Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы и разработке комплекса методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей.
Объект – процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Предметом исследования является комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей будет более эффективным, если:
- будет разработан комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……………………………………...6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………6
1.2 Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе………………………………………………………………………….13
1.3 Основные методические мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей……………17
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания…………………………………………….24
2.1 Изучение организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе физического воспитания………………………………………………………..24
2.2 Разработка комплекса методических мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……31
Заключение……………………………………………………………………....36

Файлы: 1 файл

курсовая по физ. (3 курс).docx

— 67.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Челябинский государственный  педагогический университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра теории и методики дошкольного образования

 

 

 

Курсовая работа

 

Взаимодействие  дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического  воспитания детей

 

 

 

Выполнила: Чичулина Дарья  Сергеевна

Проверила: Уразова Альбина Рамазановна

 

 

 

Челябинск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……………………………………...6

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………6

1.2 Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе………………………………………………………………………….13

1.3 Основные методические  мероприятия по взаимодействию дошкольного учреждения с семьей в процессе физического воспитания детей……………17

Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания…………………………………………….24

2.1 Изучение организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе физического воспитания………………………………………………………..24

2.2 Разработка комплекса методических мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания……31

Заключение……………………………………………………………………....36

 

 

Введение

 

В дошкольном возрасте закладываются  основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это  развитие является закономерным биологическим  процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость и др.).

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которая играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, развиваться физически. Насколько эффективно ребенок будет овладевать навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.

Главной особенностью семейного  воспитания признается особый эмоциональный  микроклимат, благодаря которому у  ребенка формируется отношение  к себе. Другая важная роль семейного  воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка  в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Уровень семейного воспитания в процессе физического развития детей определяется степенью взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание – это  не только занятие физкультурой, а  целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском  саду. В этом состоит актуальность выбранной нами темы исследования: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей».

Цель исследования состоит в теоретическом анализе психолого-педагогической литературы и разработке комплекса методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей.

Объект – процесс взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предметом исследования является комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей будет  более эффективным, если:

- будет разработан комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста;

- будет разработана программа физического воспитания детей дошкольного возраста в семье.

В соответствии с целью  и гипотезой исследования были определены задачи нашего исследования:

  1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Разработать комплекс методических мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Разработать программу физического воспитания детей дошкольного возраста в семье.

Методы исследования:

Теоретические

Эмпирические

Базой исследования являются методы работы с родителями в ДОУ ЦРР ДС №85

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам и заключения.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в процессе физического воспитания

 

1.1 Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования

В системе дошкольного  образования теория и методика физического  воспитания как наука об общих  закономерностях физического воспитания и развития личности ребенка сформировалась сравнительно недавно. Будучи одной  из отраслей педагогики, она имеет  единое содержание и предмет изучения с общей теорией и методикой  физической культуры. Цель физического  воспитания ребенка — это подготовка к жизни, труду, защите Отечества. Спецификой предмета является изучение закономерностей  физического воспитания и управление развитием ребенка от рождения до семи лет. [7]

Учитывая особенности  каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации  педагогического процесса, особенности  руководства им в дошкольных образовательных  учреждениях. Она вооружает практику необходимыми теоретическими основами, тем самым способствуя ее совершенствованию. В теории физического воспитания рассматриваются следующие понятия: физическое развитие, физическое совершенствование, физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, физическая подготовленность, физические упражнения, двигательная активность, двигательная деятельность, спорт. Остановимся на определении каждого из этих понятий.

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств. Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).

Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности. Физическое совершенство выражает высокую степень развития индивидуальной физической одаренности, повышение биологической надежности организма, согласующейся с закономерностями всестороннего развития личности и долголетнего сохранения здоровья. Критерии физического совершенства имеют конкретно-исторический характер. Они изменяются в зависимости от ситуаций социального развития, отражая реальные требования общества. [2]

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Следовательно, с полным правом можно сказать, что под физической культурой понимается творческая деятельность, имеющая целью преобразование, совершенствование человеческой природы посредством физических упражнений. Физическая культура направлена на «окультуривание» тела, его оздоровление. Давно известно, что в здоровом теле здоровый дух. Поэтому важно, формируя культуру тела, одновременно гармонически развивать личность ребенка, стимулировать раскованность и свободу его движений, активизировать творчество. То или иное заболевание человека — расплата за упущенные потенциальные возможности в развитии психики и тела.

С момента рождения ребенка  его свобода ограничена условиями  того социума, где он родился и  будет жить. Ограничение свободы  действий ребенка приводит к нездоровью. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему  миру и быть в гармонии с ним. Развитие телесной культуры психофизических  возможностей ребенка, духовности и  творчества обеспечивает состояние  относительного здоровья. Физическая культура — широкое понятие, тесно  связанное с физическим воспитанием. [2]

Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка. [21]

Физическая подготовленность — соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.[7]

Физическое образование — овладение специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, развитие телесной рефлексии у ребенка. [23]

Физические упражнения — специальные движения, а также сложные виды деятельности ребенка, применяемые в качестве средств физического воспитания. Они используются для совершенствования жизненно необходимых двигательных навыков и содействия Духовному развитию ребенка. Термин «упражнение» обозначает неоднократные повторения Двигательного действия.[2]

Двигательная деятельность — деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребенка. [14]

Двигательная активность — это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка. Она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя. Теория индивидуального развития ребенка основана на энергетическом правиле двигательной активности. Согласно этой теории, особенности энергетики на уровне целостного организма и его клеточных элементов находятся в прямой зависимости от характера функционирования скелетных мышц в разные возрастные периоды. Двигательная активность является фактором функциональной индукции восстановительных процессов (анаболизма). [3]

Спорт — составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений. [21]

Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач  дошкольных учреждений, в процессе, которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем. [15]

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического  воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения, учитывая возможности работоспособности  организма, возникающие интересы и  потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразие преобладающего вида деятельности,     в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим разрабатывается содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе физического воспитания детей