Функции заголовка в журналистском тексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение функций заголовка в журналистском тексте.

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

Изучить все материалы, которые имеются как в библиотеках, так и в интернет ресурсах;
Дать определение заголовка в журналистском тексте;
Вынести самое основное;
Рассмотреть актуальность данной темы;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Функции заголовка в журналистском тексте………………………… ..5 1.1. Заголовок…………………………………………………………………5
1.2. Классификация заголовков………………………………………….. …6
1.3. Виды заголовков………………………………………………………….7
1.4 . Система заголовков……………………………………………………...9
1.5. Типы заголовков……………………………………………………… ..10
1.6. Типы современных заголовков и приемы их использования………..13
1.7. Функции заголовка…………………………………………………….. 17
Глава 2. Анализ выбранных заголовков…………………………………………..24
2.1. Функциональные типы заголовков……………………………………24
2.2. Синтаксическая структура заголовков……………………………….26

Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Функции заголовка в журналистском  тексте………………………… ..5 1.1. Заголовок…………………………………………………………………5

1.2. Классификация заголовков………………………………………….. …6

1.3. Виды заголовков………………………………………………………….7

1.4 . Система заголовков……………………………………………………...9

1.5. Типы заголовков……………………………………………………… ..10

1.6. Типы современных заголовков  и приемы их использования………..13

1.7. Функции заголовка…………………………………………………….. 17

Глава 2. Анализ выбранных заголовков…………………………………………..24

           2.1. Функциональные типы заголовков……………………………………24

2.2.  Синтаксическая структура заголовков……………………………….26

 

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………………...31

 

Введение

 

 

Целью курсовой работы является изучение функций заголовка в журналистском тексте.

 

Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

 

    • Изучить все материалы, которые имеются как в библиотеках, так и в интернет ресурсах;
    • Дать определение заголовка в  журналистском тексте;
    • Вынести самое основное;
    • Рассмотреть актуальность данной темы;

Я думаю, что эта тема будет актуальна студентам учащихся на гуманитарных специальностях, так как эта тема важна в дальнейшей работе студентов.

Заголовки публикаций в печатных средствах массовой информации – неотъемлемый элемент ее дизайна. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес.

Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию.

«Заголовок стоит над текстом, отделен от него определенным пространством, и это позволяет ему функционировать в качестве самодостаточной речевой единицы. Такие заголовки выразительны сами по себе и, в основном, понятны еще до прочтения текста» [33, с. 67].

Одна из труднейших задач журналиста – сделать заголовок легким для восприятия, информативным и одновременно интригующим.

Заголовки публицистических текстов, содержащие цитаты и их различные трансформации, способствуют наиболее точной передаче смысловых оттенков.

Заголовок не только дает общее представление о теме выступления, но и формулирует одну из основных идей, мыслей автора, вывод, к которому он приходит. Заголовок должен быть тесно связан с содержанием публикации, более того вытекать из него. 

 

 

 

 

Глава 1. Функции заголовка в журналистском тексте

 

1.1 Заголовок

 

Заголовок является первым знаком всякого словесного произведения (и журналистской статьи в частности). В словарях можно найти различные толкования термина «заголовок»:

    • Название небольшого произведения, статьи. С202 ожигов
    • Название книги, сочинения или части их; заглавие.с915 вино
    • Воспроизведенное в печатном или письменном виде заглавие, какого либо издания, публикации и т.п. больш толк сл ру.яз

 

С одной стороны, заголовок - это языковая структура, предваряющая текст, стоящий «над» ним. Поэтому заголовок воспринимается как речевой элемент, находящийся вне текста и имеющий определённую самостоятельность. С другой стороны, заголовок – полноправный компонент текста, входящий в него и связанный с другими компонентами целостного произведения. Наряду с началом, серединой и концовкой он составляет определённый план членения текста – пространственно-функциональный, или архитектонику текста.

 

Заголовок по сути своей является рекламой следующего за ним текста. Многие заголовки в краткой спрессованной форме отражают сущность описываемых в тексте событий.  Именно заголовок привлекает к последующему тексту внимание. Часто только по названию читатель решает, стоит ли тратить время на материал, несет ли он информацию, представляющую интерес. Исследование психологов показали, что около 80% читателей уделяют внимание только заголовкам.

 

Заголовки полноинформативные содержат тезис текста (развивающий основную мысль), или тему всего текста.  В них содержится сигнал о том или ином элементе смысловой схемы текста, или основную мысль его, или любой тезис, развивающий основную мысль. 

 

1.2. Классификация  заголовков

 

Полноформативный номинативный заголовок - заголовок, назначающий тему последующему тексту и выполняющие роль знака текста, аналогично именам собственным, которые служат названиями географических объектов, заводов, пароходов. Например: "Трейд-маркетолог".

 

Полноформативный предикативный заголовок - заголовок, представляющий собой развернутый тезис, отражающий предмет статьи и его предикат, давая, таким образом, предсказание смысла последующего текста. Например: "Значение маркетинга будет расти".

 

Пунктирный (неполноинформативный) заголовок - заголовок раскрывающий не весь тезис текста, а только его часть - логическую тему или предикат. В таком названии может быть только сигнал о предмете речи или его признаке. Например: "Поменяли маркетолога".

 

 Создание заголовка – это  творчество, удачный результат которого обязательно предполагает оригинальное, нестандартное мышление. В среднем в пять раз больше людей читают заголовки, чем основной текст. Приступая к созданию заголовка, надо иметь в виду следующие основные рекомендации.

 

 

 

 

1.3. Виды заголовков

 

В журналистике используется несколько видов заголовков, различающихся по своему назначению, по роли, которую они играют на полосе. Также необходимо отметить, что традиционно статьи относительно большого объема делятся на несколько частей, разделов.

Обыкновенный заголовок дает представление о стоящем под ним материале. Почти каждый материал, публикуемый в журнале, имеет такой заголовок.

Подзаголовок (чаще всего тематический) поясняет, уточняет, иногда развивает заголовок более высокого уровня. Подзаголовок может быть и служебным; в этом случае он указывает на характер, направление журнального выступления, на его литературную форму или источник получения. Может быть, также и внутренний подзаголовок – название раздела, материала, например в том случае, когда статья относительно большого объема делится на несколько частей, разделов.

Рубрика обычно ставится над основным заголовком (отсюда другое ее название - надзаголовок). Большей частью она указывает на отдел или раздел журнала, в котором помещается данный материал. Рубрика может также характеризовать направление или жанр материала.

Шапка - заголовок, объединяющий несколько журнальных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок. По своему характеру шапки весьма разнообразны: так называемая «лозунговая шапка» обращается к читателям с лозунгом, призывом; «обобщающая шапка» выражает основную идею, главную мысль подборки материалов, которые она объединяет; «информационная шапка сообщает о каком-либо событии или о месте, где оно происходит, в нее может быть внесен важнейший из фактов, и т.д.

Заголовки применяются отдельно или в сочетании друг с другом. В последнем случае они взаимодействуют, давая читателю максимум первичной информации о публикации. Чаще всего в журналах используют сочетание двух видов заголовков - рубрики и обыкновенного заголовка или заголовка и подзаголовка. Рубрика определяет тематическое направление или характер публикуемого материала. Заголовок сообщает о теме, идее выступления. Подзаголовок конкретизирует содержание заголовка.

Заголовок-резюме или комментирующий заголовок. Безличные и неопределенно-личные формы фиксируют ситуацию как характерную, чуть не закономерную. Не редкость резюме с ироничной «оговоркой». Такие составные заголовки создают дополнительные возможности для комментирования текста. Сегодня эти заголовки очень популярны у российской прессы.

Эффект оценки в заголовке-резюме часто создается двойной конструкцией с повтором ведущего слова. Иногда в таких случаях привлекается метафора.

      • Эффективен и очень распространен заголовок-цитата. Возможно прямое цитирование: С указанием источника. Создается впечатление достоверности, доверительности. У цитаты, просящейся в заголовок, часто бывает много от афоризма.
      • Без указания источника (основной текст поясняет ситуацию).

 

Сегодня достаточно активно используется заголовок-обращение. Нередко такой заголовок звучит как призыв, но так как лозунги-призывы в сознании современных россиян ассоциируются с недавним советским прошлым, то такая форма может использоваться как пародийная.

Журналисту следует в процессе сочинения заголовка не только стараться выразить в нем себя, придать произведению оригинальность, но и не забывать об общей концепции подборки, полосы, номера.

 

1.4. Системы заголовков

 

Каждый подзаголовок интригует по-своему и с ходу сложно понять, о чем же идёт речь в конкретной статье. Тем более трудно представить себе сюжет статьи.

Очень часто знакомство с любым объемным текстом начинается с просмотра заголовков и подзаголовков. И им же - в условиях возросшего информационного потока - нередко заканчивается. Более того, одна из мощных тенденций современной журналистики - создание текстов для "просмотрового чтения". Всё это говорит о том, что заголовки разделов текста должны максимально позиционировать весь текст. А это возможно, если они образуют систему. Заголовки должны составлять общий "сюжет", понятный читателю даже при беглом просмотре.

Итак, существуют следующие системы заголовков:

      1. «Что и Когда»

Заголовки фрагментов текста образуют временную последовательность основных событий, дающих, подобно оглавлению, представление о произошедшем в целом.

Этот вариант системы заголовков чаще других встречается у классиков приключенческого жанра - Жюля Верна, Александра Дюма, Марка Твена.

      1. «Что есть Что»

Заголовки фрагментов текста образуют перечень составных частей, стадий или назначений некого предмета описания. Этот вариант системы заголовков более подходит учебно-методической литературе, назначение которой рассматривать составные части объектов и их связи.

      1. «Что и Как»

Заголовки фрагментов текста образуют алгоритм действия героя или читателя.

Выбор системы заголовков диктуется способом разбиения объемного текста на главки относительно основного предмета описания. Если текст разбит по хронологии событий вокруг этого предмета, то подзаголовки смогут образовать только систему № 1. Если каждая главка текста посвящена какой-то подсистеме или надсистеме предмета описания, то лучше подойдет система № 2. 

Попытки объединить системы заголовков приводят к распыляющей внимание читателей бессистемности: один заголовок, к примеру, содержит указание на временную последовательность, другой - на составную часть целого, третий - на суть какого-то шага, действия. Или, как говорят в курсе логики - для группы предметов выбраны различные основания классификации.

Для создания заголовков в рамках одной выбранной системы необходимо при добавлении каждого следующего заголовка проверять, не нарушается ли эта система.

 

1.5.Типы заголовков

 

По реализации информативной функции

 

Заголовки делятся на две группы: однонаправленные и комплексные. Однонаправленные заголовки могут быть соотнесены с любым смысловым элементом текста (тема, основная мысль, аналитическая оценка ситуации, иллюстрации к тезисам и т.д.). Комплексный же заголовок актуализирует два или несколько смысловых компонентов текста. С точки зрения информативности выделяются заглавия:

    • полностью информирующие о том или ином элементе текста, ясные до чтения публикации (полноинформативные заголовки);
    • заголовки – знаки смыслового элемента, лишь сигнализирующие о нём (пунктирные заглавия);
    • заголовки, информирующие о том смысле, который вербально не выражен в тексте, уведён в подтекст;
    • заголовки, полностью понимаемые после прочтения текста, воспринимаемые ретроспективно.

Информация о работе Функции заголовка в журналистском тексте