Комсомольская правда и Аргументы и факты: типологическое своеобразие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной исследовательской работы: определить типологическое своеобразие на основе анализа эволюции двух типов периодического издания, как ежедневная газета и еженедельник в лице «Комсомольской правды» и «АиФ», сделать выводы о факторах и составляющих данного своеобразия.

Содержание работы

Введение
1 Методика типологического анализа СМИ
1.1 Историко - типологический подход к изучению СМИ………………8-14
1.2 Типологическая структура современных СМИ……………………15-22

2 Функционально-тематические особенности «Комсомолки» и «АиФ»
2.1 Специфика «Комсомольской правды» как массовой газеты……23-37
2.2Типологическое своеобразие газеты «Аргументы и факты»………38-48

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Кильметова Лилия КП и АиФ типологическое своеобразие.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Система организации средств массовой информации»

на тему « «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда»: типологическое своеобразие »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

    

Введение

1 Методика типологического анализа СМИ

   1.1 Историко - типологический подход к изучению СМИ………………8-14

   1.2  Типологическая структура современных СМИ……………………15-22

      

2 Функционально-тематические особенности «Комсомолки» и «АиФ»

   2.1 Специфика «Комсомольской правды» как массовой  газеты……23-37

   2.2Типологическое своеобразие газеты «Аргументы и факты»………38-48

   

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Актуальность темы данного исследования заключается в том, что данные издания накопили в себе черты, определяющие их своеобразие, отличительное лицо, присущие во многом только им качества. Данные факты заслуживают анализа и выводов, настало время определить  ценность и особенность этих свойств как принадлежность, достижение самих изданий, но и их степень    на рынке СМИ. Тем более такая работа важна на примере периодики, которая доказала свою конкурентоспособность, выдержав достаточно долгий экзамен на прочность.

Данная тема очень  своевременна и социально значима. Актуальность темы поддерживается еще  и тем, что характеры исследуемых  газет несколько разные, но имеют вместе с тем много общего.  «Комсомольская правда» -   ежедневное  издание,  заключающее в себе  еженедельные выпуски. «Аргументы и факты» - ежедневник. Тем более формат, оформление, тематическая модель, количество полос и многие другие параметры  вполне допускают, чтобы рассматривать их рядом, сравнивать, сопоставлять, делать выводы об их своеобразии.

Современная ежедневная газета должна определяться оперативностью и яркостью материалов, их привлекательностью для читателя. Важным аргументом является поддерживание  интереса читателя разных поколений и уровней, злободневность тематики. «Комсомолка» и «АиФ» вполне заслуживают рассмотрения с данной точки зрения.

     Преобразования  в типологической структуре отечественных еженедельников проходят в большом темпе, специфика этих изданий вызывает необходимость научного осмысления и обобщения, а исторический и современный опыт функционирования  российских еженедельников от федерального до регионального значения приобретает исключительную актуальность. Еженедельные издания сегодня переживают период трансформации и небывалой популярности, став неотъемлемой частью современного российского информационного рынка.

Цель данной исследовательской работы: определить типологическое своеобразие на основе анализа эволюции двух типов   периодического издания, как ежедневная газета и еженедельник в лице «Комсомольской правды» и «АиФ», сделать выводы о факторах и составляющих данного своеобразия.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

- исследовать типологическую  модель «Комсомольская правда»  и  «АиФ» как представителей  современного состояния российской  прессы;

- определить особенные  черты в  типологическом отношении  и место данных  современных  общественно - политических изданий и еженедельных приложений в системе газетно-журнальной периодики;

- проанализировать содержательно  - тематическое своеобразие 

 еженедельной газеты  и еженедельника , их внутреннюю  структуру и факторы, влияющие  на формирование своеобразия;

-определить специфические  черты исследуемых изданий через   их формирование и концептуальное  развитие.

 Объектом исследования являются печатные издания с ежедневной  и еженедельной периодичностью «Комсомольская правда» и «АиФ».

 Предметом изучения является  типологическое своеобразие  данных  изданий в структуре газетно-журнальной периодики России.

 Рассматривая степень изученности темы,   мы обращались к основополагающим работам по истории журналистики таких исследователей, как Б.И. Есин1 , А.И. Станько2, Е.А. Корнилов3, Г.В. Жирков4, Е.В. Ахмадулин5, чтобы выяснить научные основы, определяющие типические черты периодических изданий. Конкретно были рассмотрены работы:

1.Есин Б.И. Русская  газета и газетное дело в  России. М., 1981

2.Журналистика в политической структуре общества М.,1981

3. Гуревич С.М.6 Газета вчера, сегодня, завтра. Часть 1

4.Тулупов В.В.7Российская пресса: дизайн, реклама, типология.1996

5.Тулупов В.В. Системный  подход к типологии газеты.

6. Методика исследования  периодических изданий. Изд-во Иркутского ун-та, - Иркутск, 1985;

     Не выделив  типологические особенности, невозможно  выделить своеобразие.   Несомненно, рассматриваемые издания - это  газеты. Изучая вопросы  типологии  газет, еще в начале XX века А. В. Пешехонов8  в своей статье «Русская политическая газета. Статистический очерк»9 выделил признаки, по которым они отличаются: это периодичность, размер, соотношение материалов в газетной полосе. В наше время вопросы типологии изучены довольно хорошо, есть, правда, разногласия в количестве типологических черт. Некоторые исследователи выделяют четыре, другие шесть и т. д. признаков. Бесспорного определения типа и перечня типообразующих элементов нет. «В чистом виде тип встречается редко, обычно мы имеем дело с смешанным типом… Каждое конкретное издание может иметь свое лицо при некой типологической общности», - замечает Б.И. Есин.

  А.И.Акопов10, предложивший десять оснований при определении типа специального издания, справедливо указывал: «…не являясь исчерпывающим, перечень из десяти перечисленных типологических принципов является достаточным. …совокупность десяти признаков дает полное представление о всех компонентах, характеризующих тип издания». Для выполнения данной исследовательской работы  более приемлема  позиция профессора Воронежского государственного университета Тулупова, который выделяет основные и дополнительные признаки, причем в развитии.   В мире современной печати, когда все развивается бурно и активно, быстро происходят перемены, особенно в российской печати, которая обновляется и ширится стремительными темпами, типология находится в постоянном развитии, однако все же характеризуется целостностью.

  Касаясь вопроса исследованности темы, можно сказать, что по  типологическим признакам и по определению их своеобразия «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты» должного исследования, скорее всего, еще не получили. Правда, автор данной работы не имеет возможности представить полную картину исследованности и поэтому точно утверждать не может. Изучив информацию и литературу о данных изданиях в пределах возможности, удалось отыскать лишь отдельные оценки, разрозненные высказывания, статистические данные, исторические заметки.  Поэтому очень важно выяснить, какие типологические черты придают своеобразие самым масштабным и привлекательным изданиям, какими являются на сегодняшний день объекты моего исследования.

Материалом  для исследования, наблюдения и анализа послужили   выпуски   газет за последние несколько лет и подшивки за разный исторический период становления и развития, на основе которых проводилось исследование ее содержания и тематики, изменений в формате, оформлении.

Теоретико-методологическую основу работы  формируют научные труды, посвященные проблемам методологии научного познания в области прессоведения, информационные статьи об истории развития данных изданий.

Научная новизна данного исследования состоит прежде всего в том ,что в нем через типологическую характеристику ежедневной газеты «Комсомольская правда»  и  еженедельника «Аргументы и факты» выделяются своеобразные,   отличительные черты.  При этом основной акцент сделан на анализе тематических и содержательных особенностей, истории развития. Рассмотрены роль и место регионального приложения газеты и еженедельника в системе данных изданий.

Практическая  значимость работы определяется в первую очередь тем, что она пополняет представления о закономерностях и тенденциях развития периодических изданий на примере их ярчайших представителей,    дает важный опыт рассмотрения исторического материала в типологическом аспекте. Обширный фактический материал  может быть в дальнейшем использован для исследования периодических изданий, так как он имеет ориентирующий характер для изучения еженедельной периодики.

Кроме того, проведенное  исследование может иметь непосредственное практическое значение для научных работников, студентов для дальнейшей разработки, использования материалов данного исследования на факультетах журналистики, издателей и редакторов  как пример разработки концепции еженедельных изданий с учетом указания методов ее эффективной реализации.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Названия глав отображает их содержание.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Методика  типологического анализа СМИ

           1.1 Историко - типологический подход к изучению СМИ

Процесс появления печатных периодических изданий растянулся более чем на полтора века, хотя потребность в получении оперативной  информации была высока. Первые газеты были рукописными, оставаясь таковыми на протяжении всего XVI столетия, и продолжали свое хождение наряду с печатными и в XVII веке.  
     В конце XVI – начале XVII вв., расширение торговых и культурных контактов между европейскими странами требовали создания новой системы обмена информацией. Налаженные морские и сухопутные коммуникации, интенсивное использование речных систем, строительство каналов создали условия для относительно быстрой передачи новостей из одного региона в другой. В XVI–XVII вв. во многих странах Европы появились государственные почтовые службы, ускорившие процесс обмена информацией.  
Необходимость получения оперативной информации, как в хозяйственной области, так и в политической привела к тому, что в крупных торговых и политических центрах в конце XVI в. стали появляться информационные листки, сообщавшие о проведении ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт, а также рукописные газеты, призванные утолить «информационный голод». Предшественниками первых газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в этом крупнейшем экономическом и финансовом центре Европы во второй половине XVI в. Слово «газета», вошедшее в большинство европейских языков, происходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (gazzetta), которую читатели платили за данный информационный листок. Венецианские газеты представляли собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не была подписана и содержала новости о различных событиях, происходивших в Италии (исключая саму Венецию) и за ее пределами. Краткие новостные блоки (в основном военные или политические) были разделены абзацами, где в качестве своеобразного «заголовка» выступали название города (страны) и дата происходившего события. Венецианские рукописные газеты назывались «аввизи» (avvisi – от итал. «avviso» – сообщение, извещение), и самый ранний дошедший до нас комплект датируется 1566г.

      Периодичность рукописных газет была еженедельной. Не сохранилось достаточных сведений о первых журналистах, создававших венецианские avvisi. Есть свидетельства о том, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей – «аввизатори» («avvisatori» – от итал. «вестник, приносящий новости»), однако в конце XVI начале XVII вв. эту профессию трудно было отнести к разряду престижных.  
Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI–XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» – печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты.

Любопытен перечень событий, занимавший итальянцев в начале тридцатых  годов шестнадцатого столетия: оккупация почти Венгрии турками, разграбление Рима испанцами, церковная реформа в Англии и др. Как видно из приведенного списка, оперативностью указанные новости не отличались, а критерием их отбора служила значимость случившегося.  
     Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд, как, например, в «балладах новостей» или в «газетах-репродукциях». «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия.

     Годом рождения  европейской газетной периодики  считается 1609 г. (хотя некоторые исследователи называют 1605 г.). Местом ее появления стала Германия. Газета, начинавшаяся словами «Relation: Aller Furnemmen», была напечатана в январе 1609 г. в городе Страсбурге, и в ней были помещены новости из Кельна, Антверпена, Рима, Венеции, Вены и Праги. 
Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.  
     Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник «Ordinari Wohenzeitung» начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617 – в Берлине, в 1618 – в Амстердаме, в 1620 – в Антверпене, Магдебурге, Нюрнберге, Ростоке, Брауншвейге, Кельне.

Информация о работе Комсомольская правда и Аргументы и факты: типологическое своеобразие