Функции заголовка в журналистском тексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций заголовка в журналистском тексте.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

Изучить все материалы, которые имеются как в библиотеках, так и в интернет ресурсах;
Дать определение заголовка в журналистском тексте;
Вынести самое основное;
Рассмотреть актуальность данной темы;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Функции заголовка в журналистском тексте………………………… ..5 1.1. Заголовок…………………………………………………………………5
1.2. Классификация заголовков………………………………………….. …6
1.3. Виды заголовков………………………………………………………….7
1.4 . Система заголовков……………………………………………………...9
1.5. Типы заголовков……………………………………………………… ..10
1.6. Типы современных заголовков и приемы их использования………..13
1.7. Функции заголовка…………………………………………………….. 17
Глава 2. Анализ выбранных заголовков…………………………………………..24
2.1. Функциональные типы заголовков……………………………………24
2.2. Синтаксическая структура заголовков……………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Использование для заголовка словосочетания также не всегда дает заглавным словам необходимый указательный минимум и не является гарантией снятия полисемии, особенно ярко это проявляется при переводе заглавий без опоры на текст.

Даже вынесение в заглавие предложения не решает вопроса полностью. Многие заглавия так и остаются оторванными от ситуации и представляют собой лишь первый этап контекстуальной конкретизации значения, не снимающей ни возможности его переноса, ни расширения, ни кардинального изменения.

Особенности семантики заголовка объясняются его ролью в произведении. Выражая в концентрированной форме основную идею и/или тему последнего, он требует для своей полной реализации макроконтекста всего произведения. Заглавие, таким образом, — это рамочный знак, требующий обязательного возвращения к себе по прочтении художественного текста и наращивающий объем своего значения за счет множества контекстуальных значимостей самых различных языковых единиц. План содержания заглавного слова, таким образом, раскрывается только ретроспективно. Семантическая специфика заглавия состоит в том, что в нём одновременно осуществляется и конкретизация, и генерализация значения.

Смысловое содержание заголовка на входе в текст и на выходе из него, постоянно и обязательно не совпадает. Заголовок в своем окончательном, ретроспективном прочтении  является чрезвычайно емким выражением точки зрения автора, существенным компонентом, завершающим формирование авторского образа, извлекаемого из данного произведения.

Обобщающий характер заголовка имеет место отнюдь не только при наличии символики, метафоры, аллегории, но и при полном сохранении главными словами своих прямых значений.

Заголовок стоит над текстом, отделён от него определённым пространством, это позволяет ему функционировать в качестве самодостаточной речевой единицы (автосемантические заголовки). Такие заголовки выразительны сами по себе, в основном понятны ещё до прочтения текста. При оценке выразительности таких заголовков нужно применить те знания, которые были получены в курсе современного русского языка при изучении фонетики, лексикологии, морфологии, синтаксиса, а также стилистики.

 

Так как восприятие текста – процесс поэтапный, необходимо выяснить, какие функции выполняет заголовок на каждом из трёх этапов восприятия.

1 этап

Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи направлены все заголовки, которые при этом несут графически-выделительную функцию. Указанная функция — единственная, которая реализуется неязыковыми средствами.

При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имен, знаков. Заголовок аналогично любому имени собственному обозначает индивидуальный текст. В этом смысле он входит в систему «указателей». От элементов этой системы, называющих материальные предметы окружающей действительности, заголовки отличаются тем, что они, сами речевые явления, называют тексты, тоже речевые явления, и связаны с их содержанием.

Номинативная роль заголовка дает читателю возможность выделить текст, расчленить непрерывный континуум журнального номера на составляющие его публикации.

Можно   назвать   разные   способы   привлечения   произвольной внимания читателя с помощью заголовка.

Во-первых, заглавие активизирует работу читательского мышления через возбуждение интереса (интеллектуальной эмоции). Такие названия публикаций выполняют информативную роль, привлекая читателя к тексту, если он содержит необходимые сведения

Во-вторых, произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций — не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление и т. д. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к публикации. Рекламная функция всегда сочетается с экспрессивно-оценочной или информативной функцией.

Таким образом, на первом этапе восприятия   задача  заглавия - пробудить внимание читателя, вызвать временный, ситуационный интерес. Именно такое восприятие заглавия до прочтения всего произведения формируется благодаря тому, что реализуются графически-выделительная, номинативная и рекламная функции. При этом основная роль газетного заглавия состоит в том, чтобы привлечь читателя к тексту, побудить его прочитать сообщение, содержащееся в публицистическом материале.

2 этап. Знакомство  с текстом 

Знакомясь с текстом, читатель держит заголовок в поле зрения. Название материала помогает, в первую очередь, осознать смысл публикации, понять журналистскую концепцию. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции. Оно в свернутом виде способно выражать содержание текста, которое, как говорилось ранее, представляет цепь тезисов, связанных друг с другом, уточняющих друг друга.

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Важность ее для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор, внушить ему определенные установки.

Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство.

Заголовок облегчает чтение газетной публикации и тогда, когда он выполняет композиционную роль, как бы прогнозируя членение текста на части, его архитектонику. В зависимости от замысла автора, особенностей содержания текст может состоять из отдельных частей, глав, возможно объединение разных материалов под одним заглавием.

Таким образом, на основном, этапе восприятия публикации — при её непосредственном чтении — заглавие реализует наиболее богатый набор функций: информативную, оценочно-экспрессивную, интегративную и композиционную.

3 этап

После прочтения газетного материала читатель запоминает публикацию, если она обратила на себя внимание содержанием или выразительным  композиционно речевым  построением. Наступает сжатие  текста. Заголовок, как указывает Л.М. Мурзин , служит компрессированным текстом, он выражает то же содержание, является «метой произведения», его сигналом, знаком. Основная функция заголовка при закреплении содержания в памяти читателя — номинативная.

Подводя итог сказанному, можно утверждать следующее: заглавие играет свою роль на всех этапах восприятия текста: до чтения, во время чтения, после прочтения всего текста. При этом отмечается многофункциональность газетного заголовка. На различных этапах восприятия на первый план выступают различные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ выбранных заголовков

 

2.1. Функциональные типы заголовков

 

Из выбранных названий публикаций подавляющее большинство составляют заголовки, относящиеся к  назывному  функциональному типу.

 Преобладающее большинство  названий можно отнести к заголовкам-словосочетаниям. Например:

    • Возможности юмора / В.Прокопенко // Народное образование. – 2000. - №8. – С. 200.
    • Организация творчества педагогов и учащихся / Завельский Ю.К.// Завуч. – 2000. - №2. – С. 107.
    • Новая среда обитания / Ермаков А. // Воспитание школьников.-2001.-№10. – С. 53.
    • Проблемы воспитания / Мехонцева Д. // Народное образование. -2002. -№9. – С. 143.

Информативный  функциональный тип представлен несколькими типами

1. Достаточно часто отмечаются  заголовки-сообщения:

    • Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным / Болотов В.А.  // Русская словесность. - 2003. - №8. - С. 2.
    • Психологическая служба помогает подросткам найти место в жизни / Лондон Д., Манаенкова З. // Народное образование. - 2000. - №7. - С. 157.
    • Оценка знаний должна воспитывать / Герасимова Н. /Воспитание школьников. – 2003. - №6. – С. 37.
    • Профилирование никого не застанет врасплох / Пинский А. / Народное образование. – 2003. - №4. – С. 79.

2. Значительно реже используются  заголовки-вопросы, среди которых  встречаются и полемические:

    • Школьные конфликты: как их предупредить и разрешить?/ Ольшанский В., Волжская Н. // Народное образование. – 2000. - №8. – С. 110.
    • Где помогут технологии? / Подласый И.П. // Школьные технологии. – 2003. - №3. – С. 10.
    • Детское научное творчество – подлинник или копия? /Нестеренко А.А. // Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 189.
    • Воспитание или образование? / Краевский В. // Педагогика. – 2001. - №3. – С. 3.
    • Экзамен – способ проверки знаний или психологическое испытание? / Журавлёв Д. // Народное образование. – 2003. - №4. – С. 124.

 

3. Апеллятивные заголовки в педагогической  прессе немногочисленны, особенно если речь идет об официальных изданиях. В нашей выборке есть всего два названия, относящихся к данному подтипу. Это заголовки-требования:

    • Расширять воспитательное пространство! / Панкова Т. // Внешкольник. – 2001. - №12. – С. 8.
    • Сделаем  открытие  вместе   / Рахимова М. / Учитель. – 2003. - №3. – С. 43.

 

 Рекламный функциональный тип  представлен также единичными  случаями. К числу рекламных может быть отнесен лишь один заголовок из нашей выборки, содержащий в себе элемент недосказанности, поэтому и своеобразной рекламности:

 

    • Не только дар, но и испытание / Панов В. // Директор школы. – 2000. - №3. – С. 56.

 

 

2.2. Синтаксическая  структура заголовков

 

Синтаксическая структура заголовков отмечена известным однообразием, точнее приверженностью к определенным синтаксическим типам. В нашей выборке представлены следующие типы:

  1. номинативные заголовки:
    • Электронные лектории / Тыщенко О.Б.  // Педагогика. – 2002. -  №8. –  С. 39.
    • Вера, религия и педагогика / Гликман И.З. // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №8. – С. 59.
    • Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования / Андреев А.А. // Школьные технологии. – 2001. - №3. – С. 154.
    • Новая среда обитания / Ермаков А. // Воспитание школьников. – 2001. - №10. – С. 53.

 

  1. двусоставные предложения-заголовки (полные и неполные):
    • Психологическая служба помогает подросткам найти место в жизни / Лондон Д., Манаенкова З. // Народное образование. – 2000. - №7. – С. 157.
    • Воспитание – процесс непрерывный / Виноградова Л. // Российское образование. – 2002. – №2. – С. 7.
    • Диагностика детской одарённости как педагогическая проблема / Савенков А. // Педагогика. – 2000. - №10. – С. 87.
    • Наука – «бесполой» школе / Сабиров Р. // Народное образование. – 2002. - №6. – С. 79.

 

  1. сложные предложения-заголовки, которые представляют собой конструкции, распадающиеся на две части, с четким интонационным делением, где одна часть называет общую проблему, а вторая содержит раскрытие, конкретизацию названного в первой части.
    • Технология подготовки реферата: шаг за шагом / Пронина Л.А., Копылова Н.Е. // Школьные технологии. – 2003. - №3. – С. 140.
    • Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика? / Новикова Л. // Народное образование. – 2001. - №4. – С. 88.
    • Одарённые дети: выявление – обучение – развитие / Панов В.И. // Педагогика. – 2001. - №4. – С. 30.

 

  1. Заголовки - односоставные предложения с формально не выраженным подлежащим:
    • Расширять воспитательное пространство! / Панкова Т. // Внешкольник. – 2001. - №12. – С. 8.

Как сказано выше, журналистская практика уже отработала достаточно большой «синтаксический набор» заголовков, и умелое их использование не только придает разнообразие полосам прессы, но и делает их выразительнее. Очевиден и тот факт, что наибольшая информативность, которая является главной в педагогической периодике, характерна именно номинативным заголовкам (с их краткостью и конкретностью), заголовкам - двусоставным предложениям и сложным предложениям-заголовкам (с их полнотой и содержательностью). Подтверждение этому мы находим при анализе выбранных названий.

 

4. Номинативность – коммуникативность в заголовках

Номинативные заголовки, представляющие собой отдельные слова, отсутствуют. Причина этого, скорее всего, в лаконичности, слабой информативности, неспособности названий такого типа показать всю широту раскрытия вопроса в материале.

Более распространены заголовки, представляющие собой  простые и сложные словосочетания:

Информация о работе Функции заголовка в журналистском тексте