Радиовещание как средство массовой информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Рассмотреть радиовещание как средство массовой информации, осмыслив и раскрыв его социальные функции. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть специфику, функции и типы радиовещания
проанализировать место и роль радиовещания в современном обществе
исследовать особенности контакта радиовещания и аудитории

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Сущность и специфика радиовещания 5
1.1 «Сильные» стороны радиовещания 5
1.2 Функция радиовещания и его типы 8
Глава II. Радиовещание в современном мире 22
2.1 Радиовещание и его контакт с аудиторией 22
2.2 Международное радиовещание 26
Заключение 31
Список использованных источников 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Радиовещание как средство массовой информации.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Тем самым доказывается, что уровень и качество представляемых на радио культурных ценностей является критерием, определяющим не только вкусы и интересы аудитории, но и способны помочь в разработке и поддержании организационной культуры в структуре самих радиостанций. Это может выражаться в поддержании информационно-содержательных концепций; создании свода наиболее важных положений деятельности радиоорганизации, основанных на соблюдении определенных норм и правил; в разработке брендовой символики, слогана радиостанции и других подобных внутрикорпоративных акций. Благодаря данной группе функций, радиоканалы способны удовлетворить потребность каждого отдельного слушателя, помогая ему идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей с их специфическими интересами.

Функция развлечения (рекреативная функция) естественна для радио, так как оно не может не откликаться на стремление человека к отдыху, разнообразным интеллектуальным играм и развлечениям, которые должны заполнить время, свободное от работы или учебы. Большинство развлекательных, или рекреативных, радиопрограмм находится, как правило, за пределами журналистики. Тем не менее, документальная радиодрама, познавательные радиооткрытки и подобные им передачи, граничащие с публицистикой, несут в себе заряд не только познавательный, но и чисто развлекательный. Не случайно на заре отечественного вещания среди других предназначений в нем видели и «средство для культурного развлечения трудовых масс», а потому в структуру радиогазет непременно включались веселые викторины, частушки, различные музыкальные номера, лишенные жесткой идейно-пропагандистской направленности.

Сегодня многие коммерческие станции привлекают слушателей именно развлекательными программами. Сформировав, таким образом, свою постоянную аудиторию, можно увереннее вводить в сетку вещания информационные и рекламные выпуски. Но развлекательность должна в принципе присутствовать в большинстве передач – вопрос в художественном уровне, во вкусе и такте при подборе художественного материала. Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания. Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение.

Другая группа развлекательных передач связана с игровыми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами, выиграв которые слушатель может получить, как правило, не только эмоциональное удовлетворение, но и материальный приз. Причем чем крупнее станция, тем выше стоимость этого приза, вплоть до автомобиля, дорогой туристической поездки, бесплатной путевки.

Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций.

К чисто развлекательной продукции радио относятся трансляции и записи различных конкурсов и концертов. В принципе адаптация такого концерта к передаче в эфир считается редакторской работой, но журналист, ведущий конкретную передачу, становится ее полноправным участником, если входит в нее на правах интервьюера «звезд», участвующих в передаче, или на правах комментатора их рассказов. Юмор – обязательное свойство ведущего развлекательных программ. К сожалению, стремление быть абсолютно раскованным в эфире очень часто приводит к нежелательному, негативному результату: свобода выражений граничит с грубостью, свобода интонаций превращается в хамство, а желание элегантно пошутить – в малограмотную бестактность по отношению или к объекту шутки, или к самой аудитории. Здесь главное – культурный уровень личности работника эфира.

В целом же все представленные группы функций современного радиовещания встраиваются в общий процесс развития информационных технологий, усиливая коммуникативные связи и содействуя улучшению условий существования самого радийного медиапространства.

Современные типы организации вещания характеризуются совмещением студии и аппаратной вещания в одном помещении. Таким образом осуществляется возможность совмещения в одном лице функций ведущего эфира, звукорежиссера, а зачастую и звукооператора и даже инженера. Находясь за микшерным пультом, ведущий имеет возможность в процессе ведения эфира корректировать с пульта вещательный сигнал радиостанции, вводить звуковой сигнал с различных источников (цифровых и аналоговых магнитофонов, CD-плейеров и проигрывателей виниловых дисков, устройств воспроизведения служебных сигналов), а также производить замену звуковых носителей и даже выполнять инженерные функции (регулировка аппаратуры и т.п.). Такое совмещение требует достаточно высокой квалификации. На многих радиостанциях используется гибридная организация - аппаратная совмещена со студией, однако, кроме ведущего, в студии находится и режиссер-оператор, берущий на себя весь процесс формирования вещательного сигнала - от работы со звуковыми носителями до микширования сигнала на пульте. Что касается небольших шумов, возникающих при работе различных устройств в том же помещении, что и микрофон, то они либо оказываются пренебрежимо малыми, либо подавляются при помощи специальных устройств (шумовые пороговые фильтры - noise gate)7.

При современных типах организации вещания резко возрастает роль автоматизации. На протяжении последних 10-12 лет в зарубежном радиовещании непрерывно шел процесс автоматизации вещания, который с некоторым опозданием добрался и до российского радиовещания. С 1995 г. и в России работают полностью автоматизированные радиостанции, программируемые и обслуживаемые одним-двумя работниками.

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Радиовещание в современном мире

2.1 Радиовещание и его контакт с аудиторией

Радиовещание остается надежным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов общения. Оно обладает самой высокой проникающей способностью. В нашей стране прослушивание радио первоначально происходило в коллективной форме – в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. Оставшееся в наследство от тех времен слово «громкоговоритель» не случайное. Радио, действительно, было «вещанием» – громким, трибунным, площадным. В истории западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40–50-х годов. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между фрагментами литературного текста, система аргументации должны строиться по законам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если пренебречь психологическими особенностями восприятия.

На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Вариации тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это является приемами обращения к слушателям, факторами воздействия на аудиторию8.

Социологи СМИ выделяют «реальную» и «потенциальную» аудитории. Знание того, кто реально слушает и кто может стать слушателем той или иной станции или программы, весьма существенно для работников радио. Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании.

Радиовещание сегодня адресует свои передачи многочисленной аудитории, которую можно разделить на две категории. Первая – это потенциальная аудитория. Она включает всех слушателей, которые находятся в зоне «охвата» станции и имеют возможность принимать ее программы.

Вторая – реальная аудитория. Это та часть слушателей, которые ориентированы на данную станцию, постоянно настраивают свои приемники на ее волну и считают станцию «своей». С появлением каждой новой радиостанции у нее сначала возникает потенциальная аудитория, что обусловлено чисто техническими причинами; но в качестве главной задачи в этот же период выдвигается борьба и за реальную аудиторию. И здесь на первом плане оказываются факторы уже не технического, а творческого порядка, от которых зависит привлечение к станции общественного интереса, создание и постоянное расширение ее устойчивого круга слушателей. Размеры реальной аудитории определяют значение, вес, авторитет радиостанции – ее социологический рейтинг, существенный в политическом и коммерческом отношениях.

Существенное значение для выбора приемов установления и поддержания контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции (формат станции), в котором определены расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ. К примеру, «Радио России», которое можно обозначить как «радио для всех и обо всем», предполагает в качестве слушателей практически все население страны. Несколько другая, более узкая направленность у «Маяка» – «информационно-музыкальная программа для взрослой аудитории», станция «Авторадио» в соответствии со своим названием ведет передачи для слушателей-автомобилистов.

Восприятие радиопередачи – динамичный процесс, находящийся под влиянием многих психологических факторов. Слушание радио для аудитории, как правило, не только не единственное, но чаще всего второстепенное занятие (это природное ограничение радио – одновременно и его достоинство), и «слушать» не обязательно означает «слышать»9.

Обычно выделяют следующие типы слушания радио.

Поисковое – когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор. Это этап подготовки к слушанию. Дальнейшее развитие событий зависит от того, предложит ли ему радио нечто отвечающее в данный момент его духовной потребности и эмоциональному состоянию. Слушатель не останется на волне данной станции, если передача раздражает его или не соответствует настроению.

В зависимости от полноты удовлетворения интереса активизируются различные механизмы внимания человека, возникают другие типы слушания.

Фоновое – когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя. Его внимание находится в «дремлющем режиме» и одновременно в готовности активизироваться под действием нового, сильного речевого или музыкального стимула, изменения темы или формы материала. Исследователями психологии массовых информационных процессов подмечено, в частности, что внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующего, т.е. на время, необходимое для решения: принимать или отбраковать его.

Выборочное, или селективное, – когда воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока.

Сосредоточенное – когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений. Даже при наличии серьезных мотивов, специального интереса сосредоточенное слушание требует определенных затрат психической энергии и, что существенно, отстранения от других дел и потому является, скорее, исключением, чем правилом, в общении аудитории с радио.

Названные типы слушания не всегда можно вычленить в чистом виде. Чаще всего люди слушают радио в фоновом и выборочном режимах. Однако все перечисленные способы контакта аудитории с радиостанцией непрерывно взаимно переплетаются, переходя один в другой. Под влиянием обстоятельств одну и ту же передачу различные люди слушают по-разному.

В приведенных характеристиках типов общения радио и аудитории постоянно используется слово «внимание». Без этого понятия невозможно обойтись, когда речь заходит о последнем звене коммуникационной цепи, которое обозначается как «получатель сообщения».

Редакционные разговоры о том, каким образом «привлечь, захватить и удержать внимание» слушателей, – предмет бесконечных раздумий, удач и ошибок, творческих поисков, которые сопровождают радиожурналиста всю его профессиональную жизнь. Действительно, от умения мобилизовать и оптимально использовать внимание – этот феномен человеческой психики, организующий весь процесс освоения сообщений (восприятие, понимание, осмысление, запоминание или отторжение) – во многом зависит эффективность работы радио.

Международные телекомпании могут иметь технические средства для достижения зарубежной аудитории, но пока зарубежной аудитория не найдет причины прослушать ту или иную программу, эффективность и востребованность телекомпании стоит под вопросом. Одни из частых иностранных слушателей - это экспатрианты, которые не могут слушать радио или смотреть телевизионные программы из дома. Другая частая аудитория - радио-люди, увлечённые своим хобби, которые пытаются слушать так много стран насколько возможно. Третья аудитория состоит из журналистов, правительственных чиновников, а также субъектов, которые оказывают несоразмерное воздействие на иностранные государства или экономическую политику.

2.2 Международное радиовещание

Международное радиовещание – это радиовещание, которое нацелено на иностранную, а не местную, аудиторию. Это обычно передается посредством длинноволнового, средневолонового, или коротковолнового радио, но в последние годы также используется прямое спутниковое вещание и Интернет как средства достижения до слушателей10.

Хотя радио- и телевизионные программы действительно путешествуют вне национальных границ, очень часто прием этих программ иностранцами происходит случайно. Однако, в целях пропаганды, передавая религиозные верования, поддерживая контакт с колониями или экспатриантами, образовани-ем, улучшая торговлю, увеличивая национальный престиж, или продвигая туризм и доброжелательность, вещательные службы управляли внешними услугами с 1920-х. У дикторов одной страны есть несколько причин обратиться к аудитории других стран. Причины международного радиовещания следующие:

Информация о работе Радиовещание как средство массовой информации