Формирование положительного образа профессии сотрудника МЧС у населения посредством СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 08:44, реферат

Описание работы

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации; создание профессионального государства [1].

Файлы: 1 файл

Постнов, Демченко Формирование положительного образа профессии сотрудника М.docx

— 27.07 Кб (Скачать файл)

Формирование положительного образа профессии сотрудника МЧС у населения посредством СМИ.

 

                                                                                         А.И. Постнов, О.Ю. Демченко

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим  фактором развития   национальной экономики, улучшения качества жизни населения,   обеспечения   политической  стабильности  в  обществе, укрепления национальной  обороны,  государственной  безопасности  и правопорядка,   повышения  конкурентоспособности  и  международного престижа Российской Федерации; создание профессионального государства [1].

Реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления, которая стоит перед Российской Федерацией, во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего, в частности сотрудника МЧС России. Необходимо отметить, что данное восприятие должно всегда нести позитивный характер. С учётом выше сказанного, можно с уверенностью говорить о имидже, который имеет важное функциональное и статусной значение, так как он является показателем уровня доверия населения к государственной службе и критерием оценки обществом эффективности управленческой деятельности.

В августе 2013 года, в соответствии с Директивой МЧС России созданы системы научно-исследовательских подразделений информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС, ГО и ПБ, также в УрИ ГПС МЧС. Одной из главенствующих задач работы данной структуры является совершенствование методов информационной работы с населением в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров, в частности работа со СМИ.

Формирование и укрепление позитивного имиджа сотрудника МЧС России является одним из приоритетных направлений в развитии системы МЧС России. Имидж системы МЧС России, несомненно, играет важную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения, а именно:

во-первых, с помощью имиджа властвующие субъекты поддерживают равновесие и стабильность в современном социуме, целенаправленно воздействуют на общественное мнение (в случае, когда имидж, сформированный общественным мнением и высшей властью, совпадает).

во-вторых, сформированный имидж системы МЧС России  имеет побудительный, деятельностный характер для всего общества. Положительный имидж может вызывать чувство патриотизма, мобилизовать общество на решение различных задач, в том числе и на защиту своего Отечества.

в-третьих, имидж системы МЧС России - это категория историческая, формирующаяся десятилетиями. Поэтому усиление тождества страны с МЧС ведет одновременно и к укреплению позиций государства на международной арене.

в-четвертых, любому социуму необходимо согласование интересов между субъектами, формирующими имидж МЧС России, и субъектами, которые обеспечивают безопасность страны.

в-пятых, в современном социуме объективно возникает необходимость постоянного согласования усилий субъектов в области безопасности жизнедеятельности, безопасности и формирования имиджа. Таким органом, согласования различных усилий и интересов в РФ является Управление пресс-службы и информации МЧС России.

в-шестых, помимо государства, на имидж системы МЧС влияет множество субъектов общества, отдельные зарубежные государства, а также отдельные граждане, которые по-своему могут представлять и продвигать образ сотрудника МЧС в информационном пространстве. Причем созданные ими образы могут положительно или негативно характеризовать уровень защищенности страны и влиять на массовое сознание.

Работа со СМИ - это одно из приоритетных направлений Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Эта деятельность положительно влияет на формирование общественного мнения о системе МЧС, Государственной противопожарной службе, способствует воспитанию безопасного образа жизни, привлечению граждан и общественности к участию в предотвращении пожаров.  
Пресс-служба Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям формировалась параллельно с подобными структурами Министерства обороны и МВД. Но главным и определяющим ее отличием было то, что пресс-служба МЧС создавалась одновременно с Министерством, тогда как пресс-службы других силовых ведомств возникли в уже существующих десятилетиями организациями [2].

Безусловно, главным создателем имиджа сотрудника МЧС выступают СМИ, которые делятся на печатные и электронные. Именно средства массовой информации, информируя общество о положении дел в системе МЧС, привлекая внимание к наиболее значимым положительным и негативным явлениям жизни МЧС, влияя на общественное сознание, чувства людей и косвенно – на механизмы принятия военно-политических решений, являются одним из важнейших информационных ресурсов функционирования системы МЧС. Без поддержки средств массовой информации итоги спасательных операций могут быть неадекватно восприняты общественностью. Кроме того, для морально-психологического состояния сотрудников МЧС далеко не безразлично, какой образ сотрудника МЧС формируется в обществе.

В самых общих чертах механизм формирования положительного престижа службы в МЧС и высокого имиджа системы МЧС России можно представить следующим образом: субъект (государство); объект (граждане страны); методы (воспитание, обучение, пропаганда и т.д.), инструмент (средства массовой информации) воздействия.

Важно отметить, что в этом механизме государство выступает заказчиком на производство информации, способствующей внедрению в сознание нации требуемых установок, а средства массовой информации – инструментом её распространения

В связи с этим принципиальное значение здесь имеет продуманная государственная стратегия использования средств массовой информации. Однако, как показывает практика, существующий сегодня механизм взаимодействия МЧС России и средств массовой информации нельзя признать удовлетворительным. Очевидно, что деятельность СМИ по формированию положительного образа сотрудника МЧС у населения требует серьезной корректировки.

В настоящее время сложилось противоречие: с одной стороны, общество заинтересовано в позитивном образе системы МЧС, с другой - потенциал средств массовой информации по формированию положительного имиджа системы МЧС используется явно недостаточно, многочисленные публикации о жизни и деятельности сотрудника МЧС России не всегда соответствуют действительности.

Значительно участившиеся в последнее время природные катаклизмы и катастрофы вывели деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям на первые полосы в сообщениях электронных и печатных СМИ.  
Но свой положительный имидж МЧС формирует реальными делами во время проведения спасательных операций, к которым благодаря СМИ приковано внимание населения, и нет необходимости изыскивать информационные поводы и коммуникативные технологии, чтобы заинтересовать общество. С другой стороны, восприятие населением работы ведомства сквозь призму беды сопряжено с обостренным, эмоционально неуравновешенным состоянием и обычно бывает необъективным. Любой минимальный промах одного из руководителей или подразделения, любое неверно сказанное слово может вызвать негативную реакцию средств массовой информации и населения по отношению к службе в целом. Формирование общественного мнения в условиях кризиса, когда люди находятся в стрессовом состоянии, - сложная задача [2].

Особое значение роли СМИ характеризуется еще и тем, что в условиях демократии большинство СМИ стали независимыми, причем эта независимость понимается предельно расширительно, и всякое вмешательство в их дела рассматривается как покушение на основы свободы и демократии.

Современные СМИ привлекают внимание читателей устрашающими новостными заголовками и редко предпринимают попытки рассказать не только о происшествии, но и раскрыть образ конкретного человека – спасателя, пожарного. Как правило, всё, что касается чрезвычайного ведомства, попадает в разделы ЧП, больше внимания уделяется личности спасённого, а сотрудники МЧС остаются на заднем плане, незаслуженно забытыми [3].

Кроме того, ложная, агрессивно продвигающаяся дезинформация является и мощным информационным оружием. Следует, особо подчеркнуть, что в последнее десятилетие в методах и способах межгосударственных противоборств также произошли радикальные изменения. Одним из них является реализация режима «Управляемый хаос», когда осуществляется перевод существующего в стране социально-экономического устройства в состояние хаоса, из которого внешние силы впоследствии формируют новую структуру власти (так называемые «цветные революции») [4].

Проведённый анализ влияния информации на массовое сознание показал усиление роли СМИ в условиях ЧС современности.

         1. Необходимо  изучать возможности, алгоритмы  действия средств массовой информации, качественные и количественные  параметры информации, качественные  и количественные параметры информации, её социально – психологическую  и политическую направленность, а значит и специфику управления  информацией в условиях чрезвычайного  характера.

2. В интересах формирования положительного имиджа системы МЧС  России следует привлекать следующие средства массовой информации: федеральные, региональные, в том числе и электронные; официальный сайт Министерства чрезвычайных ситуаций «Интернет» и абонентские пункты учебных заведений МЧС России; экспертно-аналитическое сообщество (фонды, центры, научно-исследовательские заведения); общественные организации, объединения и движения, целью которых является укрепление авторитета и утверждение позитивного имиджа системы МЧС России в обществе.

3. Основной целью СМИ в механизме формирования положительного отношения российского общества к МЧС России является создание информационной среды, которая направляет поведение общества на всемерное уважение человека в погонах. Соответственно, задачами, решаемыми пресс-службами МЧС в этом механизме, являются: внедрение установок поведения общества, обеспечивающих высокий престиж службы в МЧС, нацеленность на совершенствование взаимодействия общества и МЧС, морально-психологическую готовность к службе МЧС; противодействие негативному информационно-психологическому  воздействию на общество в целом и сотрудников МЧС, в частности, способствующему неадекватной оценке ими роли МЧС России в обществе; систематическое и целенаправленное воздействие на психологию, социальное и политическое поведение граждан в интересах защиты безопасности жизнедеятетельности.

4. Основными направлениями более эффективного использования СМИ в формировании позитивного имиджа сотрудника МЧС, положительного отношения российского общества к службе в МЧС России являются следующие: совершенствование материально-технической базы пресс-службы МЧС России; дифференциация источников массовой информации, обращенной к обществу; повышение роли электронных средств массовой информации в формировании положительного сознания общества; налаживание более тесного взаимодействия между органами государственной власти с вневедомственными средствами массовой информации, повышение их заинтересованности в объективном освещении процессов, происходящих в системе МЧС России.

5. В ходе привлечения СМИ для формирования требуемого имиджа МЧС России необходимо применять следующие основные формы работы информационного обеспечения: постоянно действующий семинар с главными редакторами средств массовой информации под руководством Управления пресс-службы и информации; подготовка сообщений и пресс-релизов; проведение пресс-конференций и брифингов; посещение журналистами вузов МЧС России, подразделений МЧС России; использование Интернет-сайтов с целью повышения результативности взаимодействия органов управления МЧС России; расширение практики привлечения представителей средств массовой информации к освещению процессов практической подготовки, учебы, тренировок частей и соединений; официальные комментарии позиции руководящего состава Министерства чрезвычайных ситуаций; активизация совместной деятельности пресс-службы МЧС России с гражданскими СМИ в освещении жизни и деятельности МЧС России; организация встреч сотрудников МЧС России с представителями средств массовой информации; институционализация практического участия представителей средств массовой информации в мероприятиях по служебно-боевой подготовке.

6. Наиболее эффективные формы доведения информации о системе МЧС России следующие: репортажи в период с 16 до 18 часов, новостные передачи в прайм-тайм, аналитические статьи, специализированные Интернет-сайты и интервью. Самой результативной формой взаимодействия средств массовой информации и МЧС России является пресс-конференция. Одной из самых действенных мер для формирования положительного образа сотрудника МЧС России и службы в МЧС России с помощью СМИ является увеличение финансирования денежного довольствия сотрудников МЧС и служебно-боевой подготовки. Наиболее предпочтительная тематика, которую целесообразно шире освещать в СМИ: социальная защищенность сотрудников МЧС России, ход реформы, история МЧС России, их традиции, жилищная проблема сотрудников, финансирование. Важнейшим средством повышения объективности информации о МЧС России  является правдивое отражение проблем сотрудников МЧС России в средствах массовой информации.

7. Необходимы организация систематического мониторинга СМИ и общественного мнения о системе МЧС России с целью выявления причин, условий и факторов, обуславливающих снижение престижа МЧС России; обеспечение более эффективного использования наглядной агитации и технических средств массовой информации, имеющихся в распоряжении МЧС, для пропаганды социальной роли МЧС в российском обществе.

8. В качестве мер повышения ответственности средств массовой информации за публикуемые неконструктивные материалы необходимо реализовать следующие меры: законодательное оформление положений о собственниках средств массовой информации, их правах, обязанностях и ответственности; законодательное ограничение финансового участия иностранного капитала в деятельности отечественных средств массовой информации; ужесточение мер административной, материальной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации, распространение подрывной, неконструктивной информации; создание правовых и организационных условий для государственного контроля над содержанием информационных сообщений и другие.

Информация о работе Формирование положительного образа профессии сотрудника МЧС у населения посредством СМИ