Военно-физическая подготовка в русской армии и флота в 18 веке и в первой половине 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 13:20, лекция

Описание работы

Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Вес началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и т.п. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось применять рукопашную схватку.

Файлы: 1 файл

4.docx

— 15.27 Кб (Скачать файл)

Военные реформы  конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Вес началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. Эти полки формировались из людей, различных по своему положению. Здесь были выходцы из дворян, бояр, купцов, ремесленников и т.п. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось применять рукопашную схватку. В военных играх иногда участвовало до 30-40 тыс. солдат. С одной стороны выступали Семеновский и Преображенский полки, а с другой - стрелецкие полки. Особенно большие военные потехи проводились под селом Кожуховым в 1694г. Петр I рассматривал эти игры как репетицию перед Азовским походом. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия. 1

После смерти Петра I (1725) в русской армии насаждаются иностранные методы подготовки войск. Главное внимание стали обращать па обучение ненужным приемам, муштру солдат, парадность. Передовая часть русского офицерства (П.А. Румянцев, Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов и другие) в подразделениях, которыми им приходилось командовать, старались не только сохранять, но и развивать дальше петровские традиции. Особенно большая заслуга принадлежит выдающемуся полководцу Л.В. Суворову (1730-1800). Он поднял систему подготовки войск на такую высоту, на которой она не стояла в те времена ни в одной стране мира. Об этом убедительно свидетельствуют блестящие военные победы, одержанные русскими войсками под командованием А.В. Суворова. В своих литературных произведениях "Полковое учреждение" и "Наука побеждать" он изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров. Суворовские принципы военного искусства включали в себя субординацию (подчинение, дисциплина), экзерцицию (обучение, упражнение), чистоту, здоровье, бодрость, храбрость, победу. А.В. Суворов говорил, что обучать солдат и офицеров нужно тому, что встречается в бою. В военных надо развивать быстроту, умение определять дистанцию, воспитывать решительность и натиск. Суворовское выражение "пуля дура, штык молодец" указывает на широкое применение в обучении приемам штыкового боя. Офицерам он рекомендовал фехтование и верховую езду. В системе А.В. Суворова важное место занимала морально-волевая подготовка, воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры, и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812г. Однако с окончанием этой войны и созданием "Священного союза" (1815) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

В конце 30-х годов XIX в. делаются попытки внести кое-какие изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начинает выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838г. разрабатывается инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были обеспечить, во-первых, физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения в силу косности и реакционности военного командования.

Поражение царской России в Крымской войне в середине 50-х  годов XIX в. показало существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск.

1 Военно-физическая подготовка в русской армии. // Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. – М.,1982. – С.69-71


Информация о работе Военно-физическая подготовка в русской армии и флота в 18 веке и в первой половине 19 века