приводит к пессимистическоим настроениям в обществе, и выход люди находять в творчестве, в частности, в таком не стандартном его проявлении как уличное исскуство.

3. Третий фактор – это  агрессивное воздействие рекламы и средств массовой информации. Человеку просто не дают шансов составить свое мнение, он чувствует не явное но довольно ощутимое давление стереотипов, навязывание ему чужого, «удобного» мнения. Этот феномен уже получил название «маркетолог внутри». Суть этого феномена в том что активное вмешательсво рекламы в жизнь человека провоцирует его на ответную реакцию. Это обхъясняет, например, расцвет фотожаб и издевательств над рекламой в интернете, или активное участие людей в акциях против брендов. Люди не просто испытывают неприязнь к рекламным образом, но они еще и предпринимают какие-то дейсвия для того, чтобы образ начал рабо тать против хозяев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Традиции стрит-арта

 

Стрит-арт условно делят на два типа: французский и англо-американский.

Англо-американский стрит-арт ведет свои корни из «плохих районов», так называемых робочих окраин и во многом из негритянской субкультуры. Именно он был своеобразным «родителем» всего современного уличного исскуства и оказал влияние как на Латинскую америку, так и на континентальную Европу. А Европейцы, в свою очередь, вдохновляясь графити Нью-Йорка очень скоро создали свою традицию. Английский стрит-арт изначально был протестным и создавался в основном пролетариатом. Американские стрит-артщики до сих пор очень негативно вопринимают любой факт сотрудничества коллег с коммерческими организациями и часто выясняют «кто кому продался». В тоже время традиции американського стрит-арта не чужда некоторая ироничность и несерьезность, а вандализм по-своему даже приветствуется. Он рассматривается как чистое удовольствие от разрушения и нарушения правил.

В свою очерет французский стрит-арт отличается серъезностью. Практически все французские райтеры – это люди культурне, просвещенные и с высшим образованием. Для них идея стрит-арта заключается в служении обществу, в попытке украсить город ской ландшафт а не испортить чье-то имущесвто. Это во много объясняется тем, что французские райтеры творят в городах с прекрасной архитектурой, чего нельзя сказать о рабочих районах Нью-Йорка.

Стоит так же сказать что французский стрит-арт не противится попыткам поместить его в рамки музеев и галерей. Большинство известных французских райтеров довольно быстро стали демонстрировать свои работы на выставках. Однако, не смотря на светлый и не агрессивный посыл, французского стрит-арта, на мой взгляд, отличается некоторой безыдейностью. Не смотря на то, что райтеры Франции сыплют отсылками к дадаистам, Кандинскому, 1968 году и т.д., большую часть их страдиции можно считать не стрит-артом, а чем-то иным (постмодернизм, постграффити, глэм-арт или что-то еще). При этом современные французские авторы довольно скептично отзываются об американских. Например, довольно знаменитый французский художник Zevs говорит: «Я уважаю Бэнкси, но ведь то, что он делает, - это, в сущности, карикатуры». В тоже время в английском стрит-арте критика в сторону других художников и бесконечные «розборки» между представителями разных стилей – обычное дело (например, граффити-война между Бэнкси и КингРоббо).

Если же задуматься, то причина  различий этих двух традицый стрит-арта заключается в том, что Англо-саксонская, а также латиноамериканская традиция граффити и стрит-арта уже просто укорены на своей территории и главной своей целью видят в примитивном, территориальном, трайбалистическом начале человека. Те, кто ставят именно на это, зачастую, просто правонарушители и мелкие хулиганы, для которых вандализм – чистое удовольствие от раз рушений границ. Есть также те, кто стремится создать нечто сверх этого, т.е. рефлексивно отстраниться. Они и создают, собственно стрит-арт (как арт, т.е. создание дополнительных смыслов визуального сообщения).

Зачастую когда ноги стрит-артинга  растут именно и желания «пометить территорию», это приводит к тому, что в нем начинают принимать участие люди из совершенно других сфер. Например - уличные хулиганы, футбольные фанаты, политически активная молодежь и прочие. И в таком случае каким-бы ироничным, рефлексивным и культурным переработкам их творчество не подвергалось, оно все равно несет разрушение и контр-культурные начала. Европейский же стрит-арт на перове место ставит не сколько бунт и рефлексию, сколько желание донести до зрите ля идею и порадовать глаз. Иными словами, они рефлексивно симулируют то, что затем будет обработано в рефлексии и станет сообщением.

Эту тенденцыю мы можем  проследить даже просматривая биографии  американських и французьких  райтеров. В первом случае это зачастю  выходцы из социальных низов , тогда  как во втором случае преобладают  профессиональные художники и дизайнеры с одним-двумя образованиями (часто художественное + гуманитарное)

Несомненно эти традиции очень разные, и формы выражения  очень разные. Первое –  близко к дадаизму, уличное, часто брутальное, второе – более искусственное, полное различных отсылок, тематически богатое. И то и другое имеют свои преймущества и недостатки и, конечно-же, перспективы, так как компонента чисто биологического поведения очень важна в культуре, не смотря на то, что сам человек, тесть художник в контексте стрит-арта является безликим и анонимным так как вынужден скрываться. Все что он может оставить – это только безликая выдуманная подпись-псевдоним ( как в случае с Бэнкси, например.) Это, конечно, очень интригует и в последствии приобретает вид своеобразного приключения, но любому уличному « не коммерческому» художнику приходится мириться с тем, что его творчество всегда будет ассоциироваться с безликим ником, но уж точно не с его конкретной личностью.

 

Стрит-арт как искусствоведческая проблема.

 

Стрит-арт довільно сложно классифицировать так как это  понятие, объединяющее самые разные формы, техники и течения и существующее пока что не более 30 лет.

Есть довільно популярное мнение о том что стрит-арт  – это не болем чем пост-граффити, так как большинство современных  стрит-артщиков начинали именно с него, да и история стрит-арта тоже начинается именно с тегов. Но в процес райтеры  отошли от букв к сложным и простым  образам или к другим техникам. Но ошибочно считать что только графити-культура породила стрит-арт. Хотя другие определения стрит-арт еще менее точны, например, «хулиганское искусство», «художественная провокация», «урбанистическое искусство» и т.д.

Но если говорить о различии графити и стрит арта, то тут  как нельзя кстати будет процитировать  питерский стрит-артист agon_noga, который как-то сказал, что в граффити главный принцип «Я есть», а в стрит-арте – «Я так думаю». Ну а если бать сов сем точними то это даже скорее «Я говорю», так как просто мисль или даже слово – это зачастую еще не действие, а рисунок – уже да.

Из всего вышесказаного  можно заключить что стрит-арт  – это ни что иное как современное пролетарское, урбанистическое искусство, искусство отчужденных, преодолевающее это отчуждение в городской среде.

Стрит-арт не ставит перед  собой вопросы стиллистики и  художественных канонов, оно направлено на прямой или не вербальный диалог со зрителем или даже со средой.

С одной стороны стрит-арт  продолжает анти-академическую и анти-музейную традицию революционно нового искусства, с другой – дает новый вигляд на любое искусство вцелом, пересматривает его контекст.

Стоит также упомянуть  имена самих знаменитых художников и мастеров стрит арта.

Французы: Ludo, C215, Miss Van, Zevs, Philippe Baudelocque, Space Invader, Blek Le Rat.

Англосаксонцы: Banksy, Shepard Fairy, Swoon, Mear One, Connor Harrington, Will St, Faith47.

Остальные: Інтересні казки, VHILS, Speto, OS GEMEOS, Knitta, Blu, Roa, Nomad, ZooProject, Bast, Phlegm, Sy, Dolk, а также наши – Тимофей  Радя, Злые, Паша183 и другие.

В последние десять лет стрит-арт заметно расширил границы своего действия и оброс множеством нових направлений и стилей. Учитывая победы и ошибки старшего поколения молодые райтеры разрабатывают свои, оригинальные и необычные техники.  Появляются все нове ответвления этого движения и все больше людей начинают воспринимать его не как очередную форму подросткового вандализма, а признают стрит-арт как оригинальную новую и революционную форму искусства. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своим размахам всё, что было создано до этого.  

   

 

III. Практическая  часть

 

Представители стрит-арт  культуры мирового масштаба.

 

В стрит-арте как и во многих других направлениях конечно-же есть свои фавориты. То есть люди, известные своим мастерством на весь мир, можно сказать – культовые личности. В стрит арте таким человеком является некий Banksy. Бэнкси (англ. Banksy) — псевдоним скандально известного английского андерграундного художника граффити и политического активиста, чья личность не установлена. Ни точное имя ни его биография ни даже его внешний вид не известны широкой общественности и по поводу его личности ведется множество споров.

Согласно самым распространённым версиям его настоящее имя Бэнкси - Роберт или Робин Бэнкс.

По одной из версий Бэнкси родился в Бристоле в 1974 году. То есть на данный момент ему уже около 38-ми лет. Заниматься граффити Бэнкси начал  примерно в 90-х годах. Сначала он действовал как обычный райтер, но потом его творчество начало принимать все большие масштабы. Идея пользоваться трафаретами ему пришла после того, как он убегал от английских полицейских. Это позволяло делать рисунки намного быстрее и не требовало так много усилий и времени.

В 2006 году он проделал одну из первых своих знаменитых афер, а  именно: подменил диски с альбомами  певицы Перис Хилтон на диски с  сорокаминутной песней своего друга. Диски были оформлены рисунками самого Бэнкси.

Благодаря своим необычным  и сильным по смысловой нагрузке рисункам Бэнкси довольно быстро приобрел популярность сначала в Англии, а после и во всем мире.  Не смотря ни на что, ему по сей день удается сохранять анонимность и скрываться от полиции.  Многие его работы можно увидеть проскальзывающими в некоторых фильмах. Его творчество вдохновляло многих райтеров начать рисовать.

В 2010 году Бэнкси принял участие  в Берлинском международном кинофестивале Берлинале. Он прислал туда свой автобиографический фильм под названием «выход через сувенирную лавку». Он даже умудрился пройти инкогнито по красной дорожке.

Его фильм был номинирован  Американской киноакадемией на премию «Оскар»—2011 в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».

С именем Бэнкси связано  много загадочных историй. Например, в 2011 году в интернете появились сообщения о том, что на eBay был выставлен необычный лот — клочок бумаги с написанным на ней настоящим именем Бэнкси. Продавцом был американец не скрывающийся за никнеймом. Стартовая цена этого лота составляла 3000 долларов США. После 38 ставки она достигла $999 999 а во концовке лот был удален с сайта по неизвестным причинам. В СМИ высказывали предположение о том, что этот лот выставил сам Бэнкси или его сообщник.

Отношение к Бэнкси как  со стороны общественности, так и  со стороны других райтеров неоднозначное. Многие считают его своеобразной «иконой» современного стрит-арта, другие же считают то, что он делает, не более  чем мелким хулиганством и попыткой привлечь к себе как можно больше внимания. Как бы там ни было, на данный момент Бэнкси является самым знаменитым уличным художником и он, по сути, дал этому направлению «второе  дыхание» своим видением и трафаретными техниками. Его творчеству посвящалось  несколько выставок и в буквальном смысле куски стен с его картинами  распродаются на аукционах.

Бэнкси является представителем Англосаксонской традиции стрит-арта. То есть его работы несут в себе ярко-выраженный протест и довольно глубокий подтекст.

Информация о работе Социально-психологическая проблематика стрит-арта