Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Современного человека мало чем удивишь. Кругом столько всего необычного, креативного и эпатажного, что к этому привык уже почти каждый. Поэтому в СМИ стали использоваться приёмы, переворачивающие стереотипы с ног на голову. Эпатаж не только освещается в СМИ, но и является частью журналистской деятельности. С его помощью идёт привлечение внимания читателя, что способствует расширению покупателей или подписчиков СМИ.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Функция эпатажа в СМИ
1.1. Эпатаж как явление в современном обществе
1.2. Функция эпатажа
1.3. Эпатаж по Бахтину
Глава 2. Эпатирующие приёмы в журнале Esquire
2.1. Нарочитая деэстетизация
2.2. Нарушение табу
2.3. Едкая сатира
2.4. Герои «нонконформисты
2.5.Игра на понижение
2.6. Необычная рубрика
Глава 3. Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

Итак, в карнавале сама жизнь играет, а игра на время  становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия.

Карнавал - это вторая жизнь  народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность - существенная особенность всех смеховых обрядово-зрелищных форм средневековья [18].

 

 

Глава 2. Эпатажные приёмы в журнале Esquire

На мой взгляд, журнал Esquire пронизан эпатажем. Что бы то ни было картинка или заголовок, креативная вёрстка – всё бросается в глаза, ведь всё перевёрнуто с ног на голову – вот она философия эпатажа. По идее журнал должен читать обеспеченный джентльмен (так позиционирует себя сам журнал [11]), но Esquire напичкан нецензурной бранью, чуждой воспитанному мужчине. Пишет журнал не о богатых, а, наоборот, о беднейших людях. Даже несоответствие самопозиционирования с реальным имиджем издания рождает эпатаж.

 

2.1. Нарочитая деэстетизация

В Esquire довольно часто используется нарочитая деэстетизация, в основном этот приём использован в иллюстративном материале. Стиль фотографии с крупными порами, шрамами, жирной кожей и мутными оттенками даже приобрёл название в честь этого журнала. Яркий пример таких фото можно наблюдать в 63-ем номере в материале «Зажиточные кулаки», там крупно показаны швы на рассечённой брови Джереми Уильямса, его щетина, крупные поры и заплывший глаз. В 59-ом номере нарочитую деэстетизацию демонстрируют иллюстрации к материалу «От противного». В нём автор обобщает современные научные труды, в которых доказывается, что «человек стал человеком благодаря способности испытывать отвращение». Так вот, всё это обобщение происходит на фоне бутылочек с мочой на обочинах дорог. Безусловно, материал об отвращении должен сопровождаться тем, что вызывает это ощущение, но интересно то, что в каждой из фотографий, количество которых равно шести, имеется композиция: бутылочка в снегу, бутылочка на фоне рассвета, заката, бутылочка отбрасывающая тень. Ещё один яркий пример деэстетизации это фоторепортаж из «самого консервативного штата Америки» Кентукки. Люди на фото больше похожи на неопрятных монстров, захвативших заброшенную деревню, а самым человечным выглядит маленький щенок.

Приём нарочитой деэстетизации очень необычен для глянца, т.к. в обществе существует стереотип, тесно связывающий этот тип журнала с гламуром. Показывая оборотню сторону светской жизни, Esquire эпатирует читателя.

 

 

2.2 . Нарушение табу

Нарушение запретов, принятых в обществе, несомненно, является одним  из проявлений эпатажа. Нередко Esquire нарушает табу используя ненормативную лексику в материалах, иногда авторы повествуют о людях, игнорирующих нормы морали и приличия, и чаще сами идут на нарушение запретов. В 40-м номере за январь 2009 года русский Esquire на последней странице опубликовал материал «Выбранные слова из выборных мест». Он рассказывает о выражениях, которые являются непарламентскими в Английском королевстве. Материал имеет несколько нарушений правил приличия: во-первых, опубликован список запрещённых выражений при королеве, во-вторых, в выражениях встречается нецензурная лексика, в-третьих, в качестве иллюстрации к материалу поставлена фотография королевы Елизаветы II с заклеенным скотчем ртом. Ещё один пример нарушения табу в журнале Esquire: «Пятиминутный путеводитель по административным правонарушениям Владимира Путина», опубликованный в 62-ом номере на стр. 58. Не каждое издание позволит себе писать о правонарушениях самого Владимира Владимировича, что уже эпатирует читателя. В материале представлены 7 правонарушений премьер-министра, вспоминая даже молодость господина Путина.

Нарушение табу – это  треш, который привлекает внимание читателей.

 

2.3. Едкая сатира

Чаще всего едкая сатира в Esquire встречается в письмах главного редактора Филиппа Бахтина. Одно из самых интересных на мой взгляд – это «У праха глаза велики», рассуждения на тему, когда же уберут Ленина из мавзолея. Приведу несколько цитат: «Если называть вещи своими именами, то на главной площади нашего города лежит труп», «родители приводят своих детей, чтобы показать им труп», «молодожёны едут к трупу за благословением», «для самых жизнерадостных граждан в нескольких метрах от  трупа работает каток», «они называют его Ленин. Но на самом деле это покойник. Мертвец. Жмурик. Труп». Тавтологию слова «труп» дополняет фото мавзолея, где в фотошопе умело замазана надпись «Ленин» и на её место поставлено слово «Труп» (этот пример я также отнес к эпатажному приёму игра на понижение, так как Филипп Бахтин высмеивает идеал многих людей, превращая высокое - «великого вождя», в низменное – «Жмурик»). Ранее, ещё в 36-ом номере журнала, была публикации в рубрике АРМИЯ под названием «Специалисты по недвижимости», где бывшие рядовые роты кремлёвского полка рассказывают об особенностях несения караульной службы возле тела вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова. Здесь едкая сатира проявлена в заголовке и вполне соотносима с мнением редакции, про мертвеца в центре столицы.

На мой взгляд, едкая  сатира в Esquire присутствует не только ради эпатажа, но и ради пафоса, не гламурного, а антиправительственного пафоса, показушной независимости.

 

2.4. Герои «нонконформисты»

Для того чтобы шокировать вдвойне, журналисты Esquire ищут интересных личностей, которые сами по себе эпатажны. Но, опять же, не тех, которые мелькают каждый день на многих обложках глянцевых журналов в телевизоре, а других, о которых немного подзабыли или вообще, незнакомого многим читателям. Например: в 39-ом на странице 204 свои правила жизни рассказывает актёр и музыкант Кэвин Бэйкон. Вот выдержки из его интервью: «Мне посрать, как я выгляжу. Живу, как живется, и придерживаюсь чего-то типа морали», «Когда я впервые встретил Кайру, свою жену, я подумал: «А на хрен она мне нужна». Прошло совсем немного времени, и я стал думать иначе: «Черт, да я же без нее жить не могу»». Бэйкон не чурается использованием ненормативной лексики и выказывает свой образ плохого парня. В 58-ом номере на 10-и страницах (с 60-ой по 70-ую) читаем беседу с активистами арт-группы «Война», яркие представители нонконформизма. Цитирую: «Когда мы что-то делаем, мы обращаемся к отдельным в хорошем смысле слова ебанутым. Это реально люди, у которых интересная жизнь. У остальных — скучная, и виноваты в этом только они сами со своим Путькой в ящике. Мы взрослые люди, давайте уже всерьез говорить», «Потолок для художников — это собраться на день ВДВ и навалять десантникам! Потому что десантники ведут себя не вполне художественно. Пристают к женщинам», «И супергерой Леня Ёбнутый — он однозначно хороший. Его все подставляют, его менты преследуют, но он все равно борется со злом».

 

 

 

2.5. Игра на понижение

Редакция Esquire волшебным образом играют в эту игру – превращение высокого в низкое и наоборот. Они могут рекламировать модную одежду, помещая на страницы журнала бомжа в дорогущих брендах. Эпатаж такого рода присутствует и в журналистских материалах. Например, в 39-ом номере в рубрике ПИСЬМА  на письма читателей отвечает говорящая кукла-робот, что намекает о том, что «вы, ребята, пишете впустую», хотя, конечно, многие пишут в редакцию не для того, чтобы их услышали, а для того, чтобы получить долгожданную футболку с правилами жизни.

В предыдущем номере, 38-ом, в  рубрике «компоненты» материал «Великий, слепой» журналисты сравнивают древнегреческого поэта Гомера и героя мультсериала Гомера Симпсона. Они (при помощи размера  шрифта) наглядно показывают частоту  употребления слов Гомеров. Два несравнимых  персонажа предаются сравнению, тем самым уравнивается высокое  искусство и пиво по вечерам, Илиаду и возгласы Гомера, высокое и низкое.

 

2.6. Необычная рубрика

В ранних номерах Esquire присутствует рубрика «Смерть: похороны..( и далее имя человека)». Всё бы ничего, название, казалось бы, анонсирует некролог, но там не повествуется о смерти, здесь известная личность рассуждает о том, какими будут его похороны, отношение к своей смерти, готов ли человек к ней интервьюируемый. Материал представлен в виде интервью «вопрос-ответ». Эпатаж выражается в том, что обычно в интервью говориться о жизни человека, где он работает, что планирует в будущем, а в данной рубрике ведётся беседа о смерти. Также идёт ломка стереотипов о том, что люди боятся смерти. Герои тут не боятся смерти, они о ней говорят, они к ней готовы. Это и эпатирует читателя.

Из 15-и номеров, участвующих  в моём исследовании, данная рубрика  представлена лишь в двух, в 39-ом и 42-ом. В современном русском Esquire больше нет этой рубрики по неизвестным причинам.

 

Все вышеперечисленные эпатажные приёмы я нашл в 15-и номерах. Наиболее частым эпатажным приёмом, использующимся в журнале Esquire, является подбор героев «нонконформистов». На втором месте по употреблению эпатажных приёмов нарушение табу. Едкая сатира и деэстетизация употребляются также довольно часто для получения эпатажного эффекта. Ни один из номеров не остался без эпатажного приёма, из чего следует, что журнал Esquire пропитан эпатажем, что соответствует современному духу времени.

 

 

Глава 3. Отношение аудитории к эпатажным приёмам

Для того, чтобы точнее понять функцию эпатажа в журнале Esquire, я обратился к одному из методов социологического исследования -  фокус-группе. В состав фокус-группы вошли молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет, различных предпочтений, в разной степени знакомые с данным изданием [Приложение 1. (1.1)]. Фокус группа проводилась при помощи интернета. Я высылал участникам по 6 вопросов [Приложение 1 (1.2.)], которые раскрывают то, что больше всего привлекает внимание читателя в представленном журнале.

1) И девушек и парней  больше всего привлекают иллюстрации,  если говорить о фотографиях,  то в фотографиях респондентов  привлекает тот самый эпатажный  стиль, названный в честь Esquire (ярко выраженные поры на коже, синяки и т.п);

2) И парни и девушки  отметили необычный подбор тем,  которые также зачастую являются  эпатажными.

3) Интересен тот факт, что большинство участников фокус группы не покупает Esquire. Возможно, это обусловлено тем, что у журнала имеется свой сайт, на котором можно прочитать практически все материалы, опубликованные в печатной версии. Следовательно эпатаж не является побудителем к покупке или подписке данного издания.

4) Девушки считают, что  журнал предназначен для людей  с достатком выше среднего, деловых  и образованных, что соответствует  позиции журнала, однако парни  считают, что Esquire это журнал для деловых мужчин, что, опять же, подтверждает статус журнала как мужского.

5) Каждая из девушек  назвала свои отличии Esquire от других глянцевых журналов (дизайн, темы, отсутствие голых женщин, необычные фото), однако, большинство мужчин выделили темы, отличные от тем в других глянцевых журналах. Ещё раз сработал эпатажный приём.

6) Большинство респондентов  выделили рубрику «Правила Жизни», ведь именно там работает самый  распространённый эпатажный приём  – герои «нонконформисты». Очередная  наживка эпатажа подцепила потенциального  читателя.

Благодаря фокус-группе я выяснил, что в Esquire действительно имеется эпатаж и журнал использует эпатажные приёмы, что подтверждает, что аудитория воспринимает журнал, благодаря эпатажным приёмам. Но даже если эпатаж используется в корыстных целях – для заманивания покупающих читателей или подписчиков, - эта функция эпатажа не работает в данном издании. Скорее эпатаж в Esquire направлен на создание эпатажного образа, имиджа сорвиголовы, плохого парня, а не «сэра эсвкваера», каким он называется. Это всё равно, что человек был бы добрый, а его бы называли злой, чёрный, а его называли бы белым. Эпатаж - игра наоборот, выворот на изнанку.

 

 

Заключение

В результате исследования 15-и номеров русского Esquire я выявил эпатажные приёмы и их функции, применимые к вышеназванному журналу. Псевдоумие журнала, эпатаж, используется во многих современных СМИ, что соответствует нашему эпатажному веку – «не можешь придумать что-то новое – переворачивай старое!». В Esquire активно используется эпатажный приём деэстетизации, едкая сатира, выбираются герои «нонконформисты»,  нарушается табу и так далее. Эпатаж в данном СМИ создаёт имидж журнала для так называемого «интеллигентного бунтаря», «шутовского короля» или «гламурного нонконформиста». Эпатируя без цели коммерческой наживы, журнал привлекает к себе читателя, желающего отдохнуть, развлечься или даже отвлечься от умных и официальных речей.

В заключении можно сказать, что основной функцией эпатажа в современной журналистике является развлекательная, на второй план отходит корыстная функция привлечение покупающих читателей, что я доказал в своей курсовой работе посредством фокус-группы и анализом материалов журнала Esquire.

 

 

Список литературы:

   1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1990.

   2. Хайдеггер М.  Европейский нигилизм // Хайдеггер  М. Время и бытие. М., 1992.

   3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. №3.

   4. Камю А. Бунтующий  человек / Пер. с франц. А.  Руткевича. М., 1999.

   5. Ионин Л.Г. Социология  культуры. М ., 1996.

   6. Хейзинга Й . Homo ludens. М., 1992.

   7. Рогалева Е.А. Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа. СамГУ, 2001

   8.  http://www.be-in.ru/people/9678-filipp_bachtin   - Лекция Филиппа Бахтина, автор  Нина Асташкина 

   9.  http://www.glossy.ru/reviews/?id=94 – Запрещённый Esquire

   10. http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=816&c_id=11031  - Библиотека центра экстремальной  журналистики : Журналистика и медиарынок, №1, 2007, «Для разборчивых мужчин. О журнале Esquire», О. Любимова

   11. esquire.ru – сайт  журнала Esquire

   12. Журнал Esquire № 36, 38, 39, 40, 42, 43, 47, 51, 53, 57, 58, 59, 60, 62, 63.

   13. vkontacte.ru/esquire - сообщество Esquire в контакте

   14.  http://www.lookatme.ru/flows/zhurnalyi/posts/106931-filipp-bahtin-2010-10-03 - Интервью Филиппа Бахтина сайту look at me

   15.  http://www.nedelya.ru/view/4522 -  2007-05-11 13:53:05

   16. Альманах "Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations" 08.07.2005 (эпатаж часть 1 и 2)

   17. Бахтин М. М.  Творчество Франсуа Рабле и  народная культура средневековья  и ренессанса

   18.  http://www.mediaguide.ru/?p=news&id=471329aa – Интервью Филиппа Бахтина

   19.  http://www.telekritika.ua/media-corp/lyudi/2010-02-09/51004 - интервью Филиппа Бахтина

   20. Ожегов С.И., Н.Ю.  Шведова Толковый словарь русского  языка. М., 2006. (стр. 911)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 .

Список участников фокус-группы:

1. Елена Юферева – 20 лет

2. Людмила Калинина – 40 лет

3. Марина Колчина – 20 лет

4. Екатерина Лазько – 23 года

5. Александр Тюриков – 29 лет

6. Александра Ведерникова – 20 лет

7. Сергей Лебедев – 26 лет

8. Светлана Княжинская – 27 лет

9. Артём Запутряев – 23 года

 

 

Приложение 2.

Вопросы, заданные фокус-группе

1. Что больше всего  привлекает внимание:

1) заголовок;

2) иллюстрации;

3) реклама;

4) дизайн.

2. Необычен ли этот  журнал? Если да то чем?

3. Видели ли Вы этот  журнал ранее? Читали ли? Покупали?

4. Как Вы думаете, для  кого предназначен этот журнал? Тип людей?

Информация о работе Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire