Место журналистики в творчестве У. Теккерея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 22:56, реферат

Описание работы

Место журналистики в творчестве Теккерея. Журналистское творчество Теккерея составляет весьма значительную часть его литературного наследия. Прежде чем он заявил о себе как о талантливом, самостоятельном писателе (роман "Ярмарка тщеславия" 1848 г.), 15 (!!!) лет своей творческой биографии он посвятил журналистике. Он и позже не порывал с ней: бразды правления "Корнхилл мэгэзин" были отданы им лишь за год до смерти. К сожалению, эта часть его наследия недостаточно изучена за рубежом и практически не востребована в нашей стране.

Файлы: 1 файл

Теккерея.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

Место журналистики в творчестве Теккерея. Журналистское творчество Теккерея составляет весьма значительную часть его литературного наследия. Прежде чем он заявил о себе как о талантливом, самостоятельном писателе (роман "Ярмарка тщеславия" 1848 г.), 15 (!!!) лет своей творческой биографии он посвятил журналистике. Он и позже не порывал с ней: бразды правления "Корнхилл мэгэзин" были отданы им лишь за год до смерти. К сожалению, эта часть его наследия недостаточно изучена за рубежом и практически не востребована в нашей стране.

Примечательно, что сам Теккерей не делил свои произведения на журналистские и чисто литературные (тем более что порой это не вполне возможно). Однако канонические викторианские издания его произведений не включали его эссе и статьи. Даже в самом полном 26-томном собрании сочинений Теккерея, выпущенном в Англии, лишь два тома посвящены его критическим обозрениям и статьям в "Панче". Другие же журнальные и газетные работы писателя (а их довольно много) туда не попали. В отечественное же 12-томное собрание сочинений лишь половина второго тома включает его собственно журналистские работы.

Значение журналистики для творчества Теккерея важно в нескольких аспектах. Прежде всего, 15 лет писания статей, очерков, эссе и других произведений "малого жанра" были для писателя серьезной школой литературного мастерства. А порой он и не мыслил последнее в отрыве от журналистики: неслучайно с ее миром связано повествование в "Истории Пенденниса" (1850) и '"Ньюкомах" (1855). А главный герой "Приключений Филипа" (1862) Филип Фернинг является газетчиком, специализирующимся на зарубежных корреспонденциях (деталь, отсылающая нас к биографии самого Теккерея).

Отличаясь глубиной и масштабностью мышления, Теккерей также в свое время стал одним из немногих мыслителей, пытавшихся исследовать историко-культурное значение периодической печати: ее сущность, функции, специфику информации как важного предмета общественного потребления, особенности журналистского отражения мира. Безусловно, именно журналистское творчество послужило истоком пресловутого теккереевского "бескомпромиссного реализма" (1, 206), т.е. именно журналистское творчество во многом сформировало своеобразную манеру писателя. Позже эту манеру стали называть "реалистической". По свидетельству исследователей, этот термин был впервые широко применен в Англии ХIХ в. именно к творчеству Теккерея (3, 208). (В связи с этим уместен разговор о роли журналистики в формировании реализма как творческого метода: с журналистикой связано творчество его апологетов - Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея).

Кое-кто из современников Теккерея все же уже тогда отдавал отчет в значимости той роли, которую журналистика играла в литературном процессе того периода. Так, например, литературовед Джеймс Ф. Стивен, публиковавшийся в "Корнхилл мэгэзин" в 1862 г., полагал, что журналистика "должна занять одно из первых мест в любой будущей истории литературы, посвященной нашему времени, поскольку это наиболее характерная часть его литературной продукции" (цит. по 12, 123).

Начало творческой деятельности Теккерея приходится на рубеж, отделяющий прежнее представление о литературе как об "аристократическом" занятии, досужем уделе джентльмена, и новое представление, согласно которому писательский труд был своего рода ремеслом, а любые публикации - неким товаром, причем разного качества и по-разному оплачиваемым. Поэтому для исследователей творчества писателя за рубежом Теккерей - переходная фигура, ''посредник между идеалом и реальностью авторства", преуспевший, в конце концов, в обеих сферах - и коммерческой, и художественной.

Другие маски в "Панче". Кроме мистера Сноба, в журналистике Теккерея 1840-х годов есть еще ряд масок: Толстый Сотрудник ("Fat Contributor"), мистер Спек (от "spectator" - "очевидец" или "speculant" - спекулянт), мсье Гобмуш (от фр. "gobe-mouches" - "простак"), ирландец Молони, арабский корреспондент Хаджи Абу Бош (от "bosh" - "вздор", "глупая болтовня"), крымский корреспондент Мик, он же "наш собственный башибузук" и т.д. Эти фигуры призваны дать обзор нового поля деятельности прессы.

В статьях Теккерея часто говорится о затруднениях, которые испытывает обычный, заурядный человек, когда обнаруживает, что он имеет влияние. К тому времени писатель проникся убеждением, что заурядности составляют костяк всех общественных институтов, и именно они являются движущей силой прессы. Можно отметить, что дегероизация персонажа, которую мы находим в крупных работах Теккерея, свое начало имела в его журналистских произведениях. Именно в 1840-х гг. он создает образ зримого человека в противоположность автору, "спрятанному" за собственным текстом. Это человек с недостатками и самомнением, который порой не может отчетливо воспринимать внешний мир из-за своих переживаний и эмоций. Тем не менее сами эти переживания порой небезынтересны. И маска теперь играет иную роль: она открывает, а не скрывает. Помимо прочего, такой акцент на самобытности образа - способ подчеркнуть личность пишущего, обособиться от корпоративности того СМИ, которому он служит.

Мысль Теккерея-журналиста, сотрудника "Панч", развивается во многом под воздействием общей концепции издания, с другой стороны, он сам - один из творцов этой концепции. Авторитет журнала, известного своей критикой периодической печати, был сравним с авторитетом "Таймс" в политике. Неслучайно один из героев Теккерея упоминает о "громах и молниях "Панч" - прямое сравнение влияния журнала с авторитетом "Таймса" - "громовержца". Поэтому можно утверждать, что теккереевская критика в "Панче" имела большую силу и позитивное социальное значение.

 


Информация о работе Место журналистики в творчестве У. Теккерея