Творчество У. Теккерея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 19:08, реферат

Описание работы

Уильям Мейкпис Теккерей был современником чартистского движения и европейских революций 1848 года. Его творчество отразило настроения народных масс, и хотя сам писатель не был сторонником идеи социальной революции, его сатирический смех заключал в себе большую разрушительную силу, был направлен против господствующих классов. Сатирические обобщения Теккерея имеют вполне определённый социальный смысл, они антибуржуазны по своему характеру. Творчество Теккерея народно в своей основе.
Теккерей — писатель-сатирик.

Файлы: 1 файл

У. Теккерей. Реферат.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

Реферат по истории зарубежной литературы

Творчество У. М. Теккерея

 

Уильям Мейкпис Теккерей был современником чартистского движения и европейских революций 1848 года. Его творчество отразило настроения народных масс, и хотя сам писатель не был сторонником идеи социальной революции, его сатирический смех заключал в себе большую разрушительную силу, был направлен против господствующих классов. Сатирические обобщения Теккерея имеют вполне определённый социальный смысл, они антибуржуазны по своему характеру. Творчество Теккерея народно в своей основе.

Теккерей — писатель-сатирик. Его сатира основана на присущем ему глубоком убеждении в противоестественности и несостоятельности буржуазного строя. И хотя Теккерей не был сторонником революционных преобразований, но он понимал закономерность и справедливость народного возмущения. Его глубоко правдивые и сатирически острые произведения способствовали расшатыванию устоев буржуазной цивилизации.

Нельзя не заметить вместе с тем, что круг тем, к которым обращался Теккерей, достаточно узкий. Так, почти во всех своих произведениях писатель описывает жизнь господствующих классов общества; он не обращается к изображению жизни народа, не создает значительных образов людей из народной среды. Во многом это объясняется тем, что с этой стороной жизни Теккерей был недостаточно знаком. А это в свою очередь явилось одной из причин усиливающегося с годами пессимизма писателя. И если по силе и остроте социальной критики Теккерей не уступает Диккенсу, то в его произведениях нет места оптимизму, который в такой большой степени присущ многим романам его великого современника и который был органически связан с последовательным демократизмом автора «Домби и сына» и «Тяжелых времен».

В романах Теккерея проявились присущие ему скептицизм и горькая ирония; они придают его произведениям пессимистическое звучание. Но непреходящее значение творчества Теккерея заключается в той правде жизни, которая встает со страниц его книг и помогает людям в их борьбе за ее изменение.

У. Теккерей родился в Индии, в Калькутте, в семье английского чиновника. Отца он потерял в четырехлетнем возрасте, мать его вскоре вышла замуж вторично. Шестилетнего Уильяма она отправила на корабле в Англию, к деду по отцу, чтобы он мог там получить образование в английской школе. Учился он в школе Чартерхауз, а затем в Кембридже, но через 2 года оставил университет. Полученное после смерти отца состояние позволило ему некоторое время жить в соответствии со своими склонностями. С ранних лет Теккерей увлекался литературой и живописью, мечтал стать художником. В школьные годы проявился его дар карикатуриста; в годы студенчества он сотрудничал в рукописном журнале «Сноб». В молодости Теккерей совершил путешествие по Европе; жил некоторое время в Германии, посетил Италию, занимался живописью во Франции. Из Парижа он посылал свои статьи о французских писателях и художниках, о судебных процессах и парижских нравах в английские газеты и журналы. Вернувшись в Лондон, Теккерей посвятил себя журналистике. Литературная работа стала для него основным источником существования, так как неумение распорядиться наследством привело его к разорению.

Личная жизнь Теккерея также сложилась трагично: он страстно полюбил ирландку Изабеллу Шоу и женился на ней. После рождения двух дочерей жена тяжело заболела психическим расстройством и уже не оправилась. Теккерей заботился о ней до конца своих дней. Он был любящим отцом, веселым и общительным другом; никому он не жаловался на свою горькую судьбу. Изабелла пережила его на 35 лет и умерла в глубокой старости.

Ранний период творчества Теккерея приходится на 1830 – первую половину 1840-х годов. Статьи и очерки, его литературные пародии и заметки на общественно-политические темы печатались в «Журнале Фрезера» и на страницах сатирического еженедельника «Панч», имевшего демократическую направленность. Демократический характер имели и выступления молодого Теккерея, который в своих бурлесках и сатирических очерках ставил важные проблемы внутренней и международной политики, осуждал британский милитаризм, поднимал голос в защиту угнетённой Ирландии, осмеивал и осуждал постоянную, но ничего не изменяющую в стране борьбу парламентских партий вигов и тори.

В 1842 году на протяжении нескольких месяцев в журнале «Панч» печатались юмористические «Лекции мисс Тиклтоби по истории Англии», в которых проявилось насмешливо-неуважительное отношение Теккерея к традиционным авторитетам английской истории и вместе с тем его принципиальное несогласие с официальными псевдонаучными версиями о том, что историю творят короли и герои. «Лекции» были иллюстрированы самим автором и усиливали сатирическое звучание текста.

Теккерей – мастер литературной пародии. Он осмеивает произведения, далёкие от правды жизни, пародирует эпигонов романтизма, салонные романы, в которых преступный мир изображался в идеализированном виде. В таком плане написаны первые повести Теккерея – «Из записок Желтоплюша» (1840), «Кэтрин» (1840), «В благородном семействе» (1840), «История Сэмюела Титмарша и знаменитого бриллианта Хоггарти» (1841). Первый роман Теккерея «Записки Барри Линдона» (1844) написан в форме саморазоблачения проходимца и авантюриста, претендующего на звание джентльмена и добивающегося места в верхах общества.

Однако наибольшей силы социальная сатира Теккерея достигает в «Книге снобов» (1846-1847) и «Ярмарке тщеславия» (1847). Написанная в форме очерков «Книга снобов» является своеобразным прологом к «Ярмарке тщеславия». Каждый очерк воспроизводит вполне конкретное явление общественной или частной жизни, в своей совокупности очерки составляют панораму современной писателю английской действительности.

Последний период творчества Теккерея приходится на 50-е годы. В творческой судьбе писателя это десятилетие было весьма плодотворным. Теккерей выступает как романист, литературный критик и публицист. Появляются его романы из современной жизни – «История Пенденниса» (1850) и «Ньюкомы. Жизнеописание одной весьма почтенной семьи» (1855), исторические романы  - «История Генри Эсмонда»  (1852) и «Виргинцы» (1859). К этому же времени относятся его лекции «Английские юмористы ХVIII века», памфлет «Четыре Георга» (1856).

«Ярмарка тщеславия», явившаяся своего рода классическим шедевром  Теккерея, на своих страницах подаёт иллюстрацию широкопанорамной жизни Англии первой половины ХIХ века. События романа происходят в Англии, но иногда переносятся в Бельгию, Францию, Германию, Италию. Длинной вереницей проходят в произведении люди разных социальных кругов – буржуазные дельцы, аристократы, чиновники, члены парламента, помещики, биржевые маклеры, военные, дипломаты, учителя, гувернантки, экономки, лакеи. Все они живут по законам «ярмарки», где всё продаётся и всё покупается, где достоинство человека определяется величиной его капитала, где «титул и карета четверней – игрушки более дорогие, чем счастье». Ярмарка тщеславия определяется в романе как «место суетное, злонравное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства», т. е. иными словами, автором создан обобщенный мир буржуазного общества, реалистический символ мира, основанного на несправедливости.

Глубинные истоки романа «Ярмарка тщеславия» - в фольклоре, в средневековом «Видении о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда, в фарсах, в театре Панча, в аллегорическом повествовании Джона Беньяна «Путь паломника». В «Ярмарке тщеславия» ощутима также и сатирическая традиция художественной прозы ХVIII века – традиция «английских юмористов» Свифта, Стиля и Аддисона, Смоллета и Филдинга. Постоянный и пристальный интерес Теккерея к современной ему действительности, к характерам и судьбам людей, деталям быта сочетается со стремлением к созданию обобщенно-аллегорической картины человеческого бытия - Ярмарка тщеславия, где среди шума и гама под музыку времени исполняют свой танец жизни люди-марионетки, управляемые Кукольником. Тема ярмарочного балагана, мотив театральной игры, сценических подмостков, на которых появляются и исчезают шуты и комедианты, создают, как замечает сам автор романа, впечатление «скорее грустное, чем весёлое», побуждают читателя погрузиться в мысли, не чуждые сострадания к человеку. Звучащая в романе Теккерея тема «суеты сует» не создаёт ощущения безысходности, а сам писатель был вполне справедливо убеждён, что те, о ком он рассказывал в своём романе, достойны наказания, так как они «эгоистичны и жадны до суетных вещей».

Теккерей по заслугам воздаёт тем, кто населяет Ярмарку Тщеславия. В осуждении буржуазно-аристократического общества, его пороков и низменных страстей проявилась народность точки зрения писателя на происходящее; смех Теккерея имеет не только разрушительный, но и созидающий характер.

Заглавие «Ярмарка тщеславия» не выдумано Теккереем, оно уже было знакомо английскому читателю. Так называлась одна из глав книги бродячего лудилыцика, пуританина и писателя Джона Беньяна «Путь паломника » (1684). Под ярмаркой тщеславия Беньян имел в виду отчасти Лондон, но еще более - английское буржуазно-аристократическое общество в целом. Там, на ярмарке тщеславия, можно было купить и продать все, что угодно: мужа, жену, детей, честь, совесть... на этой ярмарке творились преступления, а вокруг вертелись и прыгали ярмарочные шуты, клоуны и зазывалы.

Теккерей взял этот символический образ и наполнил его жизненным содержанием. Себе он отвел роль ярмарочного клоуна, кукловода. В своем балагане он открывает кукольный театр и намеревается показать зрителям марионеток, подчиняющихся двум-трем нитям. Он заранее называет своих героев куклами, говорит, что куколка Эмилия разодета им с большим старанием, а неуклюжая фигура Доббина презабавно пляшет. Если мы вспомним, что Эмилия и Доббин - положительные персонажи романа, то станет особенно очевидной ирония Теккерея.

Но это только введение. В самом же романе жизнь предстает во всей ее сложности и характеры героев далеки от нашего представления о марионетках. Это живые люди с сильными чувствами и свойственными людям противоречиями. Так, блестящие дарования Бекки Шарп обращены во зло; в ее муже, шулере и грубом солдафоне, неожиданно проступают привлекательные черты; а на светлый образ многострадальной и кроткой Эмилии падает легкая тень: оказывается, и ей не чужд эгоизм.

Подзаголовок гласит: «Роман без героя». Этим Теккерей хочет сказать, что не считает героями своих «марионеток».

Автор в своём произведении не выходил за пределы изображения буржуазно-аристократических кругов общества и, оставаясь верным жизненной правде, был объективен в их оценке. В этих кругах он не мог найти героя, достойного занять центральное место в романе. «Пусть это роман без героя, но мы претендуем, по крайней мере, на то, что у нас есть героиня», - заявляет Теккерей, имея ввиду Бекки Шарп.

«Ярмарка тщеславия» - история двух девушек, двух школьных подруг, Бекки Шарп и Эмилии Седли, - развертывается на фоне широкой социальной действительности и важных исторических событий. Первая часть «Ярмарки тщеславия» может быть даже названа историческим романом о периоде наполеоновских войн - недаром ее читал Л. Н. Толстой, когда работал над «Войной и миром».

Действие начинается в 1812 году. Разгром Наполеона в России вызывает бурное ликование всей Англии. Обе героини идут смотреть вместе со своими друзьями и поклонниками панораму «Пожар Москвы», привлекающую множество зрителей, слушают певицу, исполняющую кантату «Бородинский бой».

Далее Теккерей дает картину знаменитого брюссельского бала и паники в Брюсселе во время битвы при Ватерлоо (июнь 1815 г.). Брюссельский бал был прерван пушечной канонадой. Молодым английским офицерам, танцевавшим на балу, пришлось проститься со своими невестами и женами и идти в бой. Большинство их не вернулось. Такова судьба красавца Джорджа Осборна, мужа Эмилии.

Вторая часть романа не связана непосредственно с историей и имеет социально-психологический характер: прошло 15 лет, юные героини стали зрелыми женщинами, они живут в Англии конца 20-х- начала 30-х годов.

Роман начинается с того дня, когда две юные девушки покидают пансион. Все обитательницы пансиона провожают поцелуями и благословениями хорошенькую и добрую Эмилию Седли и все они равнодушны к отъезду Бекки Шарп. Объясняется это тем, что Эмилия Селли богата, а Бекки бедна, она круглая сирота, дочь художника и танцовщицы, и обучалась в пансионе из милости.

Начальница даже не хочет вручить Бекки наградную книгу - словарь Джонсона, хотя она была одной из лучших учениц. Но сестра начальницы, мисс Джемайма, кроткая и запуганная старая дева, считает, что это несправедливо, и вручает Бекки словарь в момент отъезда по своей инициативе и даже рискуя получить выговор. Но, едва лошади тронули с места, Бекки вышвыривает словарь из окна кареты, почти в лицо мисс Джемаймы.

Конечно, это ответ Бекки на целые годы несправедливостей и обид, которые она терпела в пансионе. Считалось, что она учится из милости, хотя ее отец был до самой смерти учителем рисования в этом же пансионе, а сама она бесплатно преподавала другим девочкам французский язык. Гордая душа Бекки, вынужденная смиряться ради образования, ради будущего куска хлеба, взбунтовалась в последний момент.

У Бекки было горькое детство и нелёгкое отрочество. Она рано потеряла мать, отец пил, маленькая Бекки была единственной хозяйкой в его доме. Перед смертью отец устроил её в пансион, где она провела несколько лет на положении не то воспитанницы, не то учительницы французского языка (её мать была француженка). Здесь она видела пренебрежение к себе и преклонение всех окружающих перед двумя кумирами: богатством и «положением в обществе». И Бекки решила сама, без чьей-либо помощи, завоевать богатство и положение в обществе. Только холодный расчет движет её поступками. Eй не свойственны увлечения или неуправляемые чувства. Когда ей не удается женить на себе богатого толстяка Джоза, брата Эмилии, она атакует представителей семейства Кроули, где работает гувернанткой. Для продвижения в светское общество ей необходим законный брак, поэтому она выходит за Родона, хотя он беден. Но умирает мать Родона, жена старого баронета, и старик тоже делает ей официальное предложение, еще ничего не зная об ее тайном браке с его сыном. Ребекка падает без чувств от отчаяния: она просчиталась; она вышла замуж за молодого и здорового бедняка, а могла бы выйти за его дряхлого богатого отца!

Ребекка - дурная подруга, дурная жена и мать. К Эмилии, которая обласкала ее и приютила у себя после пансиона, она испытывает только зависть и злобу. Когда семья Эмилии разоряется, а имущество продается с аукциона, Бекки готова истратить последние деньги, чтобы купить фортепиано Эмилии, самую любимую ее вещь. Она счастлива от мысли, что она, Бекки, завладеет этим инструментом. Но ей проходится вступить в борьбу с человеком, у которого больше денег: влюбленный в Эмилию Доббин побеждает на аукционе и, купив фортепиано, отсылает его Эмилии. Бекки опять просчиталась.

Информация о работе Творчество У. Теккерея