Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет «Правда Востока» и «Новые известия» за 2004 - 2006 г.г.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи курсовой работы. Основная цель данной работы - определить закономерности развития, функции и виды репортажа в современной газете. Цель исследования продиктовала необходимость рассмотрения следующих задач:
1. Проанализировать проблемно-тематическое содержание репортажных материалов в исследуемых газетах
2. Изучить творческую лабораторию ведущих репортёров, оценить их вклад в формирование информационного облика каждого канала СМИ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности и виды репортажа в газетах «Правда Востока» и «Новые Известия»
Глава 2. Мастерство подготовки репортажа
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правда Востока, Новые издания.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

- наглядно отражается мир внутренних противоречий героев: «Вот так и движется Житинкин – от великого к смешному. С явным перекосом в сторону последнего».

В репортаже дается также авторское понимание выбора героем цели и решений: «Житинкин инсценировал толстого с тем расчетом, чтобы параллельные сюжетные линии не отвлекали зрителя от романа Карениной с Вронским».

Следует отметить, что журналистка сумела обосновать логически свою позицию. При этом она воспользовалась общепринятыми категориями и нравственными оценками. Обоснование авторской позиции осуществляется посредством приведения как логической, так и нелогической аргументации.

Нелогическая аргументация, или, как ещё их называют, «нормативно-ценностные аргументы обеспечивают доходчивость, доступность и популярность доказательства. Нормативно-ценностная аргументация, ка5к утверждают учёные, помогает установить связи, как между логическими умозаключениями, так и идеологическими, социально-психологическими средствами воздействия на аудиторию. « Если логический аргумент апеллирует к разуму, то нормативно-ценностный – к общественному настроению, к традициям, к силе общественного мнения. Логическая аргументация доказывает и убеждает, нормативно-ценностная – убеждает и внушает».29

Умелое использование  и логических, и нелогических аргументов характерно для репортажа «Кто поможет Катерине?» в «Правде Востока» за 23 февраля 2006 года. Автор А. Ромашко посетила Ташкентский городской детский центр «Мехр таянчи», где находят поддержку оказавшиеся без крова и родительской заботы малыши и тинэйджеры. Журналист, воссоздавая портреты своих героев, синтетически применяет два ряда аргументов: «Екатерину Студинкину не первый год знают в центре. Сюда она всегда приходит за помощью. Судьба выдала Катерине, что называется , по полной. За свои двадцать один год она испытала столько, что хватит на две жизни. Мать в своё время лишили родительских прав и маленькую Катю определили к бабушке. Казалось бы, всё решилось как нельзя лучше, но нет. После перенесённой травмы черепа, пожилая женщина стала агрессивной, и всю жестокость её необычного поведения Катерина испытала на себе. Шестилетняя Катя, вместо жизни со свирепой бабкой, выбрала улицу. Не раз еще потом её возвращали под родной кров. Обладая от природы умом, она понимала, что надо учиться, и, как могла, старалась преодолеть сложившуюся вокруг неё ситуацию».30

Помимо всего прочего, в этом репортаже подкупает искренность  самого журналиста. Она скрупулезно, обстоятельно и детально рассказывает о заботах детского центра, причём своё заинтересованное отношение к судьбе неблагополучных детей она иллюстрирует словами руководителя этого заведения: «Для нас знаменательно то, что нынешний год объявлен Годом благотворительства и медицинских работников. … Та категория детей, с которой мы работаем, как никто нуждается в милосердии и врачевании души. Правительством республики многое делается в этом направлении. Большую помощь оказывает городской хокимият и Детский фонд Республики Узбекистан, а также фонды – «Ты не одинок», «Махалля». Проводятся различные мероприятия с участием воспитанников домов «Мехрибонлик». 31

Действительно, основу творческой кухни любого журналиста, в том  числе и репортёра, составляет его  умение, способность чувствовать  слово. Ибо именно оно и представляет на полосе самую последнюю новость, и в то же время лицо самого журналиста. К сожалению, «Правда Востока», не всегда следует этому неписанному правилу журналистского дела. Вот почему в отдельных её репортажных выступлениях встречается высокопарность, чрезмерный пафос, витиеватость стиля изложения, что противоречит природе репортажа.

Тем не менее, и в этой газете встречаются приятные исключения. Так, обозреватель газеты Т. Низаев известен читателям, прежде всего, как блестящий  знаток спортивной тематике. Во многих его отчётах с заседаний спортивных ассоциаций и ведомств всё же наблюдается именно репортажное повествование, поскольку автор стремится передать и динамику, и важность отражаемых событий для читателя. К примеру, в обширном проблемном репортаже-отчёте «Вернуть радость болельщикам» в номере за 22 февраля 2006 года Т. Низаев рассказал о достаточно жаркой дискуссии, которая проходила в исполнительном комитете Республиканской федерации футбола. Материал разбит на шесть частей, в каждой из которых журналист попытался рассмотреть тот или иной аспект поставленной проблемы: что надо сделать для популяризации отечественного футбола. В первой и во второй частях изложены организационные факторы решения проблемы. В третьей автор указывает на изменения механизма проведения чемпионата страны. В четвёртой части речь идёт о тренерской работе. В пятой – о состоянии стадионов и материально-технической базе отечественного футбола. В шестой – об оплате труда футболистов. Каждая часть материала является логическим продолжением предыдущей части. Материал читается легко и за счёт развёрнутых вкраплений автора в текст репортажа элементов разговорной речи. Так, например: «Клубок проблем следует начать распутывать со стадионов. Даже центральная арена «Пахтакор» находится в плачевном состоянии. Не работает табло. Скамейки на трибунах – со времён царя Гороха. В туалете – не продохнуть. Вокруг стадиона – хлам, пыль, грязь. Почему так произошло? Нет настоящего хозяина, - сошлись во мнении члены исполкома. Отдать в частные руки? Но стадион стоит миллиардов сумов. Кто купит? Предложен вариант бесплатной передачи действительно предприимчивым деловым людям под государственные инвестиционные программы. Не отметается и механизм акционирования. Лишь бы достичь главного, - чтобы зритель шёл на стадион, как на праздник».32

Активное использование всего словарного богатства языка, возможностей газетно-публицистического стиля, адресная нацеленность самого выступления делают его интересным и читабельным. Сама тональность репортажа-отчёта вживую передает напряжённую и в тоже время достаточно интересную атмосферу дебатов. Материал читается на одном дыхании. А это и есть главный результат журналистского труда в целом.

Российская репортёрская журналистика, в противовес местной, строится сегодня на основе сенсационных, необычных фактах, на столкновении мнений, позиций, взглядов. Вот почему большинство репортажных материалов «НИ» сенсационны и неожиданны. Можно сказать, сенсационность, оригинальность, броскость – основные качества, присущие этой газете. Репортеры «Новых известий» довольно успешно в своей работе используют и прием «маски» или как еще его называют, метод смены профессии, который требует очень тщательной предварительной подготовки.

Метод смены профессии  позволяет журналисту анализировать  явления действительности, как в глубину, так и в ширину, что в свою очередь повышает эффективность самого материала. Глубинное исследование здесь обеспечивается за счёт личностного журналистского исследовательского начала. Анализ в ширину позволяет обобщить целый ряд отдельных фактов, увиденных репортером в ходе всей работы, позволяет ему от частных моментов перейти в целым закономерностям и тенденциям в общественном развитии.

Если «Новые известия»  достаточно эффективно используют метод  «маски», то «Правда Востока», к сожалению, в силу объективных обстоятельств не смогла воспользоваться уникальными возможностями этого приёма. В силу чего репортёрское осмыслений фактов и событий действительности представляется одномерным и однонаправленным. А ведь и в жизни узбекистанцев произошли такие коренные изменения, которые можно очень удачно исследовать с помощью метода «маски».

Таким образом, можно заключить, что мастерство в репортерском материале – это целый комплекс взаимозависимых средств, приёмов, способов работы журналиста. Каждое из них в совокупности друг с другом способствует достижению главной цели - созданию читабельного, зрелищного и в тоже время ёмкого репортажа.

репортаж газета тематический

 

Заключение

 

Наступивший ХХI век глобалисты и коммунитикивисты давно уже окрестили как век информации и информационных технологий, в условиях которого коренным образом меняется содержание работы как репортеров, так и других работников СМИ. В этой связи Президент Республики Узбекистан точно подметил: «… в век информации, коммуникационных и компьютерных технологий, когда Интернет с каждым днём будет всё шире и глубже входить во все сферы нашей жизни и когда борьба за умы и умонастроения людей приобретает решающее значение, все эти задачи сегодня становятся для нашего общества актуальными и приоритетными». .33.Лидер страны имел в виду необходимость ускоренного внедрения самых последних высоких технологий в деятельность печатной, телевизионной и радийной журналистики. Что в свою очередь предопределит и специфику труда репортёра.

Как показало настоящее  исследование, репортёр нового поколения должен обладать очень многими профессиональными и личностными качествами. Широкое образование, коммуникабельность, эрудированность, ум и находчивость, умение быть готовым в любое время выполнять профессиональный долг должны его отличать от других специалистов, работающих с информацией. Только долгий упорный труд, постоянное самосовершенствование позволят ему быть на пульсе актуальных событий, тем и проблем. От репортера аудитория ждет оперативную, интересную, зрелищную, объемную и в то же время емкую информацию о происходящих вокруг событиях. А такую информацию. В которой все эти свойства выступали бы в одном лице, можно получить, в основном в жанре репортажа. Здесь необходимо учитывать и тот факт, что репортерам печатных СМИ приходиться очень сложно в смысле конкуренции с телевизионными и радийными репортерами. У последних хорошим подспорьем выступает видео – и оргтехника, которые и дополняют журналистский текст видеорядом или же шумовыми эффектами. Всего этого нет у репортера газеты. Но этот, на первый взгляд, недостаток и должен содействовать им в подготовке цельных, зримых, конкретных и действительно читабельных материалов.

Исследование показало, что в отечественной периодической  печати и, в частности, в газете «Правда  Востока» в основном используются событийный и познавательный репортаж. Причем основная часть таких материалов посвящена отражению производственного цикла. В опубликованных на страницах «Правды Востока» репортажных материалах рассказывается о динамике становления новых рыночных предприятий, об их вкладе в становление рыночной экономики. Почти не встречаются тематические, проблемные репортажи. По своей внутренней структуре опубликованные репортажи отвечают основным требования жанра: они оперативны, в них авторское «я» способствует созданию эффекта присутствия на месте события, повествование динамично. Журналисты «Правды Востока» стремятся каждый репортажный материал «снабдить» фотоснимками, которые как бы дополняют текст. Однако при более глубоком исследовании материалов можно увидеть, что в них не задействован «человеческий фактор»: герои говорят больше официозным, не живым языком. Диалоги журналиста с героями отдает рапортоманией, чрезмерным пафосом, что ставит под сомнение, в целом, само выступление. В репортажах «Правды Востока» не хватает дыхания жизни.

Репортажные же материалы  российской газеты «Новые Известия» наглядно показывают трансформацию жанра в новые видовые формы. Репортаж на страницах этого издания представляет собой воплощение сенсационности, оригинальности, броскости, значимости, а значит и большого читательского интереса к нему. Вместе с тем в нем сохранены основные характеристики классического репортажа - актуальность, оперативность, документальность и динамичность. «Новые известия» смело расширяют видовые границы репортажа, что предполагает активное использование различных методов и приемов сбора и информации. Вот почему на её страницах наряду с событийным, познавательным, проблемным репортажем сегодня часто публикуются криминальный репортаж, репортаж-расследование и репортаж - раздумье. При этом, журналисты «НИ» стремятся активизировать в структуре репортажа и собственное творческое «я».Часто журналист в репортаже – активный участник событий. Этим обстоятельством объясняется и блестящее использование метода маски. Этот метод введённый в журналистику известными расследователями Запада, нацеливает журналистов на познание глубинной сути явлений изнутри, « в натуре, на поиск глубинных причинно-следственных связей, которые никак не обнаружить на первый взгляд. Использование этого метода в работе журналистов «НИ» даёт им возможность максимально удовлетворять информационные потребности своего читателя. А как известно, современный российский читатель, всё же достаточно требовательный и он быстро улавливает достоверность материала. Именно воссоздания достоверности и служит метод смены профессии. Активность жур6налиста в ходе отражаемых событий – ключик к приближению журналистов к своей аудитории.

Для максимального использования  всех творческих ресурсов репортажа в нашей стране уже складываются благоприятные возможности. Именно от репортеров во многом зависит, как верно отмечают авторы «Словаря - справочника» по журналистике, «чтобы это движение было стабильным, чтобы рыночные реформы шли успешно. Журналистам следует достоверно и оперативно освещать жизнь в самых разных ее проявлениях. Учитывая, что читатели изменились, стали более информированными. И тут на первое место выходит мастерство репортера – мастерство чисто профессиональное, играющее большую роль в отражении и формировании общественного мнения. Каждое слово должно работать на развитие демократии, на построение правового государства, на становление гражданского общества»34.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Каримов И.А. Наша главная цель – демократизация и обновление общества, реформирование и модернизация страны. Доклад на совместном заседании Законодательной Палаты и Сената Олий Мажлиса. – Т.: Узбекистон, 2005. – 58 с.
  2. Каримов И.А. Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане. Доклад на IХ сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. Т.: Узбекистон, 2002. – 61 с.

3. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. – М.: Вагриус, 1999. – 416 с.

4. Васильева Л.А. Делаем новости! М.: Аспект Пресс, 2002. - 190 с.

5 Ворошилов В.В Журналистика. Учебник. 4-е издание. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 656 с.

6. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. Учебное пособие. – М.: Изд-во РИП-ходлинг, 2001. – 274с.

7. Гуревич С.М. Номер газеты. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. – 191 с.

8 Ирназаров К.Т., Маматова Я.М. Информация в печати. Краткий курс лекций. Т.: НУУз, 2000. - 68с.

9. Ким М.Н. технология  подготовки журналистского произведения.Спб.: изд-во В.А.михайлова,2001. – 284с.

10. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. – 240с.

2.12. Нестеренко Ф.П.  Ирназаров К.Т. , .Маматова Я.М.  Труд журналиста: профессионализм,  творчество, мастерство. Ч.1. Т.: Зар калам, 2002. – 184 с.

2.14. Прохоров Е.п. Введение в теорию журналистики. Учебное пособие. М.: РИП Холдинг, 1998. - 312 с.

2.15. Рэндалл Д. Универсальный журналист. А.: МЦПЖ, 1997, - 312 с.

2.16. Словарь-справочник: журналистика, реклама, паблик рилейшнз. Авт.колл.: Ф.Нестеренко (рук.), М.Казем, Я.Маматова и др. Т.: Зар калам, 2003, с.-231 – 232 с.

Информация о работе Репортаж в современной газете: проблематика, функции и виды (на материалах газет «Правда Востока» и «Новые известия» за 2004 - 2006 г.г.)