Шпаргалка по "Теории и практике массовой информации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Теории и практике массовой информации".

Файлы: 1 файл

теория и практика массовой информации.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)


1принципы деят-ти сми Вопрос 1. Принципы деятельности СМИ. В 1931 году Лигой Наций были сформулированы общие принципы функционирования СМИ, закреплённые позже в Декларации Прав Человека-гражданина (ст.19 от 1948 г.). К ним относится: плюралистический характер общества; ограниченное время и площадь на рекламу; ограниченное время и площадь  на показ насилия; оперативность распространения информации; достоверность и недопустимость злоупотребления свободой массовой информации; свобода, отсутствие цензуры. Также было определено и понятие СМИ, а именно под СМИ понимается специально созданные учреждения для открытой, публичной передачи информации широкой публике.

 

2. Черты и функции СМИ. Черты СМИ: 1. наличие спец.приборов и оборудования;2. однонаправленность – от коммуникатора к реципиенту, невозможность смены ролей;3. публичный характер распространения информации;4. дискретный хар-тер инф-ции (аудитория СМИ постоянно изменяется);5. СМИ формирует общ.мнение, отбирает повестки дня. Функции: 1.производство инф-ции; 2.формирование ценностей и норм; 3.критика и контроль; 4. политическая ф-я; 5. мобилизационная; 6. оперативная (реагирование); 7. генеральная (формирование общ. мнения)

 

3. Правовые формы деятельности СМИ. 1. Госуд. СМИ: федеральные СМИ (в более 50% субъектов РФ) и региональные СМИ. Получают дотации за счёт фед. и рег. бюджетов. 2. Муницип. СМИ: на территории одного территориального образования. 3. Обществ.-правовая форма. Создание наблюд.советов для руководства ТВ-компаний и управления сетью вещания. Распространено в Великобритании и Австрии. 4. Коммерческие СМИ (физ. и юрид. лица) – существуют за счёт рекламы. 5. Партийные СМИ и СМИ организаций – существуют за счёт партии или организации.

 

4. История становления ТВ. ТВ – это социальный институт, который выражает интересы обществ.мнения. В истории становления ТВ можно выделить следующие этапы: Первый этап: 20-30-е гг 20 века – 50-е гг 20 века. Основоположником являлся В.К. Зварыкин (1889-1982). Он считается изобретателем ТВ, т.к. изобрёл кинескоп и коноскоп. Другим изобретателем можно считать Розинга (1868-1933). 1900 г. – А.А. Полумордвинов изобрёл телефот. 1907 г. – А.А. Адомян разработал проект двухцветного ТВ. Далее разработки цветного ТВ были возобновлены лишь в 1947 г.; Второй этап: начинается с 1952 года, когда в СПб была организована первая экспериментальная ТВ-передача. Уже в 1957 году ТВ участвует в подготовке и проведении Всемирного фестиваля Молодёжи и студентов в рамках прямого репортажа. 1967 г. – Открытие Останкинской телебашни. Создано Всесоюзное ТВ (многопрограммное, цветное). Весь советский период ТВ было государственным, отсутстовала реклама, существовала цензура! Третий этап: начинается с 1985 г.. Благодаря перестройке начались прямые эфиры, стали возможны общественные дискуссии. 1987 г. – создана программа «Взгляд». Объём прямого вещания увеличился в 30 раз! С 1990 г. начинает работу московский канал «2*2»; Четвёртый этап: 1990 – 2001 гг. конец 80-х – 1994 г. – происходит процесс децентрализации системы ТВ. 1994 г. – ликвидация Останкино. 1990 г. – создано Российское ТВ, оппозиционное Союзному вещанию. 1993 г. – создано НТВ. В данный период не контролировался рекламный бизнес! 1994 г. – создано ОРТ , которое являлось государственным по форме собственности, но фактически контролировалось Б. Березовским. 1997-99 гг – активизация полит.капиталов, информ.войны. 1996 г. – начинает исп-ся компромат. В рез-те престиж журналистской профессии начинает стремительно падать, независимость СМИ угасать. 1999-2000 – активизация государства. Создаётся ВГТРК, все региональные компании становятся её филиалами (кроме Саха-Якутии). Сократилось время вещания! 2000-2001 – закат эры олигархов, который ознаменовал переход к след.периоду; Пятый этап: 2002-2008 гг – период гос. монополии! ТВ подконтрольно государству. Самоцензура. ТВ как инструмент ПР.

 

7. П.п.и.: особенности регистрации. Газета-п.п.и., выходящее через непродолжительные промежутки времени,собержащее оперативную инф-ю и статьи по актуальным вопросам. Регистрация газеты:1-решение вопроса об учредителе,2- определение тиража,периодичности выпуска,V, формата(А3,А4),V рекламы,тер-я распростронения СМИ,3- регистрация в министерстве по печати(МПТР). За регистрацию издания установлена гос. Пошлина(сбор, взимаемый с организ-и, физич-х лиц за регистрацию СМИ)Перечисляется в федеральный бюджет. Размер: -п.п.и.2000 Гос регистрация СМИ осущ-ся в налоговой инспекции на тер-ии субъекта РФ путём присвоения очередного номера в журнале регистрации,спец-й надписи(штампа) с наименов-ем оргона,на титульном листе устава-подпись должностного лица. Учредитель встаёт на учёт в налоговую и открывает счёт в банке. После этого редакция может формировать штат. Может приступить к выпуску СМИ после получен-я док-та о регистрации

 

8. Русская журналистика возникла по воле Петра Первого. Отражала не прихоть одного лица, а являлась показателем роста национального самосознания, была насущной потребностью общества и государства. К середине 18 века русская журналистика набирала обороты. А к 19 веку уже сложилась достаточно гибкая система печати. Русская печать формировалась как самост.институт, нередко выступала против власти. Не желая видеть в печати критику в свой адрес, правительство использовало различные законодательства о СМИ для ограничения свободы слова. В связи с этим Закон о СМИ развивался в России в первую очередь как цензорное право. Со вступлением на престол Александра Первого положение прессы и литературы несколько смягчается: вновь был разрешён ввоз книг, снимался запрет на открытие частных типографий. Однако Николай Первый создал новый Устав о цензуре. Было запрещено допускать к печати текст, который можно истолковать двояко. Но реформы Александра Второго подготовили почву для свободы слова. 1865 г. – закон о печати. Временные правила печати. Война 1914 г. внесла существенные коррективы в положение печати. С самого начала военных действий правительством осуществлялась военная цензура, распространяемая на все фронтовые и прифронтовые губернии. Легальные большевистские издания были закрыты, легальные социал-демократические и эсеровские издания появлялись, но были недолговечны. 1918 г – конституция РСФСР; в отечественной правительств.системе сложилась позиция рассматривать деятельность печати с классовой позиции. Чтобы удержать власть большевикам была необходима строго монолитная партия. Постепенно от больших дискуссий партия принимает решения малой группой высших парт.деятелей. В этих условиях СМИ должны были выполнять роль агитатора и организатора. Выступая в роли руководителя, СМИ не имели возможность разносторонне отражать реальность и идеи масс. На практике законодат.нормы, которые должны были контролировать печать, являлись средством борьбы с инакомыслием. Первая попытка законодательного определения свободы печати была предпринята в Законе о печати и других СМИ от 12 июля 1990 г.

 

10. Газета-п.п.и., выходящее через непродолжительные промежутки времени,собержащее оперативную инф-ю и статьи по актуальным вопросам.Виды(-ежеднеыная,-еженедельная,-ежемесячная,-иная) Мобильность газету можно читать как дома, так и в любом другом месте.Альманах- непериодический сборник,содержащий сведения из различ-х областей общ-й деят-ти,близок к календарям- справочникам. В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах - сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.Формы:1-литературный(сборник лит-х произведений,объединённых по признаку),первые-в середине 18в во Франции.

 

11. Научный журнал-п.и.,источник научной инф-ии+научные бюллетени+сборники статей и докладов. Типы н.ж.:1-первичный(новые научные результаты,новое осмысление научных фактов),2- вторичные(сведения о первичных док-х,результат библиографической деятельности-реферативные),3- тритичные(обобшение публикующийся инф-ии,обозрения,научно-методические). 35000 названий научных журналов. Виды н.ж.:1-исторические,2- технические,3-академии наук,4- отраслевые,

 

12. Журнал- В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 "Печатные издания" "периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения". Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп, общественных классов, политических партий, организаций. С появлением технологий компьютерной верстки и распространением коммерческих типографий с возможностью полноцветной печати в России конца XX начала XXI века, журналы стали основным рекламным носителем для товаров класса "премиум" и "лакшери". Как правило, адресованы строго определённым группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами. Из-за того, что журналы выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа событий, размышлений, подведения итогов и т. д.Бюллетень- не переодический сборник,содержащий необходимую инф-ю теметического и иного хар-ра;для публикации нормативно-правовых актов.

 

13. Радиовещание («радио» + «вещать», то есть сообщать) - технология передачи звуковой информации в эфире, проводных сетях (проводное радиовещание) или в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях - интернет-радио).Характеризуется передачей сигнала по принципу «от одного - ко многим», т.е более чем одному слушателю, как правило - по заранее известному расписанию.Разновидность радиовещания - спутниковое радиовещание. Это радиовещание с использованием искусственных спутников Земли (ИСЗ).В официальной документации также применяют термин «радиовещание телевидения», подразумевающее передачу аудиовизуальной информации. В угрожающий период и в боевых условиях роль радио значительно возрастает. Это связано с обеспеченностью радиоприемной аппаратурой не только населения, но и личного состава вооруженных сил на всех театрах боевых действий. Кроме того, радио чрезвычайно широко используется как средство связи и управления в вооруженных силах всех стран мира, а в военно-морском флоте оно фактически является единственным средством связи.  Радиовещание имеет следующие достоинства: Своеобразие восприятия информации. Речь по радио является одновременно средством эмоционального воздействия (через интонации, смысловые паузы, акцент, порядок расстановки слов, музыку, шумы) и средством интеллектуального воздействия (смысл слов).Имитация прямого общения с людьми. В радиовещании отправитель информации и ее адресат находятся в состоянии акустического контакта, благодаря чему возникает "эффект соучастия". Он сближает их и способствует лучшему восприятия информации. Высокая оперативность сообщения информации адресату. Затраты времени на подготовку радиограмм обычно незначительны по сравнению с временем, необходимым на подготовку печатных, изобразительных, телевизионных материалов; Способность охватывать массовую аудиторию. Радиослушатели при этом относятся к разнообразным по социальному и национальному составу, возрасту, полу, образованию, вероисповеданию категориям людей. Широкие возможности вешания. Радиовещание и прием можно осуществлять в любое время суток, в любую погоду, в любых условиях, в том числе в условиях интенсивного боя. Оно позволяет вести также и скрытую (замаскированную) пропаганду, ибо слушателю (даже профессиональному радисту) далеко не всегда удается определить истинного автора передачи. А действительное местонахождение радиостанции можно определить только с помощью радиопеленгаторов. Большой диапазон жанров. Существует множество различных видов и жанров радиопередач, обусловливающих исключительную гибкость радиопропаганды. Вместе с психологическое воздействие посредством радиовещания имеет также слабые стороны и недостатки в сравнении с другими формами психологической войны, обусловленные:   - необходимостью готовности объекта воздействия слушать передачу противника (между тем, прослушивание вражеских радиопередач в угрожающий период и военное время, как правило, сурово преследуется); - определенными ограничениями акустического восприятия информации по сравнению с печатной продукцией (оно носит разовый характер, нельзя вернуться к сказанному ранее, невозможно уточнить непонятное слово или фразу);  - ограниченностью радиовещания строго определенной продолжительностью передач;  - необходимостью наличия у слушателя исправной приемной аппаратуры;   - возможностью глушения радиопередач и пеленгования противником радиопередающих станций в целях их подавления;  - появлением в армиях многих стран технических средств, позволяющих автоматически переводить радиоприемные устройства на запасные частоты либо переходить на засекреченные каналы связи. Радиопропаганда осуществляется через широковещательные радиостанции, через штатные подвижные радиовещательные станции органов психологической войны, а также путем вхождения в радиосети противника. Воздействие через широковещательные радиостанции. Радиовещание с использованием широковещательных радиостанций имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием очень мощных средневолновых и УКВ-передатчиков. Объектами широковещательной радиопропаганды являются: население государства-противника и особенно его прифронтовой полосы; боевые подразделения вооруженных сил противника, находящиеся во вторых эшелонах, исходных районах, районах сосредоточения, на отдыхе; части связи; подразделения других родов войск (тыловые, технические, специальные и т.п.). По типам собственности:- государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции; - радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям; - коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на франчайзинговые, местные, частные медиа-холдинги; - радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур. По охвату аудитории: - общенациональные и центральные; - региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны; - локальные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п. По тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам: - радиостанции универсального, или общего, характера; - информационные радиостанции; - музыкальные, информационно-музыкальные, музыкально-развлекательные станции, которые, в свою очередь, делятся по музыкальному формату. .  Первые экспериментальные радиопередачи для широкой аудитории были организованы в Нижнем Новгороде в 1919г., а затем, с 1920г.  в Москве, Казани и др. С 1921 г.  на главных  площадях Москвы и некоторых других городов размещаются громкоговорящие радиотелефонные установки,  через которые время от времени передаются сообщения РОСТА  Российского телеграфного агентства. С 12 октября 1924 г. начинаются ежедневные радиопередачи Сокольнической станции им. А. С. Попова, расположенной в Москве. Для активизации радиодела  в том же году было создано Общество друзей радио и акционерное общество  Радио для всех В этот период все шире осознаются широкие пропагандистские и просветительские возможности радиовещания. В этот период все шире осознаются широкие пропагандистские и просветительские возможности радиовещания В течение 1920-х годов происходит стремительный рост объема радиовещания. Рост числа радиовещательных станций приводит к необходимости расширить частотный спектр вещания.  С конца 1920-х годов начинается формирование устойчивой системы радиовещания. Радио постепенно становится ведущим средством массовой коммуникации. Этому способствует создание в 1931г. Всесоюзного комитета по радиовещанию. Начинают создаваться радиокомитеты в областях и союзных республиках. Уже в 1932 г. их насчитывается 12. Возникают первые корреспондентские сети, позволяющие оперативно передавать для эфира информацию из разных точек страны. Именно в этот период и формируется жанр информационных радиопередач в строгом смысле слова, то есть набор кратких информационно насыщенных оперативных сообщений, выстроенных в определенной логике. В годы Великой отечественной войны телевизионное вещание прекращается, однако радиовещание не прерывается ни на один день (в отличие от многих других стран) и играет выдающуюся роль в консолидации сил для победы. После войны активно продолжается процесс радиофикации, и к 1948 г. она была практически завершена как в городах, так и в сельской местности. В том же году Всесоюзное радио перешло на трехпрограммное вещание со средним объемом 45 часов в сутки. Послевоенный период можно считать наивысшей фазой развития радиовещания: оно абсолютно доминирует как средство массовой коммуникации, не имея се6е равных по доступности и степени распространенности. Однако на сцену вновь выходит телевидение, развитие которого было приостановлено войной. 1960-е годы  период, когда радиовещание и телевидение развиваются особенно активно, охватывая все большую часть населения. Всесоюзное радио начинает круглосуточное вещание с общим объемом 78 час. В сутки. В 1962 г. создается радиостанция Юность, передачи которой адресуются аудитории в возрасте о 15 до 30 лет и располагаются на трех всесоюзных каналах. В 1964 г. создается радиостанция Маяк, которой предоставляется место на 2-м всесоюзном канале. Наиболее радикальные изменения в телевизионном и радиовещании в России происходят с начала 1990-х годов. В процессе реорганизации государственного вещания в 1990-е годы можно выделить три этапа. Первый (1990-1991)  создание в 1990 г. Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК), составившей альтернативу Гостелерадио СССР. Первоначально ВГТРК организовала в 1990 г. радиостанцию Радио России, затем в 1991 г. телеканал Россия и радиостанцию Голос России. с 1990 г. по 2000 г. число радиоточек сократилось вдвое, в сельской местности  почти вчетверо, составив к 2001 г. 23,9 млн ( в городах 20,9 млн, в сельской местности  3 млн). Фактически прекращено вещание в длинноволновом диапазоне. Постепенно происходит переход с аналогового на цифровое вещание С возникновением и развитием Интернета появился новый тип вещания  Веб-вещание (с 1997 г.). В 1990-1992 гг. -   возникновение первых коммерческих телеканалов и радиостанций, существующих исключительно за счет размещения рекламы. Первыми чисто коммерческими радиостанциями в России стали петербургская Радио Балтика и московская Европа Плюс, созданные в 1990 г. Крупнейшие коммерческие радиостанции того периода - Европа Плюс, Радио Максимум, Радио России  Ностальжи, Открытое радио 2х2, Радио  7 и др. Наибольшую аудиторию имела Европа Плюс, распространявшаяся в 24 городах России. Важную роль в развитии телерадиовещания в России играют общественные организации  Национальная ассоциация телерадиовещателей, (с 1995 г.) и Российская ассоциация региональных

 

14. В сфере радиовещания – это: а) появление станций диапазона FM, б) появление коммерческих радиостанций, в) появление станций с преобладанием музыкально-развлекат-х программ

В развитии российского радиовещания в 90-е гг. ХХ века можно выделить следующие периоды:

1. Период «романтической эйфории». Август 1991-август 1995 года. Для этого периода было характерно: непрофильность и непрофессион-м 1ых рос-их владельцев радиостанций; иностранные инвестиции; размытие представление о ЦА. 2.Период «творческих экспериментов» («золотые годы» независимого радио). Август 1995-август 1998года. Этот период характ-ло: формирование рынка радио;  первые серьёзные изучения аудитории; появление «Русского радио» (август 1995 г.); 3. Период «коммерциализации индустрии» (преодоление последствий кризиса). Август 1998-январь 2000 года. Переломный момент – экономический кризис 1998. Период 1998-2000 был один из самых сложных в истории отеч-го радиовещ, для кот были хар-рны: появление «Нашего радио», первое осмысленное формулирование философии коммерческого радио. На развитие радиовещания в России повлияли различные факторы. Выделим следующее: пост увелич-еся число каналов, каждый из кот концентрирует присущие ему формы информац-го обмена, методы воздействия на аудиторию, принципы комплектования вещательных программ; история российского радиовещ свидетельствует, что с самых первых опытов массового вещания ведущее место в тематике программ разного рода занимали передачи, опиравшиеся на этнокультурную базу худож-го творчества.   Таким образом, 1990-е годы характ-ся следующ проблемами радиовещ: коммерциализация приводит к сужению жанрово-тематической специфики; практически полностью исчезают программы для детей и юношества; падает уровень профессионализма радиоведущих; отсутствует правовое и этическое регулирование содержание станций; происходит криминализация эфирного контента. Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии:

1. Сформир-ся стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. 2. Опреде-лась и упрочнилась аудитория разл станций. 3. Получили развитие разговорные программы (ток-шоу, интервью). 4. Интерактивность стала повседневной вещательной практикой. Слушатель непосредственно включается в процесс создания программы как активный участник

 

15. КТВ – специально созданное учереждение для передачи инф. по закрытым кабельным сетям. 1816 Ф. Рональдс первая кабельная линия, 1823 брошюра «кабельные линии связи», 1943 первая кабельная линия в России 23 км, 1937 в СССР разработан проект системы на 10 тыс абонентов для дворца советов, 1939 первая в мире сис-ма КТВ на 30 абонентов в Москве1960-1970 – в СССР создана огромная система кабельного приема ТВ, почти 80% телезрителей получатели кабельных программ. Отсутствие норм-но законод-й базы тормозит развитие КТВ, 1998 – НКО ассоциация КВТ в России, 1999 вступило в ассоциацию Здор-й (ВГТРк ВНИИТРИ и радио) Сейчас в ассоциации все самые крупные компании – 30 млн. абонентов. В России КТВ пользуются 70% населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории и практике массовой информации"