Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:43, реферат
Оценка охватывает в языке широкий диапазон единиц, на первый взгляд, слабо связанных между собой, которые нелегко объединить в одном описании. Тем не менее мы попытались определить то место, которое занимают в языковых единицах и речевых структурах оценочные значения, и рассмотреть их в первую очередь в плане функциональном, показав некоторые их общие и частные особенности во взаимодействии.
Таким образом, «вырванные» из контекста
цитаты позволяют манипулировать общественным
сознанием, так как в них может
не быть правды, но всегда есть правдоподобие.
Журналисты сокращают цитаты, интерпретируют
их, расширяют с помощью
Зависимая роль цитат наглядно демонстрируется,
например, в иронической рубрике
еженедельника «АиФ» «
Поданные таким образом
Как видим, оценочность – ведущая стилеобразующая черта публицистического подстиля, и существует множество разнообразнейших приемов формирования необходимой адресату оценки.
Публицистический или газетно-публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно черты стиля проявляются в газетах, общественно-политических журналах и других средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет). Письменная форма первична, устная – вторична. Публицистический стиль выполняет две основные функции- информативную и воздействующую. Публицистика отражает жизнь прямо и непосредственно, ее информация фактографична и документальна. Воздействующая функция зависит от позиции автора публицистического текста. Эта позиция выражается прямо и открыто.
Важнейший лингвистический признак
стиля – тесное взаимодействие выразительных,
эмоционально воздействующих речевых
средств и стандартных, широко употребляющихся
в этом стиле средств языка. Стремление
к стандартизации языковых средств
отражает информативную функцию
стиля и условия
Специфически газетные слова, лексические газетизмы, могут употребляться и в текстах других стилей, однако там их концентрация незначительна, в то время как в публицистике они обязательны, а частота их употребления высока. Наиболее специфична общественно-публицистическая лексика и фразеология, метафорические газетизмы политического характера.
Среди словообразовательных моделей продуктивны типы отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ств(о), -ние, которые связаны с информативной функцией публицистического стиля ( личность, сотрудничество, решение, внедрение ). Часто встречаются образования с лексикализованными приставками (межведомственный, внутрипартийный). Распространены слова, образованные путем сложения, субстантивации прилагательных и причастий. Среди глагольных форм преобладает форма возвратно-среднего и страдательного залогов, страдательного причастия прошедшего времени.
Для большинства жанров публицистического
стиля, в которых информативность
преобладает над
Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.
Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров – информации, очерка, фельетона и др.
Однако все жанры публицистики
имеют много общих черт, позволяющих
объединить их в единое целое. И эти
общие черты обусловлены
Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.
Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.
Поэтому основным признаком, доминантой
публицистического стиля
В целом публицистическому стилю
присуще постоянное чередование
экспрессии и стандарта, постоянное
превращение экспрессивных
Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.
ублицистический стиль – наиболее сложное явление из-за особенностей экстралингвистической основы: у него разные задачи и разные условия общения.
Одну из наиболее популярных разновидностей составляет газетный язык. Функции – информационная и воздействующая, экспрессивная.
В годы советской власти –
Публицистические издания
"Д. С. Лихачёв
Выступление на Съезде народных депутатов
СССР
Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и главным образом о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура». На самом Съезде слово «культура» было произнесено только на третий день…
Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее.
Низкая культура нашей
страны отрицательно сказывается на
нашей общественной жизни, государственной
работе, на наших межнациональных
отношениях, так как национальная
вражда одной из причин имеет низкую
культуру. Люди высокой культуры не
враждебны к чужой
«Советская культура» 1 июня 1989 г.
Жанры публицистики весьма разнообразны. М. М. Бахтин определял жанры как "определённые, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний" ("Эстетика словесного творчества" М., 1979, стр. 242). Он называл три фактора, создающих в своей совокупности целостное единство высказывания как речевого жанра:
Жанровой формой речи в русистике
принято называть определённым образом
оформленный текст: с заведомо определёнными
его автором начальной и
Газета создаётся множеством корреспондентов, публикации могут включать материалы других сфер общения (объявлений, приказов, распоряжений, проектов законов и т. д.)
Начало научному изучению языка газеты положил Г. О. Винокур, который указал на грамматическую жёсткость и штампованность, ограниченность словарного запаса, тиражируемость языковых средств («Культура языка» 2-е изд., М., 1929). В книге В. Г. Костомарова «Русский язык на газетной полосе» (МГУ, 1971) обосновывается идея об однородности, «стилистико-функциональной целостности» языка газетных текстов, представляющего собой «конструктивно-заданное сочленение экспрессии и стандарта». Основной стилистический принцип публицистики В. Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта. Г. Я. Солганик важнейшим принципом языка публицистики считает особый характер экспрессивности и оценочную направленность стандартизации («Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды» М., 1980). Лексика характеризуется:
Специфическим публицистическим приёмом является расширение контекстной сочетаемости и увеличение смысловой ёмкости слов:
Типичны отрицательно-оценочные
Морфология публицистики: