История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – Изучить сущность и структуру общественных организаций, и их правовые особенности.
Задачи:
- Рассмотреть сущность и понятие общественных организаций;
- Дать характеристику формам и видам общественных организаций;
- Охарактеризовать структуру общественных организаций;
- Проанализировать правовые особенности общественных организаций в РФ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………....3
1.Теоретический обзор сущности общественных организаций и их
структуры………………………………………………………………….….5
1.1 Понятие и сущность общественных организации………. …………….5
1.2 Характеристика структуры, видов и форм общественных организаций …………………………………………………………………………………11
2. Анализ правового содержания и особенностей общественных организаций ………………………………………………………………….16
2.1 Анализ правового содержания, порядка создания, реорганизации и ликвидации общественных организаций…………………………………...16
2.2 Анализ правовых прав, обязанностей и ответственности общественных организаций ………………………………………………22
Заключение
Библиография
Приложение

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_rabota_po_kprf.docx

— 49.63 Кб (Скачать файл)

Важнейшей гарантией  свободы организации является соблюдение принципа добровольности в создании и деятельности общественных организаций. Никто не может быть принужден  как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем.

В судебной практике часто встречаются дела, касающиеся нарушения свободы волеизъявления вступления в общественные организации.

Так, А.С. Иванова  заключила с ООО «Х» договор  на долевое участие в строительстве  многоквартирного дома, приобрела право  собственности на квартиру в нем. Позднее она была поставлена в  известность о том, что является членом товарищества собственников  жилья в кондоминиуме «Х», хотя это  было решено без ее волеизъявления. Советский районный суд г. Москва, рассматривая дело о нарушении прав и законных интересов  Ивановой, обратился в Конституционный  Суд с запросом о проверке конституционности  положений ФЗ «О товариществах собственников  жилья», касающихся обязательности членства в таком товариществе.

Конституционный Суд в постановлении от 3 апреля 2009г. признал данные положения не соответствующими ст. 30 Конституции, поскольку  из принципа добровольности членства в общественной организации следует, что создание товарищества собственников  жилья в кондоминиуме не исключает  возможности для отдельных домовладельцев оставаться вне данной организации, при этом, не утрачивая с ним  иных правовых связей,  кроме членства в товариществе.

Участниками общественных организаций являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку  целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие  участие в его деятельности без  обязательного оформления условий  своего участия,  если иное не предусмотрено  уставом.

Право на объединение, гарантированное ст.30 Конституции  РФ, принадлежит в Российской Федерации  каждому, следовательно, не только российским гражданам. Статья 19 Федерального закона "Об общественных организациях" определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с  гражданами Российской Федерации могут  быть учредителями, членами и участниками  общественных организаций, за исключением  случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Ограничение пользования  этим правом может быть предусмотрено  законом в некоторых случаях  и для российских граждан. Возможность  таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции  или административных органов государства, допускается, например, ч. 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Самостоятельным видом общественной организации, требующим  отдельной регламентации в силу своей значимости, являются политические общественные объединения. Организационно-правовыми  формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического  движения).

Общественной  организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное  на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях»).

 Общественный  фонд является одним из видов  некоммерческих фондов и представляет  собой не имеющая членства  общественная организация, цель  которого заключается в формировании  имущества на основе добровольных  взносов, иных не запрещенных  законом поступлений и использовании  данного имущества на общественно  полезные цели.

Общественным  учреждением является не имеющее  членства общественная организация, ставящее своей целью оказание конкретного  вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям  указанного объединения (ст. 11 ФЗ «Об  общественных объединениях»).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее  членства общественная организация, целью  которой является совместное решение  различных социальных проблем, возникающих  у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга  лиц, чьи интересы связаны с достижением  уставных целей и реализацией  программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ст. 12 ФЗ «Об  общественных объединениях»).

В зависимости  от территориальной сферы деятельности можно говорить о таких видах  общественных организаций  как общероссийские, межрегиональные,  региональные  и местные общественные  организации.

Под общероссийскими  общественными организациями понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с  уставными целями на территориях  более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональными общественными организациями понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации,  отделения или филиалы и представительства.

Под региональными  общественными организациями понимается объединение, деятельность которого в  соответствии с его уставными  целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местными общественными  организациями понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские  общественные организации могут  использовать в своих названиях  наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без  специального разрешения правомочного государственного органа (ст. 14 ФЗ «Об  общественных организациях»).

 

 

2. Анализ  правового статуса и особенностей  общественных организаций

 

2.1 Анализ  содержания, порядка создания, реорганизации  и ликвидации общественных организаций

 

Общий порядок  создания, реорганизации и ликвидации общественных организаций устанавливает  глава II ФЗ «Об общественных организациях».

 Согласно  ст.18 ФЗ «Об общественных организациях»  общественные организации создаются  по инициативе их учредителей  - не менее трех физических  лиц. В состав учредителей наряду  с физическими лицами могут  входить юридические лица - общественные  объединения.

Решения о создании общественной организации, об утверждении  его устава и о формировании руководящих  и контрольно-ревизионного органов  принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

 С момента  принятия указанных решений общественная  организация считается созданной:  осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением  прав юридического лица, и принимает  на себя обязанности, предусмотренные  настоящим Федеральным законом.

Правоспособность  общественной организации как юридического лица возникает с момента государственной  регистрации данного организации.

Государственная регистрация как обязательное условие  функционирования установлена только для политических общественных организаций.

 Другие виды  общественных организаций вправе  не регистрироваться в органах  юстиции. Последствием этого будет  только отсутствие прав юридического  лица.

Государственная регистрация общероссийского и  международного общественных организаций  производится Министерством юстиции  Российской Федерации.

Государственная регистрация межрегиональной общественной организации производится органами юстиции по месту нахождения постоянно  действующего руководящего органа данной организации.

Круг оснований, по которым может быть отказано в  регистрации общественной организации, ограничен ст. 23 ФЗ «Об общественных организациях»:

           если устав общественной организации  противоречит Конституции Российской  Федерации, конституциям (уставам)  субъектов Российской Федерации,  положениям статей 16, 19, 20, 21 настоящего  Федерального закона и законам  об отдельных видах общественных  объединений;

          если не представлен полный  перечень учредительных документов  или они оформлены в ненадлежащем  порядке;

        если ранее зарегистрирована  общественная организация  с  тем же названием на территории, в пределах которой данное  объединение осуществляет свою  деятельность;

        если  органом, регистрирующим общественные  организации, установлено, что в представленных на регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

        если название общественной организации  оскорбляет нравственность, национальные  и религиозные чувства граждан.

        Статья 30 Конституции Российской  Федерации непосредственно не  закрепляет право граждан на  объединение в политические партии, однако, по ее смыслу во взаимосвязи  со статьями 1, 13, 15 (часть 4), 17 и  32 Конституции Российской Федерации,  в Российской Федерации названное  право, включающее право создания  политической партии и право  участия в ее деятельности, является  неотъемлемой частью права каждого  на объединение, а свобода деятельности  политических партий как общественных  объединений гарантируется. 

Возможность для  граждан свободно объединиться в  политическую партию, образовать партию как юридическое лицо, с тем, чтобы  действовать коллективно в области  реализации и защиты своих политических интересов, - одна из необходимых и  наиболее важных составляющих права  на объединение, без чего данное право  лишалось бы смысла.

Поэтому Конституция  Российской Федерации защищает не только свободу деятельности политических партий, но и свободу их создания.

Вместе с тем  Конституция Российской Федерации  запрещает создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности  Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных  формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5)

А допускает возможность  ограничения права на объединение  в политические партии федеральным  законом в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Таким образом, законодатель вправе урегулировать - на основе Конституции  Российской Федерации и с учетом положений международно-правовых актов, участницей которых является Российская Федерация, - правовой статус политических партий, в том числе условия  и порядок их создания, принципы деятельности, права и обязанности, установить необходимые ограничении.

Федеральный закон "О политических партиях", который  устанавливает правовой статус политических партий на основе Конституции Российской Федерации, конкретизируя положения  ее статей 1 (часть 1), 3 (часть 2), 13 (часть 3) и 30 (часть 1), определяет политическую партию как общественную организацию, созданную в целях участия  граждан Российской Федерации в  политической жизни общества, посредством  формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и  политических акциях, в выборах и  референдумах, а также в целях  представления интересов граждан  в органах государственной власти и органах местного самоуправления (пункт 1 статьи 3).

В отличие от политических партий религиозные объединения, как следует из статей 28 и 30 Конституции  Российской Федерации, создаются с  целью реализации свободы вероисповедания, права каждого объединяться с другими для исповедания определенной религии, что предполагает и возможность совершения в соответствии с избранными убеждениями религиозных обрядов и церемоний.

А также распространения  своих религиозных убеждений, религиозное  обучение и воспитание, благотворительность, миссионерскую, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующим  вероучением.

Конституционно-правовой основой создания и деятельности религиозных общественных организаций  наряду со статьей 13 Конституции Российской Федерации, закрепляющей идеологический и организационный плюрализм, служит также ее статья 14, согласно которой  Российская Федерация - светское государство.

 Никакая религия  не может устанавливаться в  качестве государственной или  обязательной (часть 1); религиозные  объединения отделены от государства  и равны перед законом (часть  2).

В силу статьи 14 Конституции Российской Федерации  во взаимосвязи с ее статьями 11, 12 и 13 и в соответствии с конкретизирующими  их положениями статьи 4 Федерального закона "О свободе совести и  о религиозных объединениях" конституционный  принцип светского государства  и отделения религиозных объединений  от государства означает, что государство, его органы и должностные лица,  а также органы и должностные  лица местного самоуправления, т.е. органы публичной (политической) власти, не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать  на них выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Информация о работе История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации