Оценочная лексика и газетизмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:43, реферат

Описание работы

Оценка охватывает в языке широкий диапазон единиц, на первый взгляд, слабо связанных между собой, которые нелегко объединить в одном описании. Тем не менее мы попытались определить то место, которое занимают в языковых единицах и речевых структурах оценочные значения, и рассмотреть их в первую очередь в плане функциональном, показав некоторые их общие и частные особенности во взаимодействии.

Файлы: 1 файл

Оценочная лексика и газетизмы.docx

— 579.98 Кб (Скачать файл)

Таким образом, «вырванные» из контекста  цитаты позволяют манипулировать общественным сознанием, так как в них может  не быть правды, но всегда есть правдоподобие. Журналисты сокращают цитаты, интерпретируют их, расширяют с помощью журналистского комментария, пересказывают в соответствии со своим коммуникативным намерением: «Вот комментатор Пашков тоном сельского  проповедника уверяет нас, что Россия – европейская держава номер один, соорганизатор нового мирового устройства: “Мы нужны всем – и США, и Ирану, и Ираку”. Не важно, что наша нефть по качеству сильно уступает арабской и Штатам нужна, как прошлогодний снег, – главное, появился повод поговорить о блестящем будущем отечественной экономики» (АиФ. 2002. № 7). Именно подобные комментарии позволяют закладывать в цитату дополнительный оценочный смысл.

Зависимая роль цитат наглядно демонстрируется, например, в иронической рубрике  еженедельника «АиФ» «Жизнеспособность  полит-субъектов»: «В. Геращенко: “Интернет  есть, а счастья все равно нет. Оно только внутри”. Внутри Центробанка? Значит, все-таки не в деньгах счастье, а в их количестве?» (АиФ. 2002. № 7).

Поданные таким образом интерпретации  цитат нередко требуют, по выражению  Т.В. Булыгиной и А.Д. Шмелева, «переинтерпретации», т.е. цитатой задается «лишь общее направление осмысления, а подробности нуждаются в экспликации. Так, точный смысл конфуцианского изречения «Твой сын – это не твой сын...» становится понятен, если продолжить его: «...а сын своего времени»[17].

Как видим, оценочность – ведущая стилеобразующая черта публицистического подстиля, и существует множество разнообразнейших приемов формирования необходимой адресату оценки.

 

Публицистический или  газетно-публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно черты стиля проявляются в газетах, общественно-политических журналах и других средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет). Письменная форма первична, устная – вторична. Публицистический стиль выполняет две основные функции- информативную и воздействующую. Публицистика отражает жизнь прямо и непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Воздействующая функция зависит от позиции автора публицистического текста. Эта позиция выражается прямо и открыто.

Важнейший лингвистический признак  стиля – тесное взаимодействие выразительных, эмоционально воздействующих речевых  средств и стандартных, широко употребляющихся  в этом стиле средств языка. Стремление к стандартизации языковых средств  отражает информативную функцию  стиля и условия функционирования жанра. Соотношение выразительных  и стандартных средств динамично  и подвижно.

Специфически газетные слова, лексические  газетизмы, могут употребляться и в текстах других стилей, однако там их концентрация незначительна, в то время как в публицистике они обязательны, а частота их употребления высока. Наиболее специфична общественно-публицистическая лексика и фразеология, метафорические газетизмы политического характера.

Среди словообразовательных моделей  продуктивны типы отвлеченных существительных  с суффиксами -ость, -ств(о), -ние, которые связаны с информативной функцией публицистического стиля ( личность, сотрудничество, решение, внедрение ). Часто встречаются образования с лексикализованными приставками (межведомственный, внутрипартийный). Распространены слова, образованные путем сложения, субстантивации прилагательных и причастий. Среди глагольных форм преобладает форма возвратно-среднего и страдательного залогов, страдательного причастия прошедшего времени.

Для большинства жанров публицистического  стиля, в которых информативность  преобладает над экспрессивностью, в числе других синтаксических признаков  можно выделить многочисленные именные  словосочетания, способные нести  большой объем информации. Активны  распространенные однородные члены  предложения. Наиболее характерны предложения  с осложненными структурами. Разные жанры публицистического стиля  характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе (в международных обзорах больше книжных конструкций, нежели в жанре "раздумий").

Публицистику называют летописью  современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам  общества – политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и  т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, относящиеся к этому  стилю, отличаются разнообразием тем  и языкового оформления. С одной  стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно  различным в газете, на радио и  на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров – информации, очерка, фельетона и др.

Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих  объединить их в единое целое. И эти  общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического  стиля всегда адресованы массам и  всегда выполняют – наряду с информационной – воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и  открытым. Например, на митинге ораторы  открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение  правительства, того или иного оратора, политика и т.п.

Характер воздействия может  быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное  рассмотрение, характер подачи материала  тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей  природе публицистика призвана активно  вмешиваться в жизнь, формировать  общественное мнение.

 

Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она  воздействует не на одного человека, а  именно на массы, на общество в целом  и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле  значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется  авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет  себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.

Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность, что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.

В целом публицистическому стилю  присуще постоянное чередование  экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств  в стандарт и поиск новых экспрессивных  средств выражения.

Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.

ублицистический стиль – наиболее сложное явление из-за особенностей экстралингвистической основы: у него разные задачи и разные условия общения.

Одну из наиболее популярных разновидностей составляет газетный язык. Функции – информационная и воздействующая, экспрессивная.

В годы советской власти – агитационно-пропагадистская: «газета – коллективный организатор», «из всех искусств для нас важнейшим является кино…»

Публицистические издания представляли партийный, общественный, профсоюзный  или государственный орган. В  настоящее время они попали в  частные руки, их цель – формирование общественного мнения, убеждение читателя в правоте авторской позиции, внушение тех или иных идей. Популяризаторская функция проявляется в сообщениях о проблемах экономики и политики, о новых научных открытиях, новинках техники, забытых или переосмысленных фактах истории. «Жёлтая пресса» имеет преимущественно гедонистическую (развлекательную) функцию, солидные журналы – аналитико-критическую, политическая пресса и передачи – организаторскую, детские издания – просветительскую и воспитательную.

"Д. С. Лихачёв 
Выступление на Съезде народных депутатов СССР

Буду говорить только о состоянии  культуры в нашей стране и главным  образом о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве  из них даже не было слова «культура». На самом Съезде слово «культура» было произнесено только на третий день…

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические  законы, не выполняются указы и  не может существовать современная  наука, ибо трудно, например, проверить  эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так  далее.

Низкая культура нашей  страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной  работе, на наших межнациональных  отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта  отрицательно сказывается даже на работе нашего Съезда. Я думаю, это не надо пояснять."

«Советская культура» 1 июня 1989 г.

Жанры публицистики весьма разнообразны. М. М. Бахтин определял жанры как "определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний" ("Эстетика словесного творчества" М., 1979, стр. 242). Он называл три фактора, создающих в своей совокупности целостное единство высказывания как речевого жанра:

  1. предметно-смысловая исчерпанность;
  2. речевой замысел, или речевая воля, говорящего;
  3. типические композиционно-жанровые формы завершения.

Жанровой формой речи в русистике  принято называть определённым образом  оформленный текст: с заведомо определёнными  его автором начальной и конечной границами и, как правило, озаглавленный. Текст – отрезок речи, синтаксически организованный, завершённый по смыслу, характеризующийся единством субъектной принадлежности, коммуникативной направленности и экспрессивно-модальной окрашенности. Традиционные жанры: интервью, репортаж, очерк, фельетон, статья, заметка, зарисовка, корреспонденция, хроника (см.: «Стилистика русского языка. Жанрово-коммуникативный аспект стилистики текста» М.: Наука, 1987).

Газета создаётся множеством корреспондентов, публикации могут включать материалы  других сфер общения (объявлений, приказов, распоряжений, проектов законов и  т. д.)

Начало научному изучению языка  газеты положил Г. О. Винокур, который указал на грамматическую жёсткость и штампованность, ограниченность словарного запаса, тиражируемость языковых средств («Культура языка» 2-е изд., М., 1929). В книге В. Г. Костомарова «Русский язык на газетной полосе» (МГУ, 1971) обосновывается идея об однородности, «стилистико-функциональной целостности» языка газетных текстов, представляющего собой «конструктивно-заданное сочленение экспрессии и стандарта». Основной стилистический принцип публицистики В. Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта. Г. Я. Солганик важнейшим принципом языка публицистики считает особый характер экспрессивности и оценочную направленность стандартизации («Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды» М., 1980). Лексика характеризуется:

  • использованием международных терминов: «суверенитет», «демократия», «встреча на высшем уровне», «официальный визит», «дипломатический корпус», «президентские выборы», «вотум недоверия», «экспансия», «агрессия», «дискриминация», «военный конфликт» и под.;
  • много топонимических наименований, названий международных и зарубежных организаций, сообществ, учреждений: «ООН», «НАТО», «Пентагон», «ЦРУ» и под.;
  • используется разностилевая и экспрессивная лексика: «Произошли изменения в оплате за содержание ребятишек в детских садах», «Прокурор затеял настоящую войну против засилья коррупции», «с малых лет он подвизался в кузне», «Женщина опознала в мужчине грабителя»;
  • устойчивые сочетания (клише): «противники реформы», «в дружеской атмосфере», «поставить преграду на пути прогрессивных изменений», «политика добрососедства и мирного сосуществования», «нагнетание напряжённости в международных отношениях», «устранение опасности возникновения новой ядерной войны», «трезвомыслящие политические деятели», «безрассудная политика», «ставящая мир на грань ядерной катастрофы», и под.

Специфическим публицистическим приёмом  является расширение контекстной сочетаемости и увеличение смысловой ёмкости  слов:

  • силы (войска) – «вооружённые», «быстрого развёртывания», «стратегические»;
  • силы (общественные группы, слои, движения) – «демократические», «прогрессивные», «миролюбивые», «политические», «агрессивные», «реакции», «милитаризма», «агрессии», «войны» и под.

Типичны отрицательно-оценочные наименования: «шумиха», «вакханалия», «наскоки», «сговор», «затея», «нажим», «диктат», «окрик», «махинации»  и под.

Морфология публицистики:

Информация о работе Оценочная лексика и газетизмы