Освещение в СМИ вопросов политического характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Целью данной работы является анализ особенностей освещения в СМИ вопросов политического характера.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3-8
1 Взаимодействие СМИ и политики……………………………………….8
1.1 Место и роль СМИ в политике………………………………………8-17
1.2 СМИ и властные структуры государства…………………………17-20
1.3 СМИ в качестве инструмента политического маркетинга………..20-24
1.4 Возможности влияния СМИ на политическое развитие страны….24-29
1.5 Место средств массовых информаций в политическом процессе независимого Казахстана………………………………………………………29-36
2 Освещение в СМИ вопросов политического характера………………36
2.1 Освещение в СМИ деятельности политиков…………………………..36
2.1.1 Особенности формирования политического имиджа через политическую рекламу…………………………………………………………36-40
2.1.2 Освещение в средствах массовых информаций предвыборной кампании и выборов…………………………………………………………….40-43
2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций………………………43-44
2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации………………………………………………44-45
2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов……......45-48
2.2.3 Этический аспект освещения журналистами террористических актов……………………………………………………………………………..48-58
Заключение……………………………………………………………..58-61
Литература..……………………………………………………………61-63

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ .doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

              Отсутствие в существующих нормативно-правовых документах дефиниции понятия политической рекламы как самостоятельного средства теологического воздействия может привести к бесконечным так называемым «войнам» на политическом информационном поле, к использованию «грязных технологий» во время предвыборной борьбы.

              Исследование закономерностей, сущности и функций политической рекламы представляет интерес не только с точки зрения совершенствования самих избирательных технологий. Существующая взаимосвязь между политическим, в том числе избирательным, маркетингом и процессами становления правового демократического государства отражается на формировании новой политической культуры в обществе [27, 118].

              На сегодняшний день политическая реклама становится важнейшим средством массовых коммуникаций, является одним из основных инструментом эффективного манипулирования человеческим сознанием. Политическая реклама призвана: во-первых, определить место кандидата, положение на политическом рынке через создание положительного имиджа, во-вторых, упростить сложные политические программы и концепции, взяв из них самое яркое и актуальное. За годы своего существования, реализуясь в ходе избирательных кампаний различных уровней, политическая реклама заняла определенное место в структуре отечественного избирательного маркетинга, проявив при этом собственное содержание, формы и отличительные черты. Сегодня можно утверждать, что, так же как и в других странах, имеющих огромный опыт проведения избирательных кампаний в условиях политического рынка, самая безупречная организация избирательных кампаний не может гарантировать победу тем, кто игнорирует принципы политического маркетинга и пренебрегает политической рекламой.

 

 

              2.1.2 Освещение журналистами предвыборной кампании и выборов

              Успех демократии во многом зависит от возможности справедливого и равного распространения в обществе всех соперничающих точек зрения, которые позволили бы гражданам сделать свой, подкрепленный информацией, выбор. В этом смысле чрезвычайно важной становится возможность доступа, как оппозиции, так и правящих сил к средствам массовой информации. Если не существует возможности выражения мнений, то невозможно само серьезное обсуждение главных проблем, стоящих перед страной. Во многих случаях такую возможность предоставляют средства массовой информации [28, 52].

              До обретения независимости в Казахстане было всего 10 республиканских государственных газет, журналов и 21 теле- и радиоканал. К 2007 году в республике было уже 7281 издание СМИ. Из них негосударственных СМИ — 78%, а государственных — 22%.  электронных СМИ — 212. С ростом количества СМИ расширяется и сфера влияния кандидатов в предвыборной агитации. Как мы видим из статистики, в Казахстане тенденция в этой сфере положительна [29, 23].

              Так как пути развития России и Казахстана тесно взаимосвязаны, освещение политических процессов в этих государствах являются схожими. Так Е.П.Прохоров раскрывает шесть функций СМИ, при этом он особо выделяет их организаторскую роль. По классификации В.П.Пугачева, современным СМИ присущи пять функций СМИ, из них информационная функция определяется как главная. Выбор той или иной концепции во многом зависит от концепции СМИ. Однако в освещении предвыборной кампании в средствах массовой информации Казахстана наиболее используемы мобилизационная и информативная функции [30, 189].

              Выборный процесс условно можно разделить на два этапа  - предвыборная агитация и сами выборы. В республике Казахстан нормативными документами, регулирующими организацию и проведение выборов, а также устанавливающими правила проведения выборов для наблюдателей, в том числе журналистов, и освещения выборов в СМИ, являются: Конституция Республики Казахстан, закон РК «О выборах в Республике Казахстан», закон РК «О средствах массовой информации», а также Правила осуществления предвыборной агитации через СМИ и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента РК.

              Понятие и порядок осуществления предвыборной агитации излагаются в главе 5 Закона РК «О выборах в Республике Казахстан» - «Предвыборная агитация». Статья 27 этой определяет предвыборную агитацию, как деятельность, имеющую цель побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.

              Правила осуществления предвыборной агитации через средства массовой информации и информационного обеспечения выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан определяют предвыборную агитацию в СМИ как деятельность по выходу (выпуску в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих:

              - призывы голосовать за (или против) политические партии, выдвинувшие   партийные списки, кандидатов в депутаты маслихата;

              - предпочтение в отношении какой-либо политической партии, выдвинувшей партийный список, кого-либо из кандидатов в депутаты маслихата или, в частности, указание на то, за какую из политических партий, выдвинувших партийные списки, кандидатов в депутаты маслихата;

              - описание возможных последствий избрания или неизбрания политических  партий, выдвинувших партийные списки, кандидатов в депутаты маслихата, в сочестании с позитивными либо негативными комментариями.

Предвыборная агитация в средствах массовой информации может осуществляться в различных формах: публикации, специальные передачи, теледебаты, интервью и т.п.

              Статья 27 Закона о выборах гласит: предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов, в том числе и при повторном голосовании. Этот запрет не относится к агитационным материалам, размещенным на web-сайтах.

              В основу выборного законодательства, касающегося предвыборной агитации, законодатель положил условия ее осуществления, которые нельзя нарушать: объективность, достоверность, равный доступ к СМИ и отсутствие предпочтения или предвзятости по отношению кандидатам и политическим партиям.

              Однако каждый отдельный журналист в силу своих профессиональных обязанностей не может обеспечить соблюдение всех этих условий. Например, равный доступ кандидатов к средствам массовой коммуникации – это задача редактора СМИ. Но даже при стремлении редакции соблюсти объективность и паритетность, на практике возникает масса вопросов, например: каковы критерии объективности и каким образом их надо соблюдать [29, 57].

              Судя по наблюдениям Л.Сухотерина, отечественный и мировой опыт показывает, что во время предвыборной гонки некоторые кандидаты идут на все для достижения цели, далеко не все СМИ способны отказаться от недобросовестного предложения опубликовать компромат на соперника за большие деньги или под давлением сверху дать явное преимущество одному из кандидатов. СМИ при всей сложности своего положения должны понимать всю глубину ответственности, не только правовую, но и морально-ответственную [31, 286]. 

              Следует отметить, что политическая реклама это не только предвыборная агитация. Соответственно, к ней не могут быть применены ограничения, предусмотренные законодательством о выборах. Газеты (периодические издания) в Италии обязаны заблаговременно, до начала избирательной кампании сообщить, сколько рекламной площади могут предоставить, предложив при этом разумные цены. В то же время, в соответствии с итальянским законодательством в рекламных изданиях указывается имя плательщика. Также строго запрещены издания, которые содержат исключительно отрицательные лозунги, бурные нападки в отношении кандидатов, прямой призыв голосовать за того или иного кандидата, акцентируя внимание на политические программы кандидатов [32, 55].

              В большинстве стран Западной Европы соблюдается принцип пропорциональности. Политические формирования берут на себя ответственность за содержание политической рекламы, а редакции следят за тем, чтобы не осуществлялась антиконституционная пропаганда (подстрекательство к национальной, расовой или религиозной ненависти и т.д.). В общем, считается, что ограничение политической рекламы противоречит принципу самоутверждения личности, свободной конкуренции между политическими деятелями. Платная политическая реклама, с одной стороны, стимулирует вмешательство государства в деятельность средств массовой информации, которые ей принадлежат, подрывая тем самым издательскую независимость СМИ, а с другой - это эффективный способ борьбы с "замаскированной" рекламой [33, 212].

              Таким образом, освещение в СМИ Казахстана предвыборной кампании и выборов регулируются законодательной базой.               В целом казахстанские СМИ стали инструментом государственной политики. Государство позиционирует через СМИ репутацию успешной страны, которая энергично преодолевает барьеры экономического кризиса, проводит эффективную многовекторную внешнюю политику и достаточно демократичную внутреннюю политику, справедливо решает вопросы общества. Оппозиционные СМИ укрепляют демократический имидж государства. Следовательно, СМИ выполняют функцию формирования общественного мнения и являются мощным инструментом государства.  

 

 

              2.2 Освещение в СМИ экстремальных ситуаций

 

              2.2.1 Чрезвычайное положение, чрезвычайные ситуации и их освещение в средствах массовой информации

              Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, который влечет за собой увеличение полномочий государственных органов, установление ограничений прав и свобод, в том числе, достаточно жестких, возложение дополнительных обязанностей. Целями введения чрезвычайного положения могут служить: устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; защита конституционного строя РК. Чрезвычайное положение – это временный правовой режим [34, 103].

              Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери нарушение условий жизнедеятельности людей.  Существуют следующие виды чрезвычайных ситуаций: локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные [35, 14].

              Чрезвычайную ситуацию могут повлечь аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные бедствия. Информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях является открытой. Журналисты имеют право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф. Несмотря на оцепление, журналисты имеют право быть допущенными сотрудниками органов внутренних дел на место стихийного бедствия, аварии или катастрофы [36, 116].

              При чрезвычайном положении права журналиста и редакций серьезным образом ограничиваются,  а при чрезвычайной ситуации не вводится специальных ограничений прав и обязанностей журналистов. Так как чрезвычайное положение – это особый правовой режим, то оно не возникает само по себе. Оно вводится на территории всего Казахстана или его части. Чрезвычайная ситуация – это обстановка, поэтому она не вводится по определенно правовой процедуре, а возникает, если произошла авария, катастрофа, стихийное бедствие. Зона чрезвычайной ситуации – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Она может возникнуть на любой территории: начиная от территории производственного объекта и заканчивая территорией нескольких субъектов [37, 59].

              В случае, если чрезвычайная ситуация повлекла или может повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требует проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ, то может быть введено чрезвычайное положение. Иными словами, чрезвычайная ситуация может служить основанием введения чрезвычайного положения [38, 321].

              Таким образом, при чрезвычайном положении или чрезвычайной ситуации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления должна подчиняться принципу информационной открытости. На государственные органы возлагается обязанности, в том числе, через СМИ: оперативно и достоверно информировать население и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; пропагандировать знания в области защиты населения.

 

 

                            2.2.2 Освещение в СМИ военных, вооруженных конфликтов

              Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории РК или в отдельных ее местностях. Военное положение наряду чрезвычайным – это особый правовой режим, который влечет за собой увеличение полномочий государственных органов, установление ограничений прав и свобод. Целями введения военного положения могут служить  создание условий: для отражения или предотвращения агрессии против РК. Военное положение вводится временно.               Его срок ограничен датой и временем начла действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РК о введении военного положения, и датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения. К обстоятельствам введения военного положения относятся агрессия против РК или непосредственная угроза такой агрессии. Данный правовой режим может вводиться на территории республики в целом и в отдельных ее местностях [39, 48]. 

              Агрессия – применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства  или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.

              Виды агрессий:

              - вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РК, любая военная оккупация территории республики, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РК или ее части с применением вооруженной силы.

Информация о работе Освещение в СМИ вопросов политического характера