Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Современного человека мало чем удивишь. Кругом столько всего необычного, креативного и эпатажного, что к этому привык уже почти каждый. Поэтому в СМИ стали использоваться приёмы, переворачивающие стереотипы с ног на голову. Эпатаж не только освещается в СМИ, но и является частью журналистской деятельности. С его помощью идёт привлечение внимания читателя, что способствует расширению покупателей или подписчиков СМИ.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Функция эпатажа в СМИ
1.1. Эпатаж как явление в современном обществе
1.2. Функция эпатажа
1.3. Эпатаж по Бахтину
Глава 2. Эпатирующие приёмы в журнале Esquire
2.1. Нарочитая деэстетизация
2.2. Нарушение табу
2.3. Едкая сатира
2.4. Герои «нонконформисты
2.5.Игра на понижение
2.6. Необычная рубрика
Глава 3. Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

КФ МГЭИ

Курсовая работа на тему

«Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire»

Выполнил студент 5-го курса

Лютов К.Н

Проверила

Карпова М.В

 

 

Содержание

Введение

Глава 1.Функция эпатажа в СМИ

1.1. Эпатаж как явление  в современном обществе

1.2. Функция эпатажа

1.3. Эпатаж по Бахтину

Глава 2. Эпатирующие приёмы в журнале Esquire

2.1. Нарочитая деэстетизация

2.2. Нарушение табу

2.3. Едкая сатира

2.4. Герои «нонконформисты

2.5.Игра на понижение

2.6. Необычная рубрика

Глава 3. Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire

Заключение 

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современного человека мало чем удивишь. Кругом столько всего  необычного, креативного и эпатажного, что к этому привык уже почти  каждый. Поэтому в СМИ стали  использоваться приёмы, переворачивающие стереотипы с ног на голову. Эпатаж не только освещается в СМИ, но и  является частью журналистской деятельности. С его помощью идёт привлечение  внимания читателя, что способствует расширению покупателей или подписчиков  СМИ.

Я считаю, что моя тема актуальна, так как:

1. На сегодняшний день  средства массовой информации  борются за читателя и поэтому,  чтобы заполучить внимание потенциального  потребителя информации, для издания  необходима какая-то своя «фишка».  Зачастую этой фишкой и является  эпатаж.

2. Сегодняшняя общественная  жизнь пропитана эпатажем, соответственно  и в журналистику, как в явление  общественное, проникает эпатаж, становясь  для многих СМИ частью имиджа.

Вопрос об эпатаже в  журналистике в научной литературе освещается не часто, однако эпатаж как  инструмент PR рассматривается во многих учебных пособиях, научных материалах связей с общественностью[16]. Для  написания данной курсовой работы я использовал различные словари, например «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой, где узнал точное определение слова «эпатаж»: «Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка»[21. С. 911]. Об эпатаже как явлении в современном обществе писала Рогалева Е.А. в своей работе «Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа». Там она раскрывает об этапах закрепления эпатажа в культуре XX века, показывает принципы эпатажа, и выдвигает собственное мнение о его функциях и способах достижения, на основании философских учений. Поэтому я изучил несколько философских работ, где освещается эпатаж как явление. Изучив работу русского философа Бахтина М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса», я нашел определенную связь между философией карнавала и основными принципами эпатажа, которые используются в исследуемом мной журнале Esquire. Для того чтобы сформировать основные принципы редакционной политики журнала Esquire , я прочёл несколько интервью с главным редактором этого издания [8, 10, 14, 18, 19], изучил историю русского журнала Esquire на его официальном сайте [11].

Объектом исследования является эпатаж как явление в журналистской  деятельности, иными словами эпатажная  журналистика. Эмпирический объект исследования результаты количественного и качественного  анализа журнал Esquire № 36, 38, 39, 40, 42, 43, 47, 51, 53, 57, 58, 59, 60, 62, 63.

Предметом моего исследования были формы проявления эпатажа в  журнале Esquire, а именно:

1) Нарочитая деэстетизация;

2) Нарушение табу;

3) Едкая сатира;

4) Герои «нонконформисты»;

5) Игра на понижение;

6) Необычная рубрика.

Цель моей работы выяснить, какие функции эпатаж выполняет  в современной журналистике на примере  журнала «Esquire»

Задачи:

1. Выявить приёмы эпатажа  в журнале « Esquire»

а) Нарочитая деэстетизация;

б) Нарушение табу;

в) Едкая сатира;

г) Герои «нонконформисты»;

д) Игра на понижение;

е) Необычная рубрика.

2. Выявить отношение аудитории  к использованию приёмов эпатажа  в журнале «Esquire»:

а) Собрать фокус-группу;

б) Провести количественный и качественный анализ материалов с  эпатажными приёмами.

Новизна моей работы заключается в том, что я открыл для себя то, что аудитория активно «ловится» на удочку эпатажа, даже ярко выраженного и направленного на увеличение покупателей эпатирующего издания. Также я узнал то, что эпатаж, позиционируемый как неосознанный, эпатаж «для себя, какой есть», эпатирует еще больше, и привлекает большую аудиторию.

Методы исследования: элементы контент-анализа, создание фокус-группы, количественный и качественный анализ текста.

Гипотезы:

1. Наиболее часто для  проявления эпатажа в «Esquire» используется подбор героев «нонконформистов»

2. Аудитория воспринимает  журнал «Esquire» как эпатажный благодаря вышеназванным приёмам.

 

 

Глава 1. Функция эпатажа в СМИ

1.1 Эпатаж как  явление в современном обществе

ХХ век – эпоха становления  новой системы парадигм в культуре, эпоха колосальных перемен во всех областях жизни. В культуре ХХ века человек вступает во взаимодействие с различными культурами прошлого и настоящего. В этом «диалоге культур» происходит постоянное столкновение культурных норм [1. С.289]. Сегодня не существует и не может существовать единой “культурной матрицы” для принятия решений. Кризисные явления в культуре, о которых не раз писали философы ХХ века – М.Хайдеггер [2. С.104], Э.Гуссерль [3. С.64], А.Камю [4], проявляют не только гибель старого опыта мировосприятия, но и рождение нового. Уходит эпоха модернизма, на смену ей приходит постмодернизм. В этих условиях мятеж против нормы, кризис идентификации выступают как поиск путей обновления ценностного фонда эпохи, менталитета и образа жизни социума. Одной из форм этого поиска является эпатаж, превратившийся в культуре ХХ века из индивидуального способа поведения в широко распространенное явление.

Эпатаж – скандальное  поведение, нарушающее общепринятые нормы  и правила, обретает в этих условиях особую роль. В отличие от асоциального, деструктивного девиантного поведения, направленного на разрушение жизни социума, эпатаж становится средством выхода из неопределенного и неустойчивого положения, обретения нового опыта идентификации (усвоения поведенческого кода и символики одежды, выработки лингвистической компетенции, освоения пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы) [5. С.216-217].

Эпатаж возникает в  европейской культуре еще в античную эпоху, но первоначально появляется как сугубо индивидуальный акт поведения. Традиционно эпатаж рассматривался гуманитариями в контексте изучения личной жизни индивида, в жанре  исторической биографии, когда анализу  подвергался сам факт выхода за пределы  нормы, исследовалась сама норма, подчас с позиций либо психологического, либо юридического подходов. В качестве феномена социальной жизни конца  ХХ века, явления, имеющего глубокие социокультурные  основания, эпатаж до сих пор не изучался.

Своеобразие современного этапа  существования эпатажа заключается  в его массовом распространении, в превращении эпатажа в устойчивую характеристику социальной жизни. Данные изменения выявляют необходимость  перейти от анализа эпатажа в  контексте жанра исторической биографии к широкомасштабному социологическому изучению социокультурных корней и динамики эпатажа в обществе.

Изучать такое сложное  и многогранное явление, как эпатаж, можно на основании принципа взаимодополнения (Н.Бор). Такими взаимодополнительными подходами являются теория девиантного поведения, концепция кризиса идентификации и теория игры. Шокирование публики, намеренная скандализация, отклонение от нормы позволяют рассматривать эпатаж как проявление девиантного поведения. Со структурной точки зрения, эпатаж является следствием утраты идентификаций и проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям социальной среды, эпатаж – это поиск идентификации.

Однако такой подход не может выделить столь важную характеристику эпатажа, как его игровой характер. Теория игры заняла сегодня прочное  место среди множества исследовательских  подходов к изучению социокультурной  реальности ХХ века. Игра предстает как особая форма культуры, имеющая глубокий смысл и важнейшие социальные функции [6. С.9]. Основная функция игры состоит в переключении с повседневного на неповседневное, в становлении проблемы границ повседневности. Именно эти характеристики игры и присущи эпатирующему поведению, игровой аспект которого столь часто был описан в жанре исторической биографии, посвященной тому или иному частному случаю эпатажа.

Эпатирующее поведение всегда включает момент игры, посредством  которой осуществляется выход за пределы нормы. Следует подчеркнуть, что, в отличие от девиантного поведения, ломающего норму, игра позволяет эпатирующему субъекту не разрушать, а созидать, потому - что она творит порядок за пределами пространства обыденной жизни. Так, карнавал безумен с точки зрения законов официальной культуры, но сам карнавал как культурная форма имеет свой строгий порядок, творится по определенным законам и потому открывает новое ценностно-смысловое пространство (М. Бахтин) [17].

Эпатирующий субъект, играя, обнаруживает и обнажает «безумство»  мира, в котором ему случилось  жить. Открыть глаза своим современникам, полагающим эти безумства нормальными, ибо они закреплены традицией  можно только скандальной выходкой, привлекающей внимание к устаревшей или несправедливо забытой норме. Когда-то в XVIII веке Вольтер, эпатируя и  играя в либертинаж, освобождал себя от сковывающих разум феодальных догматов. В XIX веке Оскар Уайльд, помещая зеленую гвоздику на лацкан фрака или создавая из дорогих тканей усеянный заплатами костюм для нищего музыканта, сопоставлял несопоставимое и в игровой форме демонстрировал светской публике ее собственную ограниченность. Игровой компонент европейской культуры ХХ века проникает во все сферы общественной жизни.

 

Широкие возможности для  анализа эпатажа открывает концепция  игры Й.Хейзинги:

1. Игра – это всегда  «понарошку». И в этом ее отличие от реальной, настоящей жизни. Игра – это отрешение от обыденной реальности, и эпатаж – это тоже не «обыденная», не реальная жизнь, эпатирующий всегда играет, а, играя, он выходит за рамки повседневной жизни в некую «временную сферу деятельности». Но это как будто «взаправду», абсолютно не исключает, что «...это “ради игры” может протекать с величайшей серьезностью, даже с самозабвением, переходящим в восторг…».

Не будучи «обыденной»  жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Иными словами, нельзя использовать категорию «пользы» для  характеристики игры. Она «становится  сопровождением, приложением, частью жизни  вообще. Она украшает жизнь, она дополняет  ее и вследствие этого является необходимой». Это всё относится и к эпатажу. Эпатаж, как и игра, необходим  обществу в силу заключенного в нем  смысла, «в силу своего значения, своей  выразительной ценности «как культурная функция».

2. Внутри игрового пространства  царит собственный, безусловный  порядок. И тут открывается  новая черта эпатажа: эпатаж  как игра творит порядок. В  безумном мире поиск выхода  из хаоса к порядку осуществляется  через эпатаж и протекает в  форме своеобразной игры. «Каждый  из нас имеет право на свое  собственное безумие», – так скажет  о себе Сальвадор Дали. Эпатаж  для Дали стал игровой формой  жизни, способом поведения, способом  самовыражения в искусстве, где  сон и явь, бред и действительность  перемешаны и неразличимы. 

3. Изолированность составляет  третий отличительный признак  игры и «разыгрывается» в определенных  рамках пространства и времени.  Ее течение и смысл заключены в ней самой. «Она может быть повторена. Эта повторяемость есть одно из существеннейших свойств игры». Все это относится и к эпатажу. Как и игра, каждый эпатирующий поступок может быть повторен.

4. Есть еще один, не менее важный признак игры, выделяемый И.Хейзингой, – это инобытие и тайна, наглядно выражающиеся в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо». Эпатируя, человек играет, создавая новый образ, как бы надевает на себя маску другого и отличного от всех существа.

Суммируя эти наблюдения с точки зрения формы, теперь можно  назвать игру, а значит и эпатаж как игру, свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, целиком овладевающее играющим и не преследующее при этом никакого прямого материального интереса. Иначе говоря, эпатаж – это свободная деятельность, протекающая упорядоченно, по определенным правилам, и имеющая своей целью выход за пределы нормы, создание нового (имидж, маска) [7].

 

1.2.Функция эпатажа

Эпатаж, как инструмент связей с общественностью, чрезвычайно  важен и востребован в области  культуры и искусства. Так как, по сути, эпатаж также является способом управления, который нацелен на установление контакта между субъектом эпатажа  и общественностью и исполняет  роль «системы раннего оповещения»  о назревающих тенденциях и переменах  в общественном сознании, эпатаж использует открытые формы деятельности и информирования целевой аудитории.

1. Информационная функция:

Информация, которую несет  тот или иной эпатажный элемент, оповещает публику о следующих  вещах:

• мир застоялся и требует  обновления в одной из сфер;

• субъект эпатажа располагает  информацией о способе разрешения сложившейся ситуации;

• субъект эпатажа показывает, как это можно делать;

• субъект меняется внутренне  и не требует, а предлагает окружению  обратить внимание на проблему.

Для усиления этой функции  в эпатаже используются: привязка информации к определенному событию, сочетание с общественно важной проблемой, присутствие и привлечение  влиятельных людей, интрига.

2. Аналитическая функция:

Она заключается в гигантской предварительной мозговой работе эпатирующего элемента по переосмыслению и новому видению проблемы. Господствующие догмы  здесь не действуют и сразу  отбрасываются — требуется концептуально  новый подход, отличительный, знаковый, узнаваемый. Олег Кулик  прокомментировал это следующим образом: «Первоначально мне важно реализовать образ, метафору. И это тоже определенная жертва, мучение... Христос проводил свою идею, потребовавшую определенной жертвы, он не воспринимал свое распятие как пиар...» Эпатирующий элемент аналитически рассматривает важность идеи и сопоставляет ее с теми жертвами, на которые он готов пойти. Это серьезная внутренняя работа, которая заставляет отказаться иногда от традиционной карьеры, признания старых друзей.

Информация о работе Эпатаж в журналистике на примере журнала Esquire